Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование
взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в
конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка
практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников организации.
Содержание:
Введение..............................2
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация...........................4
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14
§3 Специфика организационного конфликта............21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования.....................30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческих организаций........34
2.4. Выводы по исследованию....................37
Заключение
..........................................................................................................38
Приложения...........................40
Литература.............................47
возможности разрастания конфликта, реакцию на ситуацию, реализацию
конфликта, управление конфликтом, функциональные и дисфункциональные
последствия конфликта.
Последствия конфликта могут быть функциональными (конструктивными) и
дисфункциональными (разрушающими). Среди функциональных последствий можно
выделить: поиск и выработки взаимоприемлемого решения, снятие враждебности,
несправедливости конфликтующих людей, разрядка, появление условий для
сотрудничества, творчества, взаимопонимание, анализ проблем и разработка
различных вариантов их решений.
Дисфункциональные последствия конфликтов: неудовлетворенность людей, их
плохое самочувствие, рост текучести кадров, уменьшение сотрудничества,
излишне сильная преданность своей группе и проявление непродуктивной
конкуренции с другими группами, представление о другой стороне как о
«враге», уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения, смещение
акцента — придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению
проблемы.
Таким образом, были рассмотрены следующие вопросы необходимые для раскрытия
вышеназванной проблемы.
Конфликт
— это особый вид
(оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с
противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов.
Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную
информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив и т.д.
Это делает процесс выработки решения группой или отдельным руководителем более
эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства,
удовлетворить потребности.
В целом выделяют две группы конфликтов — функциональные конфликты и
дисфункциональные. конфликты первой группы ведут к повышению эффективности
организации, а конфликты второй группы приводят к снижению личной
удовлетворенности, разрушению группового сотрудничества. Существуют четыре
основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между
отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Причинами конфликтов - это различия в представлениях и ценностях ведут к
конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему,
люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации,
которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей.
Глава 2
Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и стратегий
поведения в конфликтных
2.1. Программа исследования
Объектом
исследования являются
"Стройцентр"
г.Твери. В исследование
Предмет исследования: типичные стратегии поведения в конфликтной
ситуации, тип темперамента.
Цель исследования: выявить и проанализировать взаимосвязь типичных
стратегий поведения в конфликтной ситуации и типа темперамента у сотрудников
коммерческой организации.
Задачи исследования:
1. Выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
2. Выявить тип темперамента.
3.
Проанализировать взаимосвязь
4.
Разработать практические
Гипотеза:
выдвигается предположение,
особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у сотрудников
коммерческой организации.
Описание методик:
1.
Методика диагностики
поведению К. Томаса. Содержит 30 пар суждений о поведении индивида в
конфликтной ситуации, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то
суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
В результате обработки данных по ключу выясняется количество баллов по каждой
шкале, дающее представление о выраженности у испытуемых тенденции к проявлению
соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.
2.
Методика диагностики
вопросов, позволяет выявить тип темперамента испытуемых.
3.
Методы статистической
коэффициент ранговой корреляции.
Для установления статистической взаимосвязи между исследуемыми параметрами
применяется коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент
рассчитывается по формуле:
6 ∑ (d2)
RS = 1 -
N (N – 1)
где d – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого.
N – количество ранжируемых значений, т.е. количество испытуемых.
Если полученный коэффициент корреляции больше критического значения, это
доказывает существование
взаимосвязи между
2.2.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование
типичных стратегий
коммерческой организации
На основе анализа полученных результатов было установлено, что испытуемыми
используются все стратегии конфликтного поведения.
В компании "Стройцентр", исследуя выраженность у испытуемых стратегии
поведения в конфликте, можно заметить, что в целом по выборке наблюдается
общая тенденция использовать стратегию компромисса (общегрупповая норма –
6,1). Эта стратегия
предполагает частичное
интересов и частичное удовлетворение интересов партнеров. Тенденция к выбору
этой стратегии может быть обусловлена тем, что сотрудники стремятся сохранить
важные деловые и личностные контакты, а также использование этой стратегии
дает возможность избежать лишних потерь.
На основании анализа описательных статистик можно сделать вывод о том,
практически все стратегии подчиняются закону нормального распределения
показателей по каждой шкале.
Исследование
взаимосвязи различных
темперамента сотрудников коммерческой организации
С помощью корреляционного анализа мы выявили значимые взаимосвязи между
стратегиями поведения в конфликтной ситуации и темперамента.
По сводной матрице компании можно сделать вывод о том, что существует
значимая взаимосвязь между стратегией соперничества и экстраверсией (0,543).
Чем более интроверитрованным является сотрудник, тем чаще он прибегает к данной
стратегии поведения в конфликтной ситуации. Следовательно, меланхолики и
флегматики чаще
прибегают к стратегии
На уровне тенденции обнаружена взаимосвязь между сотрудничества и
экстраверсией (0,252).
Результаты исследования дают нам возможность говорить о том, что от типа
темперамента
зависит частота обращения
некоторым стратегиям конфликтного поведения.
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческой
Исследование профессиональной деятельности сотрудников строительной компании
позволило выработать ряд практических рекомендаций.
Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие
различные стадии:
1.
восприятие конфликта и
2.
исследование конфликта и
3.
поиск путей разрешения
4. осуществление организационных мер.
Конфликт в организации практически всегда виден, т.к. имеет определенные и
внешние появления: высокий уровень напряженности в коллективе, снижение
работоспособности, ухудшение производственных и финансовых показателей и т.д.
Следует учитывать,
что объективный уровень
быть адекватными,
иначе могут возникать
существующие конфликты), переоценка или недооценка значимости конфликта,
невосприятие, игнорирование конфликта.
Исследование конфликта и поиск его причин – это следующая стадия управления
конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ
конфликтной ситуации, который предполагает:
1. выявление сути противоречия, установление не только повода, но и
причины, вскрытие так называемых «болевых точек» в организации и
своевременное проведение работы по их устранению;
2. выяснение интересов и целей участников, их позиций;
3. оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных
вариантов достижения цели;
4.
поиск точек соприкосновения,
общих целей и интересов