Высшие чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование

взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в

конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка

практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности

сотрудников организации.

Содержание

Содержание:

Введение..............................2

Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»

§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его

классификация...........................4

§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14

§3 Специфика организационного конфликта............21

Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и

стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

2.1. Программа исследования.....................30

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32

2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности

сотрудников коммерческих организаций........34

2.4. Выводы по исследованию....................37

Заключение

..........................................................................................................38

Приложения...........................40

Литература.............................47

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

в организациях доктрины человеческих отношений для  того, чтобы повысить

эффективность деятельности предприятия за счет использования так называемого

«человеческого  фактора». Но такие организации, считают  Ф. М. Бородкин, Н. М.

Коряк, и более  конфликтны по своей природе.

Главная причина  повышенной внутренней конфликтности  орга­низаций этого типа

заключается в  том, что они принципиально опираются  на способность людей к

самодеятельности, на субъектное начало как отдельных  индивидов, так и групп.

Именно на такого типа предприятиях господствует неформальная организация,

центробежные  процессы в которой являются источником конфликтов. Неформальные

группы на таком  предприятии могут сформировать свои собст­венные цели,

существенно отличающиеся от целей организации. И это уже  является причиной

организационного  конфликта. А в условиях, когда  членами такой группы

становятся формальные лидеры организации, они вполне способны цели своей

группы противопоставить целям своего предприятия. Так, если целью того или

иного предприятия  является производство того или иного  типа машин, а на

основе реализации этой продукции, работники этих предприятий удовлетворяют

свою потребность  в обеспечении материальными  благами, обеспечивают себя

средствами существования, то определенной группе руково­дителей на данном

этапе может  оказаться более выгодным довести  данное предприятие до состояния

полного развала, подвести к черте банкротства  и на фоне общей паники и

внутренней дезорганизации коллектива скупить контрольный  пакет акций. В

результате возникает  внутренний конфликт между целями узкой  группы

руководителей предприятий и основным персоналом, рабочими и служащими

предприятия.

Конфликтологи указывают, что любое предприятие  располагает такими

подразделениями, взаимодействие между которыми потенциально конфликтно. В

этом случае возможны как горизонтальные, так  и вертикальные конфликты.

Горизонтальные  конфликты чаще всего возникают  тогда, когда различные

подразделения предприятия черпают средства своего функционирования из одного

ограниченного источника при условии, что свободные  резервы средств уже

истощены.

Но конфликт между структурными подразделениями предприятия может возникнуть не

только из-за дефицита средств, но приобрести позиционный  характер.

Позиционность — это отношение, которое проявляется  в различии интересов, целей

людей, взаимодействующих  друг с другом в решении общей направленности

целедостижения. Иначе говоря, позиционность есть разделение коллектива,

источником которого является осознание противоположностей, интересов и целей

его членов. На основе противоречивых позиций индивидов, групп, подразделений

возникает позиционный конфликт. «Позиционный конфликт, по определению А. И.

Пригожина,—  это вид контролируемого межцелевого  напряжения, связанного с

противопоставлением параллельных целей по единой горизонтали».

Однако наиболее часто организационные конфликты  возникают вследствие

внутренней противоречивости социальной структуры предприятий, построения их

по вертикальному  иерархическому принципу. И здесь, как  справедливо указывал

Дарендорф и  его последователи, основным конфликтогенным  фактором является

борьба различных индивидов, групп, структур по проблемам власти. Эта борьба

носит самый  многообразный характер.

В любой организации, на любом предприятии по самой  природе функционирования

организации заложены два типа власти, власть на основе положения  в иерархии и

власть на основе профессионального знания. Эти два  типа власти в известной

мере противоречат друг другу. Власть администратора, бюрократа  возникает из его

социального статуса  руководящего работника, базируется на праве приказа и

поэтому подчинение ему не является добровольным. Администратор в принципе не

обязан убеждать своих подчиненных в обоснованности своего распоряжения, хотя

определенный  тип администратора и может это  делать. Власть технического

специалиста —  профессионала связана с признанием его социального статуса с

этих позиций  и поэтому подчинение компетентному  специалисту является

добровольным. Главной  практической проблемой современных  организаций является

определение степени  самостоятельности специалистов в  сфере оперативной

формулировки  целей деятельности, типа решаемых задач, способа использования

знания и контроля исполнения. Борьба между носителями различного типа власти —

административной  и профессионального знания —  один из распространенных видов

межгруппового конфликта. Межгрупповые вертикальные конфликты в самых

разнообразных формах являются наиболее распространенной формой организационного

конфликта. Как  отмечают Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк, в самой основе

иерархической структуры организаций, где имеют  место отношения

руководитель-подчиненный, в котором руководитель наделен функциями

управления и  контроля и располагает рычагами принуждения, потенциально заложена

возможность конфликтной  ситуации. Уже сам факт наличия  потенциального

принуждения указывает  на возможную несовместимость целей  деятельности

руководителей и подчиненных и это порождает  конфликтные ситуации.

Весьма частым источником конфликтов в организациях является

несбалансированность  рабочих мест. Сбалансированность рабочего места

означает, что  рабочему месту не должны приписываться функции, не обеспеченные

средствами, необходимыми для их исполнения, не должно быть средств, не

связанных с  какой-либо функцией. Обязанности и  права при этом должны быть

взаимно уравновешены, т. е. каждая обязанность должна быть обеспечена

определенным правом, и никакое право не может осуществляться без определенной

обязанности; объем  ответственности, и объем власти должны быть связаны, т. е.

ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей  властью и

наоборот. Сбалансированность означает также, что обязанности должны быть

связаны только с данной совокупностью функций, а ответст­венность может

возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций, т. е.

невыполнении  связанных с функциями обязанностей. Сбалансированность рабочего

места означает, наконец, что совокупность прав и  власти гарантируется только

данными средствами.

Достичь такого идеального состояния, чтобы все  рабочие места были

сбалансированы, очень трудно. Функции и средства для многих типов рабочих

мест зачастую фиксируются лишь приблизительно. Даже когда функции

определены, иногда не известны средства для их выполнения. Это относится,

прежде всего, к тем рабочим местам, где технологическая  деятельность

нечеткая. Таковы, например, многие рабочие места экономической службы, службы

линейного и  функционального управления, инспекционных  служб, многие

исследовательские рабочие места.

В подобных ситуациях  начинается стихийное, не предусмотрен­ное никакими

правилами и  инструкциями, перераспределение функций  и средств по однородным

и даже разнородным  рабочим местам.

Если перераспределение  происходит в группе, члены которой  взаимно дружески

настроены, конфликтные  ситуации и конфликты не возникают. В группе известно,

кто какую работу лучше делает, есть стремление к  выравниванию загрузки,

чувство взаимной ответственности за выполнение совокупности предписанных

функций. Такая  группа имеет мощные неформальные средства воздействия на

каждого своего члена, о чем речь пойдет ниже. Постепенно при долгом

существовании группы в стабильном составе вырабатывается традиционное

балансирование  рабочих мест, распределение функций  и средств.

Осложнения возникают  и в случае, когда из группы, в  которой уже достигнут

баланс, кто-либо уходит. Если длительное время никто  не замещает возникшей

вакансии, группе приходится вновь заняться балансировкой. Это чревато

внутригрупповыми  конфликтами. Они зачастую невидимы постороннему глазу и

внешне выражаются лишь в некотором снижении производительности или качества

работы. В них  до поры до времени никому не следует и вмешиваться. Группа

разберется сама. Вмешиваться в конфликт можно  и нужно лишь тогда, когда

члены группы не смогли договориться между собой, и  конфликт вышел за ее

пределы или  когда группа обращается к посторонним  для нее лицам как к

третейским судьям.

Весьма распространены в организациях межличностные кон­фликты. В основе

конфликта лежат  столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов,

характеров, интересов  с точки зрения психического состояния

противоборствующих  сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная

реакция, и как  ответная эмоционально окрашенная реакция.

Современная конфликтология достаточно подробно описала ди­намику  протекания

конфликтов. Большинство  конфликтов назревает постепенно и  вначале находятся в

так называемом инкубационном, скрытом (латентном) состоянии, при котором

конфликтующие стороны выражают скрыто свои претензии, как говорится «за

глаза». При этом, как правило, предпринимаются попытки  удовлетворения этих

претензий «мирным» путем. Если такой способ не вызывает позитивной реакции,

игнорируется  или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытую форму.

Эта стадия развития конфликта называется конфликтным  поведением.

Конфликтное поведение  — это действия, направленные на то, чтобы прямо или

косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений,

интересов. Конфликт в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые

индивиды не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют,

продолжая разрушать  прежние структуры нормальных

Таким образом, модель конфликта содержит: ситуацию, источники конфликта,

Информация о работе Высшие чувства