Виды чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:49, реферат

Описание работы

Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.

Понятие «отношение» употребляется в психологии в двух значениях: во-первых, как объективная взаимосвязь субъекта и объекта (объективные отношения – психические процессы), а во-вторых, как отражение, или переживание , этих связей (субъективные отношения – эмоции и чувства).

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии 2008.docx

— 25.65 Кб (Скачать)

    Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку,  при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.

    Понятие «отношение» употребляется в  психологии  в двух значениях:  во-первых, как объективная взаимосвязь субъекта и объекта (объективные отношения – психические процессы), а во-вторых, как отражение, или переживание , этих связей  (субъективные отношения – эмоции и чувства).

    Структуру чувств составляют эмоции и понятия. Например, чтобы у человека возникло чувство любви к родине, он должен владеть понятием родины. Если у  него нет этого понятия, он им не владеет, то нет смысла говорить о  чувстве. У животных отсутствуют  понятия, поэтому говорить о чувствах животных – полная бессмыслица, им присущи только эмоции.

    Наши  чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулирующую.

    Сигнальная  функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

    Регулирующая  функция  чувств  связана с тем, что переживания определяют поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами его деятельности. Благодаря наличию регулятивного механизма у человека происходит снижение эмоционального возбуждения или его нарастание. В первом случае сильнейшие эмоциональные переживания человека трансформируются в  мышечные движения, смех, возгласы, плач. При этом происходит разрежение избыточного напряжения, длительное сохранение которого крайне опасно.

    Эмоции  выражаются в движениях  и многочисленных телесных изменениях. Принято выделять мимику (движение мышц лица) и пантомимику (движения мышц тела, жесты). Эти движения и изменения служат объективными признаками переживания чувств. Выполнение непроизвольных и сознательных движений, изменение голоса, мимика, жестикуляция, перестройка процессов, протекающих  в организме, называются в психологии экспрессивной стороной эмоциональных состояний.

    Классификация чувств

    Обычно  чувства  подразделяются на положительные и отрицательные.  Иногда выделяют и так называемые нейтральные чувства, например любознательность.

    Принято также выделять низшие и высшие чувства.

    Высшие  чувства – это чувства, выражающие духовный мир человека и определяющие его личность.

    Низшие  чувства связаны с удовлетворением  или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека. В этом смысле они по определению  приближается к эмоциям.

    Чувства также подразделяются на  стенические и астенические .

    Стеническими называются чувства, повышающие активность личности, астеническими – чувства, переживания, снижающие активность.

    Одной из важнейших особенностей переживания  чувств является амбивалентность (двойственность)- одновременное переживание противоположных  эмоций и чувств (радости и горя, удовольствия и отвращения). Амбивалентность  объясняется конфликтными, сложными обстоятельствами, в которых приходиться  действовать людям.

    В основе чувств человека лежат его  потребности, которые порождают  деятельность; в то же время, деятельность человека порождает новые потребности.

    Физические  потребности(в пище, питье, одежде, жилище) и духовные (в общении, труде, эстетические, моральные) тесно связаны друг с другом: одежда может быть одновременно как физической .так и эстетической потребностью. То же можно сказать о пище, жилье и т. п.

    Удовлетворение  или неудовлетворение этих потребностей вызывают соответствующие чувства, которые носят явно выраженный не только индивидуальный, но и общественный характер.  
 

    Формы и виды переживания  чувств

    Общепринятым  является выделение следующих форм переживания чувств; чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект, фрустрация.

    Чувственный тон – эмоциональная окраска  ощущения, восприятия, мышления, речи и  т. п. в некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врождённой. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своём чувственный тон социален, т. е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва т. п.).

    Эмоциональное состояние – непосредственное переживание  какого-либо чувства, например наслаждение  от хорошей музыки. Эти состояния  могут быть  стеническими  и астеническими, полезными и отрицательно влияющими на человека.

    Настроение  – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в первую очередь зависит от мировоззрения   человека , его социальной деятельности и направленности в целом, однако может быть связано и с состоянием здоровья,  временем года , погодой, окружающими условиями и т. п.

    Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом  деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. положительной можно назвать страсть к учёбе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное  качество учителя. Отрицательные страсти - алкоголь, наркотики, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становиться рабом своих вожделений.

    Стресс  – психическое состояние, вызванное  экстремальными для данной личности условиями.  Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т. п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой физической напряжённостью.

    Аффект -  стремительно и бурно протекающая  эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания  над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т. п.).

    Фрустрация  – психическое состояние, вызванное  появлением непреодолимых препятствий (не обязательно реальных) при попытке  удовлетворения значимой для личности потребности.  Это состояние сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, чувством безысходности.  Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грёз и фантазий, агрессивность  в поведении и т. д.

    Существует  много различных классификаций  видов чувств. Одной из наиболее распространенных является следующая.

    Высшие  чувства – это чувства, выражающие духовный мир человека и определяющие его личность.

    Морально- политические чувства – чувства, связанные с отношением к другим людям, к обществу, к Родине.

    Интеллектуальные  чувства – высшие общественные чувства, которые возникают у человека как эмоциональное отношение  к своим собственным мыслям или  к мыслям, высказываемым другими  людьми. Это, например, удовольствие от выступления оратора (логичность, убедительность), положительные эмоции при правильном решении сложной, долго не получавшейся задачи и т. п. к интеллектуальным чувствам относят следующие.

    Чувство нового возникает в случае несоответствия мышления шаблонным, общепринятым (уже  известным) положениям. Обычно оно связано  с творческим решением, какой бы области деятельности это ни касалось. Самостоятельность, новаторство в  любой деятельности требует чувство  нового.

    Чувство уверенности  основывается на теоретических  знаниях и практических умениях  в конкретной деятельности. Чувство  уверенности дает человеку силы добиваться поставленных целей. Опасной бывает излишняя самоуверенность, не имеющая под собой реальных оснований, в то же время неуверенный, постоянно сомневающийся человек оказывается бесплодным в жизни и особенно в творчестве.

    Чувство сомнения известно каждому. Оно бывает неприятным, а порой и угнетает человека. Если чувство сомнения оберегает человека от поспешных решений, то в этом случае оно полезно. Если же оно мешает принять решение, толкает на путь бесплодного скепсиса, то о пользе говорить не приходиться. Сомневаться в «непогрешимости» своих решений и поступков полезно.

    Чувство изумления (удивления). Процесс мышления обычно начинается с удивления: что это? Ограниченные люди обычно ничему не удивляются, им всегда все ясно и понятно. А для умных, творческих личностей чувство удивления является толчком к постановке проблемы и решению задачи.

    Чувство ясности мысли усиливает, активизирует деятельность сознания, мышления. Это тот случай, когда логика оказывается эмоционально окрашенной.

    Чувство языка (речи). Мы очень тонко чувствуем  правильность или неправильность своей  речи и речи других людей, хотя далеко не всегда можем сказать, что именно неправильно. Целью овладения иностранным  языком является в числе прочего формирования чувства изучаемого языка.

    Эстетические  чувства возникают на основе эстетического  восприятия. Последнее отличается от обычного восприятия не содержанием, так  как оно также отражает предметы и явления реального мира.  Эстетические чувства неразрывно связаны  с переживаниями человека, с его  чувствами (восприятие картин природы, произведений культуры и искусства, современной техники, человека и другого). Такие чувства включают два основных элемента – оценочный и активный.  Восприятие красоты, красивого  обязательно содержит в себе оценочный момент. Оценка всегда предполагает участие в этом процессе умственной деятельности. Поэтому у глупого человека не может быть чувство прекрасного, только умный, развитый и подготовленный человек может наслаждаться красотой, испытывая при этом чувство прекрасного, вместе с тем эстетическое восприятие и эстетические чувства всегда активны (но не обязательно внешне).

    Красивое, прекрасное может быть лишь замечено, но при этом не вызывать никаких чувств. Но если при восприятии прекрасного человек не только замечает красоту, но и испытывает особое , возвышенное чувство, то это называется чувством прекрасного.

    Чувство комического – результат обнаруженного  несоответствия между кажущейся  значительностью и действительной никчемностью, мелочностью ситуации.

    Юмор  – смех над недостатками, в котором есть сочувствие. Объект юмора обычно дорог, близок человеку.

      Ирония – проявление чувства  превосходства, всегда направленное  сверху вниз.

    Сарказм – гневное чувство, испытываемое к сильному оппоненту.

    Злоба, издевка – это, наоборот, чувство  озлобленной мелюзги, чувство слабого  в адрес сильного.

    Чувство трагического, драматического возникает  при преодолении препятствий, стоящих  на пути нового, передового. Все новое  рождается в борьбе (внутренней или  внешней) со старым, отживающим. Чувство драматического связано с очень серьезными, важными отношениями в отличие  от юмора, где эти отношение несущественны, неглубоки.

    Чувства тесно связаны не только с разумом, но и с другими психологическими процессами – ощущениями, восприятием, памятью, воображением, волей. Они относятся  к стержневым свойствам личности, создают определенную окраску характера.

    В триаде «разум – чувства - воля»  главная роль принадлежит разуму. Неразумная воля лишается своего содержания (по определению), чувства без должного контроля со стороны ума перестают  быть человеческими.

    Однако  подлинное богатство личности составляют ее чувства, прежде всего связанные  с умом, мышлением, творчеством. Во всяком случае,  счастье людей проистекает из богатства чувств, сколь бы высоко люди не ценили интеллект и профессиональную деятельность.

    Воспитание  чувств есть неотъемлемый элемент воспитания личности. Чувства имеют большое  значение для осознания и познания самого себя. Это обогащает нас, помогает иначе относиться к другим людям. Человек может по-разному оценивать  свои переживания, но во всех случаях  возникает потребность саморегулирования  чувств.

    Саморегуляция чувств переходит в опыт и привычки поведения обычно без специального обучения. Однако при этом нужно помнить, что регуляция чувств невозможна прямым путем («самоприказом»), а осуществляется косвенно. Переживание приятных чувств человек стремиться повторить и продолжить, а для этого он ищет контакт с ситуациями, предметами и людьми, в связи с которыми эти чувства возникли, подавить нежелательные чувства люди стремятся самыми разными способами: переключаясь на другие виды деятельности, заполняя свободное время, даже меняя местожительства и т. п.

Информация о работе Виды чувств