Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование
взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в
конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка
практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников организации.
Содержание:
Введение..............................2
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация...........................4
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14
§3 Специфика организационного конфликта............21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования.....................30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческих организаций........34
2.4. Выводы по исследованию....................37
Заключение
..........................................................................................................38
Приложения...........................40
Литература.............................47
o Расчёт на одностороннюю выгоду;
o Недостаточные возможности «сохранить лицо»;
o Ощущение давления и принуждения;
o Изменение баланса
сил между участниками конфликта.
Распространённые способы
Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы
сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер прочных
традиций, привычек, институтов.
Конечно, эти привычки и
быть разными. В зависимости от их характера группы подразделяются на:
1. зрелые, с высоким уровнем развития позитивных взаимоотношений
2. незрелые, с отношениями низкого уровня.
Закрепление в зрелых коллективах позитивных моделей поведения в
значительной степени затрудняет возникновение в них явлений негативного
характера, способствует их автоматическому отторжению. Только такие
коллективы обладают надежным антиконфликтным иммунитетом.
Тот или иной уровень
сферах её жизнедеятельности и прежде всего в таких её параметрах, как:
. прочность связей между членами группы, в том числе и
неформальных, внепроизводственных;
. наличие чувства гордости за свой коллектив, формирование на этой
основе устойчивых традиций;
. возможность для раскрытия работниками своих творческих
способностей, заинтересованность их своим трудом;
. частота и характер возникающих в группе разногласий и
конфликтов, успешность их разрешения.
К числу незрелых, коллективов, с низким уровнем взаимоотношений
относятся те, для которых по этим параметрам характерны следующие признаки:
. активный поиск виновных в случае каких-либо производственных
неудач;
. недооценка коллективных методов руководства, авторитарные
тенденции в стиле руководства;
. проведение затяжных и безрезультатных производственных
совещаний, сводящихся к борьбе самолюбий;
. оценка работы сотрудников на поверхностном, эмоциональном
уровне;
. равнодушие сотрудников к
их выполнения;
. частые и затяжные разногласия и конфликты по несущественным поводам.
Проявление подобного рода
свидетельствует о низком уровне зрелости и слабой конфликтоустойчивости
коллектива.
Способы оздоровления
Общая рекомендация сводится к предложению предпринимателям
разработать для каждого сотрудника твердые правила деятельности и тем самым
максимально сузить то поле, на котором возможны “игры без правил”. Эта
основная рекомендация вытекает из анализа причин низкого уровня
взаимоотношений в организации, который обычно обнаруживает, что при всем их
многообразии в различных организациях все эти причины, так или иначе,
сводятся к следующим:
1) отсутствию ясных должностных инструкций, устанавливающих
совокупность обязанностей работников, четко определяющих роль в
общегрупповой работе каждого. Тем самым затрудняется возможность точной и
объективной оценки выполнения каждым сотрудником своих служебных
обязанностей, чем
и создаются условия для
2) отсутствию в связи с этим у работника полного понимания отведенной
ему позиции, предъявляемых к нему требований и преобладанию в его
настроениях чувства неуверенности и тревоги;
3) противоречивым, как правило, завышенным ожиданиям поощрения за
свою работу, которые часто обусловлены множеством функций, которые
сотрудник вынужден выполнять, порою затрачивая на них много сил.
Конечно, эти и им подобные негативные проявления низкого уровня
взаимоотношений будут успешно преодолены только при условии, если им будут
противопоставлены четкие “правила игры”. Причем эти правила должны быть не
привнесены извне, а выработаны на месте, усилиями самих сотрудников.
Незаменимую роль в этом деле играют внутрифирменные дискуссии,
“круглые столы”, в ходе которых обсуждаются спорные проблемы, в том числе и
острые вопросы распределения обязанностей между сотрудниками. Все большую
популярность в последнее время приобретает и такой метод активного
социально-психологического тренинга, как деловая игра. Будучи наиболее
приближенной к реальной ситуации, отличаясь от других форм делового общения
большой степенью эмоциональной насыщенности, деловая игра способствует
более интенсивному общению ее участников, дает возможность более глубокого
анализа возникающих
проблем и путей её решения.
Предупреждение конфликтов как
тактика современного
Конечно, при выработке свода правил и норм с целью повышения уровня
взаимоотношений не следует ограничиваться только мерами социально-
психологического характера. Следует также активно использовать
организационно-управленческие методы, опираясь при этом на значительные
достижения ученых и практиков всего мира в области современного
менеджмента. Наряду с принципами и нормами психологии, алгоритмы
современного менеджмента являются важной теоретической предпосылкой всей
тактики предупреждения конфликтов.
С позиций современной науки управления предупреждение конфликтов
выступает в виде особой тактики, осуществляемой в чрезвычайных ситуациях.
Причем возникновение самой возможности конфликта для современного
менеджмента представляется свидетельством сбоя в системе управленческой
деятельности, результатом несоблюдения её основных норм. Разработка этих
правил и норм
— заслуга классиков
Последовательно реализуя этот общий подход во всех формах своей
деятельности, современный менеджмент выработал ряд главных принципов,
реализация которых обеспечивает на организационно-управленческом уровне
прочное сотрудничество, сплоченность в трудовых коллективах, их высокий
антиконфликтный потенциал. Важнейшие из этих принципов состоят в следующем:
1. Принцип долговременных целей предполагает, что цели организации
должны быть не сиюминутными, а долговременными, основательными,
рассчитанными на 10—15 лет. Они должны быть нацелены на всестороннее
развитие производства и производителя, включать модернизацию производства,
обучение работников, обеспечение постоянного повышения качества продукции
или услуг. Именно способность менеджера к долговременному, стратегическому
планированию признается сегодня наиболее ценным качеством современного
руководителя, от которого во многом зависят стабильность организации, ее
возможность противостоять конфликтам.
2. Принцип готовности к риску предполагает ставку не на послушного
работника, который больше всего страшится совершить ошибку, а на людей,
способных на обдуманный риск, не взирая на возрастающую при этом
возможность ошибок. Свою задачу современный менеджер видит в том, чтобы
создать в группе такую социально-психологическую атмосферу, которая,
допуская возможность ошибки, вместе с тем обеспечивает динамичное развитие
организации, ее быстрый рост. Поддерживая сотрудников, умеющих рисковать с
умом, опытный руководитель тем самым создает благоприятные условия для
использования во благо фирмы естественной человеческой потребности в
рискованной игре и блокирует таким путем возможность ее удовлетворения в
ходе рискованных конфликтов.
3. Принцип признания новых идеи в качестве главной ценности любого
дела. Пути реализации этого принципа составили содержание инновационного
менеджмента. В соответствии с этим принципом в фирмах создается климат
поощрения новаций, который характеризуется свободной, неформальной
обстановкой, терпимостью к возможным во всяком новом деле неудачам.
Некоторые фирмы выплачивают новаторам часть прибыли, полученной от
нововведений. Внедрение нововведений создает условия творческого напряжения
людей, значительно суживает возможность возникновения психологических
стрессов негативного характера, с которыми сопряжены конфликтные ситуации.
Конечно, новые идеи могут стать и источником так называемого инновационного
конфликта, но конфликты такого рода при умелой тактике вполне могут быть
разрешены конструктивным путем.
4. Принцип действенности
что целью бизнеса является все же не генерация новых идей, а производство
качественных товаров и услуг и извлечение из этого высокой прибыли. Из него
вытекает, что всякое обсуждение новаторских идей должно непременно
завершаться принятием решения о конкретных действиях, если, конечно, эти
идеи не касаются всеобщих основ бытия. Нередко решение считается принятым
только тогда, когда преодолены все разногласия и когда, таким образом
достигается общее признание его правильности. Высокую ценность групповому