Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа
Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.
Тема: Роль кислорода в расщеплении веществ
Цель: выяснить роль кислорода в расщеплении веществ.
ХОД РАБОТЫ
Учащийся задерживает дыхание и записывают время, на которое удалось задержать дыхание. Задерживает дыхание и записывает время после нагрузки.
Энергозатраты организма с задержкой дыхания. | |
До нагрузки (в секундах) |
После нагрузки (в секундах) |
Почему после нагрузки удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя? Какой вывод можно сделать?
Тема: Строение кожи, ногтя, волос.
Цель: выявить особенности строения кожи, ногтя, волос.
Оборудование: лупа, готовый микропрепарат.
ХОД РАБОТЫ
1. Строение кожи.
1. Рассмотрите сначала без лупы, а потом через нее кожу с тыльной стороны кисти руки. Что вы видите? Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи? Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаружите?
2. Рассмотрите микропрепарат строения кожи. Отметьте особенности строения всех структурных элементов кожи.
2. Строение ногтя.
Рассмотрите ноготь и ответьте на следующие вопросы:
С какой стороны ноготь растет?
Почему передняя поверхность ногтевой пластинки имеет розовый цвет? Задний край ногтя образует луночку. Почему она белая?
Какие факты доказывают, что в ногтях нет кровеносных сосудов и нервных окончаний?
Почему нельзя грызть ногти и заусеницы?
Ответы на вопросы и выводы по проделанной работе занесите в тетрадь.
(Бруновт Е.П. , 1978 г.)
Тема: Определение кожной чувствительности
Цель: выявить физиологические особенности кожного анализатора, познакомиться с методами определения частоты расположения осязательных, тепловых, холодовых и болевых точек в коже.
Оборудование: шарик размером с горошину, циркуль, линейка, три сосуда с водой (температура воды в сосуде № 1 -- 10 - 15 С, в сосуде № 2 -- 25 - 30 С, в сосуде № 3 -- 40 - 45 С), спиртовка, чернила трех цветов, дистиллированная вода.
ХОД РАБОТЫ
1. Опыт Аристотеля
1. Положите на стол шарик. Прикоснитесь к нему подушечками указательного и среднего пальцев одновременно и покатайте по столу.
2. Перекрестите
пальцы и прикоснитесь к
3. Перекрещенными пальцами дотроньтесь до кончика носа. Возникает ощущение двух кончиков носа.
Объясните данное явление.
2. Обнаружение
температурной адаптации
1. Опустите кисть правой руки в сосуд № 1, а левой - в сосуд № 3 на 1 - 2 мин.
2. Затем опустите обе руки в сосуд № 2.
3. Отметьте разницу
в восприятии одинаковой
3. Обнаружение тепловых, холодовых, болевых и тактильных точек кожи.
В среднем на 1-2 см кожи приходится 50 болевых, 25 тактильных, 12 холодовых и 1 - 2 тепловые точки.
1. На тыльной
поверхности кисти и
2. На этом
же участке кожи найдите
3. Затем острием булавки найдите и отметьте черными чернилами болевые точки кожи.
4. Подсчитайте
и сравните частоту
Опишите проведенные опыты в тетради. Сделайте вывод о физиологических особенностях кожного анализатора.
Тема: Изменение температуры кожи
Цель: измерить температуру тела в разных участках.
Оборудование: термометр.
ХОД РАБОТЫ
Измерьте при помощи термометра температуру тела в подмышечной впадине, ротовой полости и др. участках тела.
Сравните полученные данные и сделанные выводы, занесите в тетрадь.
Тема: Качественное и количественное определение витаминов "А" и "Д" в пищевых продуктах
Цель: определить качественное и количественное содержание витаминов А и Д в пищевых продуктах.
Оборудование: пробирки, предметные стекла, стеклянные палочки, пипетки.
ХОД РАБОТЫ
Обнаружение витамина "А" в продуктах. Реакция витамина "А" в концентрированной Н2SO4.
Смешивание хлороформенного раствора продукта, содержащего витамин "А", с концентрированной серной кислотой приводит к окрашиванию смеси в красно-бурый цвет.
В сухой пробирке смешивают I каплю продукта с 5 каплями хлороформа и добавляют I каплю концентрированной серной кислоты, Жидкость приобретает красно-бурый цвет.
Обнаружение витамина "Д" в продуктах. Анилиновая проба на витамин "Д"
Нагревание продукта, содержащего витамин "Д" при добавлении анилина и концентрированной соляной кислоты приводит к окрашиванию смеси в красный цвет.
В сухой пробирке смешивают 1 каплю продукта с 5 каплями хлороформа и затем добавляют при помешивании 1 каплю анилинового реактива, 15 частей анилина и 1 часть концентрированной НСl. Образовавшаяся эмульсия желтого цвета при нагревании приобретает красную окраску.
Продукты |
Окрашивание | |
Витамин А |
Витамин Д |
Масло бутербродное |
Кирпичное |
Светло-кирпичное |
Масло крестьянское |
Темно-красное |
Красное с малиновым кольцом |
Масло подсолнечное |
Желто-коричневое |
Темно-красное |
Масло оливковое |
Коричневато-красное |
Цвет крепкого с пузырьками красного цвета |
Молоко |
Мало |
Мало |
Яйцо, желток |
Малиновое |
Бордово-красное |
Яйцо, белок |
Нет |
Очень мало |
Воронежсский сырок |
Ярко-розовый цвет |
Ярко-малиновый |
Сыр "Советский" |
Нет |
Ярко-малиновый |
Количественное определение.
Оборудование: рыбий жир /растительное масло/; сурьма треххлористая, насыщенный раствор в безводном хлороформе; хлороформ; уксусный ангидрид, ФЭК-56 /кювета с рабочей длиной 10мм/ колбочки мерные на 50 мл; пипетки на 1,5 и 10 мл; стаканчики стеклянные.
ХОД РАБОТЫ
Метод основан
на реакции витамина "А" с
треххлористой сурьмой в присут
Продукт (растительное масло, рыбий жир) и 5 мл растворить в 25 мл хлороформа в мерной колбе. В одну из кювет ФЭКа помешают 0,4 мл хлороформенного раствора масла, прибавляют 1-2 капли уксусного ангидрида (для предупреждения появления мути) и 4 мл раствора треххлористой сурьмы, через 10мин фотометрируют в 20 нм (красный светофильтр).
Построение калибровочного графика.
Производится построение с помощью стандартизированного высокоактивного концентрата витамина "А" в рыбьем жире.
Если содержание витамина "А" в 1 мл концентрата составляет 500JE, то для приготовления первоначального раствора берут 10 мл рыбьего жира и растворяют в 50 мл хлороформа. В 1 мл этого раствора содержится 100JE витамина "А", из этого раствора готовят еще 5-6 разведений с таким расчетом, чтобы в 0,4 получаемых растворов содержалось от 20 до 70, витамина "А". Это количество (0,4 мл) стандартных растворов обрабатывают треххлористой сурьмой и определяют их оптическую плотность. Полученные данные оптической плотности используют для построения калибровочного графика.
Содержание витамина "А" в 1 мл рыбьего жира вычисляют по следующей формуле:
Х= а* V/ q
где Х - содержание витамина "А" в 1 мл жира; а - количество витамина в 1мл раствора.
Чтобы найти эту величину, необходимо найденное по графику количество витамина "А" в 0,4 мл раствора разделить на 0,4; q - взятое в анализе количество рыбьего жира; V - общий объем исследуемого хлороформенного раствора рыбьего жира /мл/.
Заключение
Успех обучения зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
Были изучены основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснено влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока. Рассмотрено две группы наглядных пособий по биологии: натуральные пособия и изобразительные пособия. В группе натуральных пособий выделены следующие подгруппы пособий: натуральные живые и препарированные пособия, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарий. В группе изобразительных пособий выделено четыре подгруппы: муляжи, модели, таблицы, печатные пособия.
Изучен теоретический материал по теме исследования, раскрыта сущность понятия "наглядность".
Дан перечень видов наглядности и их классификация, приведены примеры использования наглядности на уроках биологии.
Проведен анализ результатов по проделанной работе и выявлено влияние наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
Рассмотрен вопрос наглядности как дидактического принцип обучения.
Подтверждена гипотеза исследования: применение большого количества наглядности на уроках приводит к лучшему усвоению учебного материала и повышает уровень знаний учащихся.
Список литературы
Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии