Использование наглядности на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.

Работа содержит 1 файл

Использование наглядности на уроках биологии Диплом (Восстановлен).doc

— 794.00 Кб (Скачать)

В настоящее  время на пороге новые мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для обучения биологии в школе.

Увеличивающийся поток информации лучше усваивается  учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям  отвечает работа с мультимедийными презентациями.

Данная форма  позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся (pedsovet.org/component/option.../Itemid,118/). (См. приложение №11)

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы  мышления. Подача учебного материала  в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Готовые презентации  по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного и  краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний, создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика. (profistart.ru/ps/blog/9672.html)

Учитель, работая  в сотрудничестве с учениками, создает  методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Для удобства использования всеми учебно-наглядными пособиями необходимо иметь картотеку по предметам, которую составляет учитель, следуя тематическому принципу. Карточки можно заполнить по такой схеме:

Наименование темы

Вид

пособия

Сроки применения


Таблица 6 (http://www.allbest.ru/)

 

 

Глава 2 Применение наглядных средств обучения биологии

2.1. Наглядность на различных этапах урока «Тип Членистоногие. Насекомые»

Каждый предмет  учебного оборудования обладает специфическими особенностями и в учебном процессе выполняет определенные функции, такие, как усиление наглядности, определение дидактической направленности, ориентировка в учебном материале.

Особое внимание на уроках биологии уделяется комплексному применению наглядности. При этом создаются условия для всестороннего познания изучаемых явлений и объектов. При создании комплексов средств обучения необходимо учитывать: конкретные задачи обучения и воспитания, характер и объем научной информации, подлежащей усвоению, исходный уровень знаний. Следует иметь в виду при этом, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности организующим звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его граница, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит вписать избранную систему средств наглядности (kuzmina.21416s01.edusite.ru/naglyadnyiemetodyiobucheniya.doc, О.В. Панарина, 2008 г.).

Рассмотрим методику использования наглядных пособий применительно к конкретным учебным разделам и темам программы по зоологии.

Тема «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». В данном разделе учащиеся приступают к изучению нового типа строения животных - насекомые. На основе новых знаний у учащихся расширяются понятия о многообразии животного мира. Выяснение черт сходства и различия насекомых и кольчатых червей дает установить более высокую степень развития насекомых.

Урок по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» достаточно полно обеспечен различным оборудованием. В процессе преподавания этой темы могут быть использованы натуральные объекты, таблицы, экранно-звуковые средства обучения и др. Задачами этого урока является ознакомление учащихся с особенностями внешнего строения насекомого, приспособленностью насекомого к наземно-воздушной среде и установление усложнения во внешнем строении животного ( egfak.narod.revolution.allbest.ru/biology/000752390.html).

Изучение внешнего строения насекомого начинается с демонстрации таблицы и вводного слова учителя. С помощью таблицы учитель рассказывает о строении насекомых на примере майского жука, указывая, что именно необходимо усвоить и увидеть учащимся (О.В. Панарина, 2008 г.).

При самостоятельном  получении знаний учащимися, например на лабораторной работе, могут быть использованы различные коллекции насекомых. В данном случае могут демонстрироваться коллекции различных отрядов насекомых: класс Жесткокрылые, класс Чешуекрылые и др. В этом случае учащимся дается задание и указания к работе, которые направляют мысль и действие учеников. Задание заранее пишется на доске либо на раздаточных карточках.

При проверке знаний можно провести работу по «немым» дидактическим карточкам.

Знакомство  с внутренним строением насекомого целесообразно начинать с пищеварительной системы, сравнивая ее с ранее изученными системами, используя таблицы. Затем изучаются другие системы в сравнительном плане, подчеркиваются прогрессивные черты строения. В качестве закрепления нового материала можно использовать дидактические карточки. На заключительном этапе проводится работа с натуральными объектами - влажным препаратом «Внутреннее строение майского жука». Учащиеся получают задание рассмотреть препарат, обратить внимание на взаиморасположение органов, найти отдельные органы.

Многообразие  видов насекомых и их значение в природе можно рассмотреть с помощью видеофильма.

Цикл развития животного на уроке проследить невозможно. Поэтому источником новых знаний могут быть динамические средства обучения. На уроке «Размножение и развитие насекомых» могут использоваться следующие наглядные материалы: кинофрагмент «Развитие насекомых с полным превращением», таблицы «Представители главнейших отрядов насекомых», коллекции. На этапе закрепления материала могут быть использованы модели для работы на магнитной доске. Модель может состоять из следующих компонентов: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.

Применение  комплексов учебного оборудования на уроках способствует лучшей организации работы учителя, выработке навыков работы учащихся с различными видами учебно-наглядных пособий, что повышает эффективность преподавания биологии (О.В. Панарина, 2008 г., egfak.narod.revolution.allbest.ru/biology/000752390.html, http://www.allbest.ru/).

 

 

 

 

 

2.2. Результаты экспериментальной работы, проведенной в ходе педагогической практики, о влиянии наглядностей на уровень усвоения материала школьниками

Материалом  для работы послужили результаты экспериментальной работы, проводимой в период педагогической практики. Объектом для исследования является учебный процесс этой школы, а предметом исследования -  наглядность как дидактический принцип. Экспериментальная работа проводилась на уроках биологии. Для сбора информации использовался метод педагогического эксперимента.

На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент. Его цель - выявление исходного уровня знаний учащихся по биологии на тему «Общая характеристика червей». Для этого проводился контроль знаний по ранее изученной теме. Контроль знаний включал в себя задания с выбором одного ответа:

1. Наиболее сложное  строение имеет: 

А. Дождевой червь;

Б. Пресноводная гидра;

В. Белая планария;

Г. Луковая нематода.

 

2. Имеются доказательства  происхождения кольчатых червей  от:

А. Кишечнополостных

Б. Плоских червей;

В. Круглых червей

Г. Простейших.

3. В какой  тип объединяют животных, имеющих  удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

А. Круглые черви

Б. Кольчатые  черви

В. Плоские черви

Г. Моллюски

 

4. Чем по внешнему  виду нереида сходна с дождевым  червем?

А. Они трехслойные  животные

Б. Их тело состоит  из члеников

В. По бокам каждого  членика у них располагаются  парные выросты тела

Г. Передние членики  резко отличаются от остальных и  образуют голову.

 

5. Ответ организма  на действие раздражителей, осуществляемый  с помощью нервной системы, называется:

А. Раздражением;

Б. Возбуждением;

В. Возбудителем;

Г. Рефлексом.

 

6. К какой  группе животных по характеру  питания относят дождевого червя:

А. Хищников;

Б. Паразитов;

В. Растительноядных животных;

Г. Потребителей разлагающихся растительных остатков.

 

7. Среди перечисленных  ниже найдите признак, свидетельствующий  об усложнении кольчатых червей  по сравнению с плоскими:

А. Имеют вытянутое тело;

Б. Имеют влажную кожу, покрытую слизью;

В. Кислород и питательные вещества переносятся кровеносной системы;

Г. Непереваренные остатки пищи вместе с землей удаляются  через анальное отверстие.

 

8. Дождевые черви  живут: 

А. В сухом песке;

Б. Твердой глине;

В. В грунте на дне моря;

Г. Богатой перегноем почве.

 

9. Кожа дождевого  червя: 

А. Сухая

Б. Покрыта чешуйками

В. Покрыта ресничками

Г. Покрыта слизью.

 

10. Какая полость  тела дождевых червей?

А. Поделена поперечными перегородками

Б. Сплошная

В. Состоит из нескольких слоев

Г. Содержит слизь.

(Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская и др., 2003 г.)

Оценивание  задания проходило по следующим  критериям:

10 - 8 правильных  ответов - 5;

7 - 5 правильных  ответов - 4;

4 - 3 правильных  ответов - 3;

2 - 1 правильных ответов - 2.

После проведения контроля знаний нами были получены результаты, которые представлены на рис.1.

Рис.1 Результаты контроля знаний по ранее изученной  теме, проводимого на этапе констатирующего эксперимента.

На основании  полученных результатов учащиеся были разделены на 2 группы для проведения формирующего эксперимента. Это второй этап исследования. Целью его является повышение уровня знаний учащихся по биологии с помощью наглядного материала. Первая группа - контрольная, это 7 "А" класс, вторая - экспериментальная, это 7 "Б". В 7 "А" наглядный материал использовался в обычном объеме (учебник, рисунки и фото в учебнике, таблицы), в 7 "Б" в увеличенном (учебник, рисунки и фото в учебнике, таблицы, влажные препараты, модели и муляжи). Проверка знаний учащихся обеих групп проходила по одному плану.

На втором этапе  исследования применялся наглядный  материал, который способствовал более полному усвоению нового материала и повышению уровня и качества знаний учащихся. Наглядный материал применялся на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала (как самостоятельно, так и с помощью учителя), на этапе закрепления изученного материала и на этапе проверки знаний учащихся.

После проведения контроля знаний нами были получены результаты, представленные на рис.2

Рис.2 Результаты повторного контроля знаний по изученным  темам, проводимого на этапе контрольного эксперимента.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение средств наглядности на уроках зоологии в целях повышения уровня знаний положительно влияет на качество усвоения материала. Было отмечено, что в экспериментальном классе после проведения эксперимента уже не было учащихся, которые не справились с заданиями. Ученики, получившие неудовлетворительные оценки при проведении констатирующего эксперимента, получили удовлетворительные оценки при проведении контрольного эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Использование различных типов наглядности на отдельных фрагментах уроков по биологии
      1. Зоология

Тема: «Тип Моллюски, особенности организации».

Ход урока

Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии