Использование наглядности на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.

Работа содержит 1 файл

Использование наглядности на уроках биологии Диплом (Восстановлен).doc

— 794.00 Кб (Скачать)

Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышению интереса к биологии и экономит время на проведение самостоятельных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.2.5. Лабораторное оборудование

Важными для  уроков биологии являются вспомогательные  средства обучения, в том числе  различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Хорошо, если в школе имеются микроскопы разных конструкций и степеней увеличения (монокулярные и бинокулярные). Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов. Так, с помощью приборов можно показать всасывание воды корнем, газообмен в процессе дыхания, механизм вдоха и выдоха и др. (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.200).

По ряду тем  бывают нужны определенные химические вещества, например йод - для окрашивания микропрепаратов и постановки опытов; свежая известковая вода - для демонстрации опытов по изучению газообмена; пероксид водорода - для выявления фермента каталазы в живых клетках растений и животных; удобрительные смеси - для подкормки растений уголка живой природы; некоторые ферменты - для опытов по пищеварению в курсе «Человек». Нужны также: физиологический раствор, марганцовокислый калий, глюкоза, крахмал, растительное масло, едкий натр, раствор медного купороса, соль поваренная, мука - для проведения опытов и лабораторных работ.

Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.200).

Большую роль в  изучении нового материала выполняют лабораторные работы. Чаще всего используется три способа организации лабораторных работ: фронтальный, когда учащиеся выполняют задания под руководством учителя; групповой, когда работает группа учащихся; индивидуальный, когда каждый ученик выполняет работу по инструктивной карточке. Лабораторная работа не всегда должна занимать целый урок, она может быть рассчитана и на часть урока (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.64).

Лабораторные  работы в процессе изучения нового материала на первых этапах часто носят иллюстративный характер, способствуют конкретизации теоретических знаний. Усвоению знаний об особенностях строения стержневой и мочковатой систем способствует организация лабораторной работы с живыми или гербарными экземплярами растений «Изучение строения стержневой и мочковатой корневых систем» (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.65).

Организация учебной  деятельности учащихся при выполнении лабораторных работ в разделе о животных, где приходится вести наблюдения за живыми организмами, требует предварительной подготовки школьников, использования инструктивной карточки, включающей в себя план выполнения работы с указанием последовательности действий и формулирования вывода. Например, изучая внешнее строение дождевого червя, наблюдая за его передвижением и реакциями на раздражение, учащиеся должны назвать приспособительные особенности дождевого червя во внешнем строении, связанные с его жизнью в почве (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.66).

В разделе «Человек и его здоровье» программа рекомендует проведение таких лабораторных опытов, как «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки», «Первая помощь при кровотечениях», «Действие желудочного сока на белки», «Строение головного мозга по муляжам и пластинчатым препаратам». Все они проводятся по инструктивным карточкам (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.67).

Большая самостоятельность  учащихся проявляется при выполнении лабораторной работы «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Это объясняется тем, что старшеклассники уже приобрели умения наблюдать объекты, опираются на знания из предшествующих разделов курса «Биология» и используют материалы экскурсии в природу (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.68).

Как правило, школы  испытывают потребность в изобразительных пособиях. В этих случаях учитель привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. Также можно изготовить модели и муляжи. В школах почти весь гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены учениками. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным урокам.

Все названные  виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.3.  Технические средства обучения

На уроках биологии используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам.

Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей. Время демонстрации одной части около 10 минут.

По методической направленности кинофильмы по биологии можно разделить на две группы: фильмы, предназначенные для использования в качестве источника новой информации при изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы. (Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В., 2000)

Использование видеофильмов в преподавании биологии в школе позволяет решать триединую задачу урока: обучение, развитие и воспитание.

Основные обучающие  функции видеофильмов на уроках биологии:

  1. Сообщение учащимся новых знаний по изучаемому вопросу для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя;
  2. Обобщение изученного материала по теме или разделу;
  3. Комплексный подход к изучаемым объектам природы, включающий элементы различных наук: морфологии, физиологии, систематики, палеонтологии, экологии и других;
  4. Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры. Например, развитие насекомых с полным и неполным превращением, наблюдение в течение небольшого промежутка времени медленно протекающих процессов: роста и развития организмов, движения растений к свету, а также процессов, которые протекают слишком быстро для восприятия человека;
  5. Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента; совершить телеэкскурсию на производство, в научную лабораторию, музей, отсутствующих в данном городе;
  6. Показ прикладного, практического значения изучаемого явления, процесса, путей применения знаний в жизни и народном хозяйстве;
  7. Ознакомление с современными открытиями и достижениями в различных областях биологической науки и медицины;
  8. Обогащение учащихся конкретными знаниями той среды, в которой совершаются жизненные процессы изучаемых организмов, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке, что обеспечивает экологическое просвещение учащихся;
  9. Знакомство школьников с многообразием органического мира, в том числе тех районов и областей, где они никогда не бывали;
  10. Повышение познавательной активности школьников, качества усвоения программного материала: знания более прочные, глубокие и осмысленные;
  11. Знакомство с содержанием, выходящим за рамки школьного учебника (http://www.allbest.ru/).

Продуманное применение видеофильмов на уроках биологии способствует развитию у школьников интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном, сравнивать это увиденное с прочитанным ранее, выявлять связь между ними и другое. Всё это развивает мотивацию, внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень общего развития школьников. Наблюдения исследователей за состоянием внимания учащихся на уроке с телеэкраном показали, что фильм изменяет у детей динамику всех видов внимания. Учащиеся работают более сосредоточенно, так как знают, что смена кадров не связана с их индивидуальным темпом деятельности. Устойчивость интереса объясняется и более органическим включением иллюстрации в изложение материала. Накопленные телевидением способы и пути убеждения позволяют воздействовать на сознание и чувства аудитории. Это во многом обусловлено высоким эстетическим уровнем видеофильмов, построением их по законам искусства (О.В. Панарина, 2008 г.).

Демонстрация  видеофильмов, ярко и красочно рисующих природу, в том числе, нашей страны, воспитывает у учащихся эстетические чувства, чувство любви к Родине, стремление к охране её богатств.

От чёткости и правильности установки зависит  интенсивность и качество работы учеников во время фильма. Чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма, важно следовать испытанному педагогическому принципу: «учить – значит делать» (О.В. Панарина, 2008 г.). Ученики должны не просто смотреть фильм, а принимать в нём активное участие: спорить, размышлять, оценивать.

 При использовании  видеофильма в качестве основного  источника новых знаний по теме урока можно написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра и которые должны предусматривать главным образом осмысление учащимися наиболее существенных фактов и выявление связей между ними. Можно также вывесить плакат с новыми терминами, названиями, датами, с которыми они встретятся в фильме. В этом случае на следующем этапе урока учитель, как правило, проводит следующую работу: выясняет, как поняты наиболее сложные вопросы; дополняет то, что в содержании фильма, по его мнению, раскрыто недостаточно полно; закрепляет полученные сведения, делает необходимые выводы и обобщения (О.В. Панарина, 2008 г.).

 Учителем  может быть дан план предлагаемого  для просмотра фильма. Но полезно  активизировать работу с планом, например, его лучше записывать на левой стороне доски или в тетради. В ходе просмотра (во время пауз) или после него учащиеся делают записи по содержанию фильма на правой (свободной) стороне листа, отмечают отдельные факты, детали, иллюстрирующие или доказывающие положения плана, составляют, заполняют схемы. Учителю, разбирая в классе записи по плану, следует исправлять типичные ошибки: дословную фиксацию предложений ведущего, искажение конкретных фактов и другое. Надо учесть, что нецелесообразно давать план достаточно подробный и детальный, так как он ориентирует учащихся на пассивное восприятие материала: логика развития действия уже не интересует учащихся, поскольку она зафиксирована в плане.

 Это могут  быть проблемные задачи, поставленные  учителем перед просмотром фильма, ответ на которые можно проверить в конце урока или на следующем занятии, в зависимости от степени подготовленности класса и сложности самого задания (О.В. Панарина, 2008 г.).

 Одним из  путей является актуальность подобранного материала, ибо новизна информации только и способна возбудить интерес к размышлениям, к слежению за дальнейшим развёртыванием событий (http://www.allbest.ru/). Актуальность каждого сообщения в том, что оно включает в себя новую и интересную для получателя информацию, как ожидаемую, так и неожиданную для него.

 Наибольший  эффект в активизации деятельности  учащихся на уроке с видеофильмом  достигается в тех случаях,  когда его содержание ограничено  демонстрацией опытов, то есть, ведущий показывает и комментирует опыты, не объясняя их. Осмысление их результатов организует учитель.

 Младших  школьников можно заинтересовать  предстоящим фильмом, пересказав  какой-то его фрагмент, они могут  также сравнивать содержание  видеофильма с соответствующей  статьёй учебника и делать  необходимые выводы.

 Учащимся 6-9 классов может быть предложено  в ходе просмотра фильма (во время специальных пауз) выполнить то или иное задание: составить план или конспект, выполнить зарисовки, заполнить рабочие листы и так далее. Рабочие листы могут содержать задания, помогающие подготовиться к восприятию фильма, установить связь между вступительным словом учителя и содержанием видеофрагмента или направить внимание школьников на основное в нём; тесты, подготовленные учителем к видеофильму: тесты с выбором ответов, тесты сравнения, тесты подставки, тесты группировки, тесты задания и другие (О.В. Панарина, 2008 г., http://www.allbest.ru/).

Нецелесообразно давать задание конспектировать  содержание видеофильма по ходу его просмотра, так как учащиеся отрываются от наблюдений за экраном, а ведь в фильме зрительный ряд несёт или основную нагрузку, или близкую к ней. Поэтому конспект фильма становится конспектом лишь словесного сопровождения (О.В. Панарина, 2008 г.).

 В 9-11 классах,  где ребята уже могут и умеют  мыслить самостоятельно, и способны вести дискуссии, формы работы по фильму могут усложняться: анализ видеофрагмента с разбором заданий из рабочих листов, конференция по его материалу, отчёты о просмотренном материале творческие задания на тему видеофильма.

Методика использования экранных пособий на уроках биологии имеет свою специфику. Она состоит в том, что экранные пособия используются в комплексе с коллекциями, гербариями, таблицами, чучелами животных и другими средствами наглядности. Такое комплексное использование средств обучения значительно повышает эффективность урока. Применение экранных средств на уроке требует определенной организации этого этапа урока. Перед показом нужно поставить 2-3 узловых вопроса, на которые дети должны будут ответить, просмотрев фильм. После демонстрации проводиться беседа, в ходе которой учитель выясняет на сколько учащиеся усвоили материал, либо дается какое - либо задание по этому фильму (paidagogos.com/?р=91).

С развитием  и совершенствованием проекционной техники в школу вводятся экранные средства обучения. Н.М. Пожарицкая, Н.А. Пугал, А.М. Розенштейн и И.М. Машаров разработали методику их применения на уроках и внеклассных мероприятиях (http://www.allbest.ru/).

Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии