Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа
Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.
Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышению интереса к биологии и экономит время на проведение самостоятельных работ.
1.4.2.5. Лабораторное оборудование
Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Хорошо, если в школе имеются микроскопы разных конструкций и степеней увеличения (монокулярные и бинокулярные). Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов. Так, с помощью приборов можно показать всасывание воды корнем, газообмен в процессе дыхания, механизм вдоха и выдоха и др. (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.200).
По ряду тем бывают нужны определенные химические вещества, например йод - для окрашивания микропрепаратов и постановки опытов; свежая известковая вода - для демонстрации опытов по изучению газообмена; пероксид водорода - для выявления фермента каталазы в живых клетках растений и животных; удобрительные смеси - для подкормки растений уголка живой природы; некоторые ферменты - для опытов по пищеварению в курсе «Человек». Нужны также: физиологический раствор, марганцовокислый калий, глюкоза, крахмал, растительное масло, едкий натр, раствор медного купороса, соль поваренная, мука - для проведения опытов и лабораторных работ.
Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.200).
Большую роль в
изучении нового материала выполняют лабораторн
Лабораторные работы в процессе изучения нового материала на первых этапах часто носят иллюстративный характер, способствуют конкретизации теоретических знаний. Усвоению знаний об особенностях строения стержневой и мочковатой систем способствует организация лабораторной работы с живыми или гербарными экземплярами растений «Изучение строения стержневой и мочковатой корневых систем» (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.65).
Организация учебной деятельности учащихся при выполнении лабораторных работ в разделе о животных, где приходится вести наблюдения за живыми организмами, требует предварительной подготовки школьников, использования инструктивной карточки, включающей в себя план выполнения работы с указанием последовательности действий и формулирования вывода. Например, изучая внешнее строение дождевого червя, наблюдая за его передвижением и реакциями на раздражение, учащиеся должны назвать приспособительные особенности дождевого червя во внешнем строении, связанные с его жизнью в почве (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.66).
В разделе «Человек и его здоровье» программа рекомендует проведение таких лабораторных опытов, как «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки», «Первая помощь при кровотечениях», «Действие желудочного сока на белки», «Строение головного мозга по муляжам и пластинчатым препаратам». Все они проводятся по инструктивным карточкам (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.67).
Большая самостоятельность учащихся проявляется при выполнении лабораторной работы «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Это объясняется тем, что старшеклассники уже приобрели умения наблюдать объекты, опираются на знания из предшествующих разделов курса «Биология» и используют материалы экскурсии в природу (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.68).
Как правило, школы испытывают потребность в изобразительных пособиях. В этих случаях учитель привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. Также можно изготовить модели и муляжи. В школах почти весь гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены учениками. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным урокам.
Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.
1.4.3. Технические средства обучения
На уроках биологии используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам.
Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей. Время демонстрации одной части около 10 минут.
По методической направленности кинофильмы по биологии можно разделить на две группы: фильмы, предназначенные для использования в качестве источника новой информации при изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы. (Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В., 2000)
Использование видеофильмов в преподавании биологии в школе позволяет решать триединую задачу урока: обучение, развитие и воспитание.
Основные обучающие функции видеофильмов на уроках биологии:
Продуманное применение видеофильмов на уроках биологии способствует развитию у школьников интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном, сравнивать это увиденное с прочитанным ранее, выявлять связь между ними и другое. Всё это развивает мотивацию, внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень общего развития школьников. Наблюдения исследователей за состоянием внимания учащихся на уроке с телеэкраном показали, что фильм изменяет у детей динамику всех видов внимания. Учащиеся работают более сосредоточенно, так как знают, что смена кадров не связана с их индивидуальным темпом деятельности. Устойчивость интереса объясняется и более органическим включением иллюстрации в изложение материала. Накопленные телевидением способы и пути убеждения позволяют воздействовать на сознание и чувства аудитории. Это во многом обусловлено высоким эстетическим уровнем видеофильмов, построением их по законам искусства (О.В. Панарина, 2008 г.).
Демонстрация видеофильмов, ярко и красочно рисующих природу, в том числе, нашей страны, воспитывает у учащихся эстетические чувства, чувство любви к Родине, стремление к охране её богатств.
От чёткости и правильности установки зависит интенсивность и качество работы учеников во время фильма. Чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма, важно следовать испытанному педагогическому принципу: «учить – значит делать» (О.В. Панарина, 2008 г.). Ученики должны не просто смотреть фильм, а принимать в нём активное участие: спорить, размышлять, оценивать.
При использовании
видеофильма в качестве
Учителем
может быть дан план
Это могут быть проблемные задачи, поставленные учителем перед просмотром фильма, ответ на которые можно проверить в конце урока или на следующем занятии, в зависимости от степени подготовленности класса и сложности самого задания (О.В. Панарина, 2008 г.).
Одним из путей является актуальность подобранного материала, ибо новизна информации только и способна возбудить интерес к размышлениям, к слежению за дальнейшим развёртыванием событий (http://www.allbest.ru/). Актуальность каждого сообщения в том, что оно включает в себя новую и интересную для получателя информацию, как ожидаемую, так и неожиданную для него.
Наибольший
эффект в активизации
Младших
школьников можно
Учащимся 6-9 классов может быть предложено в ходе просмотра фильма (во время специальных пауз) выполнить то или иное задание: составить план или конспект, выполнить зарисовки, заполнить рабочие листы и так далее. Рабочие листы могут содержать задания, помогающие подготовиться к восприятию фильма, установить связь между вступительным словом учителя и содержанием видеофрагмента или направить внимание школьников на основное в нём; тесты, подготовленные учителем к видеофильму: тесты с выбором ответов, тесты сравнения, тесты подставки, тесты группировки, тесты задания и другие (О.В. Панарина, 2008 г., http://www.allbest.ru/).
Нецелесообразно давать задание конспектировать содержание видеофильма по ходу его просмотра, так как учащиеся отрываются от наблюдений за экраном, а ведь в фильме зрительный ряд несёт или основную нагрузку, или близкую к ней. Поэтому конспект фильма становится конспектом лишь словесного сопровождения (О.В. Панарина, 2008 г.).
В 9-11 классах, где ребята уже могут и умеют мыслить самостоятельно, и способны вести дискуссии, формы работы по фильму могут усложняться: анализ видеофрагмента с разбором заданий из рабочих листов, конференция по его материалу, отчёты о просмотренном материале творческие задания на тему видеофильма.
Методика использования экранных пособий на уроках биологии имеет свою специфику. Она состоит в том, что экранные пособия используются в комплексе с коллекциями, гербариями, таблицами, чучелами животных и другими средствами наглядности. Такое комплексное использование средств обучения значительно повышает эффективность урока. Применение экранных средств на уроке требует определенной организации этого этапа урока. Перед показом нужно поставить 2-3 узловых вопроса, на которые дети должны будут ответить, просмотрев фильм. После демонстрации проводиться беседа, в ходе которой учитель выясняет на сколько учащиеся усвоили материал, либо дается какое - либо задание по этому фильму (paidagogos.com/?р=91).
С развитием и совершенствованием проекционной техники в школу вводятся экранные средства обучения. Н.М. Пожарицкая, Н.А. Пугал, А.М. Розенштейн и И.М. Машаров разработали методику их применения на уроках и внеклассных мероприятиях (http://www.allbest.ru/).
Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии