Использование наглядности на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.

Работа содержит 1 файл

Использование наглядности на уроках биологии Диплом (Восстановлен).doc

— 794.00 Кб (Скачать)

III. На этапе изучения нового материала с первой группой ребят в теме «Особенности организации моллюсков, их происхождение» в качестве наглядного пособия использовалась печатная таблица «Строение моллюсков».  При изучении нового материала со второй группой ребят  использовались: влажный препарат «Внутреннее строение беззубки», печатная таблица «Строение моллюсков», а также иллюстрации учебника. При выполнении лабораторной работы (это этап самостоятельного изучения темы) и в первой и во второй группе учениками использовалась коллекция «Раковины моллюсков». В лабораторной работе были следующие задания:

  1. Рассмотрите и зарисуйте раковину моллюска (подписать все её составляющие), определите передний и задний конец раковины.
  2. По линии годового прироста определите возраст раковины.
  3. Выясните, из каких слоев состоит раковина.
  4. Рассмотрите внешнюю и внутреннюю поверхность раковины, определите их цвет. Объясните причину различия окраски.
  5. Сделайте вывод о роли раковины в жизни моллюска. Всегда ли раковина его защищает?
  6. Ученикам необходимо было выполнить задания, используя раковину беззубки.
  7. IV. Закрепление материала.
  8. На этом этапе группам ребят было предложено следующее задание: «Найдите ошибки в тексте и исправьте их. Моллюски встречаются только в морях (нет, есть и наземные). Нервная система у них диффузного типа (разбросанно - узловой тип), хорошо развит надглоточный ганглий. Кровеносная система замкнутая (не замкнутая) и состоит из сердца и сосудов. Орган дыхания - мантия (легкие и жабры), органы выделения почки и мочевой пузырь (отсутствует). В глотке есть терка с роговым слоем. Имеются пищеварительные железы. Моллюски - очень подвижные раздельнополые животные, играющие важную роль в жизни человека».
  9. После выполнения этого задания было отмечено, что во второй группе, где использовалось большее количество наглядного материала, правильных ответов было больше, чем в первой.

На уроке было использовано 4 наглядности: из группы «Изобразительные пособия» подгруппы «Таблицы», «Печатные пособия», из группы «Натуральные пособия» подгруппы «Влажные препараты», «Коллекции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.2. Общая биология

Тема: «Место человека в системе животного мира. Влияние биологических и социальных факторов на развитие человека».

При рассмотрении вопроса об особенностях человека как  социального существа, показывается видеофрагмент из информационной передачи, который назван «Оксана – маугли». В нём рассказывается о девочке, чьи родители злоупотребляли алкоголем, и заботилась о ней в течение 7 лет собака и о последствиях «воспитания» собакой. После просмотра обсуждается вопрос: «О чём с точки зрения биологии свидетельствует этот факт?». В заключении учащимися делается вывод о том, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не разовьётся человеческая личность.

Данный фрагмент имеет и большое воспитательное значение: показано насколько может  деградировать личность человека при  алкоголизме (родители девочки); в нравственном аспекте возникает вопрос об участии в судьбе и мере ответственности за полноценную жизнь тех, кто с нами рядом, за наших близких.

На уроке  использовалась одна 1 наглядность: из группы «Технические средства обучения».

 Тема: «Взаимоотношения организмов в природе»

II. Формирование новых знаний.

 В любом  биоценозе имеются такие организмы,  которые влияют друг на друга,  либо не влияют, то есть не  замечают друг друга. Если влияние  существует, то оно может быть благоприятным или неблагоприятным. Если влияние плохим образом сказывается хотя бы на одном из двух организмов, то оно неблагоприятное и его означают знаком “-”. Отсутствие влияния обозначают “0”. Тип взаимоотношений, при котором один из организмов пары получает пользу, и для другого это влияние так же полезно или безразлично, обозначают знаком “+”.

 рис.1 паразитизм    рис.2 сотрудничество

 

 рис.3 нейтрализм   рис.4 конкуренция

 рис.5 квартиранство

На уроке использовалась 1 наглядность: из группы «Изобразительные средства обучения», подгруппы «Печатные пособия».

 

 

 

 

 

 

2.3.3.Биология. Человек

 Тема: «Строение клетки»

III. Изучение нового материала

…Мы изучили  химическое строение клетки, выяснили функции веществ, входящих в клетку. Теперь нам предстоит познакомиться со строением клетки. … Какие составные части клетки выделяют? … Заполним таблицу «Строение клетки», опираясь на таблицы, рисунки в учебнике и слайды презентации.

Части клетки

Строение 

Функции

Плазматическая мембрана

   

Цитоплазма 

   

Ядро 

   

На уроке  использовано 3 наглядности: из группы «Изобразительные средства обучения», подгруппы «Таблицы» и «Печатные пособия», из группы «Технические средства обучения».

Тема: «Строение и функции почек»

III. Изучение нового материала

Основным органом  выделения являются почки. У человека их две. Обратимся к рельефной таблице «Строение почек». Они имеют бобовидную форму, расположены на уровне поясницы, с обеих сторон от позвоночника. В каждой почке выделяют два слоя: корковый и мозговой… Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке до 1 млн нефронов.  Каждый нефрон представлен капсулой, в которую заходит приносящая артерия. В капсуле образуется капиллярный клубочек из кровеносных сосудов, на которые распалась приносящая артерия. Из нефрона выходит выносящая артерия, диаметр которой почти в два раза меньше диаметра приносящей артерии. Капсула нефрона продолжается в извитой каналец, который густо оплетен капиллярами выносящей артерии. Эти капилляры образуют чудесную сеть.

На уроке  использовалась 1 наглядность: из группы «Изобразительные средства обучения», подгруппы «Таблицы».

 Тема: «Витамины»

III. Изучение нового материала

… Впервые витамины были открыты в 1880 году нашим русским  ученым Николаем Ивановичем Луниным (демонстрация портрета ученого)… Для выяснения роли витаминов учитель предлагает классу самостоятельно поработать с учебником и заполнить таблицу в тетради:

Витамин

Действие на организм

Гиповитаминоз

Содержание  в продуктах

       
       

В помощь ученикам на доске вывешивается таблица «Содержание  витаминов в продуктах».

На уроке  использовано 2 наглядности: из группы «Изобразительные средства обучения», подгруппы «Таблицы» и «Печатные пособия».

 

 

 

 

 

 

2.4. Темы лабораторных работ

Тема: Строение растительной клетки

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение растительной клетки.

Оборудование: Предметные стекла, микроскопы, покровные стекла, салфетки, марля, луковица, йод, вода, пипетка, элодея.

ХОД РАБОТЫ

  1. Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой. На стекло капните 1-2 капли воды. Снимите кожицу с приготовленных белых мясистых чешуй лука, перенесите маленький кусочек прозрачной кожицы в каплю воды на стекле и осторожно расправьте ее концом препаровальной иглы. Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода. Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха. Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите. Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней цитоплазму, ядро, а также оболочку. Сделайте рисунок, подпишите его.

( Байбородова Л.В., Лаптева Т.В, 2003г.)

  1. Приготовьте препарат с кусочком листа водного растения элодеи. Рассмотрите под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи и хорошо заметные зеленые пластиды (т.е. хлоропласты). Сделайте рисунок, подпишите его.

Тема: Состав белков

Цель: доказать, что в состав белков входит азот.

Оборудование: штатив с пробиркой, раствор яичного белка, раствор щелочи, держатель, индикаторная бумага, спиртовка, спички.

ХОД РАБОТЫ

В раствор белка  куриного яйца приливаем раствор  щелочи и нагреем. Универсальную  бумажку, смоченную водой, подносим к отверстию пробирки. Бумажка посинела, так как выделяется газ аммиак NH3. Значит, в состав белка входит азот.

 

Тема: Обнаружение белков в биологических объектах

Цель: доказать присутствие в биологических объектах белков.

Оборудование: штатив с пробирками, пипетка, водяная баня, капельница; раствор яичного белка; 10% раствор NaOH, 1% раствор сульфата меди, 0,5% водный раствор нингидрина; азотная кислота (концентрированная).

ХОД РАБОТЫ

1. Биуретовая  реакция для определения пептидных  связей.

Метод основан  на способности пептидной связи  образовывать с сульфатом меди в щелочной среде окрашенные комплексные соединения.

В пробирку внести 5 капель 10% раствора яичного белка (белок  фильтруют через марлю, затем разводят дистиллированной водой 1:10), три капли 10% раствора гидроксида натрия и 1 каплю 1% раствора сульфата меди и перемешать. Содержимое пробирки приобретает сине-фиолетовое окрашивание.

2. Нингидриновая  реакция. 

Белки, полипептиды  и свободные аминокислоты дают с  нингидрином синее или фиолетовое окрашивание.

 

В пробирку внести 5 капель 10% раствора яичного белка, прилить 5 капель 0,5% водного раствора нингидрина и нагреть. Через 2–3 мин развивается розовое или сине-фиолетовое окрашивание.

3. Ксантопротеиновая  реакция (греч. xantos – желтый).

С помощью этой реакции в белке обнаруживают аминокислоты, содержащие бензольные кольца (триптофан, тирозин др.).

В пробирку внести 5 капель 10% раствора яичного белка, добавить 3 капли концентрированной азотной кислоты (осторожно) и нагреть. После охлаждения в пробирку добавить 5–10 капель 10%  раствора едкого натра до появления оранжевого окрашивания (оно связано с образованием натриевой соли циклических нитросоединений).

 

Тема: Обнаружение липидов в биологических объектах

Цель: доказать присутствие липидов в биологических объектах.

Оборудование: штатив с пробирками, водяная баня, пипетка, стеклянные стаканчики, палочки, марля; желток куриного яйца, 1% раствор холестерина в хлороформе; концентрированная серная кислота, ацетон.

ХОД РАБОТЫ

1. Обнаружение  лецитина.

Лецитин относится  к группе фосфолипидов, входит в  состав клеточных мембран, составляет основную массу мозговой ткани. Лецитин не растворяется в воде и ацетоне, но хорошо растворяется в этиловом спирте, эфире и хлороформе.

В стаканчик  поместить часть желтка куриного яйца. Помешивая палочкой, по каплям прилить горячий этиловый спирт (из расчета 80 мл на целый желток). Спирт нагревать только на водяной бане! Когда раствор остынет, отфильтровать его в сухую колбу. Фильтрат должен быть прозрачным. Его нужно использовать сразу же. В сухую пробирку внести 10 капель ацетона и по каплям добавить спиртовой раствор лецитина. Выпадает белый осадок.

( Байбородова Л.В., Лаптева Т.В, 2003г.)

2. Обнаружение  холестерина. (Реакция Сальковского)

Холестерин  – жироподобное вещество, для организма  имеет большое значение. Входит в  мембраны многих органов и тканей, является предшественником желчных кислот, витамина D, половых гормонов, гормонов коры надпочечников. Реакция Сальковского основана на том, что под действием концентрированной серной кислоты происходит дегидратация холестерина с образованием холестерилена, имеющего красную окраску.

В сухую пробирку внести 15–20 капель 1% хлороформного  раствора холестерина и (осторожно) по стенке сосуда добавить 0,5 мл концентрированной серной кислоты. На границе жидкостей появляется красное кольцо.

 

Тема: Особенности строения клеток прокариот и эукариот

Цель: на основе изучения клеток бактерий (прокариот), растений и животных (эукариот), обнаружить основные черты сходства в строении бактерий, животных и растений как показатель единства организации живых форм.

Оборудование: микроскоп; предметные и покровные стекла; пипетки, стаканы с водой, пинцеты, скальпели, раствор йода, водный раствор туши; фуксин, раствор метиленового синего, кусочки мяса, рыбы или белок яйца, лук репчатый; таблица строения бактериальной, растительной и животной клеток.

ХОД РАБОТЫ

  1. Заранее приготовить настои из различных продуктов: мяса, рыбы, белка яйца. Небольшое количество материала измельчить и поместить в колбу, добавить мела на кончике скальпеля. Залить водой на 2/3 объема. Колбу с настоем выдержать в тепле (в темном месте) 3–5 дней. За это время в среде накапливается много разнообразных бактерий.
  2. На предметное стекло поместить каплю настоя. Препарат рассмотреть, пользуясь объективом ×40, но можно попробовать и ×90. Добавить каплю туши. На общем фоне клетки бактерий неокрашенные. Зарисовать клетки бактерий.
  3. Приготовить временный препарат растительной клетки. Ядра в неокрашенных клетках не видны. От кусочка луковицы отделить мясистую чешуйку. На внутренней стороне находится тонкая пленка, которую надо снять и отрезать. Положить кусочек пленки на предметное стекло, набрать пипеткой раствор йода, капнуть на пленку, накрыть покровным стеклом. Можно приготовить препарат листа элодеи, в котором видны хлоропласты – пластиды зеленого цвета.  Рассмотреть препарат при малом увеличении. Крупные округлые ядра в клетках окрашены йодом в желтый цвет.
  4. Перевести микроскоп на большое увеличение и найти оболочку клетки. В ядре можно заметить 1–2 ядрышка, иногда видна зернистая структура цитоплазмы. Неокрашенные пустоты в цитоплазме клеток представляют собой вакуоли.
  5. Зарисовать несколько клеток. Обозначить: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли (если они видны).
  6. На готовом препарате рассмотреть животные клетки, зарисовать. На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, ядро.

Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии