Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа
Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.
III. На этапе изучения нового материала с первой группой ребят в теме «Особенности организации моллюсков, их происхождение» в качестве наглядного пособия использовалась печатная таблица «Строение моллюсков». При изучении нового материала со второй группой ребят использовались: влажный препарат «Внутреннее строение беззубки», печатная таблица «Строение моллюсков», а также иллюстрации учебника. При выполнении лабораторной работы (это этап самостоятельного изучения темы) и в первой и во второй группе учениками использовалась коллекция «Раковины моллюсков». В лабораторной работе были следующие задания:
На уроке было использовано 4 наглядности: из группы «Изобразительные пособия» подгруппы «Таблицы», «Печатные пособия», из группы «Натуральные пособия» подгруппы «Влажные препараты», «Коллекции».
При рассмотрении вопроса об особенностях человека как социального существа, показывается видеофрагмент из информационной передачи, который назван «Оксана – маугли». В нём рассказывается о девочке, чьи родители злоупотребляли алкоголем, и заботилась о ней в течение 7 лет собака и о последствиях «воспитания» собакой. После просмотра обсуждается вопрос: «О чём с точки зрения биологии свидетельствует этот факт?». В заключении учащимися делается вывод о том, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не разовьётся человеческая личность.
Данный фрагмент имеет и большое воспитательное значение: показано насколько может деградировать личность человека при алкоголизме (родители девочки); в нравственном аспекте возникает вопрос об участии в судьбе и мере ответственности за полноценную жизнь тех, кто с нами рядом, за наших близких.
На уроке использовалась одна 1 наглядность: из группы «Технические средства обучения».
Тема: «Взаимоотношения организмов в природе»
II. Формирование новых знаний.
В любом
биоценозе имеются такие
рис.1 паразитизм рис.2 сотрудничество
рис.3 нейтрализм рис.4 конкуренция
рис.5 квартиранство
На уроке использовалась 1 наглядность: из группы «Изобразительные средства обучения», подгруппы «Печатные пособия».
2.3.3.Биология. Человек
Тема: «Строение клетки»
III. Изучение нового материала
…Мы изучили химическое строение клетки, выяснили функции веществ, входящих в клетку. Теперь нам предстоит познакомиться со строением клетки. … Какие составные части клетки выделяют? … Заполним таблицу «Строение клетки», опираясь на таблицы, рисунки в учебнике и слайды презентации.
Части клетки |
Строение |
Функции |
Плазматическая мембрана |
||
Цитоплазма |
||
Ядро |
На уроке использовано 3 наглядности: из группы «Изобразительные средства обучения», подгруппы «Таблицы» и «Печатные пособия», из группы «Технические средства обучения».
Тема: «Строение и функции почек»
III. Изучение нового материала
Основным органом выделения являются почки. У человека их две. Обратимся к рельефной таблице «Строение почек». Они имеют бобовидную форму, расположены на уровне поясницы, с обеих сторон от позвоночника. В каждой почке выделяют два слоя: корковый и мозговой… Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке до 1 млн нефронов. Каждый нефрон представлен капсулой, в которую заходит приносящая артерия. В капсуле образуется капиллярный клубочек из кровеносных сосудов, на которые распалась приносящая артерия. Из нефрона выходит выносящая артерия, диаметр которой почти в два раза меньше диаметра приносящей артерии. Капсула нефрона продолжается в извитой каналец, который густо оплетен капиллярами выносящей артерии. Эти капилляры образуют чудесную сеть.
На уроке использовалась 1 наглядность: из группы «Изобразительные средства обучения», подгруппы «Таблицы».
Тема: «Витамины»
III. Изучение нового материала
… Впервые витамины были открыты в 1880 году нашим русским ученым Николаем Ивановичем Луниным (демонстрация портрета ученого)… Для выяснения роли витаминов учитель предлагает классу самостоятельно поработать с учебником и заполнить таблицу в тетради:
Витамин |
Действие на организм |
Гиповитаминоз |
Содержание в продуктах |
В помощь ученикам на доске вывешивается таблица «Содержание витаминов в продуктах».
На уроке использовано 2 наглядности: из группы «Изобразительные средства обучения», подгруппы «Таблицы» и «Печатные пособия».
2.4. Темы лабораторных работ
Тема: Строение растительной клетки
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение растительной клетки.
Оборудование: Предметные стекла, микроскопы, покровные стекла, салфетки, марля, луковица, йод, вода, пипетка, элодея.
ХОД РАБОТЫ
( Байбородова Л.В., Лаптева Т.В, 2003г.)
Тема: Состав белков
Цель: доказать, что в состав белков входит азот.
Оборудование: штатив с пробиркой, раствор яичного белка, раствор щелочи, держатель, индикаторная бумага, спиртовка, спички.
ХОД РАБОТЫ
В раствор белка куриного яйца приливаем раствор щелочи и нагреем. Универсальную бумажку, смоченную водой, подносим к отверстию пробирки. Бумажка посинела, так как выделяется газ аммиак NH3. Значит, в состав белка входит азот.
Тема: Обнаружение белков в биологических объектах
Цель: доказать присутствие в биологических объектах белков.
Оборудование: штатив с пробирками, пипетка, водяная баня, капельница; раствор яичного белка; 10% раствор NaOH, 1% раствор сульфата меди, 0,5% водный раствор нингидрина; азотная кислота (концентрированная).
ХОД РАБОТЫ
1. Биуретовая
реакция для определения
Метод основан на способности пептидной связи образовывать с сульфатом меди в щелочной среде окрашенные комплексные соединения.
В пробирку внести 5 капель 10% раствора яичного белка (белок фильтруют через марлю, затем разводят дистиллированной водой 1:10), три капли 10% раствора гидроксида натрия и 1 каплю 1% раствора сульфата меди и перемешать. Содержимое пробирки приобретает сине-фиолетовое окрашивание.
2. Нингидриновая реакция.
Белки, полипептиды
и свободные аминокислоты дают с
нингидрином синее или
В пробирку внести 5 капель 10% раствора яичного белка, прилить 5 капель 0,5% водного раствора нингидрина и нагреть. Через 2–3 мин развивается розовое или сине-фиолетовое окрашивание.
3. Ксантопротеиновая реакция (греч. xantos – желтый).
С помощью этой реакции в белке обнаруживают аминокислоты, содержащие бензольные кольца (триптофан, тирозин др.).
В пробирку внести 5 капель 10% раствора яичного белка, добавить 3 капли концентрированной азотной кислоты (осторожно) и нагреть. После охлаждения в пробирку добавить 5–10 капель 10% раствора едкого натра до появления оранжевого окрашивания (оно связано с образованием натриевой соли циклических нитросоединений).
Тема: Обнаружение липидов в биологических объектах
Цель: доказать присутствие липидов в биологических объектах.
Оборудование: штатив с пробирками, водяная баня, пипетка, стеклянные стаканчики, палочки, марля; желток куриного яйца, 1% раствор холестерина в хлороформе; концентрированная серная кислота, ацетон.
ХОД РАБОТЫ
1. Обнаружение лецитина.
Лецитин относится к группе фосфолипидов, входит в состав клеточных мембран, составляет основную массу мозговой ткани. Лецитин не растворяется в воде и ацетоне, но хорошо растворяется в этиловом спирте, эфире и хлороформе.
В стаканчик поместить часть желтка куриного яйца. Помешивая палочкой, по каплям прилить горячий этиловый спирт (из расчета 80 мл на целый желток). Спирт нагревать только на водяной бане! Когда раствор остынет, отфильтровать его в сухую колбу. Фильтрат должен быть прозрачным. Его нужно использовать сразу же. В сухую пробирку внести 10 капель ацетона и по каплям добавить спиртовой раствор лецитина. Выпадает белый осадок.
( Байбородова Л.В., Лаптева Т.В, 2003г.)
2. Обнаружение холестерина. (Реакция Сальковского)
Холестерин – жироподобное вещество, для организма имеет большое значение. Входит в мембраны многих органов и тканей, является предшественником желчных кислот, витамина D, половых гормонов, гормонов коры надпочечников. Реакция Сальковского основана на том, что под действием концентрированной серной кислоты происходит дегидратация холестерина с образованием холестерилена, имеющего красную окраску.
В сухую пробирку внести 15–20 капель 1% хлороформного раствора холестерина и (осторожно) по стенке сосуда добавить 0,5 мл концентрированной серной кислоты. На границе жидкостей появляется красное кольцо.
Тема: Особенности строения клеток прокариот и эукариот
Цель: на основе изучения клеток бактерий (прокариот), растений и животных (эукариот), обнаружить основные черты сходства в строении бактерий, животных и растений как показатель единства организации живых форм.
Оборудование: микроскоп; предметные и покровные стекла; пипетки, стаканы с водой, пинцеты, скальпели, раствор йода, водный раствор туши; фуксин, раствор метиленового синего, кусочки мяса, рыбы или белок яйца, лук репчатый; таблица строения бактериальной, растительной и животной клеток.
ХОД РАБОТЫ
Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии