Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа
Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.
Демонстрация натуральных объектов проводится с первых уроков биологии 6 класса. Поэтому сразу же надо так организовать учебную деятельность учащихся, чтобы они могли больше увидеть и узнать об объекте. На первых уроках биологии учителю необходимо направлять внимание учащихся на наблюдение тех частей объекта, которые они должны рассмотреть. Для этого учитель знакомит учащихся с целью наблюдения, помогает увидеть нужные стороны объекта, выявить их особенности и сделать выводы (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.55).
Названия растений |
Вопросы программы |
Растения влажных тропических лесов | |
Бальзамин африканский |
Передвижение жидкости по сосудам стебля, строение цветка, распространение семян (саморазбрасыванием), искусственное опыление, вегетативное размножение (черенками). |
Бегония королевская |
Вегетативное размножение (листьями), приспособленность к жизни при слабом освещении. |
Восковой плющ |
Строение стебля (лиана), вегетативное размножение (черенками), приспособленность к незначительному испарению влаги. |
Драцена |
Вегетативное размножение (черенками). |
Зигокактус |
Вегетативное размножение (черенками), видоизменение вегетативных органов. |
Колеус |
Вегетативное размножение (черенками), зависимость окраски листьев от освещенности. |
Монстера |
Придаточные корни, выделение избыточной влаги через водяные устьица (гидатоды), строение стебля (лиана), вегетативное размножение (черенками). |
Панкрациум |
Строение цветка, вегетативное размножение (луковицами). |
Традесканция |
Строение клетки и движение цитоплазмы (волоски тычиночных нитей, волоски у основания листьев), строение устьиц (эпидермис нижней стороны листа), корневые волоски и корневой чехлик (на корнях черенков), вегетативное размножение (черенками, отводками), образование придаточных корней. |
Фикус |
Строение клеток мякоти листа, строение покровной ткани, вегетативное размножение (черенками). |
Циперус |
Приспособленность к жизни в условиях переувлажнения, вегетативное размножение (делением, черенками). |
Растения субтропиков | |
Аспидистра |
Строение корневища, вегетативное размножение (делением корневища). |
Зефирантес |
Строение цветка, вегетативное размножение (луковичками – детками). |
Иглица |
Видоизменения побегов |
Камнеломка |
Вегетативное размножение (усами). |
Кливия |
Строение цветка, опыление, строение устьиц, вегетативное размножение (корневыми отпрысками). |
Пеларгония |
Корневое давление, испарение воды листьями, вегетативное размножение (черенками). |
Папоротники |
Строение папоротников. |
Плющ обыкновенный |
Корневое давление, придаточные корни, вегетативное размножение (черенками, отводками). |
Узумбарская фиалка |
Вегетативное размножение (листьями), изменчивость (соотносительная). |
Фуксия |
Строение цветка, вегетативное размножение (черенками). |
Хлорофитум |
Вегетативное размножение, растение–эпифит. |
Циссус |
Строение стебля (лиана), корневое давление, вегетативное размножение (черенками). |
Растения пустынь | |
Кактусы |
Приспособленность растений к засушливым местам обитания, видоизменения стебля, листьев. |
Алоэ древовидное |
Вегетативное размножение (боковыми побегами или срезанными верхушками), приспособленность растений к засушливым местам обитания. |
Бриофиллум |
Вегетативное размножение. |
Сансевьера |
Строение корневища, вегетативное размножение (частями корневища и листьями), изменение окраски листьев в зависимости от освещенности. |
Водные растения | |
Валлиснерия |
Строение цветка, строение клетки и движение цитоплазмы |
Элодея |
Выделение растением на свету кислорода, строение цветка и движение цитоплазмы. |
Горец |
Влияние внешних условий среды на изменчивость |
Ряска |
Приспособленность растений к среде обитания (разнолистность). |
Таблица 2 (А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина, 1989 г., с.9)
При изучении биологии в 6 классе на уроках по первой теме демонстрируют цветковые растения и их органы. При этом учитель раскрывает роль наблюдений и предлагает ряд вопросов, которые направляют внимание школьников на главное, помогают увидеть существенные особенности рассматриваемого объекта. На уроке «Плоды и семена» учитель раскрывает цель наблюдения демонстрируемых объектов – выявить признаки плодов, их разнообразие, наличие сухих и сочных плодов. При изучении нового материала демонстрируются растения с цветками и плодами: сурепка, дикая редька, плоды помидора, сливы, арбуза, гороха.
Знакомство учащихся с видоизменениями корней проводится на основе демонстрации корнеплодов моркови, свеклы, репы и других растений. При этом учитель ставит цель – выявить особенности корнеплодов в связи с функцией хранения запаса питательных веществ. Раскрывается биологическое и хозяйственное значение корнеплодов (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.56).
На уроке «Видоизменения листьев. Листопад» учитель демонстрирует живые растения бальзамина, кактуса, бегонии, капусты; гербарные коллекции барбариса, клюквы, гороха и ставит цель – определить растения влаголюбивые и засухоустойчивые, назвать приспособления у растений к недостатку влаги (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.56).
При изучении систематики покрытосеменных растений большое значение для усвоения знаний имеет демонстрация живых и гербарных экземпляров растений различных семейств. Познавательная деятельность учащихся при этом должна быть направлена на усвоение знаний признаков классов и семейств цветковых растений, видового состава и положения растений в системе растительного мира, на выработку умений распознавать виды, определять их систематическое положение (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.57).
При изучении раздела о животных предусматривается демонстрация инфузории-туфельки, живых моллюсков, млекопитающих, коллекций скелетов рыб, лягушек, млекопитающих, чучел животных, влажных препаратов и др. Организация работы учащихся при изучении нового материала на основе демонстрации этих объектов содействует более успешному овладению анатомо-морфологическими, экологическими и систематическими понятиями, эффективному овладению школьниками умениями правильно вести наблюдения над животными.
В дальнейшем при наблюдении демонстрируемых животных проявляется большая самостоятельность учащихся (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.58).
Методика демонстрации живого объекта включает следующие требования:
При изучении раздела общей биологии демонстрация направлена на установление связи конкретного материала с абстрактными понятиями, на выяснение сущности биологических явлений, закономерностей, иллюстрацию теоретических положений. В процессе изучения этого раздела программа предусматривает демонстрацию живых растений и животных, гербариев, коллекций для иллюстрации изменчивости, наследственности, приспособленности, разнообразия сортов культурных растений и пород домашних животных, видов и др. (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.58).
При изучении экологических систем, пищевых связей и круговорота веществ в биогеоценозах в разделе общей биологии демонстрируется модель экосистемы – комнатный аквариум. Цель демонстрации – доказать, что аквариум – экологическая система. Учитель предлагает учащимся назвать обитателей аквариума, раскрыть роль растений, животных, грибов и бактерий в нем, установить связи между ними (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.59).
1.4.1.2. Влажные препараты
Влажные препараты – это законсервированные в жидкости растения, животные или их отдельные органы. Влажные препараты промышленного производства выпускаются в стеклянных цилиндрах или сосудах прямоугольной формы из пластмассы различного размера и заливаются фиксирующим раствором (формалин, спирт).
По содержанию
влажные препараты можно
Среди них можно назвать следующие препараты: «Корни бобового растения с клубеньками», «Развитие лягушки», «Развитие насекомого», «Аскарида», «Внутреннее строение речного рака» и др. Учитывая размеры влажных препаратов, их можно использовать только в качестве раздаточного материала. Объекты, опущенные в фиксирующую жидкость, часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.196). (См. приложение №2)
На уроке «Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик» рассказ учителя сопровождается демонстрацией влажного препарата «Печеночный сосальщик» в сочетании с таблицей и направляется на восприятие данного объекта, на выявление особенностей строения этого животного, на основе которых его относят к классу сосальщиков.
Одним из важнейших
видов натуральных учебных
Микропрепараты представляют собой микроскопические малые объекты, заключенные между покровным и предметным стеклами (мелкие животные, части растений, ткани животных и растений и т.п.) в бальзаме специального состава. Микропрепараты могут быть разделены на временные и постоянные (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.16).
Постоянные микропрепараты изготовлены фабричным путем специально для обучения, временные – приготовляются учителем для урока или на уроке самими школьниками. Постоянные микропрепараты представляют собой тончайшие срезы тканей организмов, их органы. Клетки в большинстве своем не имеют окраски и потому, даже при большом увеличении микроскопа, бывает трудно рассмотреть внутриклеточные структуры, в том числе ядро. В связи с этим клеточные микропрепараты окрашивают специальными красителями для придания им большей наглядности. Учителям обязательно надо предупреждать детей о том, что цвет не является естественным для микроструктур. Чтобы можно было разобраться в изучаемом микропрепарате, его используют в комплексе с изображением – микрофотографией или таблицей (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.196).
Временные препараты называются так потому, что не сохраняются долго. После ознакомления с микрообъектом временный препарат смывается с предметного стекла. Приготовление микропрепарата – один из обязательных видов умений, формируемых в курсе биологии (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.197). (См. приложение №3)
1.4.1.4. Коллекции
На уроках биологии часто используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой. (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.197).
В коллекциях часто сочетаются натуральные объекты и их изображения. Изображения могут быть в виде рисунков или муляжей-имитаций. Коллекции монтируются в коробках с глухими или застекленными крышками. Материал в коллекциях этикетируют, снабжают пояснительными надписями (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.15).
Коллекции могут быть использованы при изучении внешнего строения организмов или их частей («Коллекция плодов и семян», «Представители отрядов насекомых»). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов, выявления черт схожести и различия. Для изучения роли животных в природе существуют другие учебные коллекции: «Насекомые – опылители луговых растений», «Повреждения хвойных деревьев короедами и лубоедами» и т.д. Выяснять взаимосвязи в органическом мире, рассматривать онтогенетическое развитие организмов, прослеживать общебиологические закономерности помогают общебиологические коллекции. Например, «Развитие майского жука», «Защитные приспособления у животных» и др. (См. приложение №4)
Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например «Каменный уголь и продукты его переработки», «Зерновые культуры и крупы, полученные из них» и др. (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.197).
К коллекциям образцов промышленной продукции также относится коллекция «Торф и продукты его переработки». Коллекции многоцелевого назначения используют на уроках биологии, а также химии и географии (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.20).
Основная задача учителя при изучении торфа и каменного угля состоит в том, чтобы учащиеся получили конкретное представление о внешнем виде этих полезных ископаемых и об основных продуктах их переработки. Коллекции раздают на столы, и обращают внимание учащихся, что в них представлены как натуральные объекты, так и их изображения. Нет необходимости запоминать или записывать учащимся все названия представленных веществ. Достаточно дать задание рассмотреть представленные образцы торфа и угля и заполнить таблицу следующего содержания:
Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии