Использование наглядности на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.

Работа содержит 1 файл

Использование наглядности на уроках биологии Диплом (Восстановлен).doc

— 794.00 Кб (Скачать)

Демонстрация  натуральных объектов проводится с  первых уроков биологии 6 класса. Поэтому сразу же надо так организовать учебную деятельность учащихся, чтобы они могли больше увидеть и узнать об объекте. На первых уроках биологии учителю необходимо направлять внимание учащихся на наблюдение тех частей объекта, которые они должны рассмотреть. Для этого учитель знакомит учащихся с целью наблюдения, помогает увидеть нужные стороны объекта, выявить их особенности и сделать выводы (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.55).

Названия  растений

Вопросы программы 

Растения  влажных тропических лесов

Бальзамин африканский

Передвижение  жидкости по сосудам стебля, строение цветка, распространение семян (саморазбрасыванием), искусственное опыление, вегетативное размножение (черенками).

Бегония королевская 

Вегетативное  размножение (листьями), приспособленность  к жизни при слабом освещении.

Восковой плющ

Строение стебля (лиана), вегетативное размножение (черенками), приспособленность к незначительному испарению влаги.

Драцена

Вегетативное  размножение (черенками).

Зигокактус 

Вегетативное  размножение (черенками), видоизменение вегетативных органов.

Колеус 

Вегетативное  размножение (черенками), зависимость окраски листьев от освещенности.

Монстера 

Придаточные корни, выделение избыточной влаги через водяные устьица (гидатоды), строение стебля (лиана), вегетативное размножение (черенками).

Панкрациум 

Строение цветка, вегетативное размножение (луковицами).

Традесканция 

Строение клетки и движение цитоплазмы (волоски тычиночных нитей, волоски у основания листьев), строение устьиц (эпидермис нижней стороны листа), корневые волоски и корневой чехлик (на корнях черенков), вегетативное размножение (черенками, отводками), образование придаточных корней.

Фикус

Строение клеток мякоти листа, строение покровной ткани, вегетативное размножение (черенками).

Циперус

Приспособленность к жизни в условиях переувлажнения, вегетативное размножение (делением, черенками).

Растения  субтропиков 

Аспидистра 

Строение корневища, вегетативное размножение (делением корневища).

Зефирантес 

Строение цветка, вегетативное размножение (луковичками – детками).

Иглица 

Видоизменения побегов 

Камнеломка 

Вегетативное  размножение (усами).

Кливия 

Строение цветка, опыление, строение устьиц, вегетативное размножение (корневыми отпрысками).

Пеларгония 

Корневое давление, испарение воды листьями, вегетативное размножение (черенками).

Папоротники

Строение папоротников.

Плющ обыкновенный

Корневое давление, придаточные корни, вегетативное размножение (черенками, отводками).

Узумбарская фиалка

Вегетативное  размножение (листьями), изменчивость (соотносительная).

Фуксия 

Строение цветка, вегетативное размножение (черенками).

Хлорофитум 

Вегетативное  размножение, растение–эпифит.

Циссус 

Строение стебля (лиана), корневое давление, вегетативное размножение (черенками).

Растения  пустынь

Кактусы

Приспособленность растений к засушливым местам обитания, видоизменения стебля, листьев.

Алоэ древовидное 

Вегетативное  размножение (боковыми побегами или срезанными верхушками), приспособленность растений к засушливым местам обитания.

Бриофиллум 

Вегетативное  размножение.

Сансевьера 

Строение корневища, вегетативное размножение (частями корневища и листьями), изменение окраски листьев в зависимости от освещенности.

Водные  растения

Валлиснерия

Строение цветка, строение клетки и движение цитоплазмы

Элодея 

Выделение растением  на свету кислорода, строение цветка и движение цитоплазмы.

Горец

Влияние внешних  условий среды на изменчивость

Ряска

Приспособленность растений к среде обитания (разнолистность).


Таблица 2 (А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина, 1989 г., с.9)

При изучении биологии в 6 классе на уроках по первой теме демонстрируют цветковые растения и их органы. При этом учитель раскрывает роль наблюдений и предлагает ряд вопросов, которые направляют внимание школьников на главное, помогают увидеть существенные особенности рассматриваемого объекта. На уроке «Плоды и семена» учитель раскрывает цель наблюдения демонстрируемых объектов – выявить признаки плодов, их разнообразие, наличие сухих и сочных плодов. При изучении нового материала демонстрируются растения с цветками и плодами: сурепка, дикая редька, плоды помидора, сливы, арбуза, гороха.

Знакомство  учащихся с видоизменениями корней проводится на основе демонстрации корнеплодов моркови, свеклы, репы и других растений. При этом учитель ставит цель – выявить особенности корнеплодов в связи с функцией хранения запаса питательных веществ. Раскрывается биологическое и хозяйственное значение корнеплодов (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.56).

На уроке  «Видоизменения листьев. Листопад»  учитель демонстрирует живые  растения бальзамина, кактуса, бегонии, капусты; гербарные коллекции барбариса, клюквы, гороха и ставит цель – определить растения влаголюбивые и засухоустойчивые, назвать приспособления у растений к недостатку влаги (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.56).

При изучении систематики  покрытосеменных растений большое  значение для усвоения знаний имеет демонстрация живых и гербарных экземпляров растений различных семейств. Познавательная деятельность учащихся при этом должна быть направлена на усвоение знаний признаков классов и семейств цветковых растений, видового состава и положения растений в системе растительного мира, на выработку умений распознавать виды, определять их систематическое положение (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.57).

При изучении раздела  о животных предусматривается демонстрация инфузории-туфельки, живых моллюсков, млекопитающих, коллекций скелетов рыб, лягушек, млекопитающих, чучел животных, влажных препаратов и др. Организация работы учащихся при изучении нового материала на основе демонстрации этих объектов содействует более успешному овладению анатомо-морфологическими, экологическими и систематическими понятиями, эффективному овладению школьниками умениями правильно вести наблюдения над животными.

В дальнейшем при  наблюдении демонстрируемых животных проявляется большая самостоятельность учащихся (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.58).

Методика демонстрации живого объекта включает следующие  требования:

    1. Соотносить демонстрацию с логикой содержания и методической структурой урока;
    2. Учитывать степень прирученности животного (демонстрация в клетке, террариуме, на столе, на руках) и его размеры;
    3. Продумать целевую установку демонстрации (задание): что, когда и как должны ученики увидеть на демонстрируемом объекте, какие биологические закономерности должны подтвердить или выявить;
    4. Моменту демонстрации животного должны предшествовать рассказ учителя или беседа с учащимися, причем знакомство с объектом желательно начинать с показа его путем изобразительной наглядности;
    5. Использовать приемы демонстрации, соответствующие биологическим особенностям животного (так, при демонстрации земноводных необходимо помнить, что животные имеют непостоянную температуру тела, поэтому нужно смочить руки водой);
    6. Избегать резких движений и излишнего шума, которые являются отрицательными факторами для демонстрируемого животного;
    7. В результате демонстраций учащиеся должны самостоятельно сделать выводы о чертах приспособленности животных к условиям жизни в их среде обитания и об их поведенческих реакциях (В.Н. Максимова и др., 1985 г., с.102).

При изучении раздела  общей биологии демонстрация направлена на установление связи конкретного материала с абстрактными понятиями, на выяснение сущности биологических явлений, закономерностей, иллюстрацию теоретических положений. В процессе изучения этого раздела программа предусматривает демонстрацию живых растений и животных, гербариев, коллекций для иллюстрации изменчивости, наследственности, приспособленности, разнообразия сортов культурных растений и пород домашних животных, видов и др. (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.58).

При изучении экологических  систем, пищевых связей и круговорота  веществ в биогеоценозах в разделе общей биологии демонстрируется модель экосистемы – комнатный аквариум. Цель демонстрации – доказать, что аквариум – экологическая система. Учитель предлагает учащимся назвать обитателей аквариума, раскрыть роль растений, животных, грибов и бактерий в нем, установить связи между ними (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.59).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.1.2. Влажные препараты

Влажные препараты – это законсервированные в жидкости растения, животные или их отдельные органы. Влажные препараты промышленного производства выпускаются в стеклянных цилиндрах или сосудах прямоугольной формы из пластмассы различного размера и заливаются фиксирующим раствором (формалин, спирт).

По содержанию влажные препараты можно разделить  на три группы:

    • Морфологические – для изучения внешнего строения животных, растений или их частей;
    • Анатомические – для изучения внутреннего строения организма или его частей;
    • Препараты, предназначенные для изучения развития организмов (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.13).

Среди них можно  назвать следующие препараты: «Корни бобового растения с клубеньками», «Развитие лягушки», «Развитие насекомого», «Аскарида», «Внутреннее строение речного рака» и др. Учитывая размеры влажных препаратов, их можно использовать только в качестве раздаточного материала. Объекты, опущенные в фиксирующую жидкость, часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.196). (См. приложение №2)

На уроке  «Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик» рассказ учителя сопровождается демонстрацией влажного препарата «Печеночный сосальщик» в сочетании с таблицей и направляется на восприятие данного объекта, на выявление особенностей строения этого животного, на основе которых его относят к классу сосальщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Микропрепараты 

Одним из важнейших  видов натуральных учебных пособий  являются микропрепараты. Они не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также других микроскопических малых природных объектов (бактерии, плесневые грибы, споры грибов, мхов и папоротников, пыльца растений, клетки крови и пр.) (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.196).

Микропрепараты представляют собой микроскопические малые объекты, заключенные между покровным и предметным стеклами (мелкие животные, части растений, ткани животных и растений и т.п.) в бальзаме специального состава. Микропрепараты могут быть разделены на временные и постоянные (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.16).

  Постоянные микропрепараты изготовлены фабричным путем специально для обучения, временные – приготовляются учителем для урока или на уроке самими школьниками. Постоянные микропрепараты представляют собой тончайшие срезы тканей организмов, их органы. Клетки в большинстве своем не имеют окраски и потому, даже при большом увеличении микроскопа, бывает трудно рассмотреть внутриклеточные структуры, в том числе ядро. В связи с этим клеточные микропрепараты окрашивают специальными красителями для придания им большей наглядности. Учителям обязательно надо предупреждать детей о том, что цвет не является естественным для микроструктур. Чтобы можно было разобраться в изучаемом микропрепарате, его используют в комплексе с изображением – микрофотографией или таблицей (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.196).

Временные препараты  называются так потому, что не сохраняются долго. После ознакомления с микрообъектом временный препарат смывается с предметного стекла. Приготовление микропрепарата – один из обязательных видов умений, формируемых в курсе биологии (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.197). (См. приложение №3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.1.4. Коллекции

На уроках биологии часто используют коллекции, которые  представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой. (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.197).

 В коллекциях  часто сочетаются натуральные  объекты и их изображения. Изображения могут быть в виде рисунков или муляжей-имитаций. Коллекции монтируются в коробках с глухими или застекленными крышками. Материал в коллекциях этикетируют, снабжают пояснительными надписями (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.15).

Коллекции могут быть использованы при изучении внешнего строения организмов или их частей («Коллекция плодов и семян», «Представители отрядов насекомых»). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов, выявления черт схожести и различия. Для изучения роли животных в природе существуют другие учебные коллекции: «Насекомые – опылители луговых растений», «Повреждения хвойных деревьев короедами и лубоедами» и т.д. Выяснять взаимосвязи в органическом мире, рассматривать онтогенетическое развитие организмов, прослеживать общебиологические закономерности помогают общебиологические коллекции. Например, «Развитие майского жука», «Защитные приспособления у животных» и др. (См. приложение №4)

Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например «Каменный  уголь и продукты его переработки», «Зерновые культуры и крупы, полученные из них» и др. (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.197).

К коллекциям образцов промышленной продукции также относится коллекция «Торф и продукты его переработки». Коллекции многоцелевого назначения используют на уроках биологии, а также химии и географии (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.20).

Основная задача учителя при изучении торфа и  каменного угля состоит в том, чтобы учащиеся получили конкретное представление о внешнем виде этих полезных ископаемых и об основных продуктах их переработки. Коллекции раздают на столы, и обращают внимание учащихся, что в них представлены как натуральные объекты, так и их изображения. Нет необходимости запоминать или записывать учащимся все названия представленных веществ. Достаточно дать задание рассмотреть представленные образцы торфа и угля и заполнить таблицу следующего содержания:

Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии