Использование наглядности на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.

Работа содержит 1 файл

Использование наглядности на уроках биологии Диплом (Восстановлен).doc

— 794.00 Кб (Скачать)

Торф  и продукты его переработки 

Отрасль народного хозяйства

Примеры продуктов  переработки

Строительство

Торфо – изоляционная плита

Химическая  промышленность

Кислота, спирт, деготь

Топливная промышленность и т.д.

Брикеты из торфа


Таблица 3 (А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г.Лепина, 1989 г., с.20)

учащимися (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.59)

На уроке  «Плоды и семена» после предварительного знакомства с сухими и сочными плодами, их существенными признаками организуется лабораторная работа «Ознакомление с сухими и сочными плодами». При этом широко используется натуральная наглядность: школьники получают наборы сухих и сочных плодов. Работа с использованием натуральных плодов облегчает восприятие нового для школьников материала. При ее выполнении учитель вначале дает подробные инструкции, проводит фронтальное руководство учебной деятельностью учащихся. Степень самостоятельности школьников в усвоении новых знаний небольшая, так как им трудно без помощи учителя выделить наиболее существенные признаки плодов, к тому же учащиеся еще не овладели умением работать с натуральными объектами (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.64).

Руководство деятельностью  учащихся осуществляется с помощью  следующего задания:

    1. Рассмотрите плоды, выберите из них сочные и сухие.
    2. Разрежьте сочные плоды. Опишите внутренне содержимое плода.
    3. Рассмотрите сухие плоды, раскройте их. Опишите внутреннее содержимое плода.
    4. Сравните сначала два сочных (или два сухих) плода, а затем один сочный и сухой. Сведения о сухих и сочных плодах занесите в таблицу «Разнообразие плодов»:

 

Растение

Плод 

 

Виды плодов

Сухой или сочный

Одно- или многосеменной

Горох

Слива

Сухой

Сочный 

Многосеменной

Односеменной 

Боб

Костянка 


Таблица 4 (В.Н. Максимова, Г.Е. Ковалева, Д.П. Гольнева, Н.Г. Чередеева, 1985 г., с.65.)

 

 

 

 

 

1.4.1.5. Гербарий

Гербарии представляют собой расправленные и засушенные растения со всеми органами (или отдельные органы растений), прикрепленные к плотной бумаге. Гербарный лист снабжается этикеткой с названием растения. Для лучшей сохранности гербарный лист сверху покрывается листом тонкой бумаги.

В основном гербарии используются как раздаточный материал. Учащиеся должны внимательно рассмотреть гербарный экземпляр и выполнить определенное задание (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.12). (См. приложение №5)

При работе с  гербарным материалом необходимо учитывать, что он дает далеко не полное представление  о натуральном объекте. Учащиеся могут установить размеры растения (если растение представлено полностью) и получить понятие о морфологии его органов. В то же время представление о растении в целом и его окраске формируется весьма относительно. Поэтому целесообразно использовать гербарии в комплексе с другим учебным оборудованием (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.12).

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Изобразительные пособия

Обеспечить  все уроки натуральными объектами  не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в класс и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.

Изобразительные пособия отличаются очень большим  разнообразием. К ним относятся  объемные - муляжи и модели; рисованные - таблицы (рисованные и монтировочные), географические карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.198).

 

1.4.2.1. Муляжи

Муляжи - это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовлены следующие муляжи «Набор плодов гибридных и полиплоидных растений с исходными формами», «Плодовые тела шляпочных грибов» и др. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов. Их используют в тех случаях, когда нет возможности применить натуральный объект или натуральный объект по какой-либо причине не дает учащимся полного представления о нем (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.198).

Муляж – это  точная копия натурального объекта, в которой отражены не только главные, но и второстепенные, незначительные признаки натуры: индивидуальная форма плода, поражение его вредителями, окраска и т.д. Муляжи изготавливают из восковой массы или пластмасс.

Муляжи используют в тех случаях, когда натуральный  объект показать невозможно. Например, при изучении темы «Сельскохозяйственные растения» необходимо ознакомить учащихся с происхождением культурных растений, показать их сортовое разнообразие. В этом случае могут быть использованы наборы муляжей «Дикая форма и культурные сорта яблонь», «Дикая форма и культурные сорта томата». Перед работой с наборами муляжей учитель проводит краткую беседу о происхождении культурных растений, после чего дает наборы на столы учащихся. Учащиеся должны рассмотреть муляжи, прочитать описание сортов и приготовить устные ответы на поставленные вопросы (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.20). (См. приложение №6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.2.2. Модели

Модели являются изображениями натуральных объектов, но они не копируют объект, а представляют его самые главные свойства в схематизированном виде (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.198).

Модели могут  быть плоскостные и объемные, статические и динамические, например, плоскостная модель, демонстрирующая работу клапанов сердца, или аппликативная модель внутреннего строения жука. Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические модели разбираются. Это позволяет изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и др.).

Динамические  модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся магнитные модели «Биосинтез белков», «Законы Менделя», «Цикл размножения мха», «Модель биогеоценоза» и др. (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.198).

Модели 


Объемные                                                                                               Плоскостные


 

Разборные     Неразборные                                                        Модели-аппликации

Таблица 5 (А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина, 1989 г., с.22)

Модели-аппликации представляют собой рисунки (на картоне) или рельефные изображения (на пластмассе), выполненные на прямоугольных планшетах. Модели-аппликации крепятся на «магнитной доске» при помощи магнитов и позволяют моделировать различные объекты, процессы, явления (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.24). (См. приложение №7)

1.4.2.3. Таблицы

Наиболее часто  в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными.

Рельефные таблицы - красочные изображения предметов, представляющие барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа. Такие таблицы долговечны, легко моются, но для их хранения нужно значительно больше места, нежели для печатных таблиц (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.199). (См. приложение №8)

Рельефные таблицы  в основном служат демонстрационным материалом и могут быть использованы на всех этапах урока. Поскольку рельефные таблицы не имеют подписей, то их удобно использовать при опросе учащихся. Большинство рельефных таблиц имеют нумерацию главных частей и органов. В том случае, если этой нумерации нет, учитель сам проставляет тушью нужные цифры, соответственно приложенным методическим рекомендациям (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.26).

  Для преподавания  раздела «Растения» промышленностью  выпускаются рельефные таблицы  «Зерновка пшеницы», «Клеточное  строение корня», «Клеточное строение  листа», «Клеточное строение стебля», используемые при изучении семени однодольного растения и клеточного строения органов. Кроме того, эти таблицы могут применяться и в теме «Растения и окружающая среда» при обобщении материала о клеточном строении и тканях органов растений (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.27).

Рельефные таблицы  по разделу «Животные» предназначены  для изучения внутреннего строения животных: «Внутреннее строение дождевого червя», «Внутреннее строение жука» и др. (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.27).

При использовании рельефной таблицы во время опроса учащимся можно предложить задание такого рода: выпиши цифры, которыми обозначены органы пищеварительной системы (дыхательной, мочеполовой), и против цифр напиши названия органов (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.28).

Для раздела  «Человек и его здоровье» выпускаются  рельефные таблицы, предназначенные  для использования в качестве демонстрационного материала, - «Железы внутренней секреции», «Кожа человека», «Органы кровообращения», «Пищеварительная система», «Система органов выделения», и две таблицы небольшого размера «Почка», «Сердце» используются как раздаточный материал (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.29).

Печатные  таблицы находят наибольшее применение на уроках, представляют собой многокрасочное изображение растений, животных, человека, их органов, тканей, клеточного строения, а также взаимосвязей в органическом мире (См. приложение №9). Таблицы можно классифицировать по различным признакам. По дидактической направленности печатные таблицы можно разделить на три группы:

    • Таблицы для ознакомления учащихся с внешним и внутренним строением организмов;
    • Таблицы для формирования основных биологических понятий, законов, теорий;
    • Таблицы, направленные на экологическое образование школьников (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.30).

По характеру  информации таблицы могут быть разделены  на две группы:

    • Для постоянного использования;
    • Для эпизодического использования (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.30).

В качестве примера  таблиц для постоянного использования  можно привести таблицы «Развитие растительного и животного мира», «Уровни организации живого». Они вывешиваются в кабинете и «работают» в течение изучения всего курса биологии. Таблицы для эпизодического использования демонстрируются на одном или нескольких уроках (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.30).

Таблицы используют на различных этапах урока: при изучении нового материала, обобщении знаний, опросе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.2.4. Печатные пособия

Печатные  пособия являются одним из наиболее широко используемых типов учебного оборудования. К ним относятся: таблицы, карты, портреты ученых-биологов, дидактические раздаточные материалы (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.29).

На уроках биологии используют карты: зоогеографические, карты растительности, охраняемых территорий, экологические карты региона и др. Их применяют для ознакомления учащихся районами распространения определенных объектов, при изучении вопросов охраны природы. Использование карт в учебном процессе связано с проблемой их размещения в кабинете.

В целях эстетического  воспитания учащихся на уроках биологии необходимо использовать репродукции картин. Этот вид оборудования, к сожалению, учитель применяет не часто. На уроках используются портреты выдающихся ученых-биологов (Ч. Дарвин, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов). Нередко такие портреты украшают кабинет биологии (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.199). (См приложение №10)

Из вербальных средств на уроках биологии часто  используется дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, например дидактические карточки по курсу биологии 7 класса. Их материал полностью соответствует содержанию программы и учебника. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.199).

Для обеспечения различного рода самостоятельных и лабораторных работ необходимо в первую очередь иметь следующие карточки-задания:

    • Для проведения лабораторных работ;
    • Для проведения самостоятельных работ с раздаточным материалом;
    • Для работы с киноматериалом;
    • Для контроля и учета знаний учащихся.

Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии