Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа
Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.
При реализации принципа наглядности не следует перегружать учебный процесс однотипными наглядными пособиями, так как при их обилии у школьников снижается интерес к работе.
Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование – вспомогательные (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.193).
К средствам обучения, помогающим повысить эффективность наглядного обучения, относятся приборы и реактивы, нужные для выполнения практических и демонстрационных работ: увеличительная техника (микроскоп, лупы), лабораторное оборудование (штативы, нагревательные приборы, посуда), препаровочный инструментарий (пинцеты, препаровальные иглы, лупы), а также различная аппаратура, называемая техническими средствами обучения (ТСО). Важное место среди них для обучения биологии занимают кинопроектор, диапроектор, эпидиаскоп, кодоскоп, телевизор, компьютер и др. К средствам наглядности относят также звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофон, видеотехника и др.) (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.193).
Среди технических как особую группу выделяют аудиовизуальные средства, в том числе средства статической экранной проекции (учебные диафильмы, диапозитивы или слайды, графопроекторы, кодограммы и др.), динамической проекции (учебное кино, телевидение), а также звуковые проекции (учебное радио, звукозапись). Все эти аудиовизуальные средства обучения имеют преимущество перед обычными печатными пособиями, так как позволяют показать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и в нужной последовательности (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.193).
Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашнего задания и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других формах обучения биологии (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.195).
Все многообразие средств обучения биологии отражено в таблице 1.
Таблица 1 (И.Н. Понамарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельников, 2007 г., с.194)
Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Оно занимает определенное место в обучении ученика и не определяет всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретического материала (А.И. Никишов, 2007 г., с.93).
Результаты
учебно-воспитательного
Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям (А.И. Никишов, 2007 г., с.93).
Дидактические исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности и слова учителя, проведенные под руководством профессора Л.В. Занкова и в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством С.Г. Шаповаленко, В.Г. Болтянского и Л.П. Прессмана, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности (http://www.allbest.ru/).
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений (А.И. Никишов, 2007 г., с.94).
При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся (http://www.allbest.ru/).
Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.195).
1.3.1. Место наглядности в
1. Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.
Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которой являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации, которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование на уроках естественнонаучного цикла - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты. (Пакулава В.М., 2005 г.)
Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.
Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.
Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.
(Пакулава В.М., 2005 г.)
Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Среди основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).
Натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые (препарированные). Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.195).
Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.
К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др. (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.196).
В школьной практике широко распространена демонстрация натуральных объектов. Это объясняется тем, что демонстрацию легче организовать, чем провести лабораторную или самостоятельную работу; она не требует большого числа объектов, что очень важно в связи с решением задач охраны природы и невозможностью обеспечить каждого школьника некоторыми природными объектами. Демонстрация занимает меньше времени, чем проведение самостоятельной работы с натуральными объектами.
Следует учитывать, что демонстрация натуральных объектов менее эффективна, чем самостоятельная работа учащихся с ними. Школьники при демонстрации лишь наблюдают объекты, но не могут взять их в руки, ощутить их вес, объем, рассмотреть со всех сторон. Кроме того, демонстрация менее продолжительна, чем самостоятельная работа, биологический объект действует на органы чувств кратковременно (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.55).
В разделе «Растения» программа предусматривает демонстрацию живых растений, гербарных экземпляров, коллекций, районированных сортов сельскохозяйственных растений, ископаемых остатков (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.55).
При подборе коллекции комнатных растений и животных следует учитывать возможности их использования на уроках, во внеклассной работе, в оформлении интерьера, неприхотливость к условиям содержания (таблица 2). Целесообразно в кабинете биологии содержать несколько крупных растений, которые могут быть использованы для демонстраций, и мелкие растения, используемые в качестве раздаточного материала (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.8). (См. приложение №1)
Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии