Использование наглядности на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:10, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить основные виды наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснить влияние наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. Дать перечень видов наглядности и их классификацию, примеры их использования.
3. Анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.
4. Разработать отдельные фрагменты уроков с использованием конкретных форм наглядности.

Работа содержит 1 файл

Использование наглядности на уроках биологии Диплом (Восстановлен).doc

— 794.00 Кб (Скачать)

При реализации принципа наглядности не следует  перегружать учебный процесс  однотипными наглядными пособиями, так как при их обилии у школьников снижается интерес к работе.

Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование – вспомогательные (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.193).

К средствам  обучения, помогающим повысить эффективность  наглядного обучения, относятся приборы и реактивы, нужные для выполнения практических и демонстрационных работ: увеличительная техника (микроскоп, лупы), лабораторное оборудование (штативы, нагревательные приборы, посуда), препаровочный инструментарий (пинцеты, препаровальные иглы, лупы), а также различная аппаратура, называемая техническими средствами обучения (ТСО). Важное место среди них для обучения биологии занимают кинопроектор, диапроектор, эпидиаскоп, кодоскоп, телевизор, компьютер и др. К средствам наглядности относят также звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофон, видеотехника и др.) (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.193).

Среди технических  как особую группу выделяют аудиовизуальные средства, в том числе средства статической экранной проекции (учебные диафильмы, диапозитивы или слайды, графопроекторы, кодограммы и др.), динамической проекции (учебное кино, телевидение), а также звуковые проекции (учебное радио, звукозапись). Все эти аудиовизуальные средства обучения имеют преимущество перед обычными печатными пособиями, так как позволяют показать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и в нужной последовательности (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.193).

Средства наглядности  используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашнего задания и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других формах обучения биологии (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.195).

Все многообразие средств обучения биологии отражено в таблице 1.

 

Таблица 1 (И.Н. Понамарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельников, 2007 г., с.194)

      1. Наглядность как дидактический принцип обучения

Наглядное пособие  одно из средств умственного развития. Оно занимает определенное место в обучении ученика и не определяет всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретического материала (А.И. Никишов, 2007 г., с.93).

Результаты  учебно-воспитательного процесса зависят во многом от того, насколько обогащен он разнообразными средствами обучения, а также от мастерства учителя, который эти средства использует. Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования форм, методов, приемов и средств обучения. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, передовым педагогическим опытом.

Успех обучения также зависит от правильной организации  всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям (А.И. Никишов, 2007 г., с.93).

Дидактические исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности и слова учителя, проведенные под руководством профессора Л.В. Занкова и в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством С.Г. Шаповаленко, В.Г. Болтянского и Л.П. Прессмана, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности (http://www.allbest.ru/).

Прежде чем  отобрать для урока тот или  иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных  задач зависит и выбор одной  из форм сочетания наглядности и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений (А.И. Никишов, 2007 г., с.94).

При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся (http://www.allbest.ru/).

Средства наглядности  используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.195).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.1. Место наглядности в современном  уроке

1. Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.

Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которой являются предметные специальные понятия,  специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации, которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование на уроках естественнонаучного цикла - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями.  Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты. (Пакулава В.М., 2005 г.)

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.

Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.

Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые  научные факты, разнообразные средства обучения,  как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.

(Пакулава В.М., 2005 г.)

  1. Особенности содержания предметов естественнонаучной направленности, учебно-воспитательных задач, вызвало к жизни большое разнообразие уроков. Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности, и в первую очередь натуральной. Учителя ищут способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного естественнонаучного образования,  требует соблюдения принца научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).
  2. Организация учебной деятельности в классе включает  все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию: монологической речи, умению вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, развитию навыков выполнения тестовых заданий. Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены. Оценивание результатов обучения подразумевает учет знаний и умений ученика. Итоговая (четвертная) отметка выставляется на основе текущих, выставленных за разные типы заданий: устный ответ, проверочную работу, выполнение лабораторной работы и др. Существуют другие формы оценки, например, портфолио. (Петунин О. В., Биология в школе №6 2007 г.)
  3. При планировании практической части программ необходимо учитывать следующее: лабораторные и практические работы могут носить обучающий и ознакомительный характер. Составляя урочно-тематическое планирование, формулируя учебные задачи урока, учитель может сам определить тип работы. Ознакомительные практические и лабораторные работы не требуют обязательного оценивания. Количество лабораторных, практических работ и экскурсий определено действующими программами. Учебные экскурсии в природу могут быть организованы во внеурочное время.
  4. Все проводимые лабораторные, практические работы и экскурсии должны быть оформлены в рабочей тетради ученика. В тетрадях  по предмету (обычных и на печатной основе) учитель проверяет выполненные учащимися различные типы письменных заданий и выставляет отметки. Ведение тетради оценивается не реже 1 раза в четверть. (Петунин О. В., Биология в школе №6 2007 г.)
  5. Домашнее задание по биологии должно занимать не более получаса по времени на его выполнение. Рекомендации по его выполнению необходимо давать на каждом уроке с учетом особенностей учащихся. Задания творческого характера, требующие большого объема времени для их выполнения, предлагаются заранее.

 

 

 

 

 

 

 

      1. Классификация наглядных пособий

Средства наглядности  на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить  на две группы: основные и вспомогательные. Среди основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).

Натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые (препарированные). Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.195).

 

      1. Натуральные пособия
        1. Натуральные живые пособия

Натуральными  живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др. (И.Н. Пономарева и др., 2007 г., с.196).

В школьной практике широко распространена демонстрация натуральных объектов. Это объясняется тем, что демонстрацию легче организовать, чем провести лабораторную или самостоятельную работу; она не требует большого числа объектов, что очень важно в связи с решением задач охраны природы и невозможностью обеспечить каждого школьника некоторыми природными объектами. Демонстрация занимает меньше времени, чем проведение самостоятельной работы с натуральными объектами.

Следует учитывать, что демонстрация натуральных объектов менее эффективна, чем самостоятельная работа учащихся с ними. Школьники при демонстрации лишь наблюдают объекты, но не могут взять их в руки, ощутить их вес, объем, рассмотреть со всех сторон. Кроме того, демонстрация менее продолжительна, чем самостоятельная работа, биологический объект действует на органы чувств кратковременно (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.55).

В разделе «Растения» программа предусматривает демонстрацию живых растений, гербарных экземпляров, коллекций, районированных сортов сельскохозяйственных растений, ископаемых остатков (А.Н. Мягкова и др., 1988 г., с.55).

При подборе  коллекции комнатных растений и животных следует учитывать возможности их использования на уроках, во внеклассной работе, в оформлении интерьера, неприхотливость к условиям содержания (таблица 2). Целесообразно в кабинете биологии содержать несколько крупных растений, которые могут быть использованы для демонстраций, и мелкие растения, используемые в качестве раздаточного материала (А.М. Розенштейн и др., 1989 г., с.8). (См. приложение №1)

Информация о работе Использование наглядности на уроках биологии