Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ кощеев.docx

— 168.72 Кб (Скачать)

      Таблица 9

      Характеристика  среднего уровня сформированности экологической культуры школьников

Виды  подготовок эколого-краеведческие 

знания

эколого-краеведческие  умения эмоционально-ценностные отношения
Теоретическая

подготовка

Достаточно  высокая степень понимания основных принципов экологической культуры. Владение основными понятиями естественно научных дисциплин. Понимание сути понятия «эколого-краеведческая культура». Школьники имеют  ясное представление о сущности и содержании эколого-краеведческих  умений. Владеют технологией отбора способов решения задач экологической направленности. Сформирована потребность в отработке новых эколого-краеведческих умений. Эмоционально-ценностные отношения являются ведущими при  определении мотивов поведение  в различных ситуациях.
Практическая 

подготовка

Школьники отрабатывают технологию исследуемой проблемы: могут разработать основные направления формирования экологической культуры. Сформированные  эколого-краеведческие умения реализуются в рамках деятельности экологической направленности. Однако, школьники не ищут дополнительных путей решения проблемных ситуаций. Использование ценностных установок только в знакомых, ранее встречающихся ситуациях.

      Таблица 10

      Характеристика  высокого уровня сформированности экологической культуры школьников

Виды  подготовок эколого-краеведческие

знания

эколого-краеведческие  умения эмоционально-ценностные отношения
Теоретическая

подготовка

Школьники владеют  системой знаний о формировании экологической культуры. Наблюдается глубокое понимание особенностей и свободное оперирование эколого-краеведческими знаниями. Способы решения задач эколого-краеведческого характера, как правило, оригинальны. В процессе практической деятельности школьники осознанно используют сформированные эколого-краеведческих умений и способны самостоятельно корректировать и формировать последующие группы умений. Сформированы  ценностных ориентации учащихся на базе социально значимых ценностей включенных в систему формирования экологической культуры.
Практическая 

подготовка

Школьники умеют  планирование результаты в изучение аспектов экологической культуры. Способны применять знания творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами. Способность применять сформированные эколого-краеведческих умений умения в творческой деятельности и в новых изменяющихся условиях. Способны анализировать выполненные действия в процессе формирования экологической культуры. Эмоционально-ценностные отношении выступают в качестве механизма регулирования экологической деятельности.

     Выявленная  тенденция в сформированности уровней  экологической культуры у школьников в процессе обучения, на наш взгляд, связано с тем, что в школе в недостаточной степени внимание уделяется элементам составляющим эколого - краеведческую культуру. Знания носят разрозненный характер и отсутствует система формирования экологической культуры школьников в целом.

     В начале эксперимента определились контрольная  и экспериментальные группы. В состав контрольной группы входили 10 человек. Учащиеся данной группы проходили традиционное обучение в условиях учебно-воспитательной работы школы. Учащиеся, включенные в систему формирования экологической культуры на этапе формирующего эксперимента образовали две экспериментальные группы. Обучение в экспериментальных группах проходило в соответствии с выделенными педагогическими условиями.

     Так, первая экспериментальная группа, в  составе которой 10 человек, помимо традиционного обучения,  проходила через систему формирования эколого-краеведческих понятий у школьников, а также через межпредметные связи дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

     Учащиеся  второй экспериментальной группы - 10 человек – проходили через  систему формирования экологической культуры  школьников с учетом всех трех педагогических условий.

 
 
 

2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения

     Предусмотренные в законе РФ «Об образовании» федеральный, региональный и школьный компоненты образования создают благоприятные условия для расширения и углубления эколого-краеведческого принципа в школьной биологии.  В последние 5-10 лет в школе появились новые программы, учебники и учебные пособия по биологии родного края, в которых учтены те изменения, которые произошли в школьном биологическом образовании, а именно усилены экологический, этнографический, историко-культурный аспекты его содержания.

     Изучение  практики массовой школы свидетельствует  о необходимости изменения и  в отборе эколого-краеведческого материала  и в методике его изучения прежде всего в курсах «Окружающий мир» (5 кл.) и начальном курсе биологии (6 кл.), которые создают фундамент для формирования экологической культуры школьников.

     Природоведение  и начальный курс Биологии – первая ступень, закладывающая во многом успех дальнейшего изучения предмета и формирования экологической культуры. Не заложив в 5-6 классе  (младший подростковый возраст) познавательного интереса к обучению, наивно полагать, что он появится в старших классах. Поэтому стоит говорить, что на каждом этапе реализации системы формируются различные элементы формирования экологической культуры школьников, что отражено в таблице 11.

 
 
 
 

     Таблица 11

Формирование  экологической культуры школьников

Этапы Эколого-краеведческие  знания Эколого-краеведческие  умения Эмоционально-ценностные отношения
начальный изучение основных знаний экологической культуры; рассмотрение закономерностей и различных методов, приемов познания окружающего мира; осмысление информации идет на уровне восприятия фактов. формирование  и развитии первоначальных эколого-краеведческих умений; воспроизведение ранее сформированных умений неравноценно и неустойчиво в процессе практической деятельности. в экологической деятельности ученик не руководствуется имеющимися ценностями и эпизодически использует социально значимых ценности в качестве руководства к действию.
итоговый Владение и  свободное оперирование эколого-краеведческими знаниями; знания творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами. В процессе практической деятельности осознание использования и коррекции, сформированных эколого-краеведческих умений; способность применять умения в творческой деятельности и в новых изменяющихся условиях; Формируются ценностных ориентаций учащихся на базе социально значимых ценностей включенных в систему формирования экологической культуры; эмоционально-ценностные отношении выступают в качестве механизма регулирования экологической деятельности.

     Эффективность функционирования разработанной системы  напрямую зависит от выделенных педагогических условий. Одним из условий эффективного формирования экологической культуры школьников является процесс формирования и развития   эколого-краеведческих знаний.

           В результате анализа  содержания программы, учебников «Природоведение» (5 кл.) и «Биология. Начальный курс» (6 кл.) и содержания современной науки экологии и краеведческого компонента, с учетом учебно-воспитательных задач и возрастных особенностей школьников нами был определен круг основных экологических и краеведческих понятий.

           Анализ состава  эколого-краеведческих понятий содействовал определению условных линий развития их в курсе природоведения и Биологии 5-6 классов, а именно: сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах этих явлений (на материале краеведческого характера); видах растений и животных, указывающих на особенности условий среды данной местности; природных сообществах как взаимодействии живой природы  (растений и животных) и  неживой природы; антропогенном воздействии на компоненты природного сообщества (на примерах своей местности); роли растений и животных местного края в природе и хозяйственной деятельности человека; учете природных богатств родного края и рациональном их использовании; комплексной системе наблюдений, оценке и прогнозировании изменений состояния окружающей природной среды под влиянием человека (мониторинг – локальный, региональный и глобальный); научных основах охраны природы; роли школьников в охране природы родного края.

      Понятия о среде и экологических факторах в курсах 5-6 классов представлены достаточно полно. Это понятия: «окружающая среда», «среда жизни», «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы» и др.

     Анализ  специальной биологической, экологической,  и научно-методической литературы, а также изучение современных экологических проблем и состояния природы родного края позволили нам определить состав понятий по краеведению. Ими явились понятия, содержание которых наполнились краеведческими элементами «эндемичные виды», «проблемы реки Теча», «радиационный фон», «Восточно-Уральский заповедник» и др.

      Установленные взаимосвязи между понятиями  «охрана природы», «Красная книга», «Восточно-Уральский заповедник», «растительный  и животный мир Челябинской области», «редкие виды растений и животных», «экологические проблемы». Эти отношения мы рассматриваем как основу для формирования и развития экологических и краеведческих понятий, определения их содержания и объема в курсах природоведения и Биологии (5-6 кл.). Многочисленные связи свидетельствуют о сложном характере содержания экологических и краеведческих понятий. Их формирование и развитие осуществляли непрерывно и последовательно в курсе 5-6 классов путем интеграции и обобщения элементов содержания. Непрерывное и последовательное развитие экологических и краеведческих понятий достигалось путем выделения уроков специального эколого-краеведческого содержания и разработки их проведения.

     В ходе экспериментального обучения мы рассматривали урок как основную форму формирования и развития эколого-краеведческих знаний. Как дополнительные формы обучения использовали экскурсии, домашние работы экологической направленности, работу эколого-краеведческого кружка.

     Важным  условием процесса формирования и развития понятий эколого-краеведческого характера мы считаем комплексное применение словесных, наглядных и практических методов обучения с преимущественным использованием натуральной и изобразительной наглядности, что активизирует восприятие экологических проблем краеведческого характера младшими подростками и дает живое и образное представление о закономерностях, происходящих в природе.

     Существенной  чертой экспериментальной методики было широкое использование всего спектра средств экологической направленности: таблиц, картин, рисунков, графиков, диаграмм, дидактических карточек, диапозитивов, диафильмов, видеофильмов, объектов живой природы, коллекций, что позволяет учащимся целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать наблюдаемые объекты и явления, делать выводы и обобщения. Повышение интереса школьников к самостоятельному поиску краеведческих материалов экологической направленности побудило нас расширить задачи эксперимента и проводить экспериментальное обучение по двум направлениям.

     В первом направлении путем эффективной  методики выявляли возможности включения экологических и краеведческих понятий в школьное содержание курса природоведения и Биологии (5-6 кл.). Второе направление стало развитием первого и отличалось от первого нашим стремлением активизировать самостоятельную деятельность школьников по поиску и отбору фактического экологического и краеведческого материала, иллюстрирующие закономерности, изучение которых возможно в курсах 5-6 классов.

     С целью активизации познавательной деятельности школьников, мы предлагали им работу с дополнительной учебной  и научно-популярной литературой по подбору сведений экологического и краеведческого характера, доказывающих взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Ко всем темам курса нами были специально разработаны задания, направляющие учеников на поиск краеведческих иллюстраций, экологических сведений. Например, такие, как: «Проанализируйте экологическое состояние озера Иртяш; Предложите комплекс мероприятий, способствующих восстановлению данного природного комплекса» и др.

Информация о работе Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии