Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа
Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.
Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….
Таблица 9
Характеристика среднего уровня сформированности экологической культуры школьников
Виды подготовок | эколого-краеведческие
знания |
эколого-краеведческие умения | эмоционально-ценностные отношения |
Теоретическая
подготовка |
Достаточно
высокая степень понимания |
Школьники имеют ясное представление о сущности и содержании эколого-краеведческих умений. Владеют технологией отбора способов решения задач экологической направленности. Сформирована потребность в отработке новых эколого-краеведческих умений. | Эмоционально-ценностные отношения являются ведущими при определении мотивов поведение в различных ситуациях. |
Практическая
подготовка |
Школьники отрабатывают технологию исследуемой проблемы: могут разработать основные направления формирования экологической культуры. | Сформированные эколого-краеведческие умения реализуются в рамках деятельности экологической направленности. Однако, школьники не ищут дополнительных путей решения проблемных ситуаций. | Использование ценностных установок только в знакомых, ранее встречающихся ситуациях. |
Таблица 10
Характеристика высокого уровня сформированности экологической культуры школьников
Виды подготовок | эколого-краеведческие
знания |
эколого-краеведческие умения | эмоционально-ценностные отношения |
Теоретическая
подготовка |
Школьники владеют системой знаний о формировании экологической культуры. Наблюдается глубокое понимание особенностей и свободное оперирование эколого-краеведческими знаниями. Способы решения задач эколого-краеведческого характера, как правило, оригинальны. | В процессе практической деятельности школьники осознанно используют сформированные эколого-краеведческих умений и способны самостоятельно корректировать и формировать последующие группы умений. | Сформированы ценностных ориентации учащихся на базе социально значимых ценностей включенных в систему формирования экологической культуры. |
Практическая
подготовка |
Школьники умеют планирование результаты в изучение аспектов экологической культуры. Способны применять знания творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами. | Способность применять сформированные эколого-краеведческих умений умения в творческой деятельности и в новых изменяющихся условиях. Способны анализировать выполненные действия в процессе формирования экологической культуры. | Эмоционально-ценностные отношении выступают в качестве механизма регулирования экологической деятельности. |
Выявленная тенденция в сформированности уровней экологической культуры у школьников в процессе обучения, на наш взгляд, связано с тем, что в школе в недостаточной степени внимание уделяется элементам составляющим эколого - краеведческую культуру. Знания носят разрозненный характер и отсутствует система формирования экологической культуры школьников в целом.
В начале эксперимента определились контрольная и экспериментальные группы. В состав контрольной группы входили 10 человек. Учащиеся данной группы проходили традиционное обучение в условиях учебно-воспитательной работы школы. Учащиеся, включенные в систему формирования экологической культуры на этапе формирующего эксперимента образовали две экспериментальные группы. Обучение в экспериментальных группах проходило в соответствии с выделенными педагогическими условиями.
Так, первая экспериментальная группа, в составе которой 10 человек, помимо традиционного обучения, проходила через систему формирования эколого-краеведческих понятий у школьников, а также через межпредметные связи дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Учащиеся второй экспериментальной группы - 10 человек – проходили через систему формирования экологической культуры школьников с учетом всех трех педагогических условий.
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения
Предусмотренные в законе РФ «Об образовании» федеральный, региональный и школьный компоненты образования создают благоприятные условия для расширения и углубления эколого-краеведческого принципа в школьной биологии. В последние 5-10 лет в школе появились новые программы, учебники и учебные пособия по биологии родного края, в которых учтены те изменения, которые произошли в школьном биологическом образовании, а именно усилены экологический, этнографический, историко-культурный аспекты его содержания.
Изучение практики массовой школы свидетельствует о необходимости изменения и в отборе эколого-краеведческого материала и в методике его изучения прежде всего в курсах «Окружающий мир» (5 кл.) и начальном курсе биологии (6 кл.), которые создают фундамент для формирования экологической культуры школьников.
Природоведение и начальный курс Биологии – первая ступень, закладывающая во многом успех дальнейшего изучения предмета и формирования экологической культуры. Не заложив в 5-6 классе (младший подростковый возраст) познавательного интереса к обучению, наивно полагать, что он появится в старших классах. Поэтому стоит говорить, что на каждом этапе реализации системы формируются различные элементы формирования экологической культуры школьников, что отражено в таблице 11.
Таблица 11
Формирование экологической культуры школьников
Этапы | Эколого-краеведческие знания | Эколого-краеведческие умения | Эмоционально-ценностные отношения |
начальный | изучение основных знаний экологической культуры; рассмотрение закономерностей и различных методов, приемов познания окружающего мира; осмысление информации идет на уровне восприятия фактов. | формирование и развитии первоначальных эколого-краеведческих умений; воспроизведение ранее сформированных умений неравноценно и неустойчиво в процессе практической деятельности. | в экологической деятельности ученик не руководствуется имеющимися ценностями и эпизодически использует социально значимых ценности в качестве руководства к действию. |
итоговый | Владение и свободное оперирование эколого-краеведческими знаниями; знания творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами. | В процессе практической деятельности осознание использования и коррекции, сформированных эколого-краеведческих умений; способность применять умения в творческой деятельности и в новых изменяющихся условиях; | Формируются ценностных ориентаций учащихся на базе социально значимых ценностей включенных в систему формирования экологической культуры; эмоционально-ценностные отношении выступают в качестве механизма регулирования экологической деятельности. |
Эффективность функционирования разработанной системы напрямую зависит от выделенных педагогических условий. Одним из условий эффективного формирования экологической культуры школьников является процесс формирования и развития эколого-краеведческих знаний.
В результате анализа содержания программы, учебников «Природоведение» (5 кл.) и «Биология. Начальный курс» (6 кл.) и содержания современной науки экологии и краеведческого компонента, с учетом учебно-воспитательных задач и возрастных особенностей школьников нами был определен круг основных экологических и краеведческих понятий.
Анализ состава
эколого-краеведческих понятий
Понятия
о среде и экологических
Анализ специальной биологической, экологической, и научно-методической литературы, а также изучение современных экологических проблем и состояния природы родного края позволили нам определить состав понятий по краеведению. Ими явились понятия, содержание которых наполнились краеведческими элементами «эндемичные виды», «проблемы реки Теча», «радиационный фон», «Восточно-Уральский заповедник» и др.
Установленные
взаимосвязи между понятиями
«охрана природы», «Красная книга»,
«Восточно-Уральский
В ходе экспериментального обучения мы рассматривали урок как основную форму формирования и развития эколого-краеведческих знаний. Как дополнительные формы обучения использовали экскурсии, домашние работы экологической направленности, работу эколого-краеведческого кружка.
Важным условием процесса формирования и развития понятий эколого-краеведческого характера мы считаем комплексное применение словесных, наглядных и практических методов обучения с преимущественным использованием натуральной и изобразительной наглядности, что активизирует восприятие экологических проблем краеведческого характера младшими подростками и дает живое и образное представление о закономерностях, происходящих в природе.
Существенной чертой экспериментальной методики было широкое использование всего спектра средств экологической направленности: таблиц, картин, рисунков, графиков, диаграмм, дидактических карточек, диапозитивов, диафильмов, видеофильмов, объектов живой природы, коллекций, что позволяет учащимся целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать наблюдаемые объекты и явления, делать выводы и обобщения. Повышение интереса школьников к самостоятельному поиску краеведческих материалов экологической направленности побудило нас расширить задачи эксперимента и проводить экспериментальное обучение по двум направлениям.
В первом направлении путем эффективной методики выявляли возможности включения экологических и краеведческих понятий в школьное содержание курса природоведения и Биологии (5-6 кл.). Второе направление стало развитием первого и отличалось от первого нашим стремлением активизировать самостоятельную деятельность школьников по поиску и отбору фактического экологического и краеведческого материала, иллюстрирующие закономерности, изучение которых возможно в курсах 5-6 классов.
С
целью активизации