Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа
Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.
Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….
Таким образом, мы выделили критерии экологической культуры школьников, которые могут быть сформированы у них в разной степени. Каждый из названных критериев имеет свою специфику и требует соответствующих измерителей-заданий учащимся.
Тесты определения уровня сформированности эколого-краеведческих знаний, на: выявление знания фактов; знание эколого-краеведческих понятий; понимание экологических проблем своей местности; понимание причинно-следственных связей природы и человека; понимание экологических связей, сопоставлений, параллелей. Оценка знаний производится по количеству правильно указанных в ответе элементов и количеству выполненных умений в зависимости от эталона.
Анкетирование учащихся 5 – 6-х классов проводилось ежегодно в начале и конце учебного года. В частности, в анкете школьникам предлагалось определить, что, по их мнению, значит эколого-краеведческая культура, что такое охрана окружающей природы. Правильные, полные, обоснованные ответы мы оценивали по 2 балла. Ответы содержащие не полные определения были оценены 1 баллом. За неправильный ответ или его отсутствие учащиеся получали 0 баллов. Таким образом, максимальная сумма баллов, которую могли набрать учащиеся, была 20 баллов, минимальная – 0. Анализ ответов анкетирования позволил выделить 3 группы ответов, соответствующие трем уровням эколого-краеведческих знаний учащихся:
1
группа – высокий уровень
2
группа – средний уровень
3 группа – низкий уровень знаний (общая сумма 0 – 5 баллов)
Рассматривая распределение учащихся по уровням сформированности эколого-краеведческих знаний мы получили следующие данные (Табл. 3)
Таблица 3.
Группа | Кол-во | Уровень | |||||
Низкий | Средний | Высокий | |||||
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | ||
КГ | 10 | 6 | 60 | 3 | 30 | 1 | 10 |
ЭГ-1 | 10 | 7 | 70 | 2 | 20 | 1 | 10 |
ЭГ-2 | 10 | 6 | 60 | 2 | 20 | 2 | 20 |
Рис. 3. Распределение по уровням сформированности эколого-краеведческих знаний.
Рассматривая распределение школьников по уровням сформированности эколого-краеведческих знаний, мы выделили, что в контрольной группе 60 % школьников имеют низкий уровень эколого-краеведческих знаний, и лишь 10 % - высокий уровень знаний. Следует отметить, что в экспериментальных группах процентное соотношение уровней усвоения аналогично контрольной группе.
Одним из критериев является уровень эколого-краеведческих умений. Для этого были разработаны различные группы тестов на сформированность эколого-краеведческих умений: задания с выбором одного правильного ответа; задания с выбором нескольких правильных ответов; задания на соответствие («соотнесите…»); «терминологическое гнездо» («Вставьте в текст пропуски…»); свободно констатируемый ответ (вопрос без вариантов ответов).
При разработке системы заданий учитывалось следующее: с содержательной стороны – краеведческие аспекты биоэкологии и геоэкологии, социальной экологии, с операционной стороны – основные интеллектуальные умения, характерные для эколого-краеведческих исследований. Для выявления сформированности ведущих эколого-краеведческих умений применяются задания творческого характера: изучение продуктов деятельности младших подростков, анкеты и вопросники, конкурсы и соревнования, фотографирование и видеосъемки, задания проективного типа, наблюдения за выполнением норм и правил, тесты c оценочными суждениями, проблемно-ситуативные рассказы с выбором вариантов решения и др.
Рассматривая когнитивную составляющую нашего исследования нами была выбрана методика, определяющая коэффициент полученных эколого-краеведческих умений. Школьникам было предложено 20 действий, отражающих основные эколого-краеведческие умения (эталон). В процессе проведения уроков и внеклассных занятий независимые эксперты оценивали правильность выполнения действий (умений). Далее расчет проводился по формуле: , где - количество правильно выполненных действий; p - эталон (правильное количество действий).
Таблица 5
Уровни коэффициента усвоения эколого-краеведческих умений
Уровни | В процентном соотношении | Количество правильных ответов |
Низкий | от 0 – до 25 % | 0-5 |
Средний | 26% - 75% | 6-10 |
Высокий | 76% - 100 % | 16-20 |
Полученные
данные представленные в таблице 9,
как и предполагалось нами подчиняются
закономерностям нормального
Таблица 6
Частота распределения школьников в различных группах по коэффициенту усвоения эколого-краеведческих умений на нулевом срезе.
Группы | Количество школьников по уровням коэффициента усвоения | |||||
низкий | % | средний | % | высокий | % | |
КГ (10) | 4 | 40 | 5 | 50 | 1 | 10 |
ЭГ1 (10) | 4 | 40 | 4 | 40 | 2 | 20 |
ЭГ2 (10) | 5 | 50 | 3 | 30 | 2 | 20 |
Рассматривая распределение школьников по уровням эколого-краеведческих умений, мы выделили, что в контрольной группе 40% школьников имеют низкий уровень, 50% школьников средний – уровень, и лишь 10% - высокий уровень. Следует отметить, что в экспериментальных группах процентное соотношение уровней аналогично контрольной группе. Исключение составляет ЭГ1, в которой высокий уровень равен 13,0%, это связано с тем, что у школьников данной группы большинство занятий носит практический характер. Из таблицы 6 мы видим, что высокий уровень эколого-краеведческих умений не достаточно сформирован ни в контрольной, ни в экспериментальных группах.
Однако при определении уровня сформированности экологической культуры младших подростков необходимо принимать во внимание сущность, цель, задачи и особенности эколого-краеведческого образования школьников данного возраста.
С учетом мотивов, преобладающих у подростков в процессе изучения природы своего края и общения с ней и окружающими людьми, нами выделены следующие 3 уровня сформированности экологической культуры младших подростков: низкий, средний, высокий. Дадим общую характеристику выявленных нами уровней (Табл. 7). Таблица 7.
Уровни сформированности экологической культуры школьников
Уровни |
Критерии | ||
1 | 2 | 3 | |
эколого-краеведческие знания | эколого-краеведческие умения | эмоционально-ценностное отношение | |
Низкий | Осмысление
информации идет на уровне восприятия
фактов;
учащийся использует общепринятую оценку определенного факта или явления; не справляется самостоятельно с заданиями творческого характера; предложенные задачи решаются по аналогии или с использованием инструкций. |
Формирование
эколого-краеведческих умений носит
фрагментарный характер;
воспроизведение имеющихся умений неравноценно и неустойчиво; |
Эмоциональное
восприятие ценностей, но недостаточное
осознание их значимости;
ученик не руководствуется декларируемыми ценностями в экологической деятельности; |
Средний | Учащийся способен
самостоятельно оценить факт или
явление;
при выполнении заданий склонен прибегать к помощи учителя; продукты ценностного творчества содержат оценку предмета, явления не более, чем с двух сторон, не оригинальных по форме и содержанию. |
Учащийся способен
анализировать и оценивать результаты
экологической деятельности и правильно
применять на практике
сформированные эколого-краеведческие умения; |
Осознание
значимости ценностей;
эпизодическое
использование социально осознание причин успеха и неудачи деятельности экологической направленности. |
Высокий | Учащийся видит
множественность смыслов в явлении или
предмете;
выполняет творческие и исследовательские задания полностью самостоятельно; продукты деятельности разнообразны и оригинальны по форме и содержанию. |
Осознание способа
творческой деятельности в рамках сформированных
эколого-краеведческих умений и применение
их в новых изменяющихся условиях;
коррекция своей деятельности на основе самоанализа и самооценки. |
Специально значимые ценности включены в систему ценностных ориентаций учащихся, выступают в качестве механизма регулирования экологической деятельности. |
Как видим, все три уровня взаимосвязаны между собой. При этом каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав. Проведенное нами исследование показывает, что формирование экологической культуры школьников происходит постепенно, от уровня к уровню. Данные характеристики уровней использовались нами в практической работе и позволили качественно оценить ее результаты.
Охарактеризуем уровни сформированности экологической культуры школьников в единстве теоретической и практической подготовок (Табл. 8, 9, 10). Именно низкий, средний и высокий уровни, на наш взгляд, наиболее полно характеризую процесс формирования экологической культуры школьников.
Таблица 8
Характеристика низкого уровня сформированности экологической культуры школьников
Виды подготовок | эколого-краеведческие
знания |
эколого-краеведческие умения | эмоционально-ценностные отношения |
Теоретическая
подготовка |
Школьники имеют представление о сущности и содержании понятий «экология», «краеведение», владеют базовыми знаниями о сущности эколого-краеведческих проблем. Однако они не понимают сути понятия «эколого-краеведческая культура». | Формирование и развитии первоначальных эколого-краеведческих умений на основе ранее сформированных. Однако, неравноценно и неустойчиво их проявление в процессе практической деятельности. | Сформированы основные эмоционально-ценностные отношения в восприятии экологической культуры. |
Практическая
подготовка |
Школьники частично
знакомы с особенностями |
Предложенные задания эколого-краеведческого характера выполняются на основе предложенных инструкций и правил. Нет осознаний в потребности в формировании эколого-краеведческих умений, в работе присутствует пассивность. | В экологической деятельности ученик не руководствуется имеющимися ценностями и эпизодически использует сформированные ценности в качестве руководства к действию. |