Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ кощеев.docx

— 168.72 Кб (Скачать)

     Примерно  в это же время в школу стали  проникать эколого - краеведческие идеи в их современном понимании. В 1761 году М.В. Ломоносовым делается попытка краевых исследований с участием местного населения и детей. В 1782 году в городах открываются народные училища, которые расширяют возможность использовать школы в экологических целях, а в 1788 году вышел правительственный документ, в котором содержалось указание о том, чтобы силами учителей и школьников были созданы описания своей местности [62].

     Историками выделено несколько этапов развития экологии и краеведения в школьном образовании. Дадим характеристику этих этапов.

     I этап - дореволюционный (до 1917 г.). У истоков массового краеведческого и экологического просвещения стоял видный педагог и натуралист В.Ф. Зуев, написавший первый русский учебник по естествознанию «Начертание естественной истории». В основу своего учебника В.Ф. Зуев положил идею преимущественного изучения природных богатств родного края. В нем проводилась линия связи науки с потребностями в практической жизни.

     Значительное  место В.Ф. Зуев отводил сведениям  об экологических связях организмов в природе. В предисловии к  своему учебнику он рекомендовал учителям полнее использовать природное окружение  школы. Большое значение В.Ф. Зуев придавал показу натуральных объектов природы, составлению гербариев и коллекций  из природных материалов, проведению экскурсий с учащимися в горы, на поля, в лес. Тем самым указывал на обязательность изучения природы  своего родного края, выдвигал требования, которые в настоящее время  определяются как краеведческий  принцип в обучении.

     Период  школьного естествознания, связанный  с именем В.Ф. Зуева, получил название «утилитарно-практического». В его  основе лежал принцип полезности, т.е. на первый план выдвигалось изучение объектов, имеющих для человека хозяйственное  значение. Этим объясняется повышенный интерес школы к местному материалу.

     Таким образом, выдвинутая в XVIII веке проблема всестороннего обследования страны при помощи местного населения почти с самого начала ее осуществления была связана со школой. Русская педагогика начала XIX века большое внимание уделяла вопросу использования наглядного и предметного обучения с обязательным задействованием местного материала, что свидетельствует о развитии краеведческого и экологического подходов в изучении природы в школе.

     Во  второй половине XIX века появилось родиноведческое направление в биологии и Биологии. А. Соколов писал: «Родиноведение есть Биологияи биология родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными биологическими понятиями» (т.е. «родиноведение» - по существу – «краеведение» в современной терминологии) [39].

     Именно  так рассматривает родиноведение  и А.С. Барков. Под родиноведением, или отечествоведением, он понимал  ознакомление в школе с биологией окружающей местности, знакомство, основанное преимущественно на непосредственных наблюдениях» [19]. По мнению А.С. Баркова, современный термин «экология» появился на смену прежним терминам «родиноведение» и «отечествоведение».

     Огромное  влияние на развитие родиноведческого (экологического) направления в биологии в сороковых годах XIX века оказал К.Д. Ушинский. Он был вдохновителем преподавания на родиноведческой основе, которое успешно продолжалось его учениками и последователями. Великий педагог говорил о том, что воспитание требует реальных знаний о природе, а их можно получить только через предметы и явления природы: сама история человеческого разума показывает нам, что мысль человека сначала обратилась на сущность вещей, а потом уже на идею формы и числа [40].

     Последователь идей К.Д. Ушинского, А.Я. Герд, основоположник отечественной методики преподавания естествознания, писал, что преподавание естествознания должно начинаться в  саду, в поле, в лесу. Он считал, что  дети, наблюдая окружающую природу  под руководством учителя, должны учиться  сравнивать, описывать, обсуждать, делать выводы и обобщения. Основной  задачей  курса естествознания А.Я. Герд ставил необходимость привести школьников к определенному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук. Содержание курса  естествознания определило приоритет  таких форм обучения как экскурсии  и предметные уроки [45]. Как и А.Я. Герд, к широкому использованию экскурсий, в школьном курсе призывали И.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев.

     Одной из форм обучения И.Ф. Бунаков предлагал урок – экскурсия, в ходе которого проводилось выполнение практических заданий по распознанию жизненных форм растений и животных, сбор наглядного материала.

     Определенное  влияние на развитие некоторых методических вопросов оказали идеи Д.Н. Кайгородова: использование местного материала  в преподавании естественных наук. Он видел важную роль школы в том, чтобы «…научить своих питомцев видеть природу. Видеть природу –  значит уметь ее наблюдать, понимать, у нее учиться, а учение это  дает пищу не только для ума, но и  для души – это надо помнить» [82, с.61]. Д.Н. Кайгородов разработал значительное число экскурсий в природу экологического характера с учащимися.

     В 70-90 годах девятнадцатого столетия приостановились творческие изыскания  в связи с наступившей политической реакцией. Однако эколого-краеведческие  идеи вновь стали возрождаться в  начале двадцатого века. В.В. Половцев, выдающийся методист России придавал значение развитию экологического направления. При отборе учебного содержания он рекомендовал руководствоваться принципами типичности и краеведения, так как  это вносит в преподавание естествознания элемент причинной зависимости  и помогает учащимся осмысливать  учебный материал. Основным методом  изучения природы был признан  исследовательский. Б.Е. Райков выделяет опытно-исследовательский метод, который  заключается в том, что учащиеся усваивают конкретные факты, самостоятельно наблюдая и изучая их, логика восприятия данного процесса идет индуктивным  способом. Вообще говоря, Б.Е. Райков определил  путь формирования естественнонаучных понятий.

     Таким образом, для дореволюционного периода  развития отечественной теории и  методики естествознания характерно  появление и развитие зачатков экологической культуры, постепенное включение экологических  материалов в школьные программы, последовательное обоснование идей и задач школьного экологического образования.

     II этап развития экологии в школьном образовании (1920-30гг.). Новая школа строилась как школа общеобразовательной трудовой и политехнической подготовки детей и молодежи. В 1919 г. вышел Декрет о школе. Новая школа была объявлена трудовой, и в объяснительных записках к программам школ I ступени указывалось, что третий год обучения носит преимущественно экологический характер [65, с. 215]. В объяснительных записках к программам для школ II ступени тоже отмечалась необходимость продолжения изучения своего края: в V классах – «Местное сельское хозяйство», в VI – «Связь города с деревней». Так как программам был придан схематический характер, то каждая школа должна была составлять свой план работы. Тему «Наш край» изучали по разделам: природа, труд, общество.

     Из  ретроспективного анализа следует  вывод, что в начале 20 века экологичский аспект изучения природы не только был поддержан педагогами-естественниками, но и получил дальнейшее серьезное развитие. Такой подход стал необходимой частью реализации в обучении «исследовательского метода» и начальной ступенью формирования и развития естественнонаучных понятий.

     Наиболее  распространенными формами организации  учебно-воспитательной работы были: применение лабораторных методов преподавания природоведения и биологии (использование микроскопа, опытническая работа), проведение исследовательских работ по сельскому хозяйству, экскурсий.

     В первых программах советских школ большое  место отводилось естествознанию и  биологии. В это же время появляются практические руководства для школьников по ботанике В.В. Половцева (1925 г.), по экскурсиям Б.Е. Райкова (1924 г.).

     Важную  роль в определении правильного  направления в развитии школьной экологии в 20-е годы сыграли выступления Н.К. Крупской. Она считала, что экологический материал надо рассматривать с социальной точки зрения: уделять внимание способам воздействия человека на природу, привлекать школьников к изучению характера района, учить школьников изучать жизнь и преобразовывать ее, воспитывать в своей деятельности активность и самостоятельность. Таким образом в СССР появляются три направления экологизации образования [65]. См. табл 1.

     Таблица1.

           Основные  направления экологии

 
Направление экологии
                  

Цель

Научное Накопление  точных сведений о природе, общественных богатствах, экономике и всей жизни  в целом (организующий центр – ЦБК и экологии при Российской академии наук).
Практическое Связь с задачами хозяйственного строительства в  нашей стране на новых плановых началах (организующий центр - Госплан).
Школьное  Глубокое  изучение местного края через  формы образовательно-воспитательной  работы со школьниками.
 

     Таким образом, II этап - это этап дальнейшего появления и развития основ экологической и культуры школьников, развития экологического краеведения, постепенное включение экологических и краеведческих материалов в школьные программы по естествознанию и Биологии.

     III этап развития экологии и краеведения в школьном образовании - (40-60гг.).  В годы Великой Отечественной войны усилилась экскурсионно-краеведческая работа, в основном это были полевые работы краеведческого и экологического характера в пионерских и туристских лагерях (например, сбор растений для нужд фронта и тыла).

       Дальнейшее развитие экологического направления в школьном естествознании нашло отражение в трудах ведущих методистов-экологов: А.С. Баркова, Н.Н. Баранского, А.А. Половинкина, В.П. Буданова, В.К. Кондакова и др. В своих работах они выступают за расширение опытно-практической работы школьников по изучению и охране природы родного края. В тоталитарном государстве, управляемом из одного центра, не было необходимости в хорошем знании местных условий, поэтому в школьных программах по Биологии 1936 г. на свою область отводился 1 час, а в программе 1949 г. изучение своей области вообще не предусматривалось.

       В сороковых годах школьной экологии начинает уделяться большое внимание: она рассматривается и как особый метод школьной работы, и как принцип обучения. Новый подъем экологической работы наступил после Великой Отечественной войны.

     Внеклассная экология приняла большой размах в 1956-1957 гг. в связи с первой Всесоюзной экспедицией пионеров и школьников. Основной задачей экспедиции было изучение родного края в сочетании с  посильной поисковой и исследовательской  работой по заданиям местных Советов, научных и других учреждений и  организаций.

     Прогрессирующее обострение экологической ситуации в обществе обусловливает объективную  необходимость организации экологически грамотного взаимодействия школьников с природной средой. В 60-е гг. XX века при Министерстве просвещения СССР был создан Совет по экологическому образованию.

     С конца 1960-х годов термин «просвещение в области охраны окружающей среды» использовался для обозначения  просвещения, сосредоточенного на окружающей среде

     Таким образом, этот этап характеризуется  тем, что школьному краеведению  и природоохранной деятельности школьников начинает уделяться большое  внимание; появляется обширная литература по вопросам экологического образования  и школьного краеведения; подчеркиваются интерактивные связи между экологией  и краеведением.

     IV этап развития экологии и краеведения (70-90 гг.). В 70-е годы, когда проблема охраны природы стала общегосударственной задачей, педагогами, методистами была предпринята попытка сформировать новое направление в краеведении – природоохранительное, как интегративную дисциплину на основе природного краеведения и охраны природы. Б.Г. Иоганзен назвал следующие задачи: привитие школьникам любви к природе; изучение местной природы – рельефа, климата, вод, почв, растительного и животного мира; выявление достопримечательностей природы (пещер, красивых скал и озер, редких растений и животных, интересных участков ландшафта), подлежащих охране; изучение явлений антропогенного фактора человека и его хозяйственной деятельности на природу (ход фенологических процессов, темпы воспроизводства возобновимых ресурсов, преобразования биоценозов, антропоценозов и т.д.); общественный контроль за состоянием окружающей среды и борьба с загрязнением атмосферы, водоемов и почвы бытовыми и производственными отходами; общественный контроль за рациональным использованием богатств местной природы – полезных ископаемых, земельных ресурсов, лесов, рыбных запасов, дичи, пушнины, борьба с браконьерством; активное участие в работах по облагораживанию и обогащению местной природы в организации школьных лесничеств, спасению молоди рыб из пересыхающих водоемов, развешивание птичьих гнездовий, организация подкормки птиц и зверей и т.д. [62, 47].

Информация о работе Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии