Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа
Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.
Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….
Примерно в это же время в школу стали проникать эколого - краеведческие идеи в их современном понимании. В 1761 году М.В. Ломоносовым делается попытка краевых исследований с участием местного населения и детей. В 1782 году в городах открываются народные училища, которые расширяют возможность использовать школы в экологических целях, а в 1788 году вышел правительственный документ, в котором содержалось указание о том, чтобы силами учителей и школьников были созданы описания своей местности [62].
Историками выделено несколько этапов развития экологии и краеведения в школьном образовании. Дадим характеристику этих этапов.
I этап - дореволюционный (до 1917 г.). У истоков массового краеведческого и экологического просвещения стоял видный педагог и натуралист В.Ф. Зуев, написавший первый русский учебник по естествознанию «Начертание естественной истории». В основу своего учебника В.Ф. Зуев положил идею преимущественного изучения природных богатств родного края. В нем проводилась линия связи науки с потребностями в практической жизни.
Значительное
место В.Ф. Зуев отводил сведениям
об экологических связях организмов
в природе. В предисловии к
своему учебнику он рекомендовал учителям
полнее использовать природное окружение
школы. Большое значение В.Ф. Зуев придавал
показу натуральных объектов природы,
составлению гербариев и
Период школьного естествознания, связанный с именем В.Ф. Зуева, получил название «утилитарно-практического». В его основе лежал принцип полезности, т.е. на первый план выдвигалось изучение объектов, имеющих для человека хозяйственное значение. Этим объясняется повышенный интерес школы к местному материалу.
Таким образом, выдвинутая в XVIII веке проблема всестороннего обследования страны при помощи местного населения почти с самого начала ее осуществления была связана со школой. Русская педагогика начала XIX века большое внимание уделяла вопросу использования наглядного и предметного обучения с обязательным задействованием местного материала, что свидетельствует о развитии краеведческого и экологического подходов в изучении природы в школе.
Во второй половине XIX века появилось родиноведческое направление в биологии и Биологии. А. Соколов писал: «Родиноведение есть Биологияи биология родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными биологическими понятиями» (т.е. «родиноведение» - по существу – «краеведение» в современной терминологии) [39].
Именно
так рассматривает
Огромное влияние на развитие родиноведческого (экологического) направления в биологии в сороковых годах XIX века оказал К.Д. Ушинский. Он был вдохновителем преподавания на родиноведческой основе, которое успешно продолжалось его учениками и последователями. Великий педагог говорил о том, что воспитание требует реальных знаний о природе, а их можно получить только через предметы и явления природы: сама история человеческого разума показывает нам, что мысль человека сначала обратилась на сущность вещей, а потом уже на идею формы и числа [40].
Последователь идей К.Д. Ушинского, А.Я. Герд, основоположник отечественной методики преподавания естествознания, писал, что преподавание естествознания должно начинаться в саду, в поле, в лесу. Он считал, что дети, наблюдая окружающую природу под руководством учителя, должны учиться сравнивать, описывать, обсуждать, делать выводы и обобщения. Основной задачей курса естествознания А.Я. Герд ставил необходимость привести школьников к определенному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук. Содержание курса естествознания определило приоритет таких форм обучения как экскурсии и предметные уроки [45]. Как и А.Я. Герд, к широкому использованию экскурсий, в школьном курсе призывали И.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев.
Одной из форм обучения И.Ф. Бунаков предлагал урок – экскурсия, в ходе которого проводилось выполнение практических заданий по распознанию жизненных форм растений и животных, сбор наглядного материала.
Определенное влияние на развитие некоторых методических вопросов оказали идеи Д.Н. Кайгородова: использование местного материала в преподавании естественных наук. Он видел важную роль школы в том, чтобы «…научить своих питомцев видеть природу. Видеть природу – значит уметь ее наблюдать, понимать, у нее учиться, а учение это дает пищу не только для ума, но и для души – это надо помнить» [82, с.61]. Д.Н. Кайгородов разработал значительное число экскурсий в природу экологического характера с учащимися.
В
70-90 годах девятнадцатого столетия
приостановились творческие изыскания
в связи с наступившей
Таким образом, для дореволюционного периода развития отечественной теории и методики естествознания характерно появление и развитие зачатков экологической культуры, постепенное включение экологических материалов в школьные программы, последовательное обоснование идей и задач школьного экологического образования.
II этап развития экологии в школьном образовании (1920-30гг.). Новая школа строилась как школа общеобразовательной трудовой и политехнической подготовки детей и молодежи. В 1919 г. вышел Декрет о школе. Новая школа была объявлена трудовой, и в объяснительных записках к программам школ I ступени указывалось, что третий год обучения носит преимущественно экологический характер [65, с. 215]. В объяснительных записках к программам для школ II ступени тоже отмечалась необходимость продолжения изучения своего края: в V классах – «Местное сельское хозяйство», в VI – «Связь города с деревней». Так как программам был придан схематический характер, то каждая школа должна была составлять свой план работы. Тему «Наш край» изучали по разделам: природа, труд, общество.
Из ретроспективного анализа следует вывод, что в начале 20 века экологичский аспект изучения природы не только был поддержан педагогами-естественниками, но и получил дальнейшее серьезное развитие. Такой подход стал необходимой частью реализации в обучении «исследовательского метода» и начальной ступенью формирования и развития естественнонаучных понятий.
Наиболее
распространенными формами
В первых программах советских школ большое место отводилось естествознанию и биологии. В это же время появляются практические руководства для школьников по ботанике В.В. Половцева (1925 г.), по экскурсиям Б.Е. Райкова (1924 г.).
Важную роль в определении правильного направления в развитии школьной экологии в 20-е годы сыграли выступления Н.К. Крупской. Она считала, что экологический материал надо рассматривать с социальной точки зрения: уделять внимание способам воздействия человека на природу, привлекать школьников к изучению характера района, учить школьников изучать жизнь и преобразовывать ее, воспитывать в своей деятельности активность и самостоятельность. Таким образом в СССР появляются три направления экологизации образования [65]. См. табл 1.
Таблица1.
Основные направления экологии
Направление экологии |
Цель |
Научное | Накопление точных сведений о природе, общественных богатствах, экономике и всей жизни в целом (организующий центр – ЦБК и экологии при Российской академии наук). |
Практическое | Связь с задачами хозяйственного строительства в нашей стране на новых плановых началах (организующий центр - Госплан). |
Школьное | Глубокое
изучение местного края через
формы образовательно- |
Таким образом, II этап - это этап дальнейшего появления и развития основ экологической и культуры школьников, развития экологического краеведения, постепенное включение экологических и краеведческих материалов в школьные программы по естествознанию и Биологии.
III этап развития экологии и краеведения в школьном образовании - (40-60гг.). В годы Великой Отечественной войны усилилась экскурсионно-краеведческая работа, в основном это были полевые работы краеведческого и экологического характера в пионерских и туристских лагерях (например, сбор растений для нужд фронта и тыла).
Дальнейшее развитие
В сороковых годах школьной экологии начинает уделяться большое внимание: она рассматривается и как особый метод школьной работы, и как принцип обучения. Новый подъем экологической работы наступил после Великой Отечественной войны.
Внеклассная
экология приняла большой размах
в 1956-1957 гг. в связи с первой Всесоюзной
экспедицией пионеров и школьников.
Основной задачей экспедиции было изучение
родного края в сочетании с
посильной поисковой и
Прогрессирующее
обострение экологической ситуации
в обществе обусловливает объективную
необходимость организации
С конца 1960-х годов термин «просвещение в области охраны окружающей среды» использовался для обозначения просвещения, сосредоточенного на окружающей среде
Таким
образом, этот этап характеризуется
тем, что школьному краеведению
и природоохранной деятельности
школьников начинает уделяться большое
внимание; появляется обширная литература
по вопросам экологического образования
и школьного краеведения; подчеркиваются
интерактивные связи между
IV этап развития экологии и краеведения (70-90 гг.). В 70-е годы, когда проблема охраны природы стала общегосударственной задачей, педагогами, методистами была предпринята попытка сформировать новое направление в краеведении – природоохранительное, как интегративную дисциплину на основе природного краеведения и охраны природы. Б.Г. Иоганзен назвал следующие задачи: привитие школьникам любви к природе; изучение местной природы – рельефа, климата, вод, почв, растительного и животного мира; выявление достопримечательностей природы (пещер, красивых скал и озер, редких растений и животных, интересных участков ландшафта), подлежащих охране; изучение явлений антропогенного фактора человека и его хозяйственной деятельности на природу (ход фенологических процессов, темпы воспроизводства возобновимых ресурсов, преобразования биоценозов, антропоценозов и т.д.); общественный контроль за состоянием окружающей среды и борьба с загрязнением атмосферы, водоемов и почвы бытовыми и производственными отходами; общественный контроль за рациональным использованием богатств местной природы – полезных ископаемых, земельных ресурсов, лесов, рыбных запасов, дичи, пушнины, борьба с браконьерством; активное участие в работах по облагораживанию и обогащению местной природы в организации школьных лесничеств, спасению молоди рыб из пересыхающих водоемов, развешивание птичьих гнездовий, организация подкормки птиц и зверей и т.д. [62, 47].