Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа
Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.
Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….
Экологизация
образования обусловила новые цели
и задачи, обогатила учебно-
Во второй
половине 70-х годов начинает вырисовываться
новый этап в развитии научных
исследований: на смену природоохранному
(природоохранительному) просвещению
и образованию приходит экологическое
образование, которое выстраивается
на основе изменений в системе
экологического знания. В связи с
этим в педагогических исследованиях
оформляется междисциплинарный
подход как один из ведущих принципов
экологического и краеведческого образования
и воспитания, что сказывается
на пересмотре целей, содержания, форм
и методов учебно-
В 70-80 -е годы эколого-краеведческое направление, нашло отражение в трудах Н.М. Верзилина, С.Н. Глазычева, В.И. Горовой, А.Н. Захлебного, С.С. Красновидовой, И.Н. Пономаревой, Н.А. Рыкова, И.Т. Суравегиной, Д.И. Трайтака. В 1972 году в структуре АПН СССР организована лаборатория природоохранного просвещения, благодаря исследованиям которой (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина) проблема экологического образования из рамок частно педагогических переходит на уровень государственный.
Таким образом, этот этап характеризуется научными исследованиями, а также накоплением и обобщением эффективного опыта учителей различных областей и краев России в краеведческом и природоохранном направлении в школьном образовании.
V этап (культурологический) развития экологии и краеведения в школьном образовании (1990-е годы). В 90-е года XX века в России был разработан и принят ряд концептуальных документов, касающихся экологического образования: Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», одиннадцатый раздел которого «Непрерывное экологическое образование и воспитание» составил правовую основу экологического образования.
Это десятилетие стало периодом возвращения, упрочения и развития идей В.И. Вернадского не только в естественных науках, но и в философии. Экология приобрела черты инфранауки – синтетического учения, объединяющего в одно целое исследование процессов, протекающих в абиотических структурах, живом веществе и человеческом обществе, изучающего все стадии глобального круговорота веществ.
В
концепции экологического образования,
разработанной в лаборатории
экологического образования Российской
академии образования (РАО) и оформленной
к началу 90-х годов сказано, что
целью ее является формирование ответственного
отношения школьников к окружающей
среде и своему здоровью. В содержании
экологического образования выделены
четыре основных компонента: научный,
ценностный, нормативный, деятельностный.
Усвоение школьниками основных компонентов
содержания экологического образования
и формирование на этой основе экологической
культуры возможно лишь при включении
школьников в разнообразные виды
деятельности, связанные с окружающей
средой. Подчеркивается важность общения
школьников с природой, изучения окружающей
среды в своей местности, практического
участия ребят в делах по сохранению
и улучшению окружающей среды. Все
это характерно для краеведческого
подхода. Не случайно в это время
наблюдается постепенное
Концептуальные
подходы к экологическому образованию
рассматриваются в работах
Основная цель изучения в школе экологии и краеведения – помочь школьнику познать природу, население, экономику того края, где он живет, увидеть его красоту, осмыслить зависимость производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсов; изучить, что предпринимается различными организациями в области охраны природы, принять активное участие социально-значимой деятельности по улучшению сферы своего обитания.
Таким образом, этот этап характеризуется как этап культурологический, раскрывающий различные отношения человека и природы с философско-экологических позиций.
VI этап развития экологии и краеведения в школьном образовании (конец 1990 гг. – по настоящее время). Современное понимание взаимоотношений человека и природы позволяет определять человека, как проявление природы и в соответствии с этим исследовать воспитательный процесс. В настоящее время достаточно глубоко исследуются проблемы, раскрывающие различные отношения человека и природы с философско-экологических позиций. Эти проблемы рассматриваются в работах Д.И. Хлебникова, В.Т. Астафьева, Ш.А. Мирзоева, И.М. Забелина, О.В. Куриса.
Изучению
различных проблем
В
настоящее время многие ученые подошли
к пониманию того, что экологическая
культура личности выступает важнейшей
частью общей культуры человека. Здесь
можно согласиться с мнением
И.Д. Зверева, который подчеркивает,
что экологическая культура человека
«становится ведущим
В
современных условиях экологическое
образование можно
Негативные
стороны состояния эколого-
Следующий теоретический аспект нашего исследования – понятийно-категориальный аппарат. Проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу, мы выделили базовые понятия нашего исследования: «культура», «экология», «экологическая культура», «краеведение», «краеведческая культура», «школьное краеведение», «школьное экологическое краеведение», «эколого-краеведческая культура школьников». Дадим характеристику этих понятий.
Культура. Общеизвестно, что воспитание неразрывно связано с культурой человека. Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) – явление сложное, интегрирующее многие стороны человеческой деятельности и социального бытия. Не случайно существуют многочисленные определения (порядка 500) этого понятия, что является результатом реального многообразия проявлений культуры: ее внедренности фактически во все проявления социальной жизни, ее контекстности, многомерности и полисистемности, а значит, и высокой степени значимости для социума. Культура является необходимым условием существования всякого общества, а также особой сферой и формой деятельности, имеющей свое содержание и свою структуру.
Таким
образом, мы подошли к пониманию
того, что культура представляет собой
сложное явление и
Экология. Термин «экология» был введен в 1866 году немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем, в его капитальном труде «Всеобщая морфология». Под «экологией» Эрнст Геккель понимал «сумму знаний, относящихся к экономике природы, изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт» [52, 16].
Советский
энциклопедический словарь
Мы
в своем исследовании придерживаемся
позиции необходимости
Экологическая культура. Экологизацию всех сфер жизнедеятельности общества, разработку и внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий не смогут осуществлять экологически невоспитанные личности, не обладающие необходимыми знаниями о процессах взаимодействия общества и окружающей среды, не способные предвидеть ближайшие и отдаленные последствия происходимых в природе изменений. Поэтому необходимо формировать у подрастающего поколения экологическую культуру, как одну из составляющих культуры человека.
Философский словарь трактует экологическую культуру как часть нравственной культуры, мировоззрения, проявления личностных отношений человека к природе [2, с.187]. Понятие экологическая культура касается всех сфер материальной и духовной жизни общества и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования.
Экологическая
культура проявляется во всех видах
производственной и бытовой деятельности,
которые направлены на сохранение и
улучшение природной среды. В
современном образовательном
Осознание важности экологического образования в формировании экологической культуры, как предпосылки устойчивого развития цивилизации, произошло в конце 60-х годов. Эти идеи прочно вошли в сознание мировой педагогической общественности, о чем свидетельствуют международные и межгосударственные документы и законодательные акты, многочисленные документы комиссий ЮНЕСКО-ЮНЕП, материалы и резолюции международных конференций и рабочих совещаний, благодаря которым экологическое образование заняло достойное место в педагогике и стало объектом международного сотрудничества.
Россия предпринимает серьезные шаги в этом направлении. В 80-90ых годах был разработан и принят ряд концептуальных документов, касающихся экологического образования:
В 1998 г. принята Московская международная декларация по экологической культуре. Ее основная идея – согласование ценностей культур мира, глобальное партнерство и ответственность. Основные принципы, заложенные в декларации: