Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа
Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.
Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….
Любая система, в том числе и система формирования экологической культуры школьников, задается целью, которая определяющим образом влияет на содержание, выбор методов и форм. Цель является основным интегратором элементов в живой природе на высоком уровне развития и одним из системообразующих факторов в социальных системах. Целью создаваемой нами системы выступает формирование экологической культуры школьников, через готовность принятия новых знаний и умений экологической направленности.
Интегрирующую функцию формирования экологической культуры выполняет профессионально-педагогическая задача, которая характеризует единство цели, содержания, форм и методов обучения. Которая в свою очередь решается в процессе профессионально-педагогической деятельности учителем. В соответствии с логикой исследования мы выделяем компоненты формирования экологической культуры школьников выраженные через содержания экологической культуры.
Мы полагаем, что выделенные компоненты системы (учебный процесс, воспитательная работа со школьниками во внеучебное время) должны способствовать формированию экологической культуры школьников. На основе системного и культурологического подходов мы выделили два компонента формирования экологической культуры при решении эколого-краеведческих задач: теоретический и практический. Отметим, что все они, так или иначе, рассматривались в исследованиях Ю.П. Азарова, И.А. Колесниковой, Н.М. Яковлевой и др.
Результатом теоретического компонента системы формирования экологической культуры школьников является вооружение школьников системой фундаментальных знаний основных экологических закономерностей и глобальных экологических проблем, различных методов и приемов познания окружающего мира и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами; знание краеведческих особенностей природы; знание основных следствий техногенных и антропогенных воздействий на окружающую среду и способы борьбы с ее загрязнениями.
Таким образом, теоретический компонент системы предполагает вооружение школьников системой фундаментальных знаний, методов и приемов экологической направленности.
Практический компонент системы формирования экологической культуры школьников представляет собой сформированные знания и умения, построенные в соответствии с логикой решения эколого-краеведческих задач. При этом важно использовать методы проверки и оценки знаний и умений школьников в процессе формирования экологической культуры.
Интеграция теоретического и практического компонентов является ведущим фактором формирования экологической культуры школьников, качество которой зависит от цели обучения и организации образовательного процесса. Важно отметить, что обучение школьников в общеобразовательном учреждении предполагает интеграцию всех вышеперечисленных компонентов содержания экологической культуры, что обеспечивается применением методов активного обучения.
Активные групповые методы можно условно объединить в следующие основные блоки: дискуссионные методы (групповая дискуссия, мозговой штурм, и др.); игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры); ролевые игры.
По мнению Ю.Н. Емельянова, дискуссионные методы помогают решать следующие задачи: обучать участников анализу реальных ситуаций, а также навыку отделять важное от второстепенного и формулировать проблемы; прививать умения слушать и взаимодействовать с другими участниками; моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватывать все проблемы; продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений [60]. Поэтому дискуссионные методы выступают как непременный элемент всех форм активного обучения школьников эффективному взаимодействию друг с другом.
Наиболее эффективным будет метод, основанный на понимании личности обучаемого как мыслящего, чувствующего и активно действующего участника событий, приближающихся к реальным. Таким присущим человеку средством, моделирующим реальность, является игра. Как известно, игра является распространенным многовариантным методом современного обучения: организационно-обучающие игры (С.Д. Неверкович); обучающие игры (В.С. Лазарев, А.А. Вербицкий) [36] и др. Использование различных видов игр в процессе формирования экологической культуры школьников позволяют радикально сократить время накопления собственно социального опыта, развивают предусмотрительность в стратегии поведения, преобразуют обобщенные знания в личностно- значимые [36].
Формы обучения в средней общеобразовательной школе являются следующим структурным компонентом разработанной нами системы. По данной проблеме имеется достаточно большое количество как монографических исследований теоретического и методико-практического характера, так и отдельных рекомендаций. Мы придерживаемся педагогически целесообразного сочетанию коллективной, групповой и индивидуальной форм организации образовательного процесса, выделяя в них те аспекты, которые позволяют наиболее действенно обеспечить формирование у школьников экологической культуры.
В
научно-педагогической литературе выделяются
следующие формы
Давая общую характеристику классно-урочной системы, ученые подробнее останавливаются на тесной связи обязательной учебной и внеучебной работы. Причем «внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная – учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе» [41, с. 279].
Неоспоримым
преимуществом классно-урочной
Групповые формы экологической культуры школьников целесообразно подразделить на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные. Групповая внеучебная работа проводится с учащимися одного или разных возрастов, объединенными общностью интересов (кружки, клубы и т.п.).
Индивидуальная внеурочная (внеклассная) воспитательная работа по формированию экологической культуры школьников проводится с учетом конкретных школьников и организуется с целью развития способностей отдельного учащегося. Критерием эффективности индивидуальной формы организации воспитательной работы по формированию экологической культуры школьников являются поступательные, позитивные изменения в поведении, отношении, умении, т.е. в личности в целом.
При реализации системы формирования экологической культуры школьников мы будем опираться на эти и другие организационные формы обучения. Более подробно на данном вопросе мы остановимся в экспериментальной части исследования.
Рассматривая функциональную сторону системы формирования экологической культуры школьников, мы хотели бы отметить что, функциональный аспект системного анализа находится в органическом единстве с другими, что обусловлено единством свойств целостной системы. Под функцией в социально-педагогическом аспекте чаще всего понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы [36] .
Каждый из функциональных компонентов, характеризующих систему, имеет свою специфику в деятельности участников педагогического процесса.
В качестве функциональных компонентов формирования экологической культуры школьников нами были выделены аксиологический, когнитивный и творчески-деятельностный компонент на основе принципов системного и культурологических подходов.
Функциональные компоненты экологической культуры необходимо рассматривать в единстве, учитывая психолого-педагогические условия, требующиеся для развития каждого школьника.
Очевидно, что среди всех ценностей на ведущее место в экологической культуре человека, должна выступать жизнь. Причем в сегодняшнем мире для решения насущных экологических проблем необходимо, чтобы личностно значимой ценностью для большинства людей планеты стала не только жизнь человека, но и жизнь любого природного существа. В процессе формирование общечеловеческих ценностей, таких как природа, родина, семья и т.д. происходит перенос ценностей с внешней сферы на внутреннею. На основе уже сформированных общечеловеческих ценностей происходит усвоение эколого-краеведческих ценностей на основе полученных знаний. Процесс интериоризации протекает тем успешней, чем формирование данной ценности актуальней на данном возрастном этапе. Поэтому мы считаем, что в каждой возрастной группе нужно формировать разное ценностное представление о природе и бережном отношении к ней, а также о ценностях составляющих основу знаний экологической направленности, таких как природа, родина, земля и др. Первоначально очень важно сформировать правильное представление об изучаемых знаниях на основе того опыта, который имеет учащийся к данному моменту. И в дальнейшем оперируя его знаниями и сформированными ценностями продолжать формировать ценности составляющие основу экологической культуры учащихся.
Ценностный
компонент в экологическом и
краеведческом образовании
Ценностные ориентации обычно определяется как направленность личности на цели и средство деятельности (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, М.Г. Казакина) и таким образом выражают ее отношение к миру.
Значимую ценность в формировании экологической культуры представляет собой идея гармонично развитой личности школьника, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для реализации заложенных в нем возможностей.
Таким образом, все указанные функциональные компоненты системы формирования экологической культуры школьников тесно и органично взаимосвязаны. Недооценка любого из них неизбежно ведет к нежелательным результатам. Результатом является эколого-краеведческая культура школьников.
Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что одним из приоритетных методов формирования экологической культуры школьников являются активные методы обучения, которые позволяют обучение проводить в ситуациях приближенных к реальным, преодолевать сопротивление ранее сформированных стереотипов поведения, осуществлять не только сообщение знаний, но и обучение умениям практического пользования.
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте
Структура системы формирование экологической культуры должна быть гибкой, динамичной, развиваться в зависимости от усложнений целей формирования экологической культуры школьников. Причем функциональная направленность элементов не должна меняться основные изменения будут происходить в составе и характере взаимодействия между ними. Для этого нужен определенный комплексе условий, где данная система может успешно функционировать и развиваться.
Под педагогическими условиями мы понимаем взаимодействие совокупности мер образовательного процесса, направленного на повышение уровня сформированности экологической культуры школьников.
Для выявления педагогических условий, способствующих эффективному формированию экологической культуры школьников, нами были намечены следующие пути:
- определение социального заказа общества к средней школе в аспекте исследуемой проблемы;
- соотношение
понятий междисциплинарного
- использование
возможностей системного и