Заключение
Актуальность
проблемы формирования экологической
культуры школьников определена современным
состоянием взаимодействия общества и
природы, выделяя необходимость формирования
экологической культуры у самых широких
масс населения, и, в первую очередь, у
подрастающего поколения.
Изучение
состояния проблемы формирования экологической
культуры школьников осуществлялось через
анализ психолого-педагогической литературы
и педагогической практики.
Основу
построения логики терминологического
поля диссертационного исследования составил
анализ ключевых теоретических понятий:
«культура», «экология», «краеведение».
Уточнено понятие «эколого-краеведческая
культура школьников».
Под
экологической культурой школьников мы
понимаем интегративное личностное качество,
характеризующее его поведение и деятельность,
включающее в себя систему, состоящую
из мировоззренческого (эколого-краеведческих
знаний, убеждений), процессуального (эколого-краеведческих
умений), мотивационно-целевого компонентов
(экологически оправданное поведение
школьников, характеризующееся степенью
превращения эколого-краеведческих знаний,
умений и культуры чувств в повседневную
норму).
В
качестве базовых подходов, с позиций
которого решается проблема формирования
экологической культуры школьников рассматриваются
системный и культурологический подходы.
Формирование
экологической культуры школьников протекает
более успешно в рамках специально разработанной
системы формирования экологической культуры
школьников, которая характеризуется
следующими особенностями: единством
структурных и функциональных (аксиологический,
когнитивно-познавательный, творческо-деятельностный)
компонентов. Система формирования экологической
культуры школьников обладает свойствами
целостности, интегративности и уровневости.
Педагогическими
условиями эффективного функционирования
разработанной модели являются: формирование
и развитие эколого-краеведческих понятий
у школьников; межпредметные связи дисциплин
естественнонаучного и гуманитарного
циклов; коллективно-творческая деятельность
в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Данные
условия выявились нами исходя из
содержательных особенностей построенной
системы, специфики преподаваемого учебного
предмета, а также особенностей формирования
экологической культуры школьников.
Все
педагогические условия в рамках
нашего исследования приобретают свои
особенности: во-первых, они являются наиболее
эффективными путями формирования
экологической культуры школьников; во-вторых,
они используются в контексте системного
и культурологического подходов в обучении;
в третьих, они ориентируются на повышение
уровня экологической культуры.
Таким
образом, исследование доказало, что
формирование экологической культуры
школьников становиться успешным, если
школьники проходят обучение в рамках
разработанной нами системы экологической
культуры.
На обобщающем этапе экспериментальной
работы объективность и достоверность
полученных результатов была
доказана с помощью методов
математической статистики, что
подтвердило правильность выдвинутой
гипотезы.
Целью
заключительного этапа экспериментальной
работы явилось внедрение положительных
результатов исследования, полученных
в ходе проведения экспериментальной
работы.
Таким
образом, на основании вышеизложенного
мы можем сделать вывод, что выдвинутые
положения гипотезы исследования полностью
подтвердились, и поставленные в соответствии
с целью, предметом и гипотезой исследования
задачи решены.
1.
Эколого-краеведческая культура школьников
– это интегративное личностное качество,
характеризующее его поведение и деятельность,
включающее в себя систему, состоящую
из мировоззренческого (эколого-краеведческих
знаний, убеждений), процессуального (эколого-краеведческих
умений), мотивационно-целевого (экологически
оправданное поведение школьников, характеризующееся
степенью превращения эколого-краеведческих
знаний, умений и культуры чувств в повседневную
норму) компонентов.
2.
Построение системы формирования экологической
культуры школьников целесообразно осуществлять
на основе культурологического и системного
подходов, способных обеспечить комплексность
ее теоретического построения и позволяющих
исследовать ее практическую сторону.
3.
Формирование экологической культуры
школьников будет более успешно в рамках
специально разработанной системы формирования
экологической культуры школьников, состоящей
из теоретического и практического компонентов.
Система формирования экологической культуры
школьников обладает следующими особенностями:
целостностью, интегративностью и уровневостью.
4.
Педагогическими условиями эффективного
функционирования системы формирования
экологической культуры являются:
формирование и развитие эколого-краеведческих
понятий у школьников; межпредметные связи
дисциплин естественнонаучного и гуманитарного
циклов; коллективно-творческую деятельность
в рамках учебной и внеучебной деятельности.
5.
Основным критерием сформированности
экологической культуры школьников является
продвижение личности от низкого уровня
к высокому. В качестве критериев исследуемой
нами экологической культуры выступают:
усвоение эколого-краеведческих знаний
и умений, а также ценностные отношения
школьников.
Полученные
в ходе исследования результаты доказывают,
что определенные в работе противоречия
нашли разрешение при реализации, разработанной
нами системы экологической культуры
школьников; выдвинутая нами гипотеза
подтвердилась, поставленные в работе
задачи решены.
Список
используемой литературы
- Аверьянов
А.М. Системное познание мира: Методологические
проблемы. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
- Алферова
М.Л. Формирование экологической культуры
младших школьников в процессе дополнительного
образования: Дис. …канд. пед. наук - Челябинск,
1999. – 186с.
- Афанасьев
В.Г. Общество: систематичность, познание
и управление. – М.: Политиздат, 1981 – 431
с.
- Бабайцева
О.Ю. Педагогические условия экологического
образования школьников 5-6 классов: Дис.
…канд. пед. наук – Шадринск, 1999. – 178 с.
- Бабанский
Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
- Берталанфи
Л. Общая теория систем – критический
обзор // Исследования по общей теории
систем // Под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина.
– М., 1969. – 196 с.
- Беспалько
В.П. Основы теории педагогических систем
(проблемы и методы психолого-педагогического
обеспечения технических обучающих систем),
- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977.
– 304с.
- Блауберг
И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.С. Системный
подход: предпосылки, проблемы, трудности.
– М.: Знание, 1969. – 48 с.
- Бородай А.А.
Внеклассная работа по изучению природы
края как формирования познавательной
активности подростков. Автореф. дис. …
канд. пед. наук. – М., 1975. – 38 с.
- Выготский
Л.С. Педагогическая психология / Под ред.
В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480
с.
- Галганова
С.Г., Чернышова И.В. Об экологической культуре
как необходимой предпосылке преодоления
экологического кризиса // Научно-технический
прогресс: Ускорение и гуманизация. –
М., 1990. – 166с.
- Гирусов
Э.В. Природные основы экологической культуры
// Экология, культура, образование. Материалы
к конференции. – М., 1989. – 88 с.
- Глазачев
С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования
разработки экогуманитарной парадигмы.
– М.: Современный писатель, 1998. – 432 с.
- Дежникова
Н.С., Иванова Л.Ю. и др. Воспитание экологической
культуры у детей и подростков: Учебное
пособие. М.: Педагогическое общество России,
2000. – 63 с.
- Демина
Т.А. Экология, природопользование, охрана
окружающей среды. М.: Аспект Пресс, 1998.
– 246 с.
- Ерасов Б.С.
Социальная культура. – М.: Аспект Пресс,
1997. – 128 с.
- Закон Российской
Федерации об образовании. – Учительская
газета, № 28, 1992.
- Захлебный
А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование
школьников во внеклассной работе. – М.:
Просвещение, 1984. – 159 с.
- Зверев И.Д.
О формировании ответственного отношения
к природе в системе воспитания //Организация
природоохранительного просвещения в
средней школе. – М.,1975. – 248 с.
- Зверев И.Д.
Экологическое образование и воспитание:
узловые проблемы / Экологическое образование:
концепции и технологии. – Волгоград:
Изд-во «Перемена», 1997. – С. 72 - 84.
- Каган М.С.
Философия культуры. – СПб: Наука, 1996. –
418 с.
- Кайгородов
Д.Н. На разные темы. Преимущественно педагогические.
– Спб: изд-во Суворина А.С., 1907 – 149 с.
- Калинин
М.И. Статьи и речи о коммунистическом
воспитании. – М.: Учпедгиз, 1951. – С. 147 –
149.
- Караковский
В.А. Воспитательная система школы: Педагогические
идеи и опыт формирования. – М.: Новая школа,
1992. – 105 с.
- Кильдишова
Н.А. Значение межпредметных связей в формировании
знаний в школьном курсе Биологии. //1989.
- № 3. – С. 46 – 48.
- Конаржевский
Ю.А. Что нужно знать директору школы о
системе и системном подходе. – Челябинск,
1986. – 135 с.
- Концепция
непрерывного экологического образования
в Челябинской области / Тюмасева З.И.,
Ю.С. Смирнов, В.И. Павлова, А.А. Цыганков,
В.В. Седов, Н.П. Строкова, Л.П. Митюрева,
Н.Т. Шеремет, И.С. Тодоров, С.А. Мочалова,
А.Б. Невелев. – Изд. 2-е, Челябинск, 2001. –
67 с.
- Коул М. Культурно-историческая
психология: наука будущего. - М., 1994. –
246 с.
- Кравченко
А.И. Социология: Учебник для школьников
вузов. – Екатеринбург: Деловая книга,
М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
– 256 с.
- Краеведение
/Под ред. А.В. Даринского. – М., 1987, –
256 с.
- Крутецкий
В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. –
Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение,
1965. – 315 с.
- Крылова
Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное
образование, 2000. – 272 с.
- Кузьмина
Н.В. Методы исследования педагогической
деятельности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. – 114
с.
- Кузьмина
Н.В. Понятие «педагогическая система»
и критерии ее оценки // методы системного
педагогического исследования. – Л.: ЛГУ,
1980. – 172 с.
- Кузьмина
Н.В. Способности, одаренность, талант
учителя. – Л.: Знание, 1985. – 32 с.
- Кулагин
П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.
– М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
- Культурология.
XX век: Словарь. - С-ПБ., 1997. – 456 с.
- Латюшин
В.В., Тюмасева З.И., Дракова Д.К. Воспитание
любви к природе. – Челябинск: ИУУ, 1987.
- 62 c.
- Лернер И.Я.
Каким должно быть базовое содержание
общего образования. – М., Педагогический
вестник, № 5(59), 1992. – С. 46 – 49.
- Лернер И.Я.
Процесс обучения и его закономерности.
– М., 1980. – 224 с.
- Макаренко
А.С. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика,
1983. – 266 с.
- Максимова
В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном
процессе современной школы. – М.: Просвещение,
1987. – 159 с.
- Малиновский
А.А. Общие вопросы строения системы и
их значение для биологии //Проблемы методологии
системного исследования / Под ред. И.В.
Блауберга и др. – М., 1970. – С. 145 – 150.
- Мамедов
Н.М. и др. Основы общей экологии: Учебник
для старших кл. общеобраз. шк. /Мамедов
Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. – М.:
МДС, 1998. – 271 с.
- Марьенко
И.С. Нравственное становление личности
школьника. – М.: Педагогика, 1985. – 103 с.
- Межпредметные
связи в учебно-познавательной деятельности
школьников /Под ред. В.Н. Федоровой. –
М.: Просвещение, 1980. – 207 с.
- Мелехова
О.П. Экологическое образование и нравственное
воспитание // Высшее образование в России.
– 1994. - №4. – С. 40 - 43.
- Мешечко
Е.Н. Краеведение и экологическое образование
// Биология и культура. - Л., 1990. – С. 141-142.
- Михеев А.В.,
Пашканг К.В., Родзевич Н.Н., Соловьева М.П.
Охрана природы. М.: Просвещение, 1990. –
254 с.
- Моисеева
Л.В. Региональное экологическое образование:
( Теория и практика): Дис. … д-ра пед. наук.
– Екатеринбург, 1997. – 340 с.
- Натарова
Л.Е. Формирование эколого-краеведческих
умений у будущего учителя: Дис. … канд.
пед. наук – Челябинск, 2000. – 174 с.
- Образовательная
политика России на современном этапе.
Справка Госссовета РФ // Официальные документы
в образовании. 2002. № 2. – С. 2 – 49.
- Ожегов С.И.,
Толковый словарь русского языка. – М.:
Азбуковник, 1999. – 944 с.
- Организация
экологического образования в школе: Методические
рекомендации. - Челябинск: Челябинский
институт усовершенствования учителей,
1992. – 217 с.
- Организация
экологического образования в школе: Пособие
для работников средней общеобразовательной
школы. /Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной:
Проблемный совет по экологическому
образованию АПН ССР. – М., 1990. – 150 с.
- Отношение
школьников к природе. /Под ред. Зверева
И.Д., Суравегиной И.Т. – М: Педагогика,
1988. – 127 с.
- Педагогика:
педагогические теории, системы, технологии:
учеб. Пособие для школьников высших и
средних заведений /С. А. Смирнов и др. –
Изд. центр «Академия». – 560 с.
- Педагогика:
Учебное пособие для школьников пед. ин-тов
и пед. колледжей. /Под ред. П.И. Пидкасистого.
– М.: Педагогическое общество России,
2002. – 640 с.
- Педагогика:
Учеб. пособие для школьников пед. ин-тов
/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин
и др. Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд.
доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. –
479 с.
- Печко Л.П.
Экологическое и эстетическое воспитание
школьников. – М., 1967. – 178 с.
- Пидкасистый
М.Г., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический
справочник преподавателя высшей школы.
– М.: Пед. общество России, 1999. – 354 с.
- Погорелова
Я.О. Формирование эколого-краеведческих
понятий во взаимосвязи в курсе природоведения
(5 класс) // Тезисы доклада республиканской
научно-практической конференции «Методология
и методы формирования научных понятий
у учащихся школ и студентов в вузе», Ч.2,
Челябинск, 2002. – С. 43-44.
- Погорелова
Я.О. Формирование эколого-краеведческих
знаний и умений: как педагогическое условие
формирование экологической культуры
школьников // Актуальные проблемы управления
качеством образования: сборник науч.
статей под. редакцией Е.В. Яковлева, Выпуск
№ 8, Челябинск: Южно – Уральское книжное
издательство. – 2004. – С. 67 – 72 с.
- Подласый
И.П. Педагогика: Учеб. для школьников высш.
пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
- Попова О.В.
Конструирование региональной модели
непрерывного экологического образования.
Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Барнаул,
1996. – 20 с.
- Программы
по изучению родного края // Биология в
школе. – 1998. - №5. – С. 28 – 36 с.
- Ракитов
А.И. Философия. Основные идеи. – М.: Политиздат,
1998. – 362 с.
- Репин С.А.
Управление областной образовательной
системой: Научно-методическое пособие
/Под ред. Г.Н. Серикова. – Челябинск. Изд-во
«Факел», 1997. – 152 с.
- Родзевич
Н.Н. Новые взгляды на проблемы окружающей
среды // Биология в школе. – 1997. – №3. –
С. 14 – 19.
- Родзевич
Н.Н., Пашканг Н.В. Охрана и преобразование
природы. Учебное пособие для школьников
биологических специальностей пед. институтов.
– М.: Просвещение, 1986. – С. 215.
- Российская
педагогическая энциклопедия в 2-х т. –
М.: Большая рос. энцикл., 1993. – Т.1. – 608 с.
- Рубина Б.М.,
Тюмасева З.И., Бароянц Т.М., Додина Л.И.
Развитие системы альтернативного обучения
в отечественной и зарубежной общеобразовательной
школе. – Челябинск: ОблИУУ, 1993. – 54 с.
- Рузавин
Г.И. Методология научного исследования:
Учебн. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ –
ДАНА, 1999. – 317 с.
- Садовский
В.Н. Основание общей теории систем. –
М.: Наука, 1974. -280 с.
- Сенкевич
В.М. Экологическое образование: интеграция
научных знаний и образных представлений
// Советская педагогика. - 1989. - №5. – С.
15-19.
- Сериков
В.В. Личностно-ориентированное образование
// Педагогика. – 1994. - № 5. – С. 16 – 20.
- Сериков
Г.Н. Самообразование: Совершенствование
подготовки школьников. – Иркутск: Изд-во
Иркут. Ун-та, 1991. – 316 с.
- Сидельковский
А.П. Критерии, методы и методика изучения
формирования отношений школьников к
природе. – Ставрополь, 1988. – 201 с.
- Сидельковский
А.П. Психологические основы отношений
школьников к природе: Учебное пособие
/Моск. гос. пед. институт. – М., 1987. – 87 с.
- Скаткин
М.Н. Проблемы современной дидактики. –
М., 1980. – 162 с.
- Тюмасева
З.И. Методические рекомендации по экологическому
образованию. – Челябинск: ЧОИУУ, 1989. –
83 с.
- Тюмасева
З.И. Основная функция экологического
образования – обновлять все образование
// Вестник Института развития образования
и воспитания подрастающего поколения
при ЧГПУ, серия 3. – 2002. - № 14. – С. 190 – 198.
- Шилин К.И.
Понятие экологической культуры // Экология
и культура: методологические аспекты.
– Ставрополь, 1982. – 248 с.
- Шитикова
О.Н. Эколого-патриотическое воспитание
младших подростков в современной общеобразовательной
школе: Автореф. дис. …канд. пед. наук –
Челябинск, 2002. – 24 с.
- Якиманская
И.С. Личностно-ориентированное обучение
в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.
– 96 с.
- Якунин В.А.
Педагогическая психология: Учебное пособие
– Спб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус»,
1998. – 639 с.
- Ямбург Е.А.
Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические
основы и практическая реализация). –
М.: Новая школа, 1997. – 352 с.
- Cornell J. Listening
to Nature How to Deepen Your Awareness of Nature. – NS: 1987. –
p. 95.