Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ кощеев.docx

— 168.72 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Актуальность  проблемы формирования экологической культуры школьников определена современным состоянием взаимодействия общества и природы, выделяя необходимость формирования экологической культуры у самых широких масс населения, и, в первую очередь, у подрастающего поколения.

     Изучение  состояния проблемы формирования экологической культуры школьников осуществлялось через анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики.

     Основу  построения логики терминологического поля диссертационного исследования составил анализ ключевых теоретических понятий: «культура», «экология», «краеведение». Уточнено понятие «эколого-краеведческая культура школьников».

     Под экологической культурой школьников мы понимаем интегративное личностное качество, характеризующее его поведение и деятельность, включающее в себя систему, состоящую из мировоззренческого (эколого-краеведческих знаний, убеждений), процессуального (эколого-краеведческих умений), мотивационно-целевого компонентов (экологически оправданное поведение школьников, характеризующееся степенью превращения эколого-краеведческих знаний, умений и культуры чувств в повседневную норму).

     В качестве базовых подходов, с позиций  которого решается проблема формирования экологической культуры школьников рассматриваются системный и культурологический подходы.  

    Формирование  экологической культуры школьников протекает более успешно в рамках специально разработанной системы формирования экологической культуры школьников, которая характеризуется следующими особенностями: единством структурных и функциональных (аксиологический, когнитивно-познавательный, творческо-деятельностный) компонентов. Система формирования экологической культуры школьников обладает свойствами  целостности, интегративности и уровневости.

    Педагогическими условиями эффективного функционирования разработанной модели являются: формирование и развитие эколого-краеведческих понятий у школьников; межпредметные связи дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов; коллективно-творческая деятельность в рамках учебной и  внеучебной деятельности.

    Данные  условия выявились нами исходя из содержательных особенностей построенной системы, специфики преподаваемого учебного предмета, а также особенностей формирования экологической культуры школьников.

    Все педагогические условия в рамках нашего исследования приобретают свои особенности: во-первых, они являются наиболее эффективными путями формирования  экологической культуры школьников; во-вторых, они используются в контексте системного и культурологического подходов в обучении; в третьих, они ориентируются на повышение уровня экологической культуры.

     Таким образом, исследование доказало, что  формирование экологической культуры школьников становиться успешным, если школьники проходят обучение в рамках разработанной нами системы экологической культуры.

       На обобщающем этапе экспериментальной  работы объективность и достоверность  полученных результатов была  доказана с помощью методов  математической статистики, что  подтвердило правильность выдвинутой  гипотезы.

     Целью заключительного этапа экспериментальной  работы явилось внедрение положительных результатов исследования, полученных в ходе проведения экспериментальной работы.

     Таким образом, на основании вышеизложенного  мы можем сделать вывод, что выдвинутые положения гипотезы исследования полностью подтвердились, и поставленные в соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования задачи решены.

    1. Эколого-краеведческая культура школьников – это интегративное личностное качество, характеризующее его поведение и деятельность, включающее в себя систему, состоящую из мировоззренческого (эколого-краеведческих знаний, убеждений), процессуального (эколого-краеведческих умений), мотивационно-целевого (экологически оправданное поведение школьников, характеризующееся степенью превращения эколого-краеведческих знаний, умений и культуры чувств в повседневную норму) компонентов.

    2. Построение системы формирования экологической культуры школьников целесообразно осуществлять на основе культурологического и системного подходов, способных обеспечить комплексность ее теоретического построения и позволяющих исследовать ее практическую сторону.

   3. Формирование экологической культуры школьников будет более успешно в рамках специально разработанной системы формирования экологической культуры школьников, состоящей из теоретического и практического компонентов. Система формирования экологической культуры школьников обладает следующими особенностями: целостностью, интегративностью и уровневостью.

   4.  Педагогическими условиями эффективного  функционирования системы формирования экологической культуры являются:  формирование и развитие эколого-краеведческих понятий у школьников; межпредметные связи дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов; коллективно-творческую деятельность в рамках учебной и  внеучебной деятельности.

   5. Основным критерием сформированности  экологической культуры школьников является продвижение  личности от низкого уровня к высокому. В качестве критериев исследуемой нами экологической культуры выступают: усвоение эколого-краеведческих знаний и умений, а также ценностные  отношения школьников.

   Полученные  в ходе исследования результаты доказывают, что определенные в работе противоречия нашли разрешение при реализации, разработанной нами системы экологической культуры школьников; выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, поставленные в работе задачи решены.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1.  Аверьянов А.М. Системное познание мира: Методологические проблемы. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
  2. Алферова М.Л. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования: Дис. …канд. пед. наук - Челябинск, 1999. – 186с.
  3. Афанасьев В.Г. Общество: систематичность, познание и управление. – М.: Политиздат, 1981 – 431 с.
  4. Бабайцева О.Ю. Педагогические условия экологического образования школьников 5-6 классов: Дис. …канд. пед. наук – Шадринск, 1999. – 178 с.
  5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
  6. Берталанфи Л. Общая теория систем – критический обзор // Исследования по общей теории систем // Под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. – М., 1969. – 196 с.
  7. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем), - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. – 304с.
  8. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.С. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. – М.: Знание, 1969. – 48 с.
  9. Бородай А.А. Внеклассная работа по изучению природы края как формирования познавательной активности подростков. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 38 с.
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  11. Галганова С.Г., Чернышова И.В. Об экологической культуре как необходимой предпосылке преодоления экологического кризиса // Научно-технический прогресс: Ускорение и гуманизация. – М., 1990. – 166с.
  12. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры  // Экология, культура, образование. Материалы к конференции. – М., 1989. – 88 с.
  13. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования разработки экогуманитарной парадигмы. – М.: Современный  писатель, 1998. – 432 с.
  14. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 63 с.
  15. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект Пресс, 1998. – 246 с.
  16. Ерасов Б.С. Социальная культура. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 128 с.
  17. Закон Российской Федерации об образовании. – Учительская  газета, № 28, 1992.
  18. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.
  19. Зверев И.Д. О формировании ответственного отношения к природе в системе воспитания //Организация природоохранительного просвещения в средней школе. – М.,1975. – 248 с.
  20. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые проблемы / Экологическое образование: концепции и технологии. – Волгоград: Изд-во «Перемена», 1997. – С. 72 - 84.
  21. Каган М.С. Философия культуры. – СПб: Наука, 1996. – 418 с.
  22. Кайгородов Д.Н. На разные темы. Преимущественно  педагогические. – Спб: изд-во Суворина А.С., 1907 – 149 с.
  23. Калинин М.И. Статьи и речи о коммунистическом воспитании. – М.: Учпедгиз, 1951. – С. 147 – 149.
  24. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Новая школа, 1992. – 105 с.
  25. Кильдишова Н.А. Значение межпредметных связей в формировании знаний в школьном курсе Биологии. //1989. - № 3. – С. 46 – 48.
  26. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системе и системном подходе. – Челябинск, 1986. – 135 с.
  27. Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области / Тюмасева З.И., Ю.С. Смирнов, В.И. Павлова, А.А. Цыганков, В.В. Седов, Н.П. Строкова, Л.П. Митюрева, Н.Т. Шеремет, И.С. Тодоров, С.А. Мочалова, А.Б. Невелев. – Изд. 2-е, Челябинск, 2001. – 67 с.
  28. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. - М., 1994. – 246 с.
  29. Кравченко А.И. Социология: Учебник для школьников вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 256 с.
  30. Краеведение /Под ред. А.В. Даринского. – М., 1987,  – 256 с.
  31. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1965. – 315 с.
  32. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
  33. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. – 114 с.
  34. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // методы системного педагогического исследования. – Л.: ЛГУ, 1980. – 172 с.
  35. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 32 с.
  36. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  37. Культурология. XX век: Словарь. - С-ПБ., 1997. – 456 с.
  38. Латюшин В.В., Тюмасева З.И., Дракова Д.К. Воспитание любви к природе. – Челябинск: ИУУ, 1987. - 62 c.
  39. Лернер И.Я. Каким должно быть базовое содержание общего  образования. – М., Педагогический вестник, № 5(59), 1992. – С. 46 – 49.
  40. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 224 с.
  41. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983. – 266 с.
  42. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.
  43. Малиновский А.А. Общие вопросы строения системы и их значение для биологии //Проблемы методологии системного  исследования / Под ред. И.В. Блауберга и др. – М., 1970. – С. 145 – 150.
  44. Мамедов Н.М. и др. Основы общей экологии: Учебник для старших кл. общеобраз. шк. /Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. – М.: МДС, 1998. – 271 с.
  45. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Педагогика, 1985. – 103 с.
  46. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности школьников /Под ред. В.Н. Федоровой. – М.: Просвещение, 1980. – 207 с.
  47. Мелехова О.П. Экологическое образование и нравственное воспитание // Высшее образование в России. – 1994. - №4. – С. 40 - 43.
  48. Мешечко Е.Н. Краеведение и экологическое образование // Биология и культура. - Л., 1990. – С. 141-142.
  49. Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.Н., Соловьева М.П. Охрана природы. М.: Просвещение, 1990. – 254 с.
  50. Моисеева Л.В. Региональное экологическое образование: ( Теория и практика): Дис. … д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 1997. – 340 с.
  51. Натарова Л.Е. Формирование эколого-краеведческих умений у будущего учителя: Дис. … канд. пед. наук – Челябинск, 2000. – 174 с.
  52. Образовательная политика России на современном этапе. Справка Госссовета РФ // Официальные документы в образовании. 2002. № 2. – С. 2 – 49.
  53. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  54. Организация экологического образования в школе: Методические рекомендации. - Челябинск: Челябинский институт усовершенствования учителей, 1992. – 217 с.
  55. Организация экологического образования в школе: Пособие для работников средней общеобразовательной школы. /Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной: Проблемный совет по  экологическому образованию АПН ССР. – М., 1990. – 150 с.
  56. Отношение школьников к природе. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М: Педагогика, 1988. – 127 с.
  57. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. Пособие для школьников высших и средних заведений /С. А. Смирнов и др. – Изд. центр «Академия». – 560 с.
  58. Педагогика: Учебное пособие для школьников пед. ин-тов и пед. колледжей. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 640 с.
  59. Педагогика: Учеб. пособие для школьников пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
  60. Печко Л.П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. – М., 1967. – 178 с.
  61. Пидкасистый М.Г., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Пед. общество России, 1999. – 354 с.
  62. Погорелова Я.О. Формирование эколого-краеведческих понятий во взаимосвязи в курсе природоведения (5 класс) // Тезисы доклада республиканской научно-практической конференции «Методология и методы формирования научных понятий у учащихся школ и студентов в вузе», Ч.2, Челябинск, 2002. – С. 43-44.
  63. Погорелова Я.О. Формирование эколого-краеведческих  знаний и умений: как педагогическое условие формирование экологической культуры школьников // Актуальные проблемы управления качеством образования: сборник науч. статей под. редакцией Е.В. Яковлева, Выпуск № 8, Челябинск: Южно – Уральское книжное издательство. – 2004. – С. 67 – 72 с.
  64. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для школьников высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
  65. Попова О.В. Конструирование региональной модели непрерывного экологического образования. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 1996. – 20 с.
  66. Программы по изучению родного края // Биология в школе. – 1998. - №5. – С. 28 – 36 с.
  67. Ракитов А.И. Философия. Основные идеи. – М.: Политиздат, 1998. – 362 с.
  68. Репин С.А. Управление областной образовательной системой: Научно-методическое пособие /Под ред. Г.Н. Серикова. – Челябинск. Изд-во «Факел», 1997. – 152 с.
  69. Родзевич Н.Н. Новые взгляды на проблемы окружающей среды // Биология в школе. – 1997. – №3. – С. 14 – 19.
  70. Родзевич Н.Н., Пашканг Н.В. Охрана и преобразование природы. Учебное пособие для школьников биологических специальностей пед. институтов. – М.: Просвещение, 1986. – С. 215.
  71. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. – М.: Большая рос. энцикл., 1993. – Т.1. – 608 с.
  72. Рубина Б.М., Тюмасева З.И., Бароянц Т.М., Додина Л.И. Развитие системы альтернативного обучения в отечественной и зарубежной общеобразовательной школе. – Челябинск: ОблИУУ, 1993. – 54 с.
  73. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебн. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 317 с.
  74. Садовский В.Н. Основание общей теории систем. – М.: Наука, 1974. -280 с.
  75. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. - 1989. - №5. – С. 15-19.
  76. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. – 1994. - № 5. – С. 16 – 20.
  77. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки школьников. – Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1991. – 316 с.
  78. Сидельковский А.П. Критерии, методы и методика изучения формирования отношений школьников к природе. – Ставрополь, 1988. – 201 с.
  79. Сидельковский А.П. Психологические основы отношений школьников к природе: Учебное пособие /Моск. гос. пед. институт. – М., 1987. – 87 с.
  80. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980. – 162 с.
  81. Тюмасева З.И. Методические рекомендации по экологическому образованию. – Челябинск: ЧОИУУ, 1989. – 83 с.
  82. Тюмасева З.И. Основная функция экологического образования – обновлять все образование // Вестник Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ, серия 3. – 2002. - № 14. – С. 190 – 198.
  83. Шилин К.И. Понятие экологической культуры // Экология и культура: методологические аспекты. – Ставрополь, 1982. – 248 с.
  84. Шитикова О.Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: Автореф. дис. …канд. пед. наук – Челябинск, 2002. – 24 с.
  85. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
  86. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие – Спб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998. – 639 с.
  87. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.
  88. Cornell J. Listening to Nature How to Deepen Your Awareness of Nature. – NS: 1987. – p. 95.

Информация о работе Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии