Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа
Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.
Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….
Большое значение в коллективно-творческой деятельности имеет групповой эффект, то есть увеличение производительности труда людей в группе по сравнению с их индивидуальной работой под влиянием общения и взаимодействия друг с другом, а значит и большее усвоение получаемых знаний и умений.
Первый и главный признак этой методики - коллективность на всех этапах деятельности учителя и учащихся: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация, проведение, анализ результатов, причем важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей, обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов.
Формирование экологической культуры школьников целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, а также в сочетании различных форм экологической деятельности. Проявлением экологической культуры школьников является экологически обусловленная деятельность, которая включает такие ее виды и способы, которые направлены на формирование познавательных, практических умений эколого-краеведческого характера.
Сочетание внеурочной деятельности с учебным процессом способствует формированию ценностного отношения к природе родного края, развитию интереса, социально-значимых мотивов участия в экологической деятельности, творческой активности школьников, т.е. всестороннему развитию личности, неравнодушной к настоящему и будущему своего края и всей страны.
Реализация намеченной нами цели – формирования экологической культуры школьников, а также комплексного подхода к изучению своего края возможна лишь при введении в образовательную программу собственно эколого-краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный эколого-краеведческий курс, эколого-краеведческий компонент в других учебных курсах и эколого-краеведческий компонент во внеклассной работе. Между этими структурными единицами устанавливается связь по содержанию и по деятельности школьников.
Традиционной
формой организации обучения в школе
является урок. Урок – это динамичная
и вариативная форма
Часть эколого-краеведческого
Эколого-краеведческий курс (инвариантная часть) формирует и систематизирует знания о ценности микромира, наследия, об экологических и социальных проблемах края, о взаимосвязи человека и окружающей среды, развиваются умения самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.
В рамках эколого-краеведческого компонента других предметных областей учащиеся рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет эколого-краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.
Эколого-краеведческий блок во внеклассной работе должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности школьников с воспитательными задачами школы и программой эколого-краеведческого курса.
Эколого-краеведческое
образование в школе –
Школьный эколого-краеведческий кружок не является прямым продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Кружок позволяет организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Туристические походы особенно привлекают школьников, воспитывают любовь к природе своего края. Экскурсия является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Получить эколого-
Таблица 2.
Формы экологической работы со школьниками
Формы экологической работы | |
Учебный процесс | Введение эколого- |
Внеклассная работа | Деловые игры; сюжетно-ролевые
игры; викторины; экскурсии; этико-правовые
и эколого-краеведческие |
Дополнительное
образование |
Игры-конкурсы
(по плану Детской городской |
Все, рассмотренные выше условия эффективного формирования экологической культуры школьников, мы рассматриваем в совокупности. Необходимость этого определяется следующим: во-первых, все условия направлены на повышение уровня развития экологической культуры школьников; во-вторых, все педагогические условия взаимообусловлены и взаимосвязаны.
Выводы по главе 1.
2. В главе проанализированы такие понятия как: «экология», «культура», «краеведение», «экологическая культура», «экологическое образование», «эколого-краеведческая культура», последнему из которых дана авторская трактовка. Эколого-краеведческая культура школьников – интегративное личностное качество, характеризующее его поведение и деятельность, включающее в себя систему, состоящую из мировоззренческого (эколого-краеведческих знаний, убеждений), процессуального (эколого-краеведческих умений), мотивационно-целевого (экологически оправданное поведение школьников, характеризующееся степенью превращения эколого-краеведческих знаний, умений и культуры чувств в повседневную норму) компонентов.
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся
2.1.Цели, задачи и ход опытно-экспериментальной работы
В первой главе исследования были рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования экологической культуры школьников. Определили сущность формируемой культуры. Разработали систему формирования экологической культуры школьников, выявили и теоретически обосновали педагогические условия ее успешного функционирования и развития.
Проведение педагогического эксперимента соответствовало общей методике, разработанной Ю.К. Бабанским, В.В. Краевским, Н.В. Кузьминой и др., и реализовывалось в соответствии с присущими ему признаками: преднамеренным внесением изменений в деятельность экспериментальных групп с учетом цели и выдвинутой гипотезы.
Цель опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры школьников заключается в апробации системы формирования экологической культуры школьников и проверке успешности ее функционирования в создаваемых педагогических условиях.
Для проведения экспериментальной работы по изучению состояния проблемы по формированию экологической культуры школьников была использована система методов научного исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ школы № 13 г. Челябинска . Участниками эксперимента были 30 школьников 7-х классов, 3-е учителей. Учителя и школьники было поделены на три группы по 10 учащихся и по одному преподавателю.
Экспериментальная работа проводилась в течение одного полугодия и представляла собой определенную систему организационно-методических и практических мероприятий, направленных на решение поставленных в квалификационном исследовании задач. Основной задачей констатирующего этапа эксперимента явилось: выявление уровня сформированности экологической культуры школьников.
Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование; тестирование; анализ результатов учебной и внеучебной деятельности школьников эколого-краеведческого характера; анализ школьной документации; математические методы обработки результатов исследования.
Для проведения экспериментальной работы необходимо было выявить различия в уровнях сформированности экологической культуры школьников и выделить временные подвижные учебные группы внутри класса в будущих экспериментальных и контрольных классах.
Выделение
временных подвижных групп
При исследовании необходимо было выделить такой признак развития экологической культуры школьников как рефлексия своего отношения к природе, людям и самому себе. В данном возрасте у школьников происходит осознание не только себя, своей личности и субъективности, но и природу, социокультурную среду как объект отношения и субъект существования. Поэтому подростковый возраст в воспитании рефлексивного отношения к природе своего края, другим людям и себе самому выступает наиболее сенситивным периодом.
У подростков наблюдается естественное стремление к расширению представлений об окружающем мире и самих себе. С возрастом происходит поиск причинно-следственных связей взаимодействия человека с миром природы, перестраиваются познавательные процессы, активно развивается мышление.
Необходимо отметить, что в подростковом возрасте проявляется еще один признак экологической культуры – эмпатия ко всему живому, т.е. способность проникаться чувствами другого человека и любого живого существа.
Рассматривая эколого-краеведческую культуру как сложное интегративное образование, мы пришли к выводу о невозможности выбора одного показателя, который позволил бы позволил количественно и качественно измерить эти изменения. Поэтому нами были выделены следующий комплекс показателей сформированности экологической культуры школьников: эколого-краеведческие знания; эколого-краеведческие умения; эмоционально-ценностное отношение школьников к окружающей среде, своему здоровью.