Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ кощеев.docx

— 168.72 Кб (Скачать)

     Большое значение в коллективно-творческой деятельности имеет групповой эффект, то есть увеличение производительности труда людей в группе по сравнению с их индивидуальной работой под влиянием общения и взаимодействия друг с другом, а значит и большее усвоение получаемых знаний и умений.

     Первый  и главный признак этой методики - коллективность на всех этапах деятельности учителя и учащихся: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация, проведение, анализ результатов, причем важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей, обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов.

     Формирование  экологической культуры школьников целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, а также в сочетании различных форм экологической деятельности. Проявлением экологической культуры школьников является экологически обусловленная деятельность, которая включает такие ее виды и способы, которые направлены на формирование познавательных, практических умений эколого-краеведческого характера.

     Сочетание внеурочной деятельности с учебным  процессом способствует формированию ценностного отношения к природе родного края, развитию интереса, социально-значимых мотивов участия в экологической деятельности, творческой активности школьников, т.е. всестороннему развитию личности, неравнодушной к настоящему и будущему своего края и всей страны.

     Реализация  намеченной нами цели – формирования экологической культуры школьников, а также комплексного подхода к изучению своего края возможна лишь при введении в образовательную программу собственно эколого-краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный эколого-краеведческий курс, эколого-краеведческий компонент в других учебных курсах и эколого-краеведческий компонент во внеклассной работе. Между этими структурными единицами устанавливается связь по содержанию и по деятельности школьников.

     Традиционной  формой организации обучения в школе  является урок. Урок – это динамичная и вариативная форма организации  обучения, неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. В процессе обучения на уроке формирование эколого-краеведческих знаний происходит в системе включающей развитие умений и навыков.

       Часть эколого-краеведческого материала  выносится на факультативы. Во внепрограммном краеведении участие школьников добровольное, по желанию. В обучении на факультативе экологического краеведения участвуют большинство школьников.

     Эколого-краеведческий  курс (инвариантная часть) формирует  и систематизирует знания о ценности микромира, наследия, об экологических и социальных проблемах края, о взаимосвязи человека и окружающей среды, развиваются умения самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.

     В рамках эколого-краеведческого компонента других предметных областей учащиеся рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет эколого-краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.

     Эколого-краеведческий  блок во внеклассной работе должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности школьников с воспитательными задачами школы и программой эколого-краеведческого курса.

     Эколого-краеведческое  образование в школе – составная  часть общего (школьного и внешкольного) эколого-краеведческого образования. Поэтому  мы считаем, что необходимы связь школы с другими учреждениями и  организациями, детскими экологическими центрами.

      Школьный  эколого-краеведческий кружок не является прямым продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Кружок позволяет организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Туристические походы особенно привлекают школьников, воспитывают любовь к природе своего края. Экскурсия является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе.

      Получить эколого-краеведческие  знания и умения, углубить их школьники могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. Система форм внеурочной работы, направленная на развитие эколого-краеведческих знаний и умений представлена в таблице 2. 

     Таблица 2.

Формы экологической работы со школьниками

  Формы экологической работы
Учебный процесс Введение эколого-краеведческого материала в уроки Биологии, биологии, русского языка и литературы, истории,  обществоведения, ИЗО, ИВТ и др. (блок эколого-краеведческих уроков). Урок, интегрированый урок, урок - практическое занятие, урок-КВН, дидактический театр.
Внеклассная работа Деловые игры; сюжетно-ролевые  игры; викторины; экскурсии; этико-правовые и эколого-краеведческие недели; туристические эстафеты экологической направленности; городские экологические, краеведческие конкурсы; организация охранной деятельности с привлечением родителей; создание школьного краеведческого музея; выпуск газет экологической тематики; оформительское дело; театрализованные представления; экологические гостиные; экскурсии, походы; диспуты; дискуссии; дебаты, оздоровительные краеведческие, экологические лагеря.
Дополнительное

образование

Игры-конкурсы (по плану Детской городской библиотеки, Детского эколого-биологического центра и Двореца творчества детей) факультативы, семинары-практикумы, деловые игры, проектные методики, работа секции научного общества учащихся.

     Все, рассмотренные выше условия эффективного формирования экологической культуры школьников, мы рассматриваем в совокупности. Необходимость этого определяется следующим: во-первых, все условия направлены на повышение уровня развития экологической культуры школьников; во-вторых, все педагогические условия взаимообусловлены и взаимосвязаны.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе 1.

  1. Исследуя историографию проблемы воспитания экологической культуры школьников можно выделить исторические этапы: I этап – дореволюционный (до 1917 г.), характеризуется последовательным обоснованием идей и задач школьного образования, постепенным включением экологических и краеведческих материалов в школьные программы, последовательное обоснование идей и задач школьного образования; II этап – 20-30 гг. – годы бурного роста краеведения; он характеризуется созданием первых программ советских школ, в которых большое место отводилось естествознанию и Биологии; III этап – 40-60гг. – характеризуется большим вниманием к школьному краеведению и природоохранной деятельности; появляется обширная литература по вопросам экологического образования и школьного краеведения; подчеркиваются интерактивные связи между экологией и краеведением; IV этап – 70-80 гг. – характеризуется накоплением и обобщением большого эффективного опыта учителей различных областей и краев России; V этап – начало 90-х конец 90-х гг. - культурологический этап, раскрывающий различные отношения человека и природы с философско-экологических позиций; VI этап – современный - (конец 90-х гг. по настоящее время) - экология и краеведение, получившие широкое распространение в педагогической теории и школьной практике, становятся основой для формирования экологической культуры школьников.

    2.   В главе проанализированы такие понятия как: «экология», «культура», «краеведение», «экологическая культура», «экологическое образование», «эколого-краеведческая культура», последнему из которых дана авторская трактовка. Эколого-краеведческая культура школьников – интегративное личностное качество, характеризующее его поведение и деятельность, включающее в себя систему, состоящую из мировоззренческого (эколого-краеведческих знаний, убеждений), процессуального (эколого-краеведческих умений), мотивационно-целевого (экологически оправданное поведение школьников, характеризующееся степенью превращения эколого-краеведческих знаний, умений и культуры чувств в повседневную норму) компонентов.

  1. На основе культурологического и системного подходов разработана система формирования экологической культуры школьников, которая представляет собой единство структурных (теоретический, практический)  и функциональных (аксиологический, когнитивный, творчески-деятельностный) компонентов, характеризующующаяся: целостностью, интегративностью и уровневостью.  
  2. Педагогическими условиями эффективного функционирования системы формирования экологической культуры являются:  формирование и развитие эколого-краеведческих понятий у школьников; межпредметные связи дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов; коллективно-творческая деятельность в рамках учебной и  внеучебной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Опытно-экспериментальная  работа по формированию экологической культуры учащихся

2.1.Цели, задачи и ход опытно-экспериментальной работы

     В первой главе исследования были рассмотрены  теоретические аспекты проблемы формирования экологической культуры школьников. Определили сущность формируемой культуры. Разработали систему формирования экологической культуры школьников, выявили и теоретически обосновали педагогические условия ее успешного функционирования и развития.

  Проведение  педагогического эксперимента соответствовало  общей методике, разработанной Ю.К. Бабанским, В.В. Краевским, Н.В. Кузьминой и др., и реализовывалось в соответствии с присущими ему признаками: преднамеренным внесением изменений в деятельность экспериментальных групп с учетом цели и выдвинутой гипотезы.

    Цель опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры школьников заключается в апробации системы формирования экологической культуры школьников и проверке успешности ее функционирования в создаваемых педагогических условиях.

  Для проведения экспериментальной работы по изучению состояния проблемы по формированию экологической культуры школьников была использована система методов научного исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ школы № 13 г. Челябинска . Участниками эксперимента были 30 школьников 7-х классов, 3-е учителей. Учителя и школьники было поделены на три группы по 10 учащихся и по одному преподавателю.

  Экспериментальная работа проводилась в течение  одного полугодия  и представляла собой определенную систему организационно-методических и практических мероприятий, направленных на решение поставленных в квалификационном  исследовании задач. Основной задачей констатирующего этапа эксперимента явилось: выявление уровня сформированности экологической культуры школьников.

  Для решения поставленных задач в  процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование;  тестирование; анализ результатов учебной и внеучебной деятельности школьников эколого-краеведческого характера; анализ школьной документации; математические методы обработки результатов исследования.

      Для проведения экспериментальной работы необходимо было выявить различия в  уровнях сформированности экологической культуры школьников и выделить временные подвижные учебные группы внутри класса в будущих экспериментальных и контрольных классах.

      Выделение временных подвижных групп предполагает систематический переход школьников из одной группы в другую, в связи с повышением уровня сформированности экологической культуры школьников. Такие группы оказываются «однородными» только с точки зрения определенных особенностей учеников. В отношении других личностных черт школьников они являются «смешанными», как впрочем, и класс в целом. Поэтому не теряется фактор развивающего влияния сильных школьников на более слабых.

      При исследовании необходимо было выделить такой признак развития экологической культуры школьников как рефлексия своего отношения к природе, людям и самому себе. В данном возрасте у школьников происходит осознание не только себя, своей личности и субъективности, но и природу, социокультурную среду как объект отношения и субъект существования. Поэтому подростковый возраст в воспитании  рефлексивного отношения к природе своего края, другим людям и себе самому выступает наиболее  сенситивным периодом.

      У подростков наблюдается естественное стремление к расширению представлений  об окружающем мире и самих себе. С возрастом происходит поиск причинно-следственных связей взаимодействия человека с миром природы, перестраиваются познавательные процессы, активно развивается мышление.

      Необходимо  отметить, что в подростковом возрасте проявляется еще один признак  экологической культуры – эмпатия ко всему живому, т.е. способность проникаться чувствами другого человека и любого живого существа.

      Рассматривая  эколого-краеведческую культуру как  сложное интегративное образование, мы пришли к выводу о невозможности выбора одного показателя, который позволил бы позволил количественно и качественно измерить эти изменения. Поэтому нами были выделены следующий комплекс показателей сформированности экологической культуры школьников: эколого-краеведческие знания; эколого-краеведческие умения; эмоционально-ценностное отношение школьников к окружающей среде,  своему здоровью.

Информация о работе Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии