Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ кощеев.docx

— 168.72 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУВПО  ЧГПУ)

Естественно-технологический  факультет

кафедра психолого-педагогических дисциплин 
 
 
 

Выпускная квалификационная работа на тему:

«Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии»

       

                 

            Выполнил:  

                                                       Кощеев Дмитрий Николаевич

                                                        студент 5 курса, группы 5Б

                                                        специальности «Биология»

                                                           Научный руководитель:

                                                       Ветхова Марина Юрьевна

                                                        кандидат педагогических наук,                                                                                                           

                                                                      зав.кафедры психолого-педагогических   дисциплин 
               
               
               
               

Челябинск

  2010 г.

     
СОДЕРЖАНИЕ  
 

Введение………………………………………………………...

 
Стр.  

 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в  образовательной системе………...………...  8

    1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................

  8

    1.2. . Система формирования экологической   культуры школьников в процессе  обучения ……………………………….

 26

   1.3. Психолого-педагогические  особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………

 
39
Выводы  по главе 1…………………………………………………... 52
Глава  2.  Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………... 54
                2.1. Цели, задачи и ход опытно  – экспериментальной работы……………………………………………………....
 54
                2.2. Технологии  формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
66
                 2.3. Анализ и оценка результатов  опытно-экспериментальной работы………………………………..
75
Выводы  по главе 2…………………………………………………... 78
Заключение…………………………………………………………... 80
Список  используемой литературы…………………………………. 84
 
 
 
 
 
 

    Введение

 

      Современная экологическая ситуация в мире, стремление мирового сообщества перейти к устойчивому  экологическому развитию, постулированному решениями конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., позволяют по-новому взглянуть на экологизацию образования. Задачи экологического образования школьников приобретают особое значение: процесс осознания необходимости изменения жизненной парадигмы должен совершенствоваться быстрее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы, и не произошло экологической катастрофы.

      Стремительный рост промышленности, экстенсивный характер развития сельского хозяйства ведет  к истощению природных ресурсов, к нарушению целостности природы, ослаблению взаимосвязи между ее компонентами, что неизбежно ведет  к возникновению целого ряда проблем.

      Проблема  взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень  развития производительных сил, общество не может игнорировать  законы развития природы; оно всегда испытывает влияние  этих законов и вынужденно считаться  с ними.

      Таким образом, современное состояние  взаимодействия общества и природы  обуславливает необходимость формирования экологической культуры у самых широких масс населения, и, в первую очередь, у подрастающего поколения.

      Предмет «Биология» экологичен по своей сути, ибо изучение живых организмов есть не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области биологии и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников об окружающей среде, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям и ценностям своего народа. По мнению ученых, экологическое образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества, определяющими предпосылками экологического образования в целях устойчивого развития общества должны быть:

    • пересмотр идеи антропоцентризма о преобладании человека над природой и неисчерпаемости природных ресурсов;
    • ответственность человеческого интеллекта за структурно-функциональное состояние социосферы.

      В этих условиях одной из важнейших  задач образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежат знания о сложных  процессах взаимодействия человека и окружающей среды, а также разумного  и бережного отношения к природе, осознания жизни как наивысшей  ценности.

      Современная педагогическая теория и школьная практика не в полной мере отвечают запросам общества. Они не обеспечивают достаточную  подготовку экологически грамотных  и воспитанных людей, способных  заботиться о природной среде, сохранять  и умножать ее богатства.

      Часто у выпускников школ преобладает  потребительское отношение к  природе: у них слабо развито  восприятие экологических проблем  как лично значимых, не сформирована потребность практического участия  в реальной природоохранительной деятельности, отсутствуют, системные эколого-краеведческие  знания. Одной из причин неудовлетворительного  состояния школьного экологического образования является недооценка использования  экологических и биологических понятий, как одного из основных путей формирования экологической культуры учащихся в практике школ.

      Изучение  опыта работы школ, данные анкетирования  школьников, свидетельствуют о том, что они мало бывают на природе, не умеют распознавать объекты флоры  и фауны в естественной природной  обстановке. Дефицит общения с  природой негативно влияет на развивающуюся  личность, порождает антигуманные формы  взаимодействия детей с природным  окружением. Отдельные практические мероприятия не всегда включаются в  целостную систему и дают малый  эффект.

     Таким образом, актуальность поиска эффективных  путей формирования экологической культуры школьников обусловлена изменениями, происходящими в системе российского образования, направленными на его регионализацию и экологизацию; потребностями практики в связи с недостаточным уровнем экологической  культуры школьников и общества в целом. Данная проблема в настоящее время представляется недостаточно разработанной. В то же время в современной философской и психолого-педагогической науке предложен ряд идей, которые могут лечь в основу ее эффективного решения.

     Все приведенное выше обусловило выбор  темы исследования: «Формирование экологической  культуры учащихся в процессе учебной  и внеучебной деятельности по биологии».

      Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .

      Объект  исследования – образовательный процесс в школе. 

     Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.

     Гипотеза: развитие творческих способностей учащихся в процессе игровых технологий будет осуществляться эффективно, если

     - определена совокупность творческих  способностей, которые являются  основой готовности к творческой  деятельности;

     - в рамках разработанной системы  обеспечено систематическое внедрение  игровых технологий в учебный  процесс, направленных на развитие  творческих способностей учащихся;

     - обеспечен благоприятный социально-педагогический  климат в классе.

     Задачи  исследования:

     1. Рассмотреть историографию проблемы  формирования экологической культуры  учащихся и наметить пути ее  разрешения.

     2. Изучить проблему использования  педагогических приемов формирования экологической культуры в учебном и внеучебном процессе по биологии.

     3. Выявить и экспериментально проверить эффективность использования педагогических технологий для формирования экологической культуры учащихся.

   Для достижения цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

  1. представить историографию проблемы формирования экологической культуры школьников;
  2. проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры школьников в теории и  практике педагогики;
  3. раскрыть и обосновать сущность, содержание, структуру экологической культуры школьников;
  4. разработать систему  формирования экологической культуры школьников;

     Методологическая  основа исследования:

     -Концептуальные  положения теории педагогики  о гуманизации учебно-воспитательного  процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.);

     -Деятельностный  подход в образовании, основу  которого составляет теория личности  и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,  П.Я Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л.  Рубинштейн);

     -Общенаучные  положения и принципы личностно-ориентированного  подхода (Е.В. Бондаревская, В.В.  Сериков, И.С. Якиманская и др.).   

  • Новизна работы заключается в разработке системы технологий при обучении биологии учащихся средней школы.
  • Практическая значимость работы в том, что разработан комплекс технологий, используемый в учебной и внеучебной деятельности по биологии и способствующий формированию экологической культуры  учащихся.
  • База исследования: экспериментальная работа осуществлялась в течение 2009-2010 учебного года. Базой явилась МОУ СОШ №13 .

     Методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, систематическая обработка экспериментальных данных, анализ результатов.

     Решение поставленных задач обусловило структуру работы.

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, имеется также список использованной литературы и приложение.

 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной  системе.

    1. Состояние проблемы формирования экологической  культуры школьников.

     Исследуя  проблему воспитания экологической культуры школьников, появляется необходимость изучения ее в педагогической практике исторического прошлого.

     В классической педагогике обоснованы и  развиты положения о содержании научных знаний о природе, формировании мировоззрения в процессе познания природы, нравственно-эстетическом развитии школьника под воздействием природы, месте и значении общения ребенка  с природой в системе его образования. Педагогическая ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы  подчеркивали великие педагоги Ф.А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо.

     В отечественной науке проблеме воспитания у подрастающего поколения любви  к Родине, формирования бережного, ценностного  отношения к родной природе посвящено  немало исследований. Изучение окружающей природы тесно взаимосвязано с развитием наук биологии и экологии. Преподавание биологии как учебного предмета в России относится к концу XVI века. В русской школе, так же как и на Западе, биология носила характер собрания справочных сведений самого разнообразного содержания, которые должны были заучиваться учащимися.

Информация о работе Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии