Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа
Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.
Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУВПО ЧГПУ)
кафедра
психолого-педагогических дисциплин
Выпускная квалификационная работа на тему:
«Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии»
Выполнил:
зав.кафедры психолого-педагогических
дисциплин
Челябинск
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………. |
Стр. 3 |
Глава
1. Теоретические аспекты |
8 |
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................ |
8 |
1.2. . Система формирования |
26 |
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте…………… |
39 |
Выводы по главе 1…………………………………………………... | 52 |
Глава
2. Опытно-экспериментальная |
54 |
|
54 |
|
66 |
|
75 |
Выводы по главе 2…………………………………………………... | 78 |
Заключение…………………………………………………… |
80 |
Список используемой литературы…………………………………. | 84 |
Введение
Современная экологическая ситуация в мире, стремление мирового сообщества перейти к устойчивому экологическому развитию, постулированному решениями конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., позволяют по-новому взглянуть на экологизацию образования. Задачи экологического образования школьников приобретают особое значение: процесс осознания необходимости изменения жизненной парадигмы должен совершенствоваться быстрее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы, и не произошло экологической катастрофы.
Стремительный
рост промышленности, экстенсивный характер
развития сельского хозяйства ведет
к истощению природных
Проблема
взаимоотношения природы и
Таким
образом, современное состояние
взаимодействия общества и природы
обуславливает необходимость
Предмет «Биология» экологичен по своей сути, ибо изучение живых организмов есть не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области биологии и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников об окружающей среде, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям и ценностям своего народа. По мнению ученых, экологическое образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества, определяющими предпосылками экологического образования в целях устойчивого развития общества должны быть:
В
этих условиях одной из важнейших
задач образования является формирование
экологической культуры, в основе
которой лежат знания о сложных
процессах взаимодействия человека
и окружающей среды, а также разумного
и бережного отношения к
Современная педагогическая теория и школьная практика не в полной мере отвечают запросам общества. Они не обеспечивают достаточную подготовку экологически грамотных и воспитанных людей, способных заботиться о природной среде, сохранять и умножать ее богатства.
Часто
у выпускников школ преобладает
потребительское отношение к
природе: у них слабо развито
восприятие экологических проблем
как лично значимых, не сформирована
потребность практического
Изучение опыта работы школ, данные анкетирования школьников, свидетельствуют о том, что они мало бывают на природе, не умеют распознавать объекты флоры и фауны в естественной природной обстановке. Дефицит общения с природой негативно влияет на развивающуюся личность, порождает антигуманные формы взаимодействия детей с природным окружением. Отдельные практические мероприятия не всегда включаются в целостную систему и дают малый эффект.
Таким образом, актуальность поиска эффективных путей формирования экологической культуры школьников обусловлена изменениями, происходящими в системе российского образования, направленными на его регионализацию и экологизацию; потребностями практики в связи с недостаточным уровнем экологической культуры школьников и общества в целом. Данная проблема в настоящее время представляется недостаточно разработанной. В то же время в современной философской и психолого-педагогической науке предложен ряд идей, которые могут лечь в основу ее эффективного решения.
Все приведенное выше обусловило выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии».
Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.
Гипотеза: развитие творческих способностей учащихся в процессе игровых технологий будет осуществляться эффективно, если
-
определена совокупность
-
в рамках разработанной
-
обеспечен благоприятный
Задачи исследования:
1.
Рассмотреть историографию
2.
Изучить проблему
3. Выявить и экспериментально проверить эффективность использования педагогических технологий для формирования экологической культуры учащихся.
Для достижения цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
Методологическая основа исследования:
-Концептуальные
положения теории педагогики
о гуманизации учебно-
-Деятельностный
подход в образовании, основу
которого составляет теория
-Общенаучные
положения и принципы
Методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, систематическая обработка экспериментальных данных, анализ результатов.
Решение поставленных задач обусловило структуру работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, имеется также список использованной литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе.
Исследуя проблему воспитания экологической культуры школьников, появляется необходимость изучения ее в педагогической практике исторического прошлого.
В классической педагогике обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе, формировании мировоззрения в процессе познания природы, нравственно-эстетическом развитии школьника под воздействием природы, месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования. Педагогическая ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги Ф.А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо.
В
отечественной науке проблеме воспитания
у подрастающего поколения