Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:38, курсовая работа
Данная работа анализирует суть и возникновения националистических движений на территории бывшего СССР
Советское воспитание до сих пор дает себя знать, особенно на юго-востоке Украины, где понятие “национализма” в известной степени нуждается в реабилитации. Националистические партии не играют заметной роли в украинском политикуме, причем их взгляды являются мягкой формой этно-национализма.
К чести украинцев, они никогда не утверждали свое “верховенство”, а их национализм всегда имел не агрессивно-наступательный, а защитный характер. Украинцы мирно сосуществовали с соседними народами, постоянно вступая в родственные связи с ними, обогащая этим свой генофонд. Поэтому искать “чистокровных” украинцев — глупое дело, так же, как идея восстановить в паспортах советскую “пятую графу”. Чистокровность является важным показателем в животноводстве, но вряд ли стоит формировать по нему Верховную Раду. Хотя некоторые господа любят искать у наших политиков “инородные корни”, особенно еврейские, это не имеет никакого смысла. Хорошо известно, что взгляды человека, по крайней мере в Украине, не определяются его этническим происхождением: так среди настоящих (а не назначенных Ющенко) героев Украины были такие, что, не будучи этническими украинцами, посвятили ей свою жизнь. Стоит назвать Дмитрия Донцова, Тадея Рыльского и Вячеслава Липинского, Василия Вышиваного (австрийского принца Вильгельма фон Габсбурга) и американца индейского происхождения профессора Джеймса Мейса, который открыл миру правду о Голодоморе. Мне довелось присутствовать на организационном заседании партии “Конгрес українських націоналістів”, где записываться в нее подошел старый еврей, который объяснил, что он художник, который всю жизнь занимался украинской народной живописью, уча этому украинских детей, а затем гордо прибавил: “Так скажите, кто является большим, чем я, украинским националистом?”.[Cм.51]
На смену
традиционному
Национальным воспитанием молодежи занимается духовенство Греко-католической церкви и “казацкие организации”, среди которых есть даже “реестровые казаки” (интересно, кто теперь вместо польского короля составляет реестр и платит по нему?). Большое значение имеет бережное отношение к украинскому языку, однако молодежь в основном предпочитает общаться на русском, потому что лень выучить еще более “крутой” английский. А тем временем ирландцы, которые за 800 лет английского господства практически забыли свой язык, настойчиво возрождают его, стремясь сделать государственным.
Создание политической нации требует взаимопонимания между всеми нацменьшинствами, которые должны войти в нее. Большинство из них относятся к этому положительно, за исключением части населения юго-западных областей, которое является этническими россиянами или считают себя такими. Заданием националистов среди условно русского населения должно стать не проведение шумных акций, которые заканчиваются стычками, а культурных мероприятий, сопровождающихся разъяснениями своих позиций относительно потребности объединения ради налаживания мирной и обеспеченной жизни в Украине. Как ни странно, о желании своей автономии заявили русины, хотя под этим названием когда-то понимали украинцев в целом. Убеждать людей очень трудно, но это должны настойчиво делать те, кто является националистами по духу, а не по наличию партийного удостоверения.
Что же касается роли внешних факторов, которые препятствуют продвижению Украины в ЕС и НАТО, то этому мешает не ее “неготовность”, потому что без всякой подготовки приняли намного более бедных Болгарию и Румынию, в которой состоялась кровавая революция, а теперь готовятся к присоединению балканских стран, где недавно шла война. Более чем “прохладное” отношение к намерению Украины вступить в ЕС со стороны его влиятельных членов объясняется нежеланием конфликтовать с амбициозной и непредсказуемой Россией, которая поставляет газ. При этом отгороженная от Европы Украина служит отстойником для высланных из Шенгенской зоны “искателей счастья”, которых должна содержать за счет собственных средств.[См.50]
Однако сложившаяся ситуация не заставит Украину отказалась от намерения быть в Европе, географическим центром которой она является, будучи ее богатым перспективным регионом, который сейчас страдает только из-за беспорядка. По этой причине Украине не разрешат стать нейтральной, отгородиться от мира и замкнуться.
3.6.Националистические движения в Белоруссии.
Белорусский национализм
- идеология, которая базируется на
признании белорусской нации
наивысшей ценностью и ее первостепенностью
в государствообразующем
В средствах массовой информации и в устах общественных деятелей, которые не относят себя к сторонникам белорусского национализма, это понятие иногда приобретает негативный смысл, в его вкладывается идея национального превосходства, национального антагонизма, русофобии, национальной замкнутости.
Белорусский национализм возник в конце XVIII века и связан с таким именем, как Франтишак Богушевич. Эпогеем его стало провозглашение БНР в 1918 году. С установлением на территории Беларуси советской власти националистическое движение пошло на спад.
Новая волна национализма накрыла страну в начале 1990-х годах на волне кризиса коммунистичней идеологии и экономического кризиса в стране. Сейчас широкого распространения не имеет.
Следует отметить, что национализм достаточно распространен среди простых обывателей. Кроме отрицательного отношения к России, белорусский национализм проявляется в крайне агрессивном отношении к соседним Польше и Литве.Стоит появиться какой-либо статье на тему, связанную с Польшей или Литвой, как простые белорусские пользователи начинают раскрывать свои познания в исторической науке и сыпать ядовитыми комментариями. Чтобы не быть голословным, приведу несколько наиболее ярких примеров: «Ды колькі можна нашых вучыць, што літувісы, якія пабудавалі сваю гісторыю і дзяржаву скраўшы яе ў беларусаў, ніколі не будуць не толькі сябрамі, а нават прыхільнікамі Вольнае Беларусі... як, да слова, і ўкраінцы з палякамі», «Я ВЕРУ і малюся за тое, што ў адзін сьвяточны дзень беларускія танкі з Пагоняй на брані вызваляць Вільню і Віленскі край ад літувіскіх акупантаў...», «Палякаў – у Польшчу. Беларусам – Беларусь. Таму, Беласточчына павінна належыць нашае Радзіме», «Вось менавіта так "на кол"))) увогуле беларускія "палякі", гэтаж такія міфічныя персанажы як беларускія казакі. Самі сабе прыдумаюць гісторыю, а потым па ёй настальгуюць))) З адной катэгорыі, што беларускія індзейцы, ангельскія папуасы, нямецкія удмурты»... (Оригинальная орфография сохранена).[Cм.51]
Естественно, дискуссии ярко украшены историческими фактами, настолько «объективными», что только эти факты имеют право на существование и принимают формы аксиом.
Приведу некоторые несколько упрощенные, но достаточно типичные взгляды многих радикальных белорусских националистов:
- Великое княжество литовское– белорусское государство, и никто другой не имеет права на его наследие;
- литовские князья были белорусами;
- настоящую историю у белорусов украли соседи;
- белорусов
все время на протяжении
- все исторические личности, которые родились или жили на территории нынешней Беларуси, были белорусами, просто сами об этом не знали;
- все «этнические
белорусские земли» должны
Перечень можно продолжить...[Cм.52]
Т. е. получается,
что белорусы были всегда и этой
нации неведомо понятие процесса
формирования нации. А вот враги вокруг
вечно норовили что-то у белорусов отобрать
и что-то запретить. И, стало быть, этих
врагов можно смело обвинять в сегодняшнем
положении белорусов...
Во всех обвинениях и доводах не учитывается
масса факторов. Например, наличие в Беларуси
имен и географических названий балтийского
происхождения, что подтверждает присутствие
балтов на этой территории. Получается,
балтийские названия откуда-то появились,
а вот литовского языка в ВКЛ ну никак
быть не могло! Не любят ярые националисты
обращать внимание и на добровольную полонизацию
и русификацию предков белорусов, на которую
те (абсолютно по собственному желанию!)
соглашались, чтобы получить определенные
привилегии. Вместо этого нужно кричать
о насильственном влиянии на белорусов...
Как правило, умалчивается тот факт, что
многие исторические деятели никогда
ни в одной публикации не называли себя
белорусами, при этом адресуя свои произведения
белорусам (например, Винцент Дунин-Марцинкевич,
Кастусь Калиновский, Франциск Богушевич).
Также радикальный белорусский национализм ярко проявляется и в отношении к национальным меньшинствам. Всегда почему-то возникает необходимость доказывать, что, например, «поляков в Беларуси нет, есть только полонизированные белорусы». При этом опускается фактор национального самоопределения как основополагающий в современном обществе. Особая проблема появляется при применении понятия «литвин». Белорусские националисты никак не хотят принять во внимание, что «литвин» не может быть синонимом современного «белорус», так как является, прежде всего, политическим, а не этническим понятием и используется как синоним к определению «гражданин Великого Княжества Литовского» (функционировавший и после того, как ВКЛ исчезло с карты Европы).
Этнонимы (названия наций и народов) в их сегодняшнем значении появились только в XIX веке, поэтому абсолютно естественно, что часть потомков литвинов стала белорусами, часть – литовцами, а часть – поляками. Повторюсь: главную роль сыграло национальное самоопределение. Самый яркий пример в истории Беларуси – семья Ивановских. Старший брат Ежи Ивановский (Jerzy Iwanowski) был поляком, несколько раз занимал должность министра, а также избирался сенатором во Второй Речи Посполитой; профессор Вацлав Ивановский (Вацлаў Іваноўскі) был белорусом, а профессор Тадас Иванаускас (Tadas Ivanauskas) – литовцем. Три родных брата, которые вписали свои имена в историю трех разных народов! Разве не хороший пример того, кем стали потомки литвинов?[Cv.52]
Не хочется здесь вступать в дискуссии на исторические темы, но хочется напомнить, что одни и те же исторические источники можно трактовать по-разному, можно вырывать из контекста то, что нравится, а о том, что не нравится и не подходит к гипотезе, просто промолчать; можно по-разному трактовать термины, которые появляются в источниках... Но в таком случае никак нельзя претендовать на объективность.
Конечно, национальная история в любом случае будет в определенной степени субъективной, с некоторыми мифами. Но встает вопрос о степени этого субъективизма – не переходит ли он определенную грань. И не лучше ли творить, создавая свою историю, а не бросаться с пеной у рта на соседей: «Вы у нас украли!»?
А если следовать
здравому смыслу, компромисс с соседними
народами искать придется. Радикализм
никого ни к чему хорошему еще никогда не приводил...
Неужели так страшно, что предки белорусов
жили в полиэтническом государстве, на
месте которого сейчас несколько народов
и государств? Неужели есть что-то противоестественное
в том, что в Беларуси существуют национальные
меньшинства? Почему не может быть двух
разных версий герба «Погоня» для двух
народов (разных версий «Орлов» сколько
в мире, и никто из этого не делает конфликтов)?
На сегодня в Беларуси существует целый
ряд организаций, идеологией которых является
национализм – от умеренно-консервативных
( Партия БНФ, КХП-БНФ, БХД, "Малады Фронт"),
до шовинистических и ксенофобских ("Белая
Воля").
3.7.Национализм на территории Закавказья.
Национализм - достаточно универсальное и вполне естественное явление нашей жизни. Традиционно, с советских времен, мы привыкли вкладывать в данный термин негативный смысл, отмечать его агрэссивный, «наступательный» характер и противопоставлять «патриотизму»- более уравновешенному национальному чувству, толерантному по отношению к другим народам и признающему за ними право на подобные же чувства. Однако современное понятие национализма гораздо сложнее, шире данной схемы и носит несколько собирательный характер. Следует признать, что в нынешнем, далеком от совершенства мире, национализм нередко служит не только агрэссивным целям и является «последним прибежищем негодяев», но порой представляет вполне естественную защитную реакцию того или иного этноса на внешнюю угрозу. В этом ключе даже. некоторую агрэссивность национального чувства, по нашему мнению, не всегда следует рассматривать исключительно в негативном свете, поскольку пассивный, толерантный патриотизм чисто «оборонительного» характера, культивируемый, в частности, в современной Грузии, на практике зачастую оказывается недостаточно эффективным барьером против более напористой идеологии соседнего народа.[Cм.54]
Информация о работе Национализм: сущность, история, содержание