Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:38, курсовая работа
Данная работа анализирует суть и возникновения националистических движений на территории бывшего СССР
Стоит отметить, что основные программные положения лидер партии А.П.Баркашев изложил в своей работе, «Азбуке русского национализма».[См.40,C.17] Программа, как известно, не получила широкой поддержки населения, так как не затронула интересы людей. Хотя по опросам апреля – мая 1995 года победы РНЕ на парламентских выборах в декабре 1995 года ожидали 11,4% россиян. 29% бывших избирателей партии Жириновского собирались проголосовать за РНЕ, а это уже примерно 7%. Но даже если все эти цифры были завышены, неспособность РНЕ провести нормальную предвыборную кампанию в декабре 1995 года свела на сей раз его шансы почти к нулю.
Президентская кампания 1996 года стала поворотной для РНЕ. Тогда Баркашев, первоначально выдвинувший свою кандидатуру, снял ее и сделал заявление, косвенно призывающее голосовать за Ельцина, чем оттолкнул от себя не только сочувствующих, но и большую часть соратников.
В 1999 году РНЕ, не имея государственной регистрации, вышла в избирательное объединение «Спас», которое было зарегистрировано в Минюсте как общероссийское общественно-политическое движение. Но в ноябре 1999 года Минюст подал в суд с иском, по сути, против себя о признании недействительной общероссийской регистрации движения в связи с отсутствием объединений, как того требует закон, более чем в половине субъектов РФ. Таким образом, «Спас» был снят с предвыборной гонки за две недели до голосования.[Cм.29,C.145]
Последней избирательной кампанией для РНЕ стали президентские выборы 2000 года. Тогда Баркашев, не набрав нужного числа подписей, тихо вышел из гонки. В 2000 году РНЕ прекратило свое существование, расколовшись на большое количество недееспособных осколков.
За годы своего существования (1990 – 2000) Русское Национальное Единство накопило определенный опыт общественно-политической работы с населением. Работа велась сразу по нескольким параллельным направлениям. И хотя сами методы такой деятельности были успешными, само внутреннее содержание и непроработанность идеологии РНЕ свели на нет все попытки превратиться в партию.
Первый и наиболее массовый метод работы – это непосредственная раздача агитационно-пропагандистских материалов РНЕ. Небольшая группа участников РНЕ в «час пик» вставала у ключевых станций метро, вливалась в толпу на различного рода митингах и раздавала экземпляры газет и журналов. Этот способ применялся до конца 1995 года. Также использовалась раскладка газет и листовок в почтовые ящики, расклейка листовок. Раскладка газет – самый неэффективный способ по нескольким причинам. Во-первых, население резко отрицательно относится к размещению в почтовых ящиках разного рода литературы и, практически не читая, выбрасывает ее. Во-вторых, не известна аудитория, проживающая в домах. В-третьих, домофоны и сигнализация препятствовали проникновению к почтовым ящикам и в дома. Таким образом, данный способ сошел на нет к 1998 – 99 годам. Наивысшую эффективность показала массовая раздача литературы РНЕ, осуществляемая силами нескольких подразделений РНЕ. Разбившись на мелкие группы, они осуществляли раздачу по всей Москве, на улицах и в транспорте. Одновременно достигалось две цели – охватывалась значительная часть населения и создавался эффект присутствия по всей Москве, показывалась массовость организации.
Вторым важнейшим направлением в деятельности РНЕ была работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Например, в Восточном административном округе Москвы в 1994 году был основан военно-патриотический клуб «Виктория», дислоцировавшийся в Терлецком парке. Проводились занятия по стрельбе из мелкокалиберной винтовки и пистолета, по строевой и физической подготовке1. Недостатками являлось то, что не было постоянного тренера по различным дисциплинам, а также нерегулярность посещения курсантами клуба и занятий.
В 1996 году был зарегистрирован
Третье направление работы РНЕ – это акции по наведению порядка (России – русский порядок!») совместно с сотрудниками МВД и ГАИ.
Первым в этой деятельности было
патрулирование бойцами РНЕ, которые
были оформлены как члены
В результате таких патрулирований преступления на территории парка резко сократились, с помощью участников РНЕ было пресечено огромное число мелких правонарушений, раскрыто несколько крупных преступлений. Терлецкий парк стал одним из самых некриминальных территорий в Москве. Но впоследствии наведение порядка стало пустой формальностью, которая свелась к стоянию на въезде в парк и пресечению въезда автотранспорта.
К осени 1995 года между руководством РНЕ и МПС было достигнуто соглашения об охране силами РНЕ объектов МПС на Московско-Рязанском отделении МЖД. Достигалась двойная выгода: участники РНЕ, оформленные сторожами, охраняя депо в форме РНЕ, примером показывали работу по охране порядка, тем самым делая себе бесплатную рекламу, да еще и получая доход, беря 5%-ный налог с зарплаты охранников.[Cм.39]
Но в итоге и этот вид деятельности РНЕ закончился неудачей. Часть населения стала воспринимать РНЕ как составляющую часть МВД, отношения к которому было у населения если не отрицательным, то неоднозначным, да и большинство соратников РНЕ, думая также, начали покидать ряды организации.
Почему же все-таки РНЕ прекратило свое существование? На это существует ряд причин:
Во-первых, непроработанность идеологии, очень схожей с идеологией гитлеровской Германии. Символика, черная форма, вскинутые вверх руки отталкивающе действовали на людей.
Во-вторых, прекращение
регулярного выпуска
В-третьих, неспособность РНЕ провести нормальную предвыборную кампанию.
В-четвертых, руководство в лице Баркашева стало, как представляется, терять интерес к дальнейшему развитию РНЕ. В свою очередь РНЕ не получало от своего «вождя» никаких установок о дальнейшей деятельности.
Таким образом, просуществовав десять лет, РНЕ покинуло политическую арену.
Но история РНЕ с ее политикой и идеологией не закончилась. «Свято место пусто не бывает». На наследие РНЕ претендовало пять организаций. При этом личный состав РНЕ не просто разделился на пять враждующих группировок.
Самый крупный осколок РНЕ – это «группа Лапочкиных» (РНЕ-2). Братья Лапочкины, руководители санкт-петербургской и воронежской региональных организаций РНЕ, были одними из инициаторов попытки отстранения Баркашева от руководства движением. Однако РНЕ-2 так и не смогло наладить эффективное руководство, выдвинуть единого лидера.[См.41]
Бывший заместитель Баркашева Олег Кассин создал новое движение «Русское возрождение». Движение РВ провозгласило поддержку курса правительства и отменило наиболее одиозные фрагменты символики (свастику-солнцеворот, черные рубашки и так далее). За этой организацией в патриотической среде закрепилась репутация чуть ли не предателей. Между тем эта группа претендовала на формирование «цивилизованной» патриотической партии, поддерживающей власть, и нацеливалась на участие в парламентских выборах 2003 года.
В Москве активно
действуют еще две группы бывших
баркашевцев – «Славянский
Сам А.Баркашев, первоначально пытавшийся реорганизовать движение в религиозное братство «Гвардия Баркашева», решил сохранить за собой название РНЕ. Верность Баркашеву сохранили региональные отделения РНЕ в Московской области, на Сахалине, частично в Санкт-Петербурге. Весной 2001 года Баркашев выпустил обновленный «Русский порядок», ранее запрещенную газету РНЕ. Хотя за Баркашева осталось меньшинство членов РНЕ, никто из альтернативных лидеров не обладает его известностью и популярностью.
«Славянский союз» присоединился к объединению националистических организаций, планирующих слияние на всероссийском уровне. В объединение, начавшееся в 2001 году, вошли – Народная националистическая партия Александра Иванова-Сухаревского (газета «Я – русский»), Партия Свободы Юрия Беляева (ранее Национал-республиканская партия России, газета «Наше обозрение»), национал-языческая группировка Русское национально-освободительное движение Александра Аратова (газета «Русская правда»), движение «Спас» Александра Севастьянова («Национальная газета»), некоторые другие группировки. Рабочее название организации – «Национальная державная партия России». Это название за ней сохранилось. 26 сентября 2002 года официально была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ «Национально-державная партия России» (НДПР). Руководители НДПР – Миронов Б.С., бывший министр печати в ельцинском правительстве, Севастьянов А.Н., главный редактор «Национальной газеты», Терехов С.Н., председатель коммунистического «Союза офицеров». Лидеры новой партии официально заявили, что не следует отождествлять программу партии с фашистской идеологией. По их словам, главной целью НДПР является «возрождение России как великой державы».[См.42]
На тот момент среди зарегистрированных Минюстом политических партий уже было полтора десятка организаций с похожими названиями и лозунгами. В патриотических кругах авторитет лидеров НДПР сразу был мизерный.
В основу НДПР положен объединяющий момент, об этом говорит официальный список организаций, принявший в НДПР участие. Там и казаки, и бывшее РНЕ, язычники, коммунисты и прочие.
Появление данной партии и ее деятельность не повлияли на общий ход событий. Она не получила большой поддержки. На 2002 год она не имела четко сформулированной идеологии, так называемой «национальной идеи».
В итоге стоит отметить, что возникающие новые националистические партии и уже расколовшиеся (РНЕ) смогли лишь показать свою неорганизованность и слабость. В политической схватке они проиграли, не имея достаточной поддержки, не сумев зарекомендовать себя. Националистические организации, не отражая интересов большинства граждан России, не сумели сейчас добиться успеха.
3.3.2.Северокавказкий национализм.
Кавказский
национализм – это
Главное, что выделяет приезжих националистов – относительное недавнее прибытие в коренные русские города. Если брать кавказцев, которые родились в Центральной России или живут в этой части страны давно, то их можно назвать «ассимилировавшимися» – они, во многом, приняли местную культуру и нормы поведения. Диаметрально противоположное поведение встречается, как правило у тех, кто приехал учиться или зарабатывать только что или несколько лет назад.
Этот факт позволяет нам обнаружить два основных источника национализма со стороны приезжих кавказцев.
Проблемы с адаптацией. В отличие от тех, кто родился среди русских, приезжим кавказцам приходится перестраиваться. И эта перестройка редко проходит безболезненно.
Общины. Из первой проблемы вырастает вторая. Не имея возможности ассимилироваться с местным населением, приезжие начинают организовываться в землячества.
Рассмотрим типичный пример. Молодой человек приезжает, например, из Ингушетии в Санкт-Петербург. Образование он получил высшее, но в то же время, весьма посредственное, потому что коррупция развалила систему среднего и высшего образования, особенно в южных регионах России. По-русски он говорит сносно или даже хорошо, но местных порядков большого города не знает. Все это мешает ему устроиться на работу. В итоге, он начинает работать разнорабочим – курьером, мерчендайзером, охранником. То есть, его труд не требует высокой квалификации, но также и низко оплачивается. В итоге, молодой человек пополняет одну из самых низких прослоек в обществе, и, в некотором роде, становится маргиналом. На всякий случай, давайте определимся со словом маргинал. Если переводить с английского, margin означает буквально, «дополнительный», «добавленный к». То есть, человек, дополнивший собой общество, но не факт, что ему хватило места в обеспеченной части общества.[Cм.29; С.158]
Человек нуждается в общении, но низкий заработок, культурные барьеры и отсутствие социального лифта не позволяют полноценно общаться и перенимать культуру местного населения. В итоге, молодой человек, начинает проводить больше времени со своими земляками, создавая что-то вроде социального анклава. А так как круг общения – это, в основном, такие же необеспеченные люди, то с молодыми людьми происходит все то же самое, что обычно происходит в малообеспеченных обществах современного мира – уход в религию и национализм.
Не имея возможности доказать свою состоятельность в плане образования или карьеры, молодые кавказские националисты (теперь уже) пытаются доказать свою состоятельность любым другим способом – как правило, физическим и преступным путем. Моральный выбор отчасти упрощается психологией «гастролера» – в случае чего, можно покинуть город и сбежать от ответственности домой.[Cм.43]
Немного другая ситуация складывается непосредственно на Кавказе. Как это ни странно, и вряд ли известно русским националистам, на Кавказе проживает довольно большое количество русских. Больше ста тысяч человек, например, в Дагестане (и по показателю численности русские обгоняют многие коренные национальности) и даже в Чечне русских сейчас насчитывается более двадцати тысяч. За доказательной базой можно обратиться на портал Росстата. В крупных городах доля русскоязычного населения (в основном, русские, украинцы и небольшое количество потомков немцев, оставшихся еще с начала XX века) довольно высока. В многонациональных регионах, таких как Краснодарский край, Ставрополье, Ростовская область и Дагестан основной язык общения – русский.
Общество на Кавказе можно разделить на две группы в плане отношения к русским:
Более старшее поколение – люди, выросшие вместе с русскими, трудившиеся вместе с ними еще на базе советской системы управления, и понимающие выгоды от нахождения в составе России.
Молодое поколение, которое, порой, не может заметить выгод от русского присутствия в регионе, так как чудовищная коррупция на местах уничтожает все инициативы и финансирование, которое Москва направляет в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Отношение к русским варьируется от сдержанно доброжелательного через нейтральное к неприятию. Последнее особенно развивается на фоне пропаганды радикального ислама, находящего почву, как уже было сказано, в бедности и отсутствии перспектив среди молодежи.
И вот как
раз эти самые молодые
Информация о работе Национализм: сущность, история, содержание