Национализм: сущность, история, содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Данная работа анализирует суть и возникновения националистических движений на территории бывшего СССР

Работа содержит 1 файл

Курс.doc

— 610.00 Кб (Скачать)

При выработке модели практической политики в национальном вопросе Тихомиров также был ближе к позициям славянофильства, чем Леонтьева. Достаточно широко известен его проект монархического народного представительства. Один из краеугольных его принципов — наделение политической властью одного лишь русского народа.

Таким образом, можно сделать вывод, что  леонтьевская линия не получила своего полного развития в среде русских  консерваторов. Мыслитель остался  в интеллектуальном одиночестве  со своими принципами имперской политики и культурного национализма.

В заключение необходимо вкратце охарактеризовать государственную политику в национальном вопросе начиная с эпохи правления  Александра II. Представляется, что в  правление царя-реформатора национализм  становится все более ощутимым компонентом  государственной политики. Проведение крестьянской реформы в Царстве Польском в 1864 году; позиция российского правительства в греко-болгарском вопросе; наконец, русско-турецкая война 1877–1878 годов — эти и ряд других событий эпохи Великих реформ вполне позволяют сделать подобный вывод. [См.27;C.29]

Однако  хотим сразу же оговориться: ни в  коем случае не следует расценивать  наш вывод слишком категорически. Националистический компонент, действительно, усиливаясь начиная с правления  Александра II, достигнув своего апогея при Александре III и Николае II, так и не вытеснил окончательный традиционный для российской власти принцип империализма. А этот принцип, как мы уже говорили, приводил к доминированию политической лояльности над национальной и даже конфессиональной принадлежностью.

Имперская политика, проводимая в России, начисто  исключала «национал-шовинизм». И  позднее, при правительстве Петра Столыпина, произошла именно смена курса политики империи в национальном вопросе: вместо принципа империализма начал проводиться принцип национализма. Проводился этот принцип не очень последовательно и при этом весьма далеко от проявлений шовинизма.

Таким образом, можно сформулировать ряд  выводов по проблеме взаимоотношений  русского национализма и российского  консерватизма:

1. Русский национализм проявился  в качестве значимого компонента  русской консервативной мысли  уже на заре возникновения  последний. Прежде всего, его  появление связано с деятельностью  кружка Шишкова. 

2. С начала XIX века в среде русских  консерваторов развиваются и конкурируют два направления: традиционное имперское; модернистское националистическое.

3. Почти одновременно (с некоторым  запозданием) подобный дуализм  возникает и в среде носителей  государственной власти, что связано,  прежде всего, с деятельностью министра народного просвещения графа Уварова. В циркуляре последнего о деятельности министерства за 1833–34 год впервые формулируется формула русского консерватизма и национализма: «Православие, Самодержавие, Народность».

4. Постепенно выявляются основные направления русского консервативного национализма. Очень условно можно выделить два основных направления: национализм политический (прежде всего, славянофилы) и национализм культурный (наиболее яркий представитель направления — Леонтьев). Предложенная схема, даже если признать ее принципиальную адекватность, требует дальнейшей проработки и уточнения (в частности, в вопросе о типологии таких направлений, как почвенничество, отдельных представителей консервативной мысли и т. д.).

5. Направление, представленное Леонтьевым, не получило последовательного развития. Преобладание получил так называемый политический национализм как более прагматичный и менее элитарный.

6. Генезис идеи политического консерватизма  прослеживается от идей немецких  романтиков рубежа XVIII — XIX века и, опосредованно, от идеи «народа-суверена» эпохи Великой французской революции. Требует дальнейшего более глубокого изучения вопрос о возникновении идеи нации и национальности.

7. Генеалогия идеи культурного  национализма восходит к теории культурно-исторических типов Данилевского, впоследствии развитой Леонтьевым.

8. На протяжении XIX века империализм  и национализм находились в  состоянии перманентной конкурентной  борьбы за влияние как в  консервативной среде: в правящей  верхушке Российской империи и среди представителей охранительного крыла русского общества. Представляется, что окончательного преобладания не получила ни одна из идеологем, хотя националистический компонент постоянно усиливался. Спор между ними прервала революция. [См.27;C.31]

Такова, в общих чертах, история  взаимоотношений двух явлений общественно-политической жизни — консерватизма и национализма.

На своем 24 съезде партия провозгласила , что термин "советский народ" означает не то, что люди до сих пор  считали(обобщающее понятие для людей различных национальностей, живущих при общем для всех советском режиме), а некое принципиально новое и даже феноменальное явление: "советский народ" - интернациональная нация! Читайте официальное определение партии, что такое "советский народ", в котором присутствуют все признаки нормальной нации: "Советский народ - новая историческая , социальная и интернациональная общность людей, имеющая единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма . Общим языком . является русский язык" и тут же приведена цитата из Ленина, что он еще в 1914 году предвидел "уничтожение теперешних национальных перегородок"(БСЭ,т.24,ч.1,стр. 25)

Сталин говорил лишь о "социалистических нациях" Советского Союза, Брежнев пошел дальше Сталина, провозгласив новую единую нацию, которая исчезнет только вместе с исчезновением советской власти. Не страшна была новая догма, страшными оказались её последствия. После 24 съезда последовал ряд решений ЦК КПСС и центральных комитетов компартий союзных республик о расширении программы изучения русского языка в школах за счет резкого сокращения родного языка. Вот тогда впервые появилась идея не только о постепенно переводе всех типов школ на русский язык обучения, но и о создании специальной сети детских садов в национальных республиках для нерусских детей на русском языке. В ход пустили и демагогию: "великий русский язык - это язык великого Ленина!" Кто же из националов посмеет не учить язык великого Ленина! Хотя конечной целью языковой политики всегда оставалось превращение русского языка в общий язык для всех нерусских народов, все же такой известный языковед, как Сталин(работа "Марксизм и языкознание"), решил, что путь к этому лежит через национальную консолидацию, то есть через слияние родственных наций и народностей в отдельные "зональные нации" со своими "зональными языками". По лингвистическим признакам языки народов Советского Союза ученые делят на следующие группы:

1. Славянская группа(русские, украинцы, белорусы плюс национальные подгруппы из западных славян).

2. Тюркская группа(узбеки, казахи, азербайджанцы, туркмены, карачаевцы, балкарцы, хакасы, алтайцы, гагаузы,  кумыки, ногайцы, уйгуры, шорцы, крымчаки, киргизы, татары, чуваши, башкиры, якуты, каракалпаки, тувинцы и др.)

 

3. Угро-финская  группа(эстонцы, мордва, удмурты,  марийцы,коми, карелы и др.)

 

4. Летто-литовская  группа(литовцы, латыши)

 

5. Армянская  группа.

 

6. Картвельская  группа(в основном грузины).

 

7. Романская группа(в основном молдаване).

 

8. Евреи

 

9. Иранская группа( таджики, осетины, курды)

 

10.Чечено-дагестанская  группа( чеченцы, ингуши,бацбитцы, аврцы,  лезгины, даргинцы, лакцы и другие)

 

11.Германская  группа(немцы)

 

12. Абхазо-адыгейская  группа(абхазцы, адыгейцы, кабардинцы, чер­кесы, абазинцы) [См.28;С.32]

 

Языковая политика Кремля в отношении каждой из названных  групп первоначально ориентировалась  на завершение внутригрупповой языковой консолидации и создание для некоторых  групп общего литературного языка на основе диалекта ведущего народа. "В условиях социализма могут про­исходить частичные процессы добровольного слияния небольших этнических и экстерриториальных национальных групп, вкрапленных в крупные социа­листические нации, с этими национальностями . Особенно важным в этом процессе является усвоение сливающимися этнографическими и экстеррито­риальными национальными группами языка крупной передовой социалисти­ческой нации, среди которых эти националы живут". "Сближение и расцвет наций . протекает не стихийно, а планомерно . В нашем многонациональном государстве это осуществляется в процессе единого государственного планирования"

 

Руководство Брежнева отошло от политики окольной русификации  че­рез промежуточный этап "зональных  языков" и "зональной ассимиляции". Оно предпочло прямой путь "интернационализации" всех языков на основе русского языка.

 

Пропаганда  и навязывание русского языка  нерусским народам сопро­вождалось  немеренным унижением национальных языков, как "бесписьмен­ных", "младописьменных" или "бесперспективных" языков.

Если Хрущев объявил изучение родного  языка делом добровольным, то Брежнев  сделал еще один шаг вперед в политике руссификации - он объявил русский  язык не только межгосударственным языком для национальных республик, но и  государственным языком для самих республик и их жите­лей, хотя формально и нет, по крайней мере, опубликованных, юридичес­ких актов такого содержания. Третий его шаг был не менее антинацио­нальным: именно брежневское руководство заставило советских историков заново переписать всю историю нерусских народов, положив в её основу новую историческую концепцию. Новая историческая концепция была не только антинаучной, но и кричаще антиисторической. Сверху были заданы три принципа, которые легли в основу этой концепции:

1. Все нерусские народы присоединились к царской империи якобы сами, добровольно;

2. Все национально-освободительные  движения, противодействовавшие этому,  были реакционными движениями;

3.Включение этих народов в  состав старой царской империи  было ис­торически прогрессивным актом для них.

Таким образом, последователи Ленина вернулись к старому его тези­су  о слиянии всех наций в одну нацию, тогда как сам он от него отка­зался как только встал во главе  нового государства. Андропов сделал этот тезис центральным пунктом своей национальной программы в своем докладе к 60-летию образования СССР. [См.28;С.32]

С тех пор, как существуют конституционные  государствва, в их конституциях нельзя найти ни одной статьи, которая  противоречила бы конституционной  практике. Если же случаются нарушения конституции конституции исполнительной властью или даже парламентским большинством, то существует высший конституционный суд, независимый и от правительства и от парламента, который следит за соблюдением конституции и обязывает государственные органы ликвидировать допущенные нарушения. Теперь давайте посмотрим в Конституцию СССР 1977 года. Это единственная и уникальная Конституция из всех известных в истории, в которой были записаны абсолютно фиктивные права союзных национальных республик. Вот хотя бы такие права:

"Статья 76. Союзная республика - суверенное советское социалистическое государство". Но что значит "суверенное государство" в юридическом смысле этого слова? Возьмем официальное определение из БСЭ: "Суверенитет государственный - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Какое же "верховенство" и "независимость" государственной власти осуществляли союзные национальные республики во внутренней и внешней политике? Стоит так поставить вопрос, чтобы увидеть всю абсурдность утверждения Конституции, что союзные республики являются "суверенными государствами". Если по Конституции 1924 года в некоторых областях республики были условно "суверенны", например, в области народного просвещения или народного здравоохранения, то теперь и эти отрасли государственной жизни отошли к компетенции центра, где созданы были Министерство Просвещения СССР и Министерство Здравоохранения СССР, которые не предусматривались Конституцией Ленина 1924 года или даже Конституцией 1936 года.

"Статья 80. Союзная республика  имеет право вступать в отношения  с иностранными государствами,  заключать с ними договоры  и обмениваться дипломатическими  и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций" Какова же конституционная практика существовала по данной статье? Украина и Белоруссия входили в состав ООН и имели право голосовать на её заседаниях так, как голосовал советский посол, а в других "союзных суверенных государствах" дело обстояло еще проще. В составе правительств один из их членов назывался "министром иностранных дел", но стоило бы ему и его правительству поставить вопрос перед центром о желании вступить в дипломатические отношения с иностранными государствами, как такое правительство "суверенного государства" немедленно исчезло бы.

"Статья 72. За каждой союзной  республикой сохраняется право  свободного выхода из СССР". Эта статья механически перекочевала из Конституции 1924 года в Конституцию 1936 года, а оттуда и в брежневскую Конституцию СССР 1977 года. Сотни тысяч представителей национальных партийных кадров и почти вся старая национальная интеллигенция в союзных республиках были уничтожены в период ежовщины по обвинению в том, что они якобы хотели воспользоваться этой статьей и вывести свою республику из состава СССР. Лукьяненко на Украине и Айрикян в Армении, ссылаясь на Конституцию СССР 1977 года о праве каждой союзной республики на выход из СССР, организовали в своих республиках движение за такой выход. Естественно, что они со своими сторонниками были арестованы и заключены в концлагеря на долгие сроки. То же самое происходило в Эстонии, Латвии и Литве, где массовые репрессии за сопротивление советскому империализму и его грубо руссификаторской политике продолжались до перестроечных времен и, как я подозреваю, позже.

Структура власти в союзных республиках. По форме "правительствовали" местные кадры, а по существу правили московские имперские кадры. На практике этот имперский принцип руководства осуществлялся так. Во всех союзных республиках, кроме Казахстана, первые секретари ЦК партий

- люди коренной национальности, а вторые секретари, которые  заведуют кадрами республики, - московские  ставленники. Во всех отделах ЦК, где шеф - национал, его первым заместителем был товарищ из Москвы. Во главе Совета Министров республики стоял национал, а его первый заместитель - из центра. И т.д.

В национальных республиках есть должности, которые вообще не доверялись националам: начальники гарнизонов, командующие военными округами. В Туркестанских республиках, как правило, не назначали туркестанцев председателями КГБ и командирами пограничных отрядов. Той же практики придерживались на Кавказе, в Прибалтийских республиках и Молдавии.

Все заседания и собрания высших органов власти в национальных республиках  должны были проводиться на русском  языке, ибо русские работники, которые работали там иногда десятилетиями, не обязаны изучать местный язык, а национальные работники, начиная от председателя сельсовета, обязаны были знать русский язык - иначе нельзя было получить соответствующей должности.

"Статья 70. СССР - единое союзное  многонациональное государство,  образованное на основе принципа  социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик". Из курса истории мы можем видеть, что ни одна республика к советской России добровольно не присоединялась. Все нерусские народы через несколько месяцев после захвата власти большевиками в Петрограде торжественно объявили о своем выходе из России и создании своих независимых государств. Ленин, Троцкий, Сталин на штыках Красной Армии присоединили их обратно к России.

Информация о работе Национализм: сущность, история, содержание