Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:38, курсовая работа
Данная работа анализирует суть и возникновения националистических движений на территории бывшего СССР
При выработке модели практической политики в национальном вопросе Тихомиров также был ближе к позициям славянофильства, чем Леонтьева. Достаточно широко известен его проект монархического народного представительства. Один из краеугольных его принципов — наделение политической властью одного лишь русского народа.
Таким образом, можно сделать вывод, что леонтьевская линия не получила своего полного развития в среде русских консерваторов. Мыслитель остался в интеллектуальном одиночестве со своими принципами имперской политики и культурного национализма.
В
заключение необходимо вкратце охарактеризовать
государственную политику в национальном
вопросе начиная с эпохи
Однако
хотим сразу же оговориться: ни в
коем случае не следует расценивать
наш вывод слишком
Имперская политика, проводимая в России, начисто исключала «национал-шовинизм». И позднее, при правительстве Петра Столыпина, произошла именно смена курса политики империи в национальном вопросе: вместо принципа империализма начал проводиться принцип национализма. Проводился этот принцип не очень последовательно и при этом весьма далеко от проявлений шовинизма.
Таким образом, можно сформулировать ряд выводов по проблеме взаимоотношений русского национализма и российского консерватизма:
1.
Русский национализм проявился
в качестве значимого
2. С начала XIX века в среде русских консерваторов развиваются и конкурируют два направления: традиционное имперское; модернистское националистическое.
3. Почти одновременно (с некоторым запозданием) подобный дуализм возникает и в среде носителей государственной власти, что связано, прежде всего, с деятельностью министра народного просвещения графа Уварова. В циркуляре последнего о деятельности министерства за 1833–34 год впервые формулируется формула русского консерватизма и национализма: «Православие, Самодержавие, Народность».
4. Постепенно выявляются основные направления русского консервативного национализма. Очень условно можно выделить два основных направления: национализм политический (прежде всего, славянофилы) и национализм культурный (наиболее яркий представитель направления — Леонтьев). Предложенная схема, даже если признать ее принципиальную адекватность, требует дальнейшей проработки и уточнения (в частности, в вопросе о типологии таких направлений, как почвенничество, отдельных представителей консервативной мысли и т. д.).
5. Направление, представленное Леонтьевым, не получило последовательного развития. Преобладание получил так называемый политический национализм как более прагматичный и менее элитарный.
6.
Генезис идеи политического
7. Генеалогия идеи культурного национализма восходит к теории культурно-исторических типов Данилевского, впоследствии развитой Леонтьевым.
8. На протяжении XIX века империализм
и национализм находились в
состоянии перманентной
Такова, в общих чертах, история
взаимоотношений двух явлений общественно-
На своем 24 съезде партия провозгласила , что термин "советский народ" означает не то, что люди до сих пор считали(обобщающее понятие для людей различных национальностей, живущих при общем для всех советском режиме), а некое принципиально новое и даже феноменальное явление: "советский народ" - интернациональная нация! Читайте официальное определение партии, что такое "советский народ", в котором присутствуют все признаки нормальной нации: "Советский народ - новая историческая , социальная и интернациональная общность людей, имеющая единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма . Общим языком . является русский язык" и тут же приведена цитата из Ленина, что он еще в 1914 году предвидел "уничтожение теперешних национальных перегородок"(БСЭ,т.24,ч.1,стр. 25)
Сталин говорил лишь о "социалистических нациях" Советского Союза, Брежнев пошел дальше Сталина, провозгласив новую единую нацию, которая исчезнет только вместе с исчезновением советской власти. Не страшна была новая догма, страшными оказались её последствия. После 24 съезда последовал ряд решений ЦК КПСС и центральных комитетов компартий союзных республик о расширении программы изучения русского языка в школах за счет резкого сокращения родного языка. Вот тогда впервые появилась идея не только о постепенно переводе всех типов школ на русский язык обучения, но и о создании специальной сети детских садов в национальных республиках для нерусских детей на русском языке. В ход пустили и демагогию: "великий русский язык - это язык великого Ленина!" Кто же из националов посмеет не учить язык великого Ленина! Хотя конечной целью языковой политики всегда оставалось превращение русского языка в общий язык для всех нерусских народов, все же такой известный языковед, как Сталин(работа "Марксизм и языкознание"), решил, что путь к этому лежит через национальную консолидацию, то есть через слияние родственных наций и народностей в отдельные "зональные нации" со своими "зональными языками". По лингвистическим признакам языки народов Советского Союза ученые делят на следующие группы:
1. Славянская группа(русские, украинцы, белорусы плюс национальные подгруппы из западных славян).
2. Тюркская группа(узбеки, казахи, азербайджанцы, туркмены, карачаевцы, балкарцы, хакасы, алтайцы, гагаузы, кумыки, ногайцы, уйгуры, шорцы, крымчаки, киргизы, татары, чуваши, башкиры, якуты, каракалпаки, тувинцы и др.)
3. Угро-финская группа(эстонцы, мордва, удмурты, марийцы,коми, карелы и др.)
4. Летто-литовская группа(литовцы, латыши)
5. Армянская группа.
6. Картвельская группа(в основном грузины).
7. Романская группа(в основном молдаване).
8. Евреи
9. Иранская группа( таджики, осетины, курды)
10.Чечено-дагестанская группа( чеченцы, ингуши,бацбитцы, аврцы, лезгины, даргинцы, лакцы и другие)
11.Германская группа(немцы)
12. Абхазо-адыгейская группа(абхазцы, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абазинцы) [См.28;С.32]
Языковая политика
Кремля в отношении каждой из названных
групп первоначально
Руководство Брежнева отошло от политики окольной русификации через промежуточный этап "зональных языков" и "зональной ассимиляции". Оно предпочло прямой путь "интернационализации" всех языков на основе русского языка.
Пропаганда
и навязывание русского языка
нерусским народам сопро
Если Хрущев объявил изучение родного языка делом добровольным, то Брежнев сделал еще один шаг вперед в политике руссификации - он объявил русский язык не только межгосударственным языком для национальных республик, но и государственным языком для самих республик и их жителей, хотя формально и нет, по крайней мере, опубликованных, юридических актов такого содержания. Третий его шаг был не менее антинациональным: именно брежневское руководство заставило советских историков заново переписать всю историю нерусских народов, положив в её основу новую историческую концепцию. Новая историческая концепция была не только антинаучной, но и кричаще антиисторической. Сверху были заданы три принципа, которые легли в основу этой концепции:
1. Все нерусские народы присоединились к царской империи якобы сами, добровольно;
2. Все национально-
3.Включение этих народов в
состав старой царской империи
было исторически прогрессивны
Таким образом, последователи Ленина
вернулись к старому его тези
С тех пор, как существуют конституционные государствва, в их конституциях нельзя найти ни одной статьи, которая противоречила бы конституционной практике. Если же случаются нарушения конституции конституции исполнительной властью или даже парламентским большинством, то существует высший конституционный суд, независимый и от правительства и от парламента, который следит за соблюдением конституции и обязывает государственные органы ликвидировать допущенные нарушения. Теперь давайте посмотрим в Конституцию СССР 1977 года. Это единственная и уникальная Конституция из всех известных в истории, в которой были записаны абсолютно фиктивные права союзных национальных республик. Вот хотя бы такие права:
"Статья 76. Союзная республика -
суверенное советское
"Статья 80. Союзная республика
имеет право вступать в
"Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР". Эта статья механически перекочевала из Конституции 1924 года в Конституцию 1936 года, а оттуда и в брежневскую Конституцию СССР 1977 года. Сотни тысяч представителей национальных партийных кадров и почти вся старая национальная интеллигенция в союзных республиках были уничтожены в период ежовщины по обвинению в том, что они якобы хотели воспользоваться этой статьей и вывести свою республику из состава СССР. Лукьяненко на Украине и Айрикян в Армении, ссылаясь на Конституцию СССР 1977 года о праве каждой союзной республики на выход из СССР, организовали в своих республиках движение за такой выход. Естественно, что они со своими сторонниками были арестованы и заключены в концлагеря на долгие сроки. То же самое происходило в Эстонии, Латвии и Литве, где массовые репрессии за сопротивление советскому империализму и его грубо руссификаторской политике продолжались до перестроечных времен и, как я подозреваю, позже.
Структура власти в союзных республиках. По форме "правительствовали" местные кадры, а по существу правили московские имперские кадры. На практике этот имперский принцип руководства осуществлялся так. Во всех союзных республиках, кроме Казахстана, первые секретари ЦК партий
- люди коренной национальности, а вторые секретари, которые заведуют кадрами республики, - московские ставленники. Во всех отделах ЦК, где шеф - национал, его первым заместителем был товарищ из Москвы. Во главе Совета Министров республики стоял национал, а его первый заместитель - из центра. И т.д.
В национальных республиках есть должности, которые вообще не доверялись националам: начальники гарнизонов, командующие военными округами. В Туркестанских республиках, как правило, не назначали туркестанцев председателями КГБ и командирами пограничных отрядов. Той же практики придерживались на Кавказе, в Прибалтийских республиках и Молдавии.
Все заседания и собрания высших органов власти в национальных республиках должны были проводиться на русском языке, ибо русские работники, которые работали там иногда десятилетиями, не обязаны изучать местный язык, а национальные работники, начиная от председателя сельсовета, обязаны были знать русский язык - иначе нельзя было получить соответствующей должности.
"Статья 70. СССР - единое союзное
многонациональное государство,
Информация о работе Национализм: сущность, история, содержание