Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление способов формирования имиджа России
Данная курсовая работа направлена на решение следующих задач:
· Описать структуру имиджа России;
· Изучить особенности формирования внутреннего имиджа страны;
· Рассмотреть роль телевидения в формировании общественного мнения;
· Изучить новостные и информационно-аналитические телематериалы;
ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ИМИДЖ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5
1.1 Общее понятие об имидже страны………………………………………….5
1.2 Описание структуры внутреннего имиджа России……………………….12
1.3 Особенности формирования имиджа страны……………………………..20
1.4 Телевидение, как инструмент формирования внутреннего имиджа России…………………………………………………………………………….28
ГЛАВА II. ИМИДЖ: МЕТОДОЛОГИЯ И АНАЛИЗ………………………….50
2.1 Анализ внутреннего имиджа России и особенностей его формирования……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Психологи могут
оказать действенную помощь команде
имиджмейкеров в решении важных
задач путем: - привлечения и удержания
внимания аудитории; - формирования установки
на доверие (недоверие) со стороны аудитории;
- использования психологических
особенностей отдельных социальных
групп; - использования общих
Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.
Самый большой вклад в систему Public Relations психологи сделали, пожалуй, в области привлечения и удержания внимания аудитории.
Существуют различные
психологические эффекты, которые
используются PR-компаниями. Одним из
важнейших принципов действия этих
эффектов - выделение объекта (подвижного
и неподвижного) на каком-то фоне. Кроме
того, для удержания и привлечения
внимания аудитории возможны: - подача
уже известного материала с новыми
акцентами; - последовательное увеличение
какого-либо параметра сигналов (под
сигналами следует понимать любые
воздействия на аудиторию. При формировании
установки на доверие со стороны
аудитории имиджмейкер
Стереотип более конкретен, чем потребность. Это совершенно определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение. На уровне имиджа страны – это отношение граждан страны к власти и властным структурам, к реформам и преобразованиям в стране, к общественно-политическим процессам, к каналам информации, к конкретным событиям, происходящим внутри страны или с участием страны.
Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, то есть к сфере идеального. Но их влияние на реальность, поступки и суждения людей всегда огромно.
Кроме того, следует
также отметить, что качестве одного
из средств формирования образа государства
в сознании его граждан выступают
СМИ. Более того, современные средства
массовой коммуникации – газеты, журналы,
радио, телевидение, а в последние
годы и международная сеть Интернет
– являются на сегодняшний день
самым мощным каналом политической
коммуникации, а, следовательно, в той
или иной степени, и манипуляции.
Они оказываются важнейшим
Арсенал приемов,
используемых современными СМИ в
процессе создания внутреннего имиджа
страны на основании общественного
мнения, достаточно велик: замалчивание
одних фактов и выпячивание других,
публикация ложных сообщений, пробуждение
в аудитории определенных эмоций
с помощью визуальных средств
или словесных образов, апелляция
к системе ценностей
Подобные эффекты достигаются сочетанием различных средств: вербальных (средства номинации различных объектов, явлений, процессов, выбор средств вербализации грамматических значений и т.д.) и невербальных (форма и особенности подачи языкового материала: использование только текста, сочетание текста с фотографиями или рисунками, применение схем, графиков, карикатур для реализации авторской интенции, преобладание определенной цветовой гаммы, выбор размера и гарнитуры шрифта и т.д.
Но необходимо,
как нам кажется, учитывать еще
одну особенность подачи материала
в современных средствах
Итак, СМИ являются на сегодняшний день самым мощным каналом политической коммуникации, а также важнейшим фактором, влияющим на общественное самосознание. При этом, используя целый различные средства воздействия, СМИ влияют на результат концептуализации информации об окружающей действительности, тем самым предопределяя картину мира адресата, а также эволюцию ценностных ориентаций в современном обществе.
1.4 ТЕЛЕВИДЕНИЕ, КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА РОССИИ
Телевидение является
на сегодняшний день самым мощным
из всех СМИ каналом политической
коммуникации, а также важнейшим
фактором, влияющим на общественное самосознание.
При этом, используя целый различные
средства воздействия, телевидение
влияет на результат концептуализации
информации об окружающей действительности,
тем самым предопределяя
Понятие «общественное
сознание» трактуется достаточно широко
и чаще всего синтезирует в
себе духовные образования, порожденные
отдельными людьми, группами, коллективами.
Оно представляет собой совокупность
идей, взглядов, суждений, существующих
в обществе в данный период. Но это
не означает, что общественное сознание
есть некая арифметическая сумма
духовных достояний множества личностей.
Оно выступает как целостная
духовная система, которая выражает
наиболее существенные черты, присущие
конкретной социальной формации. При
этом оно формируется и моделируется
посредством множества
Внешним выражением
общественного сознания, по мнению
ряда исследователей, является общественное
мнение, под которым понимается способ
формирования массового сознания и
отношение (скрытое или явное) различных
групп людей к событиям и процессам
действительной жизни, затрагивающим
их интересы и потребности. Формирование
и развитие общественного мнения
происходит либо целенаправленно, под
воздействием на массовое сознание политических
институтов и социальных учреждений
(политических партий, средств массовой
информации и т.д.), либо стихийно –
под непосредственным влиянием жизненных
обстоятельств, конкретного опыта
и традиций. Примечательно, что для
России стихийный вариант формирования
точек зрения на происходящие процессы
более характерен. Однако стихийность
– достаточно неудобный вариант
развития любых отношений, в том
числе и отношений, связанных
с развитием общественного
Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества, но высказывается далеко не по любому поводу. В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, события, факты, которые актуальны, вызывают общественный интерес, допускают многозначное толкование, возможность дискуссии. По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным (тоталитарные, автократические режимы; о «манекене», мыслящем лишь по общему шаблону, писал, в частности, Ницше и плюралистичным (открытые демократические общества), состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.
Общественное
мнение в конкретных ситуациях оказывается
в разной степени адекватным жизненным
реалиям: оно может содержать
в себе как верные, так и ложные,
иллюзорные представления о
В огромной степени развитость общественного мнения как института зависит от состояния общественного сознания, культуры, от степени усвоения обществом демократических ценностей, прав и свобод, и в первую очередь свободы слова, собраний, митингов, а также от гарантий действенности общественного мнения.
Формирование
общественного сознания, управление
людьми посредством коммуникации имеет
огромное преимущество: незачем, например,
устраивать расправы над оппозицией,
намного эффективнее, используя
возможности информационно-
В ходе информационно-психологического
воздействия население
До начала ХХ
столетия печатные средства массового
информирования служили основным орудием
формирования общественного мнения.
Что касается соотношения общественного
мнения и общественного сознания,
то следует подчеркнуть, что последнее
в связи с его природой поддается
трансформации гораздо труднее,
поэтому главную роль в формировании
общественного сознания поначалу играли
книги. Но для того чтобы почерпнуть
из книги или газеты информацию,
необходимо уметь читать. Следовательно,
неграмотная аудитория не могла
быть вовлечена в процесс получения
информации. Картина кардинально
изменилась с появлением радио –
первого по-настоящему массового
средства информирования населения, когда
практически любой человек
После Второй мировой
войны наступила телевизионная
эра – принципиально новая
фаза в развитии технологий формирования
общественного сознания. И до сих
пор телевидение является сильнейшим
по своему воздействию средством
информационно-психологического манипулирования
массами. От количества органов восприятия,
задействованных в процессе получения
информации, зависит объем сведений,
усвоенных человеком. Успех телевидения
заключается в том, что в этот
процесс, кроме органов слуха, вовлечены
органы зрения, через которые человек
получает львиную долю информации.
Телевидение явилось самым
Итак, в современном
обществе человек подвергается одновременному
воздействию со стороны печатных
СМИ, радио и телевидения, а значит,
своего рода манипулированию. Укрыться
от информационных потоков практически
невозможно, где бы ни находился
объект их воздействия. Большую роль
в этом плане сыграло изобретение
переносных и автомобильных
Таким образом, средства массовой информации в целом и телевидение в частности в жизни современного общества порой играют весьма опасную роль, когда подменяют свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных взглядов, представлений, мнений. Некоторые исследователи выделяют два основных подхода к пониманию роли журналистики в обществе. Сторонники либерального подхода считают, что все, что происходит интересного и важного для населения, должно быть отражено в новостях. Так называемая социально-ответственная журналистика подразумевает использование телевидения для поддержания основ общества и воспитания людей с целью усовершенствования их как социальных субъектов. Такого рода подход, как правило, характерен для обществ, где СМИ монополизированы государством. Его критики считают, что журналисты не могут выступать арбитрами, определяющими социальные ценности в обществе, в котором существуют различные точки зрения.