Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:33, реферат
Наше сознание в зависимости от обстоятельств работает с различной интенсивностью. Изменение интенсивности обусловлено окружающей жизнью и жизнью самого организма. Наши мысли и эмоции достигают различной степени активности - от предельного напряжения до полного спада. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением. Интенсивность, то есть степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо - ритмом ».
Ритм - чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой. Темп - степень быстроты движения, интенсивность развития чего-либо скорость следования метрических единиц.
5.Принцип эпизодного построения. М. уподоблял спектакль концерту. Прием применения экрана с ремарками в виде лозунгов, названий эпизодов с целью нарушения механического восприятия событий. Ассоциативный и параллельный монтаж (прием кино).
6. Принцип поэтичного
преобразования действительност
Гипербола в подтексте, применение кинопроекций, прием подачи реплик отдельных персонажей и вещей хором. Парадоксальность в трактовке сцен и образа для разрушения сложившегося стереотипа восприятия. Прием контраста музыки с действием, усиливающий эмоциональное воздействие. Применение муз. лейтмотивов».
Особенности актерского существования в представлении М.:
М. всегда стремился к демократизации искусства театрализованных представлений и искал новые формы. Он предложил такие зрелищные формы: спектакль - митинг, спектакль -обозрение, памфлет, оратория, реквием, спектакль - агитацию, агит-скетч и др. Творческое наследие М. вызывает интерес и сейчас как в нашей стране, так и за рубежом.
10.2. Метафора в драматургии
Под драматургизацией документального материала, т.е. документального объекта внимания сценариста, мы понимаем преобразование реальной информации, реального факта в драматургический художественный материал, в сценарную ткань театрализованного действа, будь то представление, праздник или обряд. Другими словами, драматургизация представляет собой творческий процесс, овладеть которым и есть задача студента.
Если документальный объект внимания определен темой театрализованного действа, то драматургический художественный материал определен идеей, поскольку сценарий и представляет собой художественный образ идеи, ее подробную драматургическую разработку.
Преобразование документального материала в художественный требует особого инструмента, каковым является метафора. Метафора -это неназванное сравнение двух объектов по признаку, одинаковому для обеих сопоставляемых объектов. Если один из этих объектов - документальный факт, то второй - художественный образ. Метафорическим образ становится тогда, когда он употребляется не в автологическом, т.е. прямом, а металогическом, т.е. переносном значении.
Прекрасное определение метафоры дал писатель Абрам Терц (псевдоним Андрея Синявского): «Метафора - это память о том золотом веке, когда все было всем. Осколок метаморфозы».
Если метафора
как образное подобие какого-
Тема 11
11.1.Функции музыки
в театрализованном
Классификация театральной музыки
В настоящее время музыка драма
Увертюра звучит в начале
Увертюра обычно вводит
К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или чтобы отделить паузой смену картины. Музыка в этом случае обозначает те события, которые совершаются между действиями. Эти события зритель не видит, он их должен себе вообразить.
Музыка антракта – связующее
звено между двумя действиями,
она продолжает настроение
Увертюра и музыкальные антракты вводят зрителя в предстоящее действие, а так называемые «концовки» или музыкальные финалы завершают восприятие, обобщают в музыке уже высказанное в спектакле. Они как бы подводят итог мыслям и чувствам, которые зритель уносит из театра. Музыка в конце спектакля как бы ставит финальную точку, а при наличии увертюры создает симметричное обрамление всего спектакля.
Наиболее многогранна роль музыки, включаемой непосредственно по ходу сценического действия, которую разделяют на две основные категории. Музыка, звучание которой в данной сцене оправданно самой ситуацией. Эту музыку исполняют действующие лица, слушают её и как-то реагируют на неё (исполнители поют в сопровождении музыки или музыка звучит за кулисами, изображая происходящее за сценой). Здесь музыка помогает раскрывать внутренний смысл сцены, музыка проявляется так же и во внешней, т.е. видимой стороне действия. Эту музыку называют сценической (реальной, оправданной, мотивированной, «музыкой по ходу действия», «от автора» и тд.). Поскольку такая музыка является частью предлагаемых обстоятельств, то условно договорились такую музыку называть «сюжетной» (это могут быть песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши и тд.; симфонии, оратории, арии из опер и тд.).
Обычно сюжетную музыку в пьесе вводит сам драматург через ремарки. Однако есть много пьес, в которых автор не дает никаких указаний относительно музыки. Тем не менее, режиссер, руководствуясь идеей пьесы, развитием её действия, образами действующих лиц, часто считает нужным вводить музыку в действие, предварять ею спектакль, включать музыкальные антракты между актами и картинами, в финале.
Музыка, вводимая в спектакль режиссером, относится к другой категории, нежели сюжетная, и отличается от нее тем, что звучит не внутри действия, а вне его. Её источник физически не находится на сцене и не подразумевается где-то рядом. Её слышит только зритель, действующие лица о ней не подразумевают. Но и такая музыка теснейшим образом связана с действиями и является его активным элементом. Это музыка как бы внутренней, духовной жизни героев. Такую музыку называют психологической, раскрывающей, обобщающей, обобщающей, эмоциональной, иллюстративной, фоновой и тд. Так как эту музыку вводит режиссер, её называют «музыкой от режиссера». Такая музыка присутствует в спектакле как бы условно, таким образом, её называют «условной музыкой».
Однако существует целый ряд спектаклей, где музыку, используемую в сценическом действии, нельзя отнести ни к сюжетной, ни к условной. Это музыка, вводимая режиссером для создания эмоционального настроения какой-либо сцены, она как бы помогает зрителю, активизирует его внимание, заставляет более остро воспринимать сценическое действие, действующие лица реагируют на неё самым активным образом.
Наконец, к этой же условной,
театральной музыке можно
Необходимо отметить, что сюжетная
музыка, введенная в действие
самим драматургом,
Место звучания условной
Таким образом, относительная самостоятельность, свобода в выборе выразительных средств, возможность активного донесения до зрителя авторского подтекста, её эмоционально-обобщающих свойств – вот те особенности, те признаки, которыми отличается условная музыка, вводимая режиссером в спектакль.
Функции сюжетной и театральной музыки
Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий её применения может нести самые разнообразные функции. В одних случаях она дает только эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургию. В других случаях сюжетная музыка может подняться до важнейшего драматургического фактора всего спектакля.
Один из наиболее
Наиболее широко используется сюжетная музыка для самохарактеристики группы людей (хоровая песня). Выразительный смысл в этом случае приобретает не только мелодия, но и манера исполнения.
Существует и другой наглядный
пример характеристики – через
Музыкальная характеристика, как правило, многозначна. Музыка может характеризовать не только героя, но и ситуацию, а также и отношение, возникающее между героями.
Сюжетная музыка играет весьма
значительную роль и в
Если в музыке проявляется
её национальный характер (в интонациях,
ритмах, тембрах), тогда она становится
одним из необходимых
Одна из функций сюжетной музыки – создание определенной атмосферы действия. В этом случае качества самой музыки – её эмоциональность, глубина, яркость, выразительность, тембральная окраска – играют основную роль. Создает определенное настроение песня, спетая в кругу друзей за праздничным столом или у костра, в купе поезда или у деревенской околицы. Музыка и особенно песня могут подчеркнуть атмосферу сердечности, душевной близости, дружеского расположения.
Одна из наиболее ярких
В театре, где сценическая площадка сравнительно не велика, сюжетная музыка способна расширить поле сценического действия, рассказать о действии, происходящем за сценой. Эта музыка становится как бы внешней приметой быта или события. Так же как и звуки природы или механические шумы, она – принадлежность какого-либо вполне определенного жизненного явления, ситуации или действия (походный марш, колыбельная и тд.). Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так же как и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу сценического действия.
Информация о работе Темпо - ритмическая композиция представления