Темпо - ритмическая композиция представления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Наше сознание в зависимости от обстоятельств работает с различной интенсивностью. Изменение интенсивности обусловлено окружающей жизнью и жизнью самого организма. Наши мысли и эмоции достигают различной степени активности - от предельного напряжения до полного спада. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением. Интенсивность, то есть степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо - ритмом ».
Ритм - чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой. Темп - степень быстроты движения, интенсивность развития чего-либо скорость следования метрических единиц.

Работа содержит 1 файл

po_rezhissure.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

5.Принцип эпизодного  построения. М. уподоблял спектакль концерту. Прием применения экрана с ремарками в виде лозунгов, названий эпизодов с целью нарушения механического восприятия событий. Ассоциативный и параллельный монтаж (прием кино).

6. Принцип поэтичного  преобразования действительности.

Гипербола в подтексте, применение кинопроекций, прием подачи реплик отдельных персонажей и вещей хором. Парадоксальность в трактовке сцен и образа для разрушения сложившегося стереотипа восприятия. Прием контраста музыки с действием, усиливающий эмоциональное воздействие. Применение муз. лейтмотивов».

Особенности актерского существования в представлении  М.:

  1. Большая мера обобщения.
  2. Импровизационность.
  3. Передача актером не образа, а своего отношения к образу.
  4. Прием предигры. «Движение рождает слово».
  5. Актер должен «зеркалить», слышать и видеть себя со стороны.
  6. Синтетичность актера.
  7. Создание социального образа - маски.
  8. Действие актера строилось по цепочке: намерение-осуществление-реакция.

М. всегда стремился  к демократизации искусства театрализованных представлений и искал новые формы. Он предложил такие зрелищные формы: спектакль - митинг, спектакль -обозрение, памфлет, оратория, реквием, спектакль - агитацию, агит-скетч и др. Творческое наследие М. вызывает интерес и сейчас как в нашей стране, так и за рубежом.

10.2. Метафора в драматургии театрализованного  действа

 

Под драматургизацией документального материала, т.е. документального объекта внимания сценариста, мы понимаем преобразование реальной информации, реального факта в драматургический художественный материал, в сценарную ткань театрализованного действа, будь то представление, праздник или обряд. Другими словами, драматургизация представляет собой творческий процесс, овладеть которым и есть задача студента.

Если документальный объект внимания определен темой театрализованного действа, то драматургический художественный материал определен идеей, поскольку сценарий и представляет собой художественный образ идеи, ее подробную драматургическую разработку.

Преобразование  документального материала в художественный требует особого инструмента, каковым является метафора. Метафора -это неназванное сравнение двух объектов по признаку, одинаковому для обеих сопоставляемых объектов. Если один из этих объектов - документальный факт, то второй - художественный образ. Метафорическим образ становится тогда, когда он употребляется не в автологическом, т.е. прямом, а металогическом, т.е. переносном значении.

Прекрасное определение  метафоры дал писатель Абрам Терц (псевдоним Андрея Синявского): «Метафора - это память о том золотом веке, когда все было всем. Осколок метаморфозы».

   Если метафора  как образное подобие какого-либо  сложного жизненного явления  раскрывается на протяжении большого  драматургического целого, то такая метафора называется развернутой.      Когда метафорический образ (в особенности бытовой) берется в прямом смысле, оставаясь условным по отношению к реальности, но в дальнейшем приобретает очертания реального, внеобразного предмета, -возникает новое осмысление метафоры, имеющее юмористический и даже гротескный оттенок. Такое стилистическое явление называется реализацией метафоры.

 

Тема 11

 

11.1.Функции музыки  в театрализованном представлении,  формы её использования

 

Классификация театральной музыки

         В настоящее время музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации, но не смотря на существующую проблему по данному вопросу музыку в драматургическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:

  • увертюра;
  • музыкальные антракты (выступление к действию или картине);
  • музыка финального акта или спектакля;
  • музыкальные номера по ходу сценического действия.

        Увертюра звучит в начале спектакля  при закрытом занавесе и завязывает  первый контакт со зрителем. В  давние времена это могли быть  призывные фанфары, позднее появились оркестровые произведения. В настоящее время это могут быть народные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джазовые пьесы и даже отдельные музыкальные аккорды.

          Увертюра обычно вводит зрителя  в атмосферу спектакля, подготавливает его эмоционально, ориентирует зрителя в предстоящем знакомстве с эпохой, социальной средой и тд. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу действия спектакля.

         К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или чтобы отделить паузой смену картины. Музыка в этом случае обозначает те события, которые совершаются между действиями. Эти события зритель не видит, он их должен себе вообразить.

        Музыка антракта – связующее  звено между двумя действиями, она продолжает настроение предыдущего  и подготавливает эмоциональное  восприятие следующего. Иногда музыка  в антракте – просто лишь  увертюра к следующему действию.

        Увертюра и музыкальные антракты вводят зрителя в предстоящее действие, а так называемые «концовки» или музыкальные финалы завершают восприятие, обобщают в музыке уже высказанное в спектакле. Они как бы подводят итог мыслям и чувствам, которые зритель уносит из театра. Музыка в конце спектакля как бы ставит финальную точку, а при наличии увертюры создает симметричное обрамление всего спектакля.

         Наиболее многогранна роль музыки, включаемой непосредственно по ходу сценического действия, которую разделяют на две основные категории. Музыка, звучание которой в данной сцене оправданно самой ситуацией. Эту музыку исполняют действующие лица, слушают её и как-то реагируют на неё  (исполнители поют в сопровождении музыки или музыка звучит за кулисами, изображая происходящее за сценой). Здесь музыка помогает раскрывать внутренний смысл сцены, музыка проявляется так же и во внешней, т.е. видимой стороне действия. Эту музыку называют сценической (реальной, оправданной, мотивированной, «музыкой по ходу действия», «от автора» и тд.). Поскольку такая музыка является частью предлагаемых обстоятельств, то условно договорились такую музыку называть «сюжетной» (это могут быть песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши и тд.; симфонии, оратории, арии из опер и тд.).

        Обычно сюжетную музыку в пьесе вводит сам драматург через ремарки. Однако есть много пьес, в которых автор не дает никаких указаний относительно музыки. Тем не менее, режиссер, руководствуясь идеей пьесы, развитием её действия, образами действующих лиц, часто считает нужным вводить музыку в действие, предварять ею спектакль, включать музыкальные антракты между актами и картинами, в финале.

        Музыка, вводимая в спектакль  режиссером, относится к другой  категории, нежели сюжетная, и  отличается от нее тем, что звучит не внутри действия, а вне его. Её источник физически не находится на сцене и не подразумевается где-то рядом. Её слышит только зритель, действующие лица о ней не подразумевают. Но и такая музыка теснейшим образом связана с действиями и является его активным элементом. Это музыка как бы внутренней, духовной жизни героев. Такую музыку называют психологической, раскрывающей, обобщающей, обобщающей, эмоциональной, иллюстративной, фоновой и тд. Так как эту музыку вводит режиссер, её называют «музыкой от режиссера». Такая музыка  присутствует в спектакле как бы условно, таким образом, её называют «условной музыкой».

        Однако существует целый ряд  спектаклей, где музыку, используемую  в сценическом действии, нельзя  отнести ни к сюжетной, ни к  условной. Это музыка, вводимая режиссером для создания эмоционального настроения какой-либо сцены, она как бы помогает зрителю, активизирует его внимание, заставляет более остро воспринимать сценическое действие, действующие лица реагируют на неё самым активным образом.

        Наконец, к этой же условной, театральной музыке можно отнести  те песни персонажей спектакля,  которые, вырываясь из ткани  действия, адресуются непосредственно зрительному залу. Подобный  прием типичен для музыкальной комедии, мюзикла, водевиля.

        Необходимо отметить, что сюжетная  музыка, введенная в действие  самим драматургом, обязательна  для каждой постановки. Условная  музыка, привлеченная режиссером  ради решения определенных художественных  задач, - принадлежность лишь данной  постановки данного театра. Условная музыка, введенная в спектакль режиссером, нередко становится более сильным художественным средством, чем музыка, звучащая по ходу действия. Однако сюжетная музыка воспринимается более активно, чем условная, т.к. наличие источника звука уже само по себе активизирует внимание зрителя.

        Место звучания условной музыки  выбирается в зависимости от  характера сценического действия  – за сценой, в зрительном зале  или непосредственно на сцене.  В качестве условной музыки  могут использоваться фрагменты из сонатно-симфонических произведений, произведений камерного характера, музыкальных пьес в исполнении небольших , весьма оригинальных по составу ансамблей или даже одного инструмента.

        Таким образом, относительная  самостоятельность, свобода в выборе выразительных средств, возможность активного донесения до зрителя авторского подтекста, её эмоционально-обобщающих свойств – вот те особенности, те признаки, которыми отличается условная музыка, вводимая режиссером в спектакль.

 

Функции сюжетной и театральной музыки

        Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий её применения может нести самые разнообразные функции. В одних случаях она дает только эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургию. В других случаях сюжетная музыка может подняться до важнейшего драматургического фактора всего спектакля.

        Один из наиболее распространенных  приемов использования в спектакле  сюжетной музыки – характеристика действующих лиц. Наиболее наглядно это проявляется, когда музыкальная пьеса или отрывок из неё исполняется самим героем (через музыку выражается настроение героя, черты характера, склонности, темперамент, уровень культуры, национальная, социальная принадлежность).

       Наиболее широко используется сюжетная музыка для самохарактеристики группы людей (хоровая песня). Выразительный смысл в этом случае приобретает не только мелодия, но и манера исполнения.

        Существует и другой наглядный  пример характеристики – через реакцию действующего лица на звучащую музыку. По его отношению к музыке можно узнать о многих сторонах человеческой натуры: о склонностях, симпатиях, вкусах, настроении.

        Музыкальная характеристика, как  правило, многозначна. Музыка  может характеризовать не только героя, но и ситуацию, а также и отношение, возникающее между героями.

        Сюжетная музыка играет весьма  значительную роль и в характеристике  места и времени действия (музыка  становится принадлежностью, атрибутом  события, бытовой или исторической обстановки, позволяет создать определенный колорит  той или иной эпохи, характеризовать отдельные группы людей: для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс, для сельских вечеринок – частушки, для свадеб – веселая народная песня или пляска и тд. и тп.)

        Если в музыке проявляется  её национальный характер (в интонациях, ритмах, тембрах), тогда она становится  одним из необходимых элементов  достоверности происходящего на  сцене. Сюжетная музыка может  достаточно четко указывать на время действия и помочь воссоздать эпоху, в которой развертываются события. Инструментовка, певческая манера создают  на сцене тот неуловимый колорит времени, который порой очень трудно передать другими средствами.

        Одна из функций сюжетной музыки – создание определенной атмосферы действия. В этом случае качества самой музыки – её эмоциональность, глубина, яркость, выразительность, тембральная окраска – играют основную роль. Создает определенное настроение песня, спетая в кругу друзей за праздничным столом или у костра, в купе поезда или у деревенской околицы. Музыка и особенно песня могут подчеркнуть атмосферу сердечности, душевной близости, дружеского расположения.

        Одна из наиболее ярких функций  сюжетной музыки – её участие в конфликте. Музыка, обостряющая противоречие, а тем более непосредственно участвующая в конфликте, становится самостоятельным драматургическим фактом.

        В театре, где сценическая площадка  сравнительно не велика, сюжетная  музыка способна расширить поле сценического действия, рассказать о действии, происходящем за сценой. Эта музыка становится как бы внешней приметой быта или события. Так же как и звуки природы или механические шумы, она – принадлежность какого-либо вполне определенного жизненного явления, ситуации или действия (походный марш, колыбельная и тд.). Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так же как и музыка, звучащая непосредственно на сцене,  может создать определенную атмосферу сценического действия.

Информация о работе Темпо - ритмическая композиция представления