Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:33, реферат
Наше сознание в зависимости от обстоятельств работает с различной интенсивностью. Изменение интенсивности обусловлено окружающей жизнью и жизнью самого организма. Наши мысли и эмоции достигают различной степени активности - от предельного напряжения до полного спада. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением. Интенсивность, то есть степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо - ритмом ».
Ритм - чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой. Темп - степень быстроты движения, интенсивность развития чего-либо скорость следования метрических единиц.
Чем яснее для самого режиссера творческий замысел, чем он богаче и увлекательнее для него самого, тем лучше. Однако огромнейшую ошибку сделает режиссер, если весь этот багаж сразу же целиком выложит перед единомышленниками.
Нужен ряд творческих
собеседований, в ходе которых
режиссер не только
Первоначальный режиссерский план — это, в сущности, говоря, еще не замысел. Это только проект замысла. Он должен пройти серьезное испытание в процессе коллективной работы. В результате этого испытания созреет окончательный вариант творческого замысла режиссера.
Для того чтобы
это произошло, режиссер
Так, постепенно уточняясь и развиваясь, режиссерский замысел сделается органическим достоянием коллектива и войдет в сознание каждого его члена. Он перестанет быть замыслом одного только режиссера — он сделается творческим замыслом коллектива. Именно к этому и стремится режиссер, именно этого он и добивается всеми доступными ему средствами. Ибо только такой замысел будет питать собой творчество всех участников общей работы.
К этому в основном и сводится первый этап «застольной» работы.
Хорошо, если под
этим же девизом будет
Работа режиссера над мизансценой и окончательная отделка спектакля.
Для новой фазы характерной чертой являются поиски мизансцен. Репетиции теперь протекают в выгородке, т. е. в условиях временной сценической установки, которая приблизительно воспроизводит условия будущего оформления спектакля: «выгораживаются» нужные комнаты, ставятся необходимые «станки», лестницы, нужная для игры мебель.
Поиски мизансцен — очень важный этап работы над спектаклем. Но что же такое мизансцена? Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде.
Назначение мизансцены
— через внешние, физические
взаимоотношения между
Мизансцена —
одно из важнейших средств
образного выражения
Умение создавать
яркие, выразительные
Предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры так же закономерна для начинающего или малоопытного режиссеры, как импровизация — для зрелого мастера. Режиссер должен увидеть в своем воображении то, что он хочет реализовать на сцене, и мысленно проиграть увиденное за каждого участника данной сцены. Только во взаимодействии эти две способности могут обеспечить положительный результат: внутреннюю содержательность, жизненную правдивость и сценическую выразительность намечаемых режиссером мизансцен.
НЕЛЬЗЯ механически осуществлять мизансценирование на репетициях, или, как говорят на театральном языке, производить «разводку». Никакой «разводки» не должно быть! Разработанные дома мизансцены — это только проект. Он должен пройти проверку и выдержать практическое испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с актерами.
Огромную ошибку
совершит режиссер, если он будет
деспотически настаивать на
Когда мизансценирование
в основном закончено,
По отношению ко всем участникам общего дела у режиссера одна и та же задача: разбудить в каждом творческую инициативу и верно ее направлять.
8.2. Языковые
художественные выразительные
Взгляд на сценарий как
Слово - основная значимая единица языка. Совокупность всех слов языка составляет его лексику, В каждом отдельном слове различают лексическое значение ("о чем идет речь") и грамматическое (число, падеж, лицо, время и т.д.).
Лексическое значение является
основным и главным. Без него
слово утрачивает смысл. Слова,
А вот современная хохма из программы КВН: "Вышла книга о Дон Жуане на пенсии, называется "Тихий дон".
Чем чаще используются в
Синонимы (от греч. "синонимос" - одноименный) - различные по звуковой форме, но близкие или одинаковые по значению слова и синтаксические конструкции. Синонимия возникла как результат освоения церковнославянского словаря (уста, десница, чело), заимствования из других языков (воин - русское слово, солдат - немецкое), привлечения областных и окраинных словечек (так, наравне с "метелью" появились "пурга" и "буран").
Синонимы обогащают,
Однако не каждое слово
Эвфемизм - это мощное средство обогащения смысла, катализатор фантазии и ассоциативного мышления. И в этом качестве он чрезвычайно интересен сценаристу. "Почитатели рампы и кулис" (о поклонниках театрального искусства).
Обратим внимание, что эвфемизм выполняет, кроме всего прочею, и роль синонима, но это не узаконенный языковой традицией, а вновь придуманный, авторский синоним.
Переносные значения
Антонимы (от греч. «анти» - против и "онима" - имя) - слова с противоположным значением. В основе антонимии лежит ассоциация. По контрасту, отражающая существенные различия по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков.
Антонимическая фигура не
Заметим, что и авторской афористике антоним способен придать блеск, изящество и глубину: Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою собственную, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую. (Жан де Лабрюйер)
Слова, притягивая к себе
Слова и выражения,
К тропам относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория и др.
Эпитет (греч. "эпитетон" - приложение) – образное определение предмета или действия. "Эпитет показывает меру понимания художником того или иного явления, природы вещей, души человека. Эпитет - проба на звание мастера. Эпитет, если он точен, становится элементарным исследованием действительности (исследование в одном слове, иногда очень коротком). Это автореферат большой книги о предмете или явлении.
Эпитет - информационный центр строки, смысловой узел образных путей. Эпитет - стихотворный трактат; заключенный в пределы одной грамматической единицы - прилагательного".
Эпитеты в каждом случае
Роль эпитета в прозаическом тексте намного скромнее, не говоря уже о драматическом и сценарном. И, тем не менее, в монологе ведущего образные определения предметов и явлений постоянно присутствуют.
Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами: как, словно, будто, точно и др. Сравнения помогают более объемно и многосторонне представить описываемый предмет. С этой целью оно используется в монологах ведущего, диалогах сценических героев. В развлекательных программах сравнение помогает объяснить условия конкурса и особенности игрового задания.
Метафора (греч. "метафора" - перенос) - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Чаще всего в сценарии встречаются метафоры, закрепленные языковой традицией. Они возникли давно и по причине постоянного употребления почти не воспринимаются как тропы (нос парохода, спинка стула, ножки стула, крыло здания, хвост поезда и т.д.). Однако их употребление активизирует фантазию, рождает неожиданные ассоциативные ходы, помогает в построении реприз, острот, шуток.
Традиционные метафоры - это сгустки смысловой энергии. Они постоянно готовы взорвать режим автоматического восприятия текста. "Хочешь иметь девятку, умей выписывать восьмерки".
Часто используемый в
Новые, неожиданные метафоры - удел поэзии. Но и в сценарии могут возникнуть цветистые и даже вычурные уподобления в тех случаях, когда создаются пародийные тексты. "Птичка на ветвях моей души" - емкая характеристика говорящего.
Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека:
Информация о работе Темпо - ритмическая композиция представления