Темпо - ритмическая композиция представления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Наше сознание в зависимости от обстоятельств работает с различной интенсивностью. Изменение интенсивности обусловлено окружающей жизнью и жизнью самого организма. Наши мысли и эмоции достигают различной степени активности - от предельного напряжения до полного спада. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением. Интенсивность, то есть степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо - ритмом ».
Ритм - чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой. Темп - степень быстроты движения, интенсивность развития чего-либо скорость следования метрических единиц.

Работа содержит 1 файл

po_rezhissure.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

Осуществляя поиск художественного приема для  нашего конкретного случая, мы наталкиваемся на пьесу Б. Брехта «Трехгрошовая опера» и обнаруживаем, что ситуация, заключенная в ней, весьма напоминает ситуацию нынешнюю. Разница лишь во времени и пространстве. Эту разницу можно убрать двумя способами: а) сохраняя фабулу и язык оригинала, «инкрустировать» произведение современными отечественными реалиями; но в этом случае возникает опасность эклектического соединения этих двух составляющих, б) сохраняя сюжет оригинала, стилистически трансформировать пьесу, т.е. заново написать все диалоги, монологи и зонги, перенося действие в сегодняшний день и на российскую почву; второй вариант - предпочтительнее.

Таким образом, художественным приемом в данном конкретном случае является трансляция сюжета и фабулы пьесы Б. Брехта.

Вот такой  предварительный анализ театрализованного  представления необходимо было проделать, прежде чем приступить к работе над сценарием, который и предлагается вашему вниманию.

 

ФАБУЛА (< лат. fabula - повествование, история, басня, рассказ), в художественном произведении цепь основных событий, о к-рых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В изложении Ф. различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Часто Ф. называют сюжетом. Единица Ф. - с о б ы т и е. К одному и тому же событийному ряду могут обращаться художники разных времен, народов, поколений и разного места жительства (напр., библейские легенды или события Великой отечественной войны). Однако на одной и той же событийной основе создается принципиально новый художественный мир, в к-ром известная фабульная канва обретает новый смысл и значение. Т. о., Ф. возникает в конкретном сюжете как продукт творчества художника. В тех видах и жанрах иск-ва,   к-рые   обращены   к   предметно-событийному аспекту отображаемой действительности (эпос, драма, теле- и кинофильм, историческая живопись, опера, сюжетные театрализованные представления и пр.), Ф выполняет организующую функцию, объединяя все детали сюжета и давая тем самым ключ к эстетическому восприятию художественного произведения. В бестекстовой музыке, лирике, натюрморте, пейзаже и т. п. Ф. отступает на второй план. утрачивает организующую функцию; развитие сюжета осуществляется на основе движения эмоций, переживаний, настроений. Возможны бесфабульные произведения иск-ва (арабеска, некоторые лирические произведения).

 

Тема 6

 

6.1 Сценарий и режиссура театрализованного  концерта. Принципы составления концертной программы

 

Особый жанр современного массового искусства - театрализованный концерт. Театрализованный концерт родился в нашей стране, а затем завоевал популярность и других странах.

Театрализованный концерт - это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем. Театрализованный концерт, в отличие от филармонического, всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино. Тематические театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями, например, театрализованные концерты могут проходить, как завершающие какие-либо торжественные заседания, собрания или проходят самостоятельно.

Они бывают в  одном или в двух отделениях с  антрактом. В зависимости от этого используется закон времени, влияние его на внимание и утомляемость зрителя. По нормам, определенным опытом, известно, что концерт в одном отделении должен идти один час десять минут - один час тридцать минут. Потом зритель утомляется и его интерес ослабевает. Концерт в двух отделениях организуется так: первое отделение длится 1 час - 1 час 10 минут, а второе 55 минут - 1 час. Конечно, могут быть и отклонения, зависящие от исполнителей, темы, места проведения концерта. Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, смысловую и эмоциональную драматургию, которые определяются тем обстоятельством, собственно говоря, которые и вызвали постановку концерта. Основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных, но обязательно полностью исполняемых номеров. Сокращение, изменение композиции без учета формы и внутренней драматургии исполняемого произведения не допустимо.

Чего же должен добиваться режиссер, делая тематический театрализованный концерт? И. Туманов считает, что прежде всего четкой идейной выразительности и художественной образности. А добиться этого в концерте можно театрализацией его номеров.

Важная задача режиссера  концерта - непрерывность воздействия его программы на зрителя, необходимость жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его.

Очень важно  не обмануть ожидание зрителя, надо не только привлечь его внимание, заинтересовать, но и взволновать, воздействия на его разум и эмоции с системой художественных образов. Как правило, первый номер бывает эпиграфом к театрализованному концерту. Это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером. Это может быть номер многолюдного коллектива.

Номера, из которых  составляется  театрализованный концерт  различны, сюда привлекаться все жанры и виды искусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта. Используется в театрализованном концерте и кино. Отснятые ролики специально подобранного материала, подтверждающего мысль, заложенную в номере, пейзажных планов, помогающих уточнить место действия и создать необходимую атмосферу. Хорошо применять и диапозитивы, с помощью которых легко меняется место действия и создаются устойчивые планы декоративного оформления или отдельных его фрагментов.

Часто для  театрализованных концертов применяется  оформление, специально выполненное художником- сценографом. При этом, наряду с важнейшей задачей - созданием художественного образа должна предусматриваться организация концерта.

Ни в одном  другом жанре искусства непрерывность  сценического действия, а также и воздействия, не имеет столь важного значения, как в массовом представлении, а значит и театрализованном концерте; нигде так остро не ставиться вопрос о стремительной и органичной «подачи» на сцену самых разнообразных сил. Вот почему художник должен, определяя принцип оформления, серьезное внимание уделить внутренним и внешним коммуникациям. Это заставляет художника имеете с режиссером заранее продумать четкий порядок красивой и легкой «эвакуации» со сцены тех или иных номеров с их декоративным оформлением и появлением на сцене новых коллективах. К сожалению, практика показывает, что забывают о том факте, что сцена должна быть особым образом подготовлена. И когда происходит смена, особенно коллективных номеров, например замена оркестра хором, создается шум, возникает пауза и эта «грязь» нарушает необходимую динамику концерта и его атмосферу. Если концерт плохо организован, плохо работает занавес, подъемно-опускные механизмы сцены, на сцене шум, что-то падает, шум за кулисами, если возникают проблемы с музыкой или светом, то все это несомненно рассеивает внимание зрителей, и в этом повинна неслаженность монтировочной части концерта. А задача режиссера заключается в том, чтобы с первого номера собрать, сконцентрировать внимание зрителя на сценической площадке. Завладев вниманием, нужно его удержать, не дать ему распылиться. Главное в режиссуре концерта - непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, пронизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. А это достигаете и твердой организацией всего концертного организма. Если же закулисная чисть, не мобилизирована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, возникают те разрывы в ткани концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта. Но у режиссера театрализованного концерта очень большие интересные возможности и при помощи художника их осуществление повышает значимость концерта. Одна из таких возможностей - укрупнение каждого номера. С помощью изобразительных средств, например, удается глубоко и выразительно раскрыть тему номера.

Форма театрализованного  концерта привилась и часто используется в практике. Однако, готовя такое представление, нужно думать о динамике концерта, о его движении. От начала концерта, конца первого, начала второго отделения, финала всего концерта зависит многое. Как сделать, чтобы зритель не ушел в антракте, а вернулся на второе отделение, как увлечь и заинтересовать его? Это серьезная и важная задача режиссера, найти интересные сценарные и режиссерские решения.

Как утверждает И. Туманов, нет готовых рецептов постановки театрализованных концертов. Каждый концерт может иметь тысячу самых разнообразных решений, может привлечь самый неожиданный материал. Но режиссер должен быть политически и исторически чутким, образованным, человеком, знающим различные виды искусства, обладающим даром фантазии и воображения; а также должен иметь единомышленников среди режиссеров, художников, сценаристов и т.д. для формирования творческого коллектива, способного создать интересное праздничное представление с идейной и художественной точки зрения.

«Закон построения театрального концерта — научиться выстраивать при помощи монтажной «сборки», монтажного «сценария» из разнородного и разножанрового материала единую драматургическую конструкцию, в основе которой лежит концертное действие.» И.П. Шароев.

Драматургия театрализованного концерта

Театрализованный концерт - это особый жанр современного массового искусства. Особенно популярны были они в 60-80-е годы.

«Среди разных форм и  проявлений сценического искусства, - говорит И.М.Туманов, - есть такие, где сложность художественных задач в воплощении серьезной темы возрастает втройне. Я имею ввиду театр представления и, главным образом, театрализованные концерты.

Театрализованные  концерты являются составной частью театрализованных представлений, праздников.

Свое начало театрализованные концерты ведут от родившихся в первые годы Советской власти концертов-митингов, декад национального искусства, проходивших в Москве в 30-е годы.

В своих лучших образцах они обрели особый вид сценического искусства - тематический театрализованный концерт. Основоположником театрализованного концерта считается

И.М.Туманов. Определяя понятие «театрализованный» концерт необходимо четко установить его отличие от концерта вообще.

Концерт - выступление  в специальной программе одного или нескольких исполнителей.

Сборный Тематический театрализованный концерт - это использование разных жанров, видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем.

Театрализованный  концерт в отличие от академического (филармонического) всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино. В основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушать единство замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных обязательно полностью исполняемых номеров. Сокращение, изменение композиции, без формы и внутреннего драматизма исполняемого произведения недопустимо. И его должен добиваться режиссер? Четкой идейной выразительности и художественной образности.

Важная задача режиссера - непрерывность воздействия его  программы на зрителей, необходимо поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание, объединяющих действий. Как начало - первый номер - эпиграф к концерту, это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным номером - хор, оркестр.

Сценарный и  режиссерский замысел театрализованного  концерта является основой.

Он вбирает  в себя:

  • идейно-тематическую сущность содержания;
  • художественно-образную форму;
  • сюжетно-композиционную структуру (последовательность жанров и логику перехода от 
    номера к номеру);
  • сценографию и атмосферу всего концерта;
  • темпо-ритмическое развитие действия.

В поиске режиссерского  решения не может быть готовых  рецептов и речь может идти о готовой методике подхода к решению. Композиция концерта - порядок построения номеров -определяется режиссерским замыслом. Номера группируются по принципу смысловых сюжетных блоков (эпизодов) в том или ином повороте раскрывающих главную идею концерта, выстроенную, по внутренней логике ее развития. Соединить блоки - эпизодов - дело нелегкое. Один из приемов, который чаще всего используется - тексты ведущих, где авторская мысль точно сконцентрирована и выражена в точной и лаконичной форме.

Связывать концерт  в единое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства позволяют режиссеру использовать для этой цели - кадры, видео, музыку, проходящую лейтмотивом, хореографическую пластику. От верно выстроенной композиции всего концерта зависит его внутренняя динамики темпо-ритм. Создание верного темпо-ритма концерта зависит, в первую очередь, от перехода от номера к номеру, от эпизода к эпизоду. Восприятие номера, эпизода, всего концерта зависит не только от качества исполнителей, но и от того, что мы называем «сценической метафорой». Атмосфера концерта достигается и внутренней эмоциональной настроенностью исполнителей, и внешней сценической обстановкой. Внутренний настрой рождается в результате верного действия исполнителей. Внешняя обстановка на сцене создается при помощи различных композиций света, цвета, музыки, сценического оформления, других посторонних эффектов.

 

 

6.2. Драматургичность  документального объекта внимания

 

        Для проверки драматургичности, то есть возможности преобразования документального материала в художественную форму, проводится его драматургический анализ. Суть анализа в следующем.

Информация о работе Темпо - ритмическая композиция представления