Роль семьи в художественно-этетическом развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Содержание

Введение

Значение семьи в развитии ребенка
Музыкальные традиции в семейном воспитании
Роль воспитателя в организации художественно-эстетического воспитания в семье
Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

Роль семьи в художественно-этетическом развитии ребенка.docx

— 37.50 Кб (Скачать)

       Незаменимым средством формирования духовного  мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного  возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с  нравственным воспитанием, так как  красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

       Действенность эстетического воспитания прямо  зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

       Именно  поэтому уделяется большое внимание художественно-эстетическому развитию.

       Работа  по эстетическому воспитанию требует  высокой эстетической культуры самого воспитателя. Его эстетическое отношение  к действительности влияет на формирование у детей эстетических восприятий, чувств, представлений, суждений, переживаний. Замечает ли педагог красоту в  окружающей бытовой обстановке, в  природе, труде и отношениях людей, в произведениях искусства, как  выражает свое эстетическое чувство, каковы его эстетические суждения—от этого  главным образом зависит, каковы будут чувства и представления  детей. Педагог должен умело использовать все возможности повседневной жизни  для эстетического воспитания.

         Особенно велика роль музыкального  руководителя в эстетическом  воспитании детей. Его главная  и основная задача — приобщение  детей к миру музыки. Музыкальный  руководитель не только сам  осуществляет задачи эстетического  воспитания, но и является первым  помощником воспитателя в решении  этих задач, постоянно повышает  музыкально-эстетическую культуру  воспитателей.

       Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника  необходимо согласование усилий дошкольного  учреждения и семьи, в которой  он воспитывается.

       Несмотря  на то, что ребенок проводит в  детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние  на развитие личности дошкольника. Поэтому  сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

       1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

       При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни  открытых дверей, когда родители имеют  возможность не только посетить любые  занятия и режимные моменты, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

       2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы.  

       Заключение 

       Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В  ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

       Именно  в семье ребенок получает первоначальные установки, которые в будущем  сформируют его дальнейшие ориентиры  в жизни. Одной из таких установок  можно смело назвать обучение, как овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности.

       Если  родители хотят воспитать поистине творческого человека, то с раннего  детства они должны подключать ребенка  к разнообразным видам творческой деятельности. Так, художественно-эстетическая деятельность способствует эстетическому развитию. Ни один выдающийся художник не стал бы исключительным и незаурядным, если бы с детства ему не привили эстетические вкусы, сформировавшие его миропонимание и художественный взгляд на мир.

       Видя  определенные задатки и потребности  в какой-либо деятельности ребенка, семья должна стимулировать его  активность в данном занятии.

       Семьи, вырастившие выдающихся деятелей культуры и искусств, с юных лет приобщали  детей к искусству. Большинство  из родителей, являясь творческими  натурами, затягивали своих детей  в эту сферу жизнедеятельности. Ведя детей по своим стопам, родители со своими чадами посещают концертные залы, заставляя привыкать к звучанию классической музыки, ходят на выставки изобразительных искусств, формируя эстетический вкус ребенка, бывают в  театрах, где игра актеров и сам  спектакль заставляют задуматься о  каких-то насущных проблемах. Проблема остается в том, как заинтересовать ребенка. Интерес является большой  движущей силой активности и развития человека. "Интерес-это окрашенная положительная эмоция и прошедшая  стадию мотивации потребность, придающая  человеческой деятельности увлекательный  характер". Родители, замечая сложившиеся интересы своего ребенка, желая дальнейшего их развития, способствуют его формированию и становлению.

       Родители  всегда были и остаются главным примером для своих детей, их интересы, кругозоры, увлечения определенно в той  или иной степени передаются детям. Настроение, подъем, одушевление, с  которыми они производят действия (слушают музыку, смотрят на картину, анализируют спектакль), замечается и оценивается зорким детским глазом. Поэтому, очень важно передать ребенку те чувства, те эмоции, те особые лирические настрои, что возникают у родителей при просмотре произведений искусств либо слушанье музыки.

       Конечно же, ни малую роль между детьми и  родителями играет доверие и уважение. Дети должны видеть, что их поддерживают, уважают стремления и увлечения, радуются успехам в каких-то детских начинаниях. Каким бы плохим не был воспитанник, к нему всегда нужно подходить с оптимистической гипотезой, закладывать в него только хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам.

       Искусство играет очень большую роль в жизни  человека и человечества.

       Использование родителями библиотерапии, музыкотерапии способствует развитию эмоционально-чувственной сферы у детей. Музыка, слово, картинки не оставят равнодушными детей. Это развивает внутренний мир ребенка и содействует образованию определенных творческих способностей. Важно взять за правило такие способы воздействия на эмоциоально-чувственную сферу, как книготерапия, музыкотерапия и цветотерапия. Переживания, плохое настроение, отрицательные эмоции детей быстро уйдут, если соприкоснуться с миром музыки, поэзии, цветов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

    1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Изд-во "АиФ". - М., 2007г.
    2. Блонский П.П. Избр. пед и психол. соч.: В 2 т. М., 2009г.
    3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Уч. пособие. - М.: Изд-во УРАО., 2009г.
    4. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. - М., 2007г.
    5. Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. - Рязань, 2005г.
    6. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. - М., 2006г.
    7. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 2010г.
    8. Шрейдер Г.А. Руководить сообразно ситуации. - М., 2008г.

       9. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 2008г.

       10. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 2008г.

       11. Бабанский Ю. К. Педагогика.- М., 2009г.

       12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвещение, 2007г.

       13. Л. С. Выготский "Психология искусства".-Мн., Современное слово, 2008г.

       14. Долгополов И. Мастера и шедевры. - М.,"Изобразительное искусство", 2007г.

       15. Лопухина Е. М., Меренков Д. В. Опыты по творческому развитию.-Высшее образование в России, 2009г.

       16. Люблинская А. А.. Система отношений-основа нравственной воспитанности личности. Вопр. Психологии. 2007г.

       17. В. Н. Наумчик, Е. А. Савченко Этика педагога. - Минск, "Университетское", 2009г.

       18. Острогорский А. Н. Образование и воспитание. - М.,2005г. 
 

       Приложение 

       Материал  для родителей, развивавший музыкальные способности ребенка.

       Выбираем  песни с несложной мелодической линией и понятным для ребенка  текстом. Можно включить запись песни  и петь вместе с ребенком или по очереди, стараясь, чтобы ваш голос  сливался с голосом певца.

    1. Песня «Дружная семья».

       Жила - была крупная дружная семья:

       Прабабушка

       две бабушки

       мамы  с папами

       и ребятишки

       Они частенько все совместно ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтоб веселее было гулять, выдумали ребята себе занятие: считать свои шаги.

       Аллея в парке была длинная, им приходилось  делать много шагов, а считать  они умели лишь до четырех. Думали они, думали, как им удлинить счет, и  выдумали: после каждой числа решили ребята добавлять букву «и». Сказано - сделано.

       По  дороге бегут ребятишки

       И считают шаги шалунишки,

       А выходит у них вот так:

       Раз и, два и, три и, четыре и,

       Видишь, как скоро они бегут.

       Мамы  с папами их услыхали

       И шаги свои вмиг сосчитали:

       Раз и, два и, три и, четыре и

       Вот что у них вышло.

       Ну  и бабушки, чтоб не отстать,

       Тоже  стал шаги считать

       Вот так:

       Раз и, два и, три и, четыре и

       Тут прабабушка тихо произнесла:

       - А я тоже шаги сосчитала:

       Раз и, два и, три и, четыре и

       Ой, как медлительно шла она!

       Гуляли  они, гуляли,

       Считать шаги утомились

       И пошли домой отдыхать.

       означает  сказку пора кончать.

    1. Ход игры. На 1 - ую и 2 - ую строки текста взрослый совместно с ребенком выполняет нередкие полуприседания - «пружинки» - и сразу хлопает в ладоши. Под текст 3 - ей и 4 - ей строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладошки.

       Пояснение. Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.

       Нисходящая  интонация голоса приходится на каждую сильную долю: Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко и т.д.

       Песня:

       Солнышко.

       Солнышко, солнышко,

       Выгляни в окошко:

       Твои  детки рыдают,

       По  камушкам скачут.

Информация о работе Роль семьи в художественно-этетическом развитии ребенка