Роль семьи в художественно-этетическом развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Содержание

Введение

Значение семьи в развитии ребенка
Музыкальные традиции в семейном воспитании
Роль воспитателя в организации художественно-эстетического воспитания в семье
Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

Роль семьи в художественно-этетическом развитии ребенка.docx

— 37.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Роль семьи в художественно-этетическом развитии ребенка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание 

       Введение 

    1. Значение семьи в развитии ребенка
    2. Музыкальные традиции в семейном воспитании
    3. Роль воспитателя в организации художественно-эстетического воспитания в семье

    Заключение 

    Список  литературы

    Приложение  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       Введение

       Взрослые  и дети постоянно сталкиваются с  художественными и эстетическими  явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с  искусством и природой, в быту, в  межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и  комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение  и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи  с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

       Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную  направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать  способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

       Общаясь с эстетическими явлениями жизни  и искусства, ребенок, так или  иначе, эстетически и художественно  развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено  стремлением к развлечению, а  без вмешательства извне у  ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

       Существует  различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.  Во-первых, это процесс целенаправленного  воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве  и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача  художественно-эстетического  воспитания заключается в  формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности  к самостоятельному творчеству и  созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного  творчества. Своеобразное понимание  сущности художественно-эстетического  воспитания обусловливает и различные  подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

       Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и  быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения  детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

       Вторая  задача художественно - эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими"

       Третья  задача художественно-эстетического  воспитания связана с формированием  у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит  в том, чтобы "воспитать, развить  такие качества, потребности и  способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют  ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его  "по законам красоты". Суть этой задачи заключается в том, что  ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно  участвовать в создании прекрасного  в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества. 

       
  1. Значение  семьи в развитии ребенка

       В комплексе главных задач, поставленных перед образовательной и профессиональной школой, является дальнейшее развитие педагогического единства действий в воспитании подрастающего поколения  школы, семьи, трудовых коллективов, общественных организаций.

       Первые  жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и  воспитатели – отец и мать. Давно  установлено, что для ребёнка  общие семейные повседневные радости  и огорчения, успехи и неудачи  – это источник, рождающий доброту  и чуткость, заботливое отношение  к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные  планы и идеалы человека.

       В формировании личности ребёнка принимают  активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.

       Всё это так, но влияние семьи –  особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень  нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального  общения, семейные традиции и нормы  поведения, словом, вся атмосфера  семьи имеет решающее значение в  воспитании ребёнка.

       Каждый  отец, каждая мать и умом, и сердцем  должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.

       Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в  семье дети просто и естественно  приобщаются к жизни. В семье  закладываются основы понимания  ребёнком мира, с первых лет он усваивает  моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

       Ребёнок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает  определённый тип отношений мужчины  и женщины. Отношения родителей - это одна из основных моделей будущих  супружеских отношений детей.

       Успешное  воспитание ребёнка возможно лишь в  такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются  высокие нравственные требования.

       Хорошая семья – это семья, где супруги  понимают друг друга, вместе радуются, переживают неудачи, где супруги умеют и вместе трудиться, и вместе отдыхать, воспитывать детей.

       И действительно, наше настроение, отношение  к людям, самостоятельная жизнь  взрослых детей во многом зависят  от той атмосферы, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем наше детство, то, конечно, не потому, что  оно было беззаботным с материальной стороны. Счастливое детство может  быть только у тех детей, которые  живут в счастливых семьях. Здесь  дети не замечают своего счастья, как  воздух, которым они дышат. Они  природно и гармонично развиваются, живут многокрасочной жизнью, интересными мечтами.

       Часто можно услышать: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. И  это справедливо. Ведь, в конце  концов, судьбу детей определяют не прекрасные порывы, мечты и слова, а общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность.

       Добрые  семейные взаимоотношения совершенно не исключают разногласий мыслей, споров. Но в хорошей дружной семье  они решаются без раздражения, без  унижения человеческого достоинства  взрослых и детей. В любой ситуации здесь не будет крика, взаимных обид, люди уважают мысли друг друга, ценят авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.

       Тон семейной жизни – это последствия  действий многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений  между членами семьи, культуры домашнего  быта, организованности семейного коллектива, его традиций и т.п. 

       
  1. Музыкальные традиции в семейном воспитании

       Во  всем мире признано, что лучшие условия  для развития и воспитания ребенка  раннего возраста, в том числе  и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому  родители, взяв на себя ответственную  роль педагога, должны помнить, что  этот период чрезвычайно важен для  последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно  развить у детей музыкальные  способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное  к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации  музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

       Музыкальное воспитание и развитие ребенка в  семье зависит от тех предпосылок  и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками  и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной  деятельности, общей культурой.

       Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В  одних с уважением относятся  к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в  доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

       В некоторых семьях мало обеспокоены  музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в  этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к  средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную  «легкую» музыку, потому что к «серьезной»  музыке его родители безразличны.

       Вместе  с тем в семье имеются все  возможности для применения различных  видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным  воспитанием, ребенок постоянно  находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные  способности, формируется музыкальная  культура. Дома ребенок может слушать  музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

       Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных  инструментах. Ребенок без специальных  занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные  инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать  детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию  по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

       Реже  всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением  семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить  спонтанно, «сочинять» музыку во время  игр - напевать марш, ритмично стуча  солдатиками и изображая, что  они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая  куклу; импровизировать мелодии  на фортепиано, детских музыкальных  инструментах.

       Музыкально  — образовательной деятельностью  в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство  же дошкольников получают музыкальные  знания стихийно, без какой - либо системы.

       Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок  посещает детский сад, то «двойное»  музыкальное образование позволяет  успешнее развивать его музыкальные  способности, формировать основы музыкальной  культуры. 

       
  1. Роль воспитателя  в организации художественно-эстетического  воспитания в семье

       Эстетическое  воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Информация о работе Роль семьи в художественно-этетическом развитии ребенка