Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:22, реферат
Цель работы.
I. На основе анализа теоретической литературы:
1. Определить значение игры для психического и физического развития ребенка;
2. Показать роль игры как важного средства воспитания;
3. Классифицировать игры по способам организации.
Реферат «Роль игры в развитии ребенка».
Цель работы.
I. На основе анализа теоретической литературы:
1. Определить значение
игры для психического и
2. Показать роль игры
как важного средства
3. Классифицировать игры по способам организации.
II. На основе наблюдений и опыта организации игр:
1. Раскрыть зависимость уровня развития и типа игр от возрастных
особенностей.
2. Показать методы исследования игр детей школьного возраста.
3. Представить методические рекомендации по организации игр.
Глава I
Теория игры (методологическая основа)
§ 1.Социальная природа игры.
Игра – сложное социально-
возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность
включаться в игру
характеризуется особым
возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют
различные психологические основания.
Почему же люди, взрослея, перестают играть?
Потребность в игре, вероятно, зависит от творческих возможностей
личности. Ведь творчество
обязательно связано с
самого процесса деятельности. В работах Л.С. Выготского, показана возрастная
тенденция к снижению стихийно возникающих игр.
Как правило, у детей
к подростковому возрасту
творчеству, подросток начинает критично относиться к нему.
«Такое же свертывание детской фантазии мы видим в том, что у ребенка
пропадает интерес к наивным играм более раннего детства». (8,32)
Однако ряд авторов (Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, О.С. Газман)
указывают, что получение удовольствия, радости, положительных эмоций также
является одной из
побудительных сил,
Взрослый человек, который уже совершил выбор одного из возможных
жизненных путей, живет
в сфере узкого канала воронки,
в условном плане
прочувствовать другие
использованные в реальном плане.
Умение людей входить
в игру влияет на
создаёт настроение окружающим. Игра – это сложное социально-психологическое
явление, при достаточно
осознанном отношении она
стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления
внутреннего конфликта,
а также стимулирования
Почему же этим средством так редко пользуются взрослые?
Почему игра считается преимуществом детства?
Как уже отмечалось выше, игра – это, прежде всего, процесс творческий,
Но у многих складывается стереотип, что творчество – удел избранных, но
Л.С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском
возрасте», опровергает эту мысль. Если понимать творчество: «как
необходимое условие
существования, и всё, что
в чем заключается хоть йота нового, все равно будет ли это созданное… какой-
нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства…». То
легко заметить, что
творческие процессы
самом раннем детстве, так и у взрослых людей. (8,40)
С возрастом люди получают массу возможностей воздействовать на мир, в
то время как в детстве игра – доминирующий способ в силу недостаточной
развитости, «взрослых» способов познания и действия.
Но главное, пожалуй, в следующем. С детства люди привыкли слышать:
«хватить играть, пора делом заняться». С детства лепится жесткий стереотип:
игра – это то, что несерьёзно. Игра отождествляется с тем, что
«легкомысленно», что
«развлечение». И взрослые
игры многозначительными хобби, погружением в созерцание телевизионных
программ, играми по правилам (шахматы, карты), спортивным «болением» и т.п.
И еще одна немаловажная причина. Игра (как внешняя, так и внутренняя)
требует определенных душевных усилий. Компенсирующие игру занятия и
увлечения более легки для ощущения.
Между тем, уже давно обнаружено, что игра не представляет собой чего-
либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни
у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную
особенность человеческой природы.
Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что
детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир
человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такой ступени
развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным
непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания
формируют у него
стремление к совместной
Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной
потребностью детского организма – развитии, осуществляемым через игру. Игра
по своему происхождению и содержанию социальна.
«Игра-эта такая деятельность,
в которой воссоздаются
отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной
деятельности». (7,48)
§ 2.Классификация игр.
Принято различать два основных типа игр:
- игры с фиксированными и открытыми правилами;
- игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого
типа является большинство
дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных,
музыкальных, игры-забавы, аттракционы).
Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или
художественных впечатлений
свободно и самостоятельно
социальные отношения или материальные объекты.
Обычно выделяются такие типы игр:
1.подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру
выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей,
развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают
музыку и умеют ритмично двигаться под неё;
2.строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными
материалами, развивают
у детей конструктивные
рода, подготовкой к
овладению в дальнейшем
3.дидактические игры –
лото для обогащения
психических качеств и
4.сюжетно-ролевые игры – игры,
в которых дети подражают
трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу,
дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо
познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество,
наблюдательность.
Сюжетно-ролевые игры
уже давно были выделены
из других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо роли
и разыгрывают различные
события из жизни людей,
и взаимоотношения
- и тем самым творчески
Творческая ролевая игра школьников имеет свое содержание, свои внутренние
правила. Стремясь воплотить
в игре реальную жизнь,
соответствующим правилами
этой жизни, которые
внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет школьников
стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни,
внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться
(тренироваться, воспитываться)
содержащих большие
воспитательные возможности,
видов:
Игры драматизации
Подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не
является жестким каноном в отличие от спектакля.
В этом виде следует выделить игры – импровизации. Сущность их
заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень
игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.
С.Т. Шацкий так комментировал эти игры: «Непринужденная детская игра,
дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её
зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени
сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе
ребенка».
В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль
взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл
этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное
звено, обеспечивая
которое, взрослый
воспитательное влияние игры.
Игры «на преодоление этапов»
Определяются этапы («пункты», «станции»). На каждом этапе выполняется
определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.п.
характера.
Определяется число этапов, на которых дети должны, например, разгадать
ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимости от тематики и задач игры.
Предусматриваются и игровые роли: «судья», «контролёры», «ассистенты». Игры
проводятся чаще всего в виде соревнований между командами. Они могут
проходить по различным
учебным предметам:
т.д.
Трудовые задания типа «необходимо покрасить забор», «вырыть ямы»,
основанные только на «взрослом» требовании, могут вызвать сопротивление
подростков.
«И здесь даже не в «овзрослении» дело. Просто та форма обращения,
которая в сфере взрослых является формой делового общения, с детьми иногда
становится тормозом воспитания»,- пишет Ю.Азаров.
И опытный педагог
находит иной вариант
деятельность.
Игровой тренинг (для старших подростков)
Игровым тренингом мы условно называем систему игровых упражнений по
обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по
особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом
упражнении даёт руководитель.
Ввиду того, что старшие
подростки весьма
личности, для них можно
организовывать «
тренинга следует
научиться понимать
других людей, оценивать,
раскрывать самого себя.
Педагогу в этих
играх важно стимулировать
способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15
игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30-40 минут. Занятия
удаются только при
условии абсолютной
20 человек. Следует заранее
обговорить с ребятами
проведения игр, без
соблюдения которых игровой
. высокая доброжелательность и доверие друг к другу;
. при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не
личность, а её деятельность и способы общения;
. впечатление о степени
удовлетворенности игрой
доводить до руководителя сразу.
Успешность «психологических игр» полностью зависит от степени
взаимопонимания и
взаимодоверия между
Варианты таких игр широко представлены в работах Аникеевой Н.П. и Смирнова
С.А.
§ 3.1.Игры детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Но
если в младшем дошкольном
возрасте в процессе игры
уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем
дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений
окружающих людей, что формирует новые потребности.
Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая
игра интенсивно развивается и достигает во второй его половине своего
высшего уровня. В игре
в качестве опосредующего
правилом стоит роль.
Принятие роли существенно
правил.
По содержанию игры детей третьего и четвертого года жизни разнообразны.
Большое место занимают
игры подвижные (догонялки,
предметами (двигающимися
предметами игрушками для
дети игры с песком и водой, к четвертому году жизни дети производят не