Особенности режиссуры в факте и документе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

В работе над сценарием театрализованного представления и праздника документ и факт имеет огромное значение, он, как правило, является основой будущего сценического действа. В дальнейшем в курсовой работе мы рассмотрим этапы работы с документальным и фактическим материалом, исследует проблемы их использования, и сделаем соответствующие выводы.

Работа содержит 1 файл

Доклад кусочки.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

  Совокупность эпизодов, художественно раскрывающих аспект авторской концепции на определенном идей эстетическом уровне, называется блоком.

  Поскольку каждый эпизод содержит разные, а общего конфликта, постольку отношения между эпизодами в блоке конфликтны. Именно это и позволяет рассмотреть  грани авторской концепции с нескольких сторон, правило, авторская концепция имеет несколько аспектов. Число блоков в сценарии должно быть равно числу тов. Отношения между блоками также строятся по законам конфликта.

  Глава II. Роль и значение документа и факта в театрализованном представлении и массовом празднике.

  2.1 Факты жизни и факты искусства

  Ни одна эпоха не знала прежде такого интереса к документальности, такой жажды подлинности жизненного материала. Современный человек, с обретенной им способностью и склонностью к сортировке фактов, к самостоятельному мышлению, тянется к документалистике, дающей для интеллекта и активной деятельности ума.

  Концентрируя внимание на документальности как специфической особенности драматургии театрализованных как специфической особенности драматургии театрализованных представлений и праздников, Д.М. Генкин и А.А. Конович совершенно справедливо подчеркивали, что главным I инструментом сценариста является документ, жизненный факт, а литературно-художественные фрагменты - только вспомогательными, которые усиливают звучание первого.

  В этом смысле, как пишут авторы, резервы драматургии неизмеримо велики, ибо «... ее герой не является художественным вымыслом авторов. Он абсолютно реален, достоверен, взят из жизни»

  Следует согласиться с точкой зрения Д.М. Генкина и А.А. Коновича, поскольку без опоры на факты не может формироваться убежденность личности в правомерности тех или иных общественных идей, а тем более ее активное восприятие действительности, деятельное отношение к ней, её оценка. Можно утверждать, что социально-культурная деятельность сценариста-режиссера - одна из форм социальной педагогики. В этом проявлении она имеет родственный характер с публицистикой, ибо задача публициста в создании на документальной основе условного мира, а в обнаружении и поэтизации социально значимого « факта  жизни», взятого и раскрытого так, чтобы люди увидели обычное, знакомое, повседневное в новом свете и качестве

  Процесс социально-культурной деятельности с необходимостью включает и всесторонний анализ действительности с определенных мировоззренческих позиций, вдумчивое соотнесение, сопоставление явлений и «фактов жизни» с другими явлениями и фактами, умение выделить в жизненном потоке главные, ведущие тенденции. И, разумеется, целенаправленный отбор сценаристом явлении жизни, объектов изображения, материала, формы.

  Исследование действительности на фазе собирания и обобщения «фактов жизни» - отнюдь не бесстрастная работа аналитического ума. Неодолимая сила влечет к познанию и рождается она высоким развитием гуманитарной культуры сценариста, когда его сознание из сферы будничной собственной «конечной жизни», расширяясь, Проникает в сферу «бесконечного» бытия человечества. Там и ищет и находит свою сверхзадачу (позицию), - то есть, доминантной его сознания становится не только полифоническая структура досуга, а судьба людей в культурно – досуговом пространстве.

  Истиной радостью становится существование в другом человеке, переживание его судьбы как собственной. Это рождает непреодолимый интерес к людям и их судьбам. Поэтому сценарная культура режиссера театрализованных представлений и праздников эмоциональна с самых своих истоков, с восприятия окружающего мира, события которого ожигают ум и сердце художника-педагога.

  В сценарной практике нам довелось в одном представлении воплотить результаты анализа не одного, а сразу трех фактов, как одного обобщенного события: Афганистан - три друга - три похоронки - три матери. А для ила событие одно, имя которому Горе.

  В театрализованном представлении «Строка, оборванная пулей» исполнитель роли. Вс. Багрицкого читал письма к матери, с каждым из которых он поочередно обращался в зал к трем женщинам, потерявшим на Чеченской войне сыновей. Эти письма не только воспринимались аудиторией как небольшие новеллы, но и осмысливались как факт из жизни страны.

  Процесс анализа современного состояния сценарной; культуры теоретически многогранен по своим возможностям, и включает в себя знакомство с конкретными людьми, их биографиями и делами, ознакомление с документами, письмами, фактами, различного рода архивными материалами, а также различными художественными произведениями, впрямую или косвенно относящимися к исследуемой проблеме сценария.

  Для достижения хотя бы приближенного «центра истины» необходимо проникать сквозь чрезвычайно запутанные сплетения фактов, не говоря уже о множественное распространяемых версий того или иного события. Почти каждый факт, и почти каждое явление в отдельности нуждается в осмыслении; еще больше нуждается в нем совокупность этих фактов и явлений.

  Проблема отбора, анализа фактов, умение видеть понимать «характер» единичного факта играет огромную роль в творчестве сценариста. При этом никому на первых порах и невдомек, что само «видение» факта есть результат того нового, что обрело объектив искусства.

  В этом смысле примечательными являются слова Ф.М Достоевского: «Действительно, проследите, иной даже вовсе и не такой, яркий на первый взгляд, факт действительно жизни и если только вы в силах и имеете глаз, то найдете в нем глубину, какой нет у Шекспира... Ведь не только чтобы создавать и писать художественные произведения, но и чтоб только приметить факт, нужно тоже в своем роде художника»

  Если соотнести сказанное Ф.М. Достоевским с процессом нахождения и анализа социального факта, придем к следующим выводам: так как в каждом жизненном факте «имеется глубина», приближающая его (по  степени достоверности отражения жизни) к уровню искусства, а умение «приметить» эту глубину требует «в своем роде художника», то работа с фактом, его анализ:

  а) имеет творческий характер, что в свою очередь требует наличия определенного уровня сценарной культуры;

   б) требует от сценариста определенного уровня мировоззренческой  подготовка.

  A. M. Горький говорил, что факты «различны по скрытой к них педагогике», поэтому решение воспитательных задачь от того, насколько педагогически ценный будет проанализирован и отобран.

  Один из самых активных и ярких зачинателей сценической публицистики В. Маяковский шел в своей драматургии также от факта. Рассказывая о своей работе над пьесой «Клоп», он подчеркивал, что основным материалом для этого произведения послужили факты, на которые он обратил внимание, как «газетчик публицист». В. Маяковский и его соратники сражались не за натуралистичней документ, а за документ осмысленный патетически  и сатирически. Для большой группы художественной интеллигенции «литература факта» была путем освоения нового жизненного материала. Факт, осмысленный художником, становился явлением художественного порядка. Примером литературной обработки фактов является поэма В. Маяковского «Хорошо». В поэме факты истории выстроены хронологическом порядке. Эйзенштейн в знаменитом | «Броненосце «Потемкине» прямо шел по фактам: восстание на броненосце, гибель Вакулинчука, его похороны и расстрел на одесской лестнице. Факты, факты, факты.., Факты - это правда. Объективная, не подверженная влиянию, фальсификации. Для В.Э. Мейерхольда «Мистерия» буфф» явилась поводом для создания публицистического спектакля-обозрения на актуальные темы. В сущности «Мистерия - буфф» была, так сказать, типично «агитбригадным» 
спектаклем того времени, в котором самая дерзкая и 
сокрушительная злоба дня необходимо сочеталась с поэзией обобщений и настроений. Лирика – эпический тон и факты, взятые из жизни, с улицы, из газет.

  Использование «фактов жизни», и «фактов искусства» в определенном взаимоотношении содержит реальную возможность одновременного воздействия на рациональную и эмоциональную сферу зрителей. Эта возможность зависит от умелого сочетания информационно- логической и эмоционально – образной линий  при создании сценария.  

  Различные документы имеют свои специфические воспитательные возможности. Этим можно объяснить попытки теоретиков классифицировать документальный материал.

  Так, например, В.Я. Суртаев разделяет документы на две группы. К первой он относит письма, дневники, фотографии, пластинки, магнитофонные записи, отражающие подлинные факты, во второй - документы «мемуарно-художественные»: воспоминания очевидцев, соучастников, какие - либо события, а также документы, факты, получившие художественное разрешение в литературе, кино, радио.

  Отсутствие четкой классификации документальных художественных средств создает определенные неудобства в оперировании данными понятиями. На основании этого существующее разнообразие сценарного материала делится на две группы: «факты жизни» и «факты искусства» К «фактам жизни» отнесем реальные факты и события, происшедшие в жизни и не относящиеся к сфере искусства, а также реальные события, зафиксированные в документах, фотографиях, магнитофонных записях, кинохроники, письмах, официальных документах и т.п. К «фактам искусства» - все жанровое разнообразие произведений искусства, а также их фрагменты (музыкальные, поэтические, 'хореографические, драматические, отрывки из художественных кинофильмов и т.п.). Такое условное разделение удобно тем, что оно подчеркивает единство подхода к «фактам жизни».

   2.2 Понятие документа и факта

   Некоторые специалисты  считают, что отличительной  особенностью драматургии театрализованных тематических концертов, является их документальность. Трудно согласиться с такой категоричностью. Можно было бы перечислить множество театрализованных тематических концертов, в которых отсутствовала документальность и от этого их идейно-художественный и гражданский уровень нисколько не снижался. Например, заключительный концерт сельской художественной самодеятельности России, осуществленный И. М. Тумановым в Кремлевском Дворце съездов; или театрализованный тематический концерт в концертном зале Суздальского комплекса для министров культуры Ближнего Зарубежья. В них постановщики, не прибегая к конкретным документам и фактам, а художественно осмыслив события, которым эти концерты были посвящены, широко использовали принципы создания путем монтажа номеров, своеобразных игровых картин-эпизодов: сельский праздник, посиделки, околица и т.п.

   Вопрос  включения документального материала  в ткань театрализованного тематического концерта зависит, во-первых, от характера события, в честь которого он ставится, во-вторых, от его режиссерского замысла.

Слово факт происходит от лат. – сделанное, свершившееся. Имеет несколько значений. Факт это синоним слова истина, событие, результат, знание и достоверность  которого доказана. Факт фиксирует  определённые знания.

Документ  от лат. – доказательство, свидетельство. Документ – это материальный носитель записи с зафиксированной на нём  информации, предназначенной для  её передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями могут  выступать бумага, кино и фотоплёнка, фонограммы (граммофонные записи) выступлений известных людей, и выступления живых свидетелей или участников событий. Наконец, это и цифры. Но в этом случае необходимо найти выразительный образный прием, с помощью которого они «заговорят». Т.е. носители, которые могут содержать тексты, изображения, звук. Документ в обычном понимании – это деловая бумага, юридически подтверждающая какой-то факт или право на что-то, т.е. документ – это свидетельство о факте. Такой фиксацией могут быть письменные свидетельства о сути происходящего, протоколы, стенограммы, декреты, постановления, и т.д. Документальное - значит не содержащее вымысла. Документальным материалом могут быть:

  1. Литературно-документальные источники (мемуары, очерки, публицистические статьи).
  2. Эпистолярные материалы (дневники, письма, фото и кинодокументы, зафиксированные на плёнку выступления известных людей и т.д.).
  3. Подлинные вещи (личные документы, оружие, каски, гильзы, награды, знамя и т.д.).
  4. Использование в сценарии историко-документального и местного материала придаёт ему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес у аудитории.

В массовом представлении используются не только документальное кино и видеоматериалы, цифры, факты, но так же в действие включаются реальные, подлинные герои, непосредственные участники тех или иных событий, которым посвящается представление.

Реальный  герой участник каких-то событий  во много раз усиливает эмоциональное  воздействие эпизода. Документализм  ТП тесно связан с выбором места  действия, а зачастую само место действия становится главным действующим лицом. Помимо природных, архитектурных особенностей игровой площадки, времени дня и года огромную роль играют вызванные данным местом исторические ассоциации (Мамаев курган, солдатское поле, Пискаревское кладбище). Поэтому реальные герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места можно отнести к документальному материалу. Поле творческой деятельности режиссёра ТП не имеет границ, сценарный жизненный материал находится вокруг нас и может стать источником смысла празднества. Не смотря на то, что драматургия театрализованного представления основана на документальном материале и фактах – это не означает, что она лишена художественного вымысла, что в сценарии не может быть обобщённых образов героев. Именно сочетание 2ух линий документальной публицистичности и художественной образности – придаёт сценарию масштабность, выразительность и глубину. Их нельзя противопоставлять друг другу. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом. В других художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого действия. Документальный местный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист режиссёр создаёт новый художественный образ. Только образное решение превращает документальный материал в произведение искусства. Документ может быть основой, отталкиваясь от которой драматург и режиссер создает новый образ. Однако возможности театрализации позволяют показать в документальном действии реальных, а не вымышленных героев. По своей художественной природе массовой театрализованный праздник суть высокая идея, выраженная в яркой, образной форме. Именно образность делает массовый праздник явлением искусства, его массовый формой.

Информация о работе Особенности режиссуры в факте и документе