Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа
Цель проекта: разработка методического комплекса по теме «Русский народный костюм»
Данная цель проектирования определила постановку следующих задач: 1) изучить народный костюм европейской России и выявить специфику трансформации русского народного костюма в его сценическом воплощении;
2) разработать электронное пособие "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" и методическое сопровождение к нему; 3) разработать цикл внеучебных мероприятий по теме «Русский народный костюм» для учеников младших классов; 4) апробировать цикл мероприятий по теме «Русский народный костюм» в учебной и внеучебной деятельности в работе хореографических коллективов.
Введение……………………………………..….............................................3
Пояснительная записка……………………………………………………6
1.1. Эстетический идеал внешнего и внутреннего облика русского народа
в устном народном творчестве………………………………………….6
1.2. Русский народный костюм как знаковая система народной
художественной культуры………………….…………………………..10
Практическая часть
Методический комплекс по теме «Русский народный костюм»……...17
2.1. Электронное пособие «Русский народный костюм и его сценическое
воплощение»………………………………………………………….…17
2.2. Рекомендации по моделированию русского народного костюма
на куклах ………………………………………………………………………………………..….22
2.3. Рекомендации по созданию сценического
русского народного костюма………………………………………..…23
2.4. Разработка экскурсии по выставке русского костюма . ……………. .28
2.5. Разработка внеклассного занятия. Сказка «Русские красавицы»
для детей младшего школьного возраста)……………………………. .31
2.6. Календарный праздник «Масленица» (Сценарий) ……………….......33
2.7. Приемы и методы организации изучения
русского костюма на уроках народного танца……………………..…42
Заключение…………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………..45
Приложение 1. Электронное методическое пособие по теме "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" на CD – диске
Приложение 2. Аудио запись песен праздника «Масленица»
Раз, два – не воронь, а беги, как огонь.
Правила игры «Карусель»:
Дети стоят по кругу с каруселью, затем идут хороводом с песней. До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону. Выигрывает тот, кто первый добежит до ленты.
Ведущая: Хватит, хватит нам играть, пора третий день справлять!
Дети – «Лакомка!»
Ведущая – В этот день ходили друг другу в гости, угощали блинами.
Дети – Нам везде надо успеть – И сплясать и песню спеть!
Мальчик – Съесть корзину пирогов!
Да три короба блинов!
Дети поочередно обращаются к чучелу Масленицы:
Ах, ты, Домнушка, красно солнышко,
Вставай с печи, погляди на печь,
Не пора ли блины испечь!
Фольклорный ансамбль исполняет р.н.п. «Блины».
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины вы блиночки мои – 2 раза
Девочка:
Моя старшая сестрица печь блины то мастерица
Ой, блины, блины, блины вы блиночки мои – 2 раза
Напекла она поесть, сотен пять наверно есть
Ой, блины, блины, блины вы блиночки мои – 2 раза
Мальчик:
На поднос она кладет, и сама к столу несет
Ой, блины, блины, блины вы блиночки мои - 2 раза
Девочка:
Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины вы блиночки мои – 2 раза
Ведущая: Дети ходили из избы в избу, поздравляли с праздником и просили блины:
Тинка-тинка!
Подай блинка!
Оладышка-прибавышка!»
Тетушка не скупись
Масленым кусочком поделись!
(Дети из классов выносят блины и становятся возле чучела масленки).
Дети фольклорного коллектива поочередно хвалят блины:
Вот блины, так блины, во печах испечены, и сочные, и молочные,
И крупчатые, и рассыпчатые, с дымом, с паром, с головным угаром!
Девочка и чучело масленицы разносят и раздают блины детям, находящимся в зале.
Фольклорный ансамбль:
Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся!
На горах катаемся Блинами объедаемся!
Ведущая – Лучше нет радости для меня, чем сладости
Девочка – Нам везде надо успеть
Мальчик – И сплясать и песню спеть!
(Младшая группа фольклорного ансамбля «Родничок» исполняет р.н.п. «Тетушка-деленка».)
После съедения блинов в центр зала выходит фольклорный ансамбль и благодарит Масленку за предоставленные блины:
Ой, спасибо хозяюшке за горячие блины! (кланяются)
Эх, Масленица-непогасница!
До чего же довела, до великого поста!
Ведущая – Четвертый день «Широкий четверг» или «Широкая масленица», перелом, разгул. В этот денёк гуляли с утра до самого вечера: пели, плясали, водили хороводы.
Походили мы по свету, лучше русской песни – нету!
Где песня поется, там лучше живется!
Девочка – Как на улице мороз подмораживает нос!
Не велит долго стоять, велит пляску начинать!
(Исполняется р.н.п. «Нам не жарко, не холодно…»)
Ведущая – В мире нет чудней и краше
Чем в устах частушка наша!
(конкурс «Эх, частушечка»)
Конкурс начинает участница фольклорного ансамбля «Родничок», частушки «Кирики-чигирики…»
Ведущая – За играми, да пляска проходят для масленичной недели.
В пятницу и субботу полагалось в гости к родственникам сходить
С ними чай с блинами попить.
А в воскресенье, кончай потешаться – пора с масленкой прощаться!
Воскресенье называлось «Прощенным» - Почему так называлось оно? (Ответ детей).
Ведущая – Со словами «Прости Христа ради!» все просят друг у друга прощения, обмениваются подарками и целуются. Проводы Масленки, прощание с ней означало приход весны.
И нам пришла пора с нашей масленкой прощаться и встречать Весну!
Дети фольклорного ансамбля поочередно говорят:
Полно тебе, зимушка зимовать,
Пора матушку весну закликать!
Дети поднимают над головой изготовленных заранее «жаворонков» - птичек и поют заклички.
Уж вы пташечки, щебятушечки, прилятите. У-у-у-у-у…!
Весну красную, весну ясную, принясите. У-у-у-у-у-у…!
исполняют песню-веснянку «Ты, пчелочка-ярая…»
Ты пчелочка ярая, ты прилети за моря.
Ой, лели, лели ля, ты прилети за моря!
Ты принеси ключики, ключи золотые.
Ой, лели, лели-ля, ключи золотые!
Ты закрой зимоньку, отопри летечко.
Ой, лели, лели-ля, отопри летечко!
Ты приди к нам всегда, весна красная.
Ой, лели, лели-ля, весна красная – 2 раза.
появляется девочка в роли Весны-красны, дети фольклорного ансамбля берутся за руки, весна в центре, исполняется р.н.п. «Ой, ты матушка-весна».
Ой, ты матушка-весна, что ты нам принесла
Ой, ли да люли, что ты нам принесла! – 2 раза.
Красным девушкам по шелкову платку – 2 раза.
Ой, ли да люли, по шелкову платку – 2 раза.
Маленьким ребяткам по красному цветку – 2 раза.
Ой, ли да люли, по красному цветку – 2 раза.
Мужичкам, старичкам? Грибов ягод по борам
Мужичкам, старичкам грибов ягод по борам.
Ой, ли да люли, грибов ягод по борам – 2 раза.
Ой, ты матушка, что ты нам принесла
Ой, ли да люли, что ты нам принесла! – 2 раза.
Весна - А мороза надо?
Дети - не хотим, не надо!
Фольклорный ансамбль исполняет р.н.п. «И где лето, где зима…», р.н.п. «Ой, жги, жги, жги говори…»
Ведущая – Сделанное чучело масленицы выносили на улицу и сжигали его.
Ребята и нам пришло время
попрощаться с нашей
Дети обращаются к чучело масленицы: Масленица-блиноедка,
Масленица-жироедка,
Масленица-оберуха,
Масленица-обмануха,
Масленица-мокрохвостка,
Большая обманщица.
Отошла твоя пора – ступай со двора
Масленица-блиноеда,
Накормила людей, И сама за плетень!
Полизала сыр и масло,
А сама и погасла
Ты, масленка, прощай,
на тот год приезжай!
Дети младшей группы фольклорного ансамбля «Родничок» уносят масленку, из зала старшая группа исполняет песню:
Все мы песни перепели, перепели, кума, перепели.
Время с масленкой прощаться, ой прощаться, кума, да прощаться.
Прощай масленка плутовка, поготила у нас не долго
Ой не долго, кума, да не долго, ой не долго, кума, да не долго,
Погостила всего семь денечков, а мы думали, что семь годочков.
Семь годков, семь годков. Семь денечков – 2 раза
Как на масленой недели, со стола блины летели.
И сыр и творог, все летело под порог – 2 раза.
Как на масляной неделе из печи блины летели.
Весело было нам, все делили пополам – 2 раза.
Ведущая – Прошла масленка!
Дети - Кончилось гулянье!
Идем все на отдыханье!
Конец.
2.7. Приемы и методы организации изучения русского костюма
Русский народ, создавал на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении лирических, плясовых, хороводных танцев и песен, изумительных по красоте и рисунку, весьма разнообразных по содержанию. Любое народное творчество синкретично. Круговые и «узорчатые» хороводы очень напоминают кружево и вышивки на костюмах. «Петелька», «круг в круге», «восьмерка», «змейка», «полумесяц», «елочка», «веревочка», «ручеек», «волна», «вьюн», «расческа» - все эти основные фигуры русского народного танца являются основными элементами в символике русского костюма и несут смысловую нагрузку.
Разучивая танцевальные комбинации, оттачивая технику, характер и манеру исполнения народного танца, учитель должен постоянно обращать внимание на то, в каких костюмах будут танцевать учащиеся. Костюм, так же как и музыка, является важной составляющей в народном танце. Костюм, а именно осознание его смысла, заключенного в колористике, орнаментике, форме помогает танцорам достигнуть нужного душевного состояния и справиться с техническими трудностями.
В хореографии существуют понятия – рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих на сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, выражает определенную мысль, подчиняется идеи хореографического произведения. Пытливый учитель рисунок танца может связывать с символическим рисунком на костюме. Например, «змейка» - волнистая линия в костюме означает течение воды, животворительной для всего растущего на земле; «круг» ассоциируется с солнцем, солярным знаком, особо почитаемым на Руси. Знания символики костюма помогут найти учащимся образ, характерный для танца. Широта, размах, плавность, мягкость, женственность – такие характеристики можно отнести к движениям танца и к костюму, который все это сочетает в себе.
В народном танце существует и понятие как хореографический текст – это танцевальные движения, жесты, позы, мимика, все то, что относится к профессионализму исполнителей. Народный же костюм так же читаем. Он тоже является текстом, передающим особенности эстетического восприятия человеком каждого цвета, орнамента, эмоциональными ассоциациями, связанными с традиционными жизненными представлениями.
Характерная черта русской культуры – импровизация. Она проявлялась во всех видах искусства. Импровизаторы это люди, наделенные особым талантом. Их ценили и почитали жители деревень. Импровизация проявлялась и в песне, и в танцах, и в создании костюма. Поэтому народное творчество является неиссякаемым родником. Необходимо так планировать педагогическую деятельность, что бы развивать творчество у учащихся. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Считаем важным уделять время на занятиях народными танцами небольшими творческими заданиями, где творческие навыки формируются в специальных упражнениях-разминках. Это разовьет интерес к занятиям народным танцем, поможет развить критическое и интерпретационное отношение к русским узорам и орнаментам как в танцах, так и чтении орнамента и узора в костюме.
Рекомендации для учителя народного танца
по освоению русского костюма
в учебно-танцевальной деятельности
Заключение
Русские люди, пожалуй, как ни в какое другое время, испытывает сегодня потребность приблизиться к подлинной русской народной культуре. Молодое поколение хочет знать, во что одевались их предки, чем они занимались, в каких домах жили, что ели, как относились к себе, друг к другу.
Дипломный проект «Русский народный костюм», в какой то мере, приблизил нас к русской народной культуре в целом, так как не возможно изучать костюм в отрыве от песен, музыки, танцев, декоративно-прикладного творчества и обрядов. В русском народном костюме отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления, его темперамент, характер. Народная культура синкретична, одно без другого существовать не может.
Информация о работе Методический комплекс «Русский народный костюм»