Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа
Цель проекта: разработка методического комплекса по теме «Русский народный костюм»
Данная цель проектирования определила постановку следующих задач: 1) изучить народный костюм европейской России и выявить специфику трансформации русского народного костюма в его сценическом воплощении;
2) разработать электронное пособие "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" и методическое сопровождение к нему; 3) разработать цикл внеучебных мероприятий по теме «Русский народный костюм» для учеников младших классов; 4) апробировать цикл мероприятий по теме «Русский народный костюм» в учебной и внеучебной деятельности в работе хореографических коллективов.
Введение……………………………………..….............................................3
Пояснительная записка……………………………………………………6
1.1. Эстетический идеал внешнего и внутреннего облика русского народа
в устном народном творчестве………………………………………….6
1.2. Русский народный костюм как знаковая система народной
художественной культуры………………….…………………………..10
Практическая часть
Методический комплекс по теме «Русский народный костюм»……...17
2.1. Электронное пособие «Русский народный костюм и его сценическое
воплощение»………………………………………………………….…17
2.2. Рекомендации по моделированию русского народного костюма
на куклах ………………………………………………………………………………………..….22
2.3. Рекомендации по созданию сценического
русского народного костюма………………………………………..…23
2.4. Разработка экскурсии по выставке русского костюма . ……………. .28
2.5. Разработка внеклассного занятия. Сказка «Русские красавицы»
для детей младшего школьного возраста)……………………………. .31
2.6. Календарный праздник «Масленица» (Сценарий) ……………….......33
2.7. Приемы и методы организации изучения
русского костюма на уроках народного танца……………………..…42
Заключение…………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………..45
Приложение 1. Электронное методическое пособие по теме "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" на CD – диске
Приложение 2. Аудио запись песен праздника «Масленица»
Второй раздел посвящен сведениям о костюмах разных регионов. В этом разделе можно познакомиться с подлинными костюмами, а так же их эскизами.
Важным средством
исторического и
В четвертом разделе помещены детали русской одежды.
В пятый раздел вошли эскизы костюмов, которые предложила Наталья Лескова. Здесь можно познакомиться с материалами: «Художественно-эстетические принципы народного костюма и проблема его сценического воплощения» – излагаются социально-исторические условия становления и современные тенденции развития сценического костюма исполнителей различных народных танцев. Формируются методические основы его проектирования и художественной критики, даются практические рекомендации по его изготовлению.
В шестом разделе представлены сценические русские костюмы.
Седьмой раздел посвящен костюмам обрядового ряжения. Тотемические маски предоставлены фольклорным ансамблем «Родничок».
В восьмом разделе помещена современная одежда, в которой использованы элементы русского народного костюма.
При создании сценического народного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий
Талант, модельера русской народной одежды определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Модельер выявляет своё индивидуальное отношение к костюму, своё виденье. Изучение эстетического идеала в искусстве русского народного костюма и его отражение в фольклоре, обращение к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством. В методическом сопровождении электронного пособия написаны методические рекомендации по разработке эскизов и шитью сценического русского костюма.
Приемы работы с электронным учебником
Работа с электронным
учебником заключается в
Эффективность работы с ЭП зависит от правильной ее организации. Исходя из характера предстоящей на занятии работы, преподаватель или руководитель фольклорного ансамбля обязан определить, в каком порядке целесообразно применить электронное пособие на занятии, чтобы решить стоящие учебные, воспитательные и развивающие задачи.
В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с электронным пособием, которые:
В процессе обучения следует постоянно формировать приемы работы с пособием, направленные на решение воспитательных задач. С этой целью студентам или учащимся предлагают такие задания по работе с пособием, которые несут воспитывающий потенциал. При этом студенты или учащиеся включаются в обсуждение текстов для выработки у них собственных взглядов и убеждений.
Работая с электронным методическим пособием можно применять традиционные приемы работы с ним, такие как выделение главной мысли текста методического пособия, заполнение таблиц на основе текста и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений.
В то же время при использовании электр
2.2. Рекомендации по моделированию русского народного костюма на куклах
В процессе учебного моделирования русского народного костюма можно выделить несколько этапов.
Подготовительный этап. Изготавливаются специальные куклы-манекены, родственные по своему строению различным видам традиционных крестьянских кукол-закруток. Их круглая, туго набитая ватой или обрезками ткани безликая головка в размер ладоней напоминает головку зольных кукол (набитую золой). Вместо традиционного для многих крестьянских тряпичных кукол остова из палена, делается остов из пластиковой бутылки, который доступнее для современных студентов-горожан, легче и устойчивее. Ручки куклы–манекена изготавливаются точно так же, как и у кукол-закруток: квадрат ткани накладывается на головку, затем перевязывается у шеи, талии и «запястьев», то есть немного отступя от противоположных уголков квадрата. На донышко бутыли одевается мешочек с круглым дном, закрепленный с помощью вздержки на «талии». Кукла-манекен (высота 40 см) изготавливается обязательно с грудью из ватных шариков, туго перевязанных накрест ниткой.
Основной этап. Моделирование костюма на кукле в соответствии с поставленной целью. Осуществляется поиск костюма-оригинала. При этом выбираются такие оригиналы, которые, во-первых, с наименьшими потерями поддаются четырехкратному уменьшению; во-вторых, соответствуют имеющимся материалам, а также уровню рукодельного мастерства данного студента. Только после этого можно приступить к созданию художественной модели русского народного костюма.
Завершающий этап. Созданная художественная модель подвергается теоретическому осмыслению.
Создатель костюма должен владеть:
2.3. Рекомендации по созданию
сценического русского народного костюма
При создании сценического народного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. Широко применяются отечественные ткани. В моделях используются ситцы, сатины, каньоны, ткани с орнаментальными рисунками разных пропорций и цветовых сочетаний, ткани с печатными рисунками по народным мотивам.
Принцип вариантности
кроя и приемов декора –
одно из основных средств.
Часто современный костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных для народного костюма, например, полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают художнику различный ассортимент изделий. Но не правильный подход к источнику творчества может привести к механическому перенесению в сценический костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного костюма.
В настоящее
время изменился подход к
Народный национальный костюм – отнюдь не застывшая в своих формах неизменная категория. Народ вырабатывал и сохранил для костюмов формы, в наибольшей степени соответствовавшие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте. Например, ненцы, коми, эвенки и др. народы Крайнего Севера и Сибири носили и носят туникообразные одежды (малица, совик) из оленьего меха, конструкции и материал которых находятся в тесной взаимосвязи с суровым климатом этих районов и охотничьим промыслом. Климатические условия, род занятий определили повсеместное распространение как у русских, так и у других славянских народов и их соседей, традиционной зимней овчинной одежды, отличающейся среди людей разной национальности формой, длиной, конструктивным и композиционным решением, а также способом ношения. Шубная овчина сочетает в себе одновременно полный пакет для зимней одежды: кожа является лицевой стороны одежды, а волосяной покров – одновременно и подкладкой и утеплителем. Изделие из такого материала в силу климатических условий России имеет исключительную важность. В настоящее время одежда из шубной овчины широко вошла в обиход не только в нашей стране, но и за рубежом. Современная одежда из шубной овчины удивительным образом отражает принципы создания народной одежды, в частности стремление выявить природные достоинство материала, естественное богатство фактур, их сочетание (мех, кожа). Формообразование народной овчинной одежды представляет исключительную ценность для специалистов проектирующих современную одежду, оно может определить путь дальнейшего проектирования одежды, исходя из функций материала, его пластических и декоративных свойств.
И такие
примеры можно приводить
1. Основной смысл
и ценность народного костюма,
его философия – в
2. Творческая
трансформация первоисточника
3. Выполняя копии,
зарисовки, надо стремиться
4. Однако строя композицию на первоисточник нельзя полностью использовать старую форму. Художник обязан создавать модели, в которых отражается современность, мода времени. Не копирование старого, а осмысление его богатства и создание новых, интересных предложений – такое требование предъявляется к художнику, который работает, например, по материалам исторического и народного костюма, архитектуры и классического искусства. Это постоянный поиск и вместе с тем неиссякаемый живительный источник, к которому обязан обращаться художник, чтобы его идеи были всегда согреты с оптимизмом и гуманизмом, присутствующие в народном классическом искусстве. Художник-конструктор, создающий современную одежду, в своей деятельности достигает выразительности и образности, осмысления первоисточника средствами ассоциативного представления.
Особый интерес
к народному костюму
В настоящее
время изменился подход к
Сущность
художественного творчества
Суть деятельности
художника-модельера
Обобщая изложенное выше, можно дать некоторые практические рекомендации по созданию и использованию на сцене костюмов исполнителей русской народной музыки, песни и танца.
1. Выступая в сценическом русском народном костюме, исполнитель фольклора своим внешним видом и манерой поведения на сцене должен не только соответствовать определенному эталону национальной культуры, но и создавать образ, выражающий и утверждающий эстетический и этический народный идеал, служить идее возрождения и развития самобытной национальной культуры.
2. Народным коллективам в каждом выступлении необходимо стремиться к тому, чтобы песня, танец, инструментальная музыка, игра, произведения словесно-поэтического фольклора, ритуально-бытовая атрибутика и костюм образовывали единую образно-стилистическую структуру. Для этого следует ориентироваться на реально существовавшие в определенное время и в конкретной местности эстетические эталоны народного творчества, стремиться при их воссоздании к достижению ансамблевого единства, соответствия сценических костюмов идейно-образному содержанию репертуара и жанровой направленности сценического действия.
3. Для инструменталистов
предпочтительнее те костюмы,
в которых места средоточия
декора не заслоняются
Информация о работе Методический комплекс «Русский народный костюм»