Методический комплекс «Русский народный костюм»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

Цель проекта: разработка методического комплекса по теме «Русский народный костюм»
Данная цель проектирования определила постановку следующих задач: 1) изучить народный костюм европейской России и выявить специфику трансформации русского народного костюма в его сценическом воплощении;
2) разработать электронное пособие "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" и методическое сопровождение к нему; 3) разработать цикл внеучебных мероприятий по теме «Русский народный костюм» для учеников младших классов; 4) апробировать цикл мероприятий по теме «Русский народный костюм» в учебной и внеучебной деятельности в работе хореографических коллективов.

Содержание

Введение……………………………………..….............................................3

Пояснительная записка……………………………………………………6
1.1. Эстетический идеал внешнего и внутреннего облика русского народа
в устном народном творчестве………………………………………….6
1.2. Русский народный костюм как знаковая система народной
художественной культуры………………….…………………………..10

Практическая часть
Методический комплекс по теме «Русский народный костюм»……...17

2.1. Электронное пособие «Русский народный костюм и его сценическое
воплощение»………………………………………………………….…17
2.2. Рекомендации по моделированию русского народного костюма
на куклах ………………………………………………………………………………………..….22
2.3. Рекомендации по созданию сценического
русского народного костюма………………………………………..…23
2.4. Разработка экскурсии по выставке русского костюма . ……………. .28
2.5. Разработка внеклассного занятия. Сказка «Русские красавицы»
для детей младшего школьного возраста)……………………………. .31
2.6. Календарный праздник «Масленица» (Сценарий) ……………….......33
2.7. Приемы и методы организации изучения
русского костюма на уроках народного танца……………………..…42

Заключение…………………………………………………………………43

Литература…………………………………………………………………..45

Приложение 1. Электронное методическое пособие по теме "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" на CD – диске
Приложение 2. Аудио запись песен праздника «Масленица»

Работа содержит 1 файл

Дипломный проектРусский народный костюм.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

 Обязательная  часть нашего костюма это пояс. Если человек подпоясанный, значит с «царем в голове», а без пояса у нас не ходят.

    Девушка  все выслушала внимательно и  говорит: 

  - Спасибо  тебе, Евдокия, за твой рассказ,  очень интересно мне было послушать тебя. Научи меня  шить народный костюм, ведь я тоже русская и мои предки умели шить и носили такие костюмы. Он действительно очень красивый и  я думаю, в нем удобно: не жарко, он не стесняет движений. А я расскажу своим подругам о русском народном костюме, я уверена, им тоже будет интересно  и они захотят его самостоятельно изготовить.

 

Вопросы

 

    1. Скажите, а вам хотелось бы иметь такой костюм?
    2. Как вы думаете, что нужно знать и что нужно уметь, чтобы сшить такой костюм?
    3. Ребята, скажите пожалуйста, какие детали одежды входят в древнерусский костюм?
    4. Какая обувь была одета на Евдокии?
    5. Как вы думаете, характеризует ли одежда материальное положение человека?
    6. Отражает ли женский костюм представление человека об окружающем мире? Каким образом?
    7. Какое значение имел цвет одежды в Древней Руси?
    8. Какое значение в одежде имел пояс? Что значило у древних славян слово распоясаться? Что оно значит теперь?
    9. Как сейчас можно назвать душегрею?

 

 

 

 2.6. Календарный праздник «Масленица» (Сценарий)

Обрядовый народный праздник

«МАСЛЕНИЦА»

  Сценарий праздника для детей младших классов

 

Костюмы обрядового ряжения

 

В обрядовых праздниках большую роль играл обрядовый костюм, который создавал людям особое настроение.

Первые упоминания о костюмно-масочном ряжении на Руси встречаются в письменных источниках в первые столетия после принятия христианства. Смысл этого обрядового действия заключался в брачной и земледельческой магии. Известно, что церковь непримиримо боролась с этим обычаем как с языческим, однако он сохранился в русском быту и поныне.

Н. И. Костомаров рассказывает об особенностях ряжения  в XVI—XVII вв. следующее: "У русских были свои национальные инструменты: гусли, гудки (ящики со струнами), сопели, дудки, сурны (трубы), домры, накры (род литавр), волынки, легки, медные рога и барабаны. Всем этим тешили православный люд скоморохи, составлявшие у нас в некотором смысле особенный ремесленный цех, постоянно преследуемый ревнителями благочестия. Иногда они образовывали вольную труппу из гулящих людей всякого происхождения, иногда же принадлежали к дворне какого-нибудь знатного господина. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры и накры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и смехотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. Другие носили на голове доску с движущимися куклами, поставленными всегда в смешных и часто в соблазнительных положениях; но более всего они отличались и забавляли народ позорами или действами, т. е. сценическими представлениями. Они разыгрывали роли, наряжались в странное (скоморошье) платье и надевали маски, называемые личинами или харями".

Бытовало поверье, что под видом ряженых (окрутников) ходили бесы, злоумышленно соблазнявшие людей, отгонявшие их от храма к песням, пляскам, играм и потехам. Н. И. Костомаров отмечает: "Правительство, следуя внушениям церкви, не раз приказывало воеводам ломать и жечь их инструменты и хари и бить батогами тех, кто созывал к себе песенников и глумцов. При Михаиле Федоровиче в Москве не только у скоморохов, но и вообще в домах музыкальные инструменты сжигали; таким образом их было истреблено пять возов".

Обрядовое ряженые  приурочивалось, как правило, к какому-либо празднику — масленице, святкам  или свадьбе. Участников ряженья называли "кудесами", "куликами", "нарядчиками", "халявами", "окрутниками", "шулихонами", "кукольниками", "щеголями". Разыгрываемые "ватагой" или "шайкой" ряженых представления именовались "позором", "позорищем" или "потехой".

Маски ряженых ("рожи") были антропоморфными, зооморфными, орнитоморфнымн и обрядовыми (масленичными и святочными). В отдельных южнорусских и поволжских районах сохранялось ряженье человека в растительность, ритуальный смысл которого был различен, соответственно чему ряженым становились парень или девушка. Самыми архаичными, связанными с древними тотемистическими представлениями славян, являются зооморфные и орнитоморфные маски: "коза", "конь" или "кобылка", "бык", "журавель", "собака", "петух", "курица", "баран", "медведь", "волк" и др. В быту русского народа XIX—XX вв. они

утрачивают  первоначальный смысл и используются для потехи как мастерское подражание повадкам животных и птиц.

Для русских  характерно также костюмно-масочное ряжение нечистой силой ("букой", "Ягой-бабой", "шишиморой" или "кикиморой", "смертью", "покойником"), представителями различных сословий ("боярином", "барыней", генералом", "солдатом", "лекарем", "попом", "монахом", "купцом"), разнообразными бытовыми персонажами («старик», «старухой», «нищим», «странником»), представителями различных этносов ("цыганом", "татарином", "украинцем") и др.

Исследователи подчеркивают традиционность костюмов, грима, ритуально-бытовой атрибутики ряженых, которые в обряде выступают определяющими средствами художественной выразительности по преображению исполнителей в воплощаемые ими образы и их действий в этих образах. В. Березкин, отмечая откровенно шуточный характер таких преобразований, пишет: "Какую бы роль ни исполнял участник обряда — будь то различные зооморфные существа... человеческие (в том числе и "покойник") или даже олицетворенные образы старого года, уходящей зимы и т. п. -это была, как правило, роль праздничная, карнавальная, гротесковая. Если и связанная с мифологией, то чаще всего с низшей. Но более всего тяготеющая к мирскому, бытовому, жанровому комизму, а затем и к сатире".

Всевозможные  обыгрывания атрибутов фаллических  и прочих, как вещественных, так и костюмных, во многих обрядах носили характер грубоватый, озорной, фамильярный и непристойный, выражали жизнеутверждающую народную смеховую культуру, воплощавшую сакральную идею вселенского обновления. Костюмно-масочное игровое ряжение могло быть разным, но в XIX-XX вв. чаще всего пародийным, достигавшимся комедийным противоречием, которое возникало, когда мужчины рядились в женщин и наоборот, юноши - в стариков, красавицы - в ведьм или когда изображали животных, совершая при том остроумные потешные действия. Для этого использовалась несовместимая с эстетическим идеалом, противоречением ему старая, рваная, асимметричная, нелепая одежда (своеобразный антипод одежды), да еще надетая задом наперед и вывернутая наизнанку или сделанная из соломы, ботвы, лыка и прочего "антиматериала одежды".

В качестве красок гримировальной "живописи" применяли уголь, сажу, ваксу, жженую пробку, муку, свеклу, клюкву, которыми исполнители мазали не только свое лицо, но и лица всех, кто на их смотрел. Л. М. Ивлева отмечает, что для подчеркивания сексуального начала изображаемого персонажа (чаще всего "покойника", "кузнеца", "рыболова", "лешего", "старика") ряженые вовсе или частично освобождались от одежды. В "хореографии" окрутников исследователи чаще всего отмечают комические движения, как бы деструктурирующие традиционный танец. Для обрядовых окрутницких плясок характерны высокие прыжки, удивительные фигуры ногами, кувыркания, вихляния, верчения, неистовые угловатые движения, ужимки, дурашливые спотыкания.

Вызывая веселый  смех, ряженые показывали внутреннюю несостоятельность всего, что опасно для человека и общества, создавали оптимистическое настроение у людей. "Этот смех одновременно веселый, ликующий и насмешливый, высмеивающий; он и отрицает, и утверждает, казнит и воскрешает, хоронит и возрождает". Радостный, жизнетворящий аспект комического в первую очередь достигался с помощью костюмов и манеры поведения. И в этом была их особая ритуальная текстообразующая роль и мифологизирующее значение.

 

 Календарный праздник «Масленица» (Сценарий)

Обрядовый народный праздник

«МАСЛЕНИЦА»

  Сценарий праздника для детей младших классов

 

Действующие лица на празднике: фольклорный ансамбль традиционной русской народной песни и танца «Родничок», старшая и младшая группы. Место проведения атриум МОУ шк. № 63.

Участники праздника: учащиеся начальных классов.

 

«Они хранили в жизни мирно

Привычки милой старины;

У них на масленице  жирной

Водились русские блины».

                     А.С. Пушкин

 

Ведущая – Здравствуйте! Добрые молодцы, да красные девицы!

Скоро Масленица к  нам придёт!

А кто это!? Расскажите, поведайте мне дети…

Дети  –       Ответы детей.

Ведущая – С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Этот праздник олицетворяет пробуждение природы от зимней спячки. Все веселятся и радуются, что пришла зима и наступает зима! Детвора последние разочки катается с гор. Устраивается битва снежками, сжигается чучело Зимы, поедаются в большом количестве блины. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник. Празднование совершалось по строго расписанному порядку.

Ведущая – Итак, начинаем масленицу с понедельника.

Понедельник называется «встреча Масленицы»

                   Маленькие ребятишки, такие как  вы, бегали по деревне с лаптями,  встречали возвращающихся с базара и спрашивали: Везешь ли Масленицу?» Если отвечали, что НЕТ, били того лаптями.

Ведущая – Удобно ли Вам, гости дорогие?

                   Всем ли видно, всем ли слышно?

                   Всем ли место хватило? 

Полно на нашем празднике  гостей со всех волостей!

Масленицу начинаем! Масленицу  встречаем!

/На подиуме дети  фольклорного ансамбля доделывают  чучело Масленицы, одевают, прикрепляют  косу/ - под песню

Здравствуй Масленица  годовая,

                    Наша гостьюшка дорогая! 

                   Приезжай на конях вороных,

                    На саночках расписных, 

                    Чтоб слуги были молодые, 

                    Нам подарки везли дорогие, 

                    И блины и калачи 

                    К нам в окошко их мечи!

Девочка – «Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах покататься, сердцем потешиться!

/Мальчик скачет на  лошадке, дети обращаются к нему…/

Дети:           Везёшь ли Масленицу?

Мальчик: Везу! Везу!

/Мальчик останавливается  и машет в сторону рукой,  приглашая детей, несущих чучело Масленицы. Дети под песню проходят по кругу./

Дети поют – А мы масленку состречали

А мы масленку состречали

Гоголек, гоголечек состречали – 2 раза.

Мы на горушке побывали

 Мы на горушке  побывали

Гоголек, гоголечек побывали! – 2 раза.

Наши горушки, ой катливы 

Молодушечки, ой шумливы

Гоголек, гоголечек, ой шумливы  – 2 раза.

Дайте Масленку погуляти

Да с ребятами поплясати

Гоголек, гоголечек поплясати! – 2 раза.

/Дети выстраиваются  в круг, в центре чучело Масленицы.  Исполняют круговой хоровод «Наша Масленка дорогая!»/

Наша Масленка – круглолица

Наша Масленка – Белолица

Белолица, белолица, круглолица! – 2 раза.

Как у Масленки розы щёчки! – 2 раза.

Девочка – Дорогая наша гостья!

Все – Масленка! Авдотья Изотьевна!

/Фольклорный ансамбль  исполняет хвалебную песню чучело  Масленки/

Дуня бела, Дуня румяная.

Коса длинная, трехаршинная.

Лента алая, двухполтинная.

Платок беленький, новомодненький.

Брови черные, наведенные.

Шуба синяя, ластки красные.

Лапти частые, головастые!

Ведущая – Вот какая у нас Масленка красавица!

Второй день звали «Заигрышем». Детвора устраивала разные потехи и игры для утехи:

Девочка – Раз, два три, четыре, пять

Начинаем мы играть!

В интересную игру!

А в какую, не скажу.

Отгадайте сами, чертики  с усами!

/Фольклорная группа  исполняет игру – песню «У  дедушки Трифона» с движениями рук под музыку. Дети, присутствующие в зале, повторяют движении, которые показывают участники фольклорного ансамбля…/

Ведущая: У нас на празднике много гостей со свах волостей, а с каждой волости –                  по новости.

/Проводится игра в  «фант», с каждой волости  (т.е.  класса) собирается фант, на отгаданный  фант – задание…/

(Проводятся массовые  игры: «Пошла коза по лесу…»,

«Я на бочке сижу…»,

«Заинька серенький…»)

В игре «Карусель» используется карусель с лентами:

Заря-заряница

Красная девица

По полю ходила

Ключи обронила

 Ключи золотые 

Ленты расписные 

Информация о работе Методический комплекс «Русский народный костюм»