Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа
Цель проекта: разработка методического комплекса по теме «Русский народный костюм»
Данная цель проектирования определила постановку следующих задач: 1) изучить народный костюм европейской России и выявить специфику трансформации русского народного костюма в его сценическом воплощении;
2) разработать электронное пособие "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" и методическое сопровождение к нему; 3) разработать цикл внеучебных мероприятий по теме «Русский народный костюм» для учеников младших классов; 4) апробировать цикл мероприятий по теме «Русский народный костюм» в учебной и внеучебной деятельности в работе хореографических коллективов.
Введение……………………………………..….............................................3
Пояснительная записка……………………………………………………6
1.1. Эстетический идеал внешнего и внутреннего облика русского народа
в устном народном творчестве………………………………………….6
1.2. Русский народный костюм как знаковая система народной
художественной культуры………………….…………………………..10
Практическая часть
Методический комплекс по теме «Русский народный костюм»……...17
2.1. Электронное пособие «Русский народный костюм и его сценическое
воплощение»………………………………………………………….…17
2.2. Рекомендации по моделированию русского народного костюма
на куклах ………………………………………………………………………………………..….22
2.3. Рекомендации по созданию сценического
русского народного костюма………………………………………..…23
2.4. Разработка экскурсии по выставке русского костюма . ……………. .28
2.5. Разработка внеклассного занятия. Сказка «Русские красавицы»
для детей младшего школьного возраста)……………………………. .31
2.6. Календарный праздник «Масленица» (Сценарий) ……………….......33
2.7. Приемы и методы организации изучения
русского костюма на уроках народного танца……………………..…42
Заключение…………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………..45
Приложение 1. Электронное методическое пособие по теме "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" на CD – диске
Приложение 2. Аудио запись песен праздника «Масленица»
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Иркутский государственный педагогический колледж № 1»
Кафедра ритмики и хореографии
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Методический комплекс
«Русский народный костюм»
Допущена к защите «_____»____________ г. |
Выполнили: Студенты 4 курса Специальность 050710 Педагогика дополнительного образования (Хореография) Винокурова Елизавета Михайловна Першина Анна Юрьевна Шилова Наталья Викторовна | |
Зам. директора по НМР Колесникова Л.И. «_____»____________ г. |
||
Зав. отделением Калашникова Т.И. «______»___________ г. |
Руководитель: Тощева Елена Евгеньевна, к. филос. наук | |
Зав.кафедрой ритмики и хореографии Калашникова Т.И. «_____»___________ г. |
Оценка ________________ «___»__________ 200__ г.
Председатель ГАК Горина О.В. _________________________ |
Иркутск
2006
Содержание
Введение……………………………………..….....
Пояснительная записка……………………………………………………6
1.1. Эстетический идеал внешнего и внутреннего облика русского народа
в устном народном творчестве………………………………………….6
1.2. Русский народный костюм как знаковая система народной
художественной культуры………………….…………………………..10
Практическая часть
Методический комплекс по теме «Русский народный костюм»……...17
2.1. Электронное пособие «Русский народный костюм и его сценическое
воплощение»…………………………………………………
2.2. Рекомендации по моделированию русского народного костюма
на куклах ………………………………………………………………………………
2.3. Рекомендации по созданию сценического
русского народного костюма………………………………………..…23
2.4. Разработка экскурсии по выставке русского костюма . ……………. .28
2.5. Разработка внеклассного занятия. Сказка «Русские красавицы»
для детей младшего школьного возраста)……………………………. .31
2.6. Календарный праздник «Масленица» (Сценарий) ……………….......33
2.7. Приемы и методы организации изучения
русского костюма на уроках народного танца……………………..…42
Заключение…………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение 1. Электронное методическое пособие по теме "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" на CD – диске
Приложение 2. Аудио запись песен праздника «Масленица»
Введение
Русский народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры нашего народа, накопленное веками. В нем отразилась история, традиции и эстетические взгляды ее создателей.
К сожалению, своеобразный язык и значение символов народного костюма понятны сегодня лишь узкому кругу специалистов. Школьники, их родители, а так же учителя не имеют даже общих представлений о столь значительном явлении национальной культуры, каким является русский народный костюм.
В силу
многих объективных причин част
Знания о подлинном народном костюме, о русских традициях позволят создавать вокруг руководителя поле общественного уважения и интереса, сделают сценический костюм, фольклорную культуру подлинным средством эстетического и нравственно-духовного воспитания.
Анализ литературы, которая рассматривает русский народный костюм выявил, что несмотря на серьезные исследования русского костюма, они не удовлетворяют потребностям будущих педагогов хореографов, учителей, преподающих русскую народную культуру или сценический народный костюм. Так, например, Б.А.Рыбников в исследовании «Язычество древних славян», 1997 г., в главе «Истоки славянской мифологии» касается символики вышивок, но книга не снабжена красочными иллюстрациями и сложна в освоении материала. В 2004 году появился альбом иркутских исследователей русского костюма Л.Дмитриевой и А.Г.Шахнович «Совет да любовь». Он посвящен русской крестьянской свадьбе Ангаро-Ленского междуречья. Особенно полно представлен раздел, посвященный свадебным полотенцам, рукоделию и бранному узорочью. К сожалению, кратко рассмотрена семантическая сущность узоров. В 2005 году была издана книга «Русский народный костюм». Она рассказывает об истории и обрядовой среде, в которой формируется облик традиционной одежды, и даже учит основам моделирования из различных материалов. Но на наш взгляд не отвечает требованиям для серьезного изучения костюма, так как не имеет иллюстраций подлинных народных костюмов, не объяснена семантика костюма. Их восполняют рисованные костюмы, что снижает восприятие о народном костюме в целом. Книга рассчитана на младший и средний возраст школьников. В библиотеке им. Молчанова-Сибирского находится в единственном экземпляре учебное пособие «Русский народный костюм» С.П.Исенко, 1999 года издания. Оно отличается полнотой содержания, но также не имеет иллюстраций, что снижает восприятие материала. Исследование Г.С.Масловой «Народная одежда в восточнославянских традициях обычаях и обрядах конца ХIХ – начала ХХ в.» 1984 г. издания - первое в этнографической литературе исследование обрядовой одежды украинцев, белорусов и русских. Книга иллюстрирована, но качество иллюстраций плохое. На наш взгляд, их не достаточно для того, чтобы получить более полное представлении о русском костюме. В учебниках по истории костюма русский костюм описан слишком кратко. Учебники не иллюстрированы фотоматериалами.
Учтивая сложность и разрозненность данного материала, нами было задумано создать методический комплекс «Русский национальный костюм».
Данный комплекс может быть использован:
а) студентами, изучающими русский народный костюм на дисциплинах «Национальный костюм», «Русская народная культура», «Мировая художественная культура», «Литература» и др.;
б) руководителями кружков «Мир русской народной культуры«, фольклорных хореографических, вокальных ансамблей;
Методический
комплекс «Русский
В связи с этим актуальным является приобщение студентов дополнительной подготовки в области ритмики и хореографии, будущих руководителей хореографическими народными коллективами к русской народной культуре, изучению народного костюма в опоре на историю, традиции и эстетические взгляды русского народа как яркого самобытного элемента народной культуры.
Цель проекта: разработка методического комплекса по теме «Русский народный костюм»
Данная цель проектирования определила постановку следующих
задач:
1) изучить народный
костюм европейской России и
выявить специфику
2) разработать электронное пособие "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" и методическое сопровождение к нему;
3) разработать цикл внеучебных мероприятий по теме «Русский народный костюм» для учеников младших классов;
4) апробировать
цикл мероприятий по теме «
Объектом проекта является разработка методического комплекса по теме «Русский народный костюм».
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались методы:
теоретические – анализ искусствоведческой, методической, дидактической литературы с целью изучения русского народного костюма и методических приемов для использования в работе с участниками фольклорных коллективов;
эмпирические – проектирование русского народного костюма на куклах, разработка сценариев, экскурсии и календарного праздника «Масленица».
Тип проекта: поисково-творческий, методический
Модель проекта – междисциплинарный.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в будущей профессиональной деятельности учителей, связанных с областью народной культуры.
Пояснительная записка
1.1. Эстетический идеал внешнего и внутреннего облика русского народа
в устном народном творчестве
Эстетический идеал внешнего облика русских крестьян — это целостный конкретно-чувственный образ, воплощающий народные представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Исследуя проблему этого эстетического идеала, мы опирались на тезис о том, что весь внешний образ человека — это ансамбль, в котором физические данные, одежда и манера поведения сливаются в гармоничное единое, где эстетическое неотделимо от этического. При этом учитывалось, что эстетические вкусы русских крестьян как система эстетических предпочтений и ориентации возникла и развивалась на почве творческого осмысления и обобщения исторического, духовного и социального опыта, на основе жизненных впечатлений и переживаний, чувства мира в целом.
Изучению идеала крестьянской внешности, одежды и манеры поведения как ансамбля, т. е. как эстетической и художественной целостности, способствует как многоаспектный анализ самого русского народного костюма, так и исследование соответствующих народных эстетических представлений, которые с особой определенностью проявились в фольклоре (что объясняется спецификой используемого в нем средства выражения — слова).
При этом обнаруживается
«дополнительность смыслов
'Эстетика фольклора, — пишет В. Е. Гусев, — близко и непосредственно соприкасается с эстетикой быта, с эстетикой поведения человека, с эстетикой взаимоотношений. В этом смысле эстетика фольклора совпадает с эстетикой народного прикладного искусства. Песни и сказки в той же мере, как и народные художественные изделия, как украшенная резьбой или росписью домашняя утварь, как вышивка и кружева на одежде и т. п., создают ту атмосферу, в которой повседневно живет, строит свои взаимоотношения трудящийся человек".
Основу эстетического идеала внешнего облика крестьян составляло единство мечты и реальности, цепи и средств ее осуществления. Из одних лишь пословиц и поговорок уже можно составить художественно-обобщенный образ русской красавицы: "Грудь лебедина, походка павлина,
очи сокольи, брови собольи". "Кругла, пухла, бела, румяна, кровь с молоком". "Смирна, как агнец; делова, как пчела; красна, что райская птица; верна, как горлица".
Уж так повелось на Руси, что в крестьянском быту женщина всегда работала больше мужчины, выполняя все, что потруднее. Потому в ней особенно ценилось плотное, крепкое телосложение, которое связывалось в сознании народа со здоровьем, большой физической силой и работоспособностью, с благосостоянием и сытостью, а также с надеждой на способность стать многодетной матерью. На свадьбе среди пожеланий молодым было обязательно и такое: "Сколько в поле пеньков, столько бы вам сынков, а сколько кочек, столько б дочек". "У кого детей много, тот не забыт от Бога" — говорится в пословице. В старинной народной песне о русской красавице поется:
Как девица хороша,
Как истонка-высока,
Как избела-бела,
Без румянец румяна,
Без платья толста,
Без башмаков высока.
Известно, что малорослые девицы подкладывали что-либо в обувь, надевали короткую одежду, из которой они как бы выросли и т. д.
К большим изъянам женской внешности на Руси исстари относилась худоба: "Костлява девка — тарань рыба. Дал бы Бог дородность, а красоту я сама себе добуду", — говорится в старинных русских пословицах. Чтобы выглядеть полнее и таким образом приблизиться к желаемому идеалу, крестьянки надевали одновременно по несколько пар чулок и пышных нижних юбок, белились, румянились и чернили брови. К. А. Буровик пишет, что нередко "тело" обретали своеобразно: женщину укладывали на несколько дней в постель, потчевали хлебной водкой, заботливо кормили и строго наказывали не выходить".
Характерной чертой идеального образа русской красавицы был роскошный наряд. На Вологодчине, например, говорили: "Курицу не накормить — девицу не нарядить!" С самого рождения девочки мать, а с подросткового возраста и сама дочь начинали готовить приданое. Основной его частью была одежда. По праздничному костюму судили не только о зажиточности, но и о вкусе и уровне рукодельного мастерства крестьянки. В северорусских деревнях девушка и парень к каждому общественному празднику готовили новую одежду. На молодежные гулянья и праздники в соседних селах девушки носили с собой в узлах все свое приданое, потому что наряды были мощным средством привлечения женихов, которые, в свою очередь, мечтали жениться на мастерице-рукодельнице. У сибиряков, например, в одной из народных песен поется: "Да если шить и вязать она умеет, возьму замуж за себя", а в другой:
Информация о работе Методический комплекс «Русский народный костюм»