Методический комплекс «Русский народный костюм»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

Цель проекта: разработка методического комплекса по теме «Русский народный костюм»
Данная цель проектирования определила постановку следующих задач: 1) изучить народный костюм европейской России и выявить специфику трансформации русского народного костюма в его сценическом воплощении;
2) разработать электронное пособие "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" и методическое сопровождение к нему; 3) разработать цикл внеучебных мероприятий по теме «Русский народный костюм» для учеников младших классов; 4) апробировать цикл мероприятий по теме «Русский народный костюм» в учебной и внеучебной деятельности в работе хореографических коллективов.

Содержание

Введение……………………………………..….............................................3

Пояснительная записка……………………………………………………6
1.1. Эстетический идеал внешнего и внутреннего облика русского народа
в устном народном творчестве………………………………………….6
1.2. Русский народный костюм как знаковая система народной
художественной культуры………………….…………………………..10

Практическая часть
Методический комплекс по теме «Русский народный костюм»……...17

2.1. Электронное пособие «Русский народный костюм и его сценическое
воплощение»………………………………………………………….…17
2.2. Рекомендации по моделированию русского народного костюма
на куклах ………………………………………………………………………………………..….22
2.3. Рекомендации по созданию сценического
русского народного костюма………………………………………..…23
2.4. Разработка экскурсии по выставке русского костюма . ……………. .28
2.5. Разработка внеклассного занятия. Сказка «Русские красавицы»
для детей младшего школьного возраста)……………………………. .31
2.6. Календарный праздник «Масленица» (Сценарий) ……………….......33
2.7. Приемы и методы организации изучения
русского костюма на уроках народного танца……………………..…42

Заключение…………………………………………………………………43

Литература…………………………………………………………………..45

Приложение 1. Электронное методическое пособие по теме "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" на CD – диске
Приложение 2. Аудио запись песен праздника «Масленица»

Работа содержит 1 файл

Дипломный проектРусский народный костюм.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

4. Для исполнителей  народного танца необходимы облегченные, не сковывающие движений костюмы. Для этого, например, традиционная многослойность народного костюма передается способом вшивания отдельных деталей одежды друг в друга.

5. Для певцов  выбор прототипов сценических  костюмов наиболее широк, и художник может воссоздать полные комплексы крестьянских костюмов со сложными и необычайно зрелищными головными уборами, с традиционным множеством разнообразных украшений и дополнений.

6. После целенаправленного  отбора этнографических образцов  народного костюма для их сценического воплощения следует определить традиционные способы их варьирования в рамках установленного образа и стиля.

7. Избегать пресловутого  принципа униформы, противоречащего  народной традиции. Достижение этого имеет чрезвычайно важное значение для перспективы развития сценического костюма.

8. Для формирования  полноценного исполнительского  замысла нужно собрать и изучить  самые разнообразные сведения  о традиционной и материальной культуре соответствующего региона. В качестве источников такой информации можно использовать материалы этнографических и фольклорных экспедиций, литературу по этнографии, истории, фольклору, искусствоведению, а также произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, игрушки и т. п. (при условии правильной передачи ими этнографических реалий). Следует отбирать лишь те материалы, которые в наибольшей степени раскрывают идейно-образное содержание репертуара и позволяют достоверно и зрелищно воссоздать на сцене атмосферу жизни персонажей.

9. К сбору этих необходимых сведений можно привлечь участников фольклорного коллектива. Это, несомненно, будет способствовать их исполнительскому вживанию в традицию, артистическому и этническому самоутверждению.

10. Постановщику  концертной программы и художнику  по костюмам следует подробно обсудить предполагаемый внешний облик исполнителей, декорации, реквизит, освещение, всю организацию сценического пространства в целом. При этом необходимо помнить о взаимообусловленности цвета освещения, грима и колористки костюма. Эта взаимосвязь довольно подробно раскрыта в работе К. Градовой и Е. Путиной, где, например, отмечается: "...костюм, взаимодействуя с цветом кожи, придает ей дополнительный оттенок. Красный костюм дает зеленоватый оттенок, поэтому теплый цвет лица станет несколько землистым. Синие, зеленые, голубые цвета подчеркивают свежесть теплых красок лица и волос. Можно избежать нежелательных влияний цвета костюма на цвет лица, добавив у ворота деталь нейтрального цвета — белого, серого, черного и т. д."

11. В построении мизансцен значительную роль может сыграть умелое колористическое решение: введение контрастирующих по цвету костюмов или их элементов, использование особенностей восприятия "теплых" и "холодных" цветов, символического значения некоторых из них. Все это вызывает адекватную зрительскую реакцию, усиливает характерность отдельных исполнителей или их групп, включает костюм в драматургию выступления в качестве действенного звена. Так, например, практика показывает, что бело-красная цветовая гамма южнорусских девичьих одежд становится на сцене своеобразным символом славянской старины, трогательной нежности и чистоты.

12. Исходя из  того, что расшитые бусами и  золотом повязки, пояса, передники, рубахи, различные дополнения и украшения в виде пушков, селезневых перышек (на юге) и жемчужных поднизей (на севере) переходили после замужества девушки в ее женский наряд, при создании сценических костюмов можно вполне ограничиться изготовлением полного девичьего и лишь недостающих деталей женского наряда какой-либо конкретной местности. Это позволит исполнительницам многовариантно комплектовать детали и, в соответствии с режиссерским замыслом, в течение одной концертной программы несколько раз быстро изменять свой сценический облик.

13. При проектировании  сценических народных костюмов материальные возможности конкретного коллектива или отдельного исполнителя ставят художника в разные условия. Наличие материалов, профессиональный уровень мастеров, изготавливающих костюмы, являются, конечно, весьма существенными факторами. Однако знание эстетики традиционного русского народного костюма и специфики сценического воплощения фольклора, наличие элементарных бутафорских навыков почти всегда позволяет разработать несколько конструктивно различных решений одной и той же функциональной задачи, каждое из которых поможет удовлетворить имеющиеся условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Разработка экскурсии по выставке русского костюма

  Сейчас я представлю вам пять кукол, одетых в русских народный костюм и немного расскажу об этих костюмах. В современной жизни традиционная одежда почти исчезла, не сохранила той сложной и пёстрой картины, того разнообразия локальных вариантов, которые наблюдались прежде.

     Все костюмы  делились на рабочие, будничные,  праздничные, обрядовые.

Сегодня я расскажу только о женском костюме, потому что  мужской костюм не отличался большим разнообразием. Мужская рубаха шилась по тем же канонам, что и женская. Женский костюм можно разделить на два комплекса: поневный и сарафанный. На выставке вы видите два костюма – поневный комплекс, два костюма – сарафанный комплекс и одна рубаха.

 

Рубаха

Главная часть русского народного костюма – рубаха, длинная  конопляная рубаха. Девушки могли летом ходить лишь в подпоясанных рубахах. Рубахи украшались орнаментом по краям, т.е. манжеты, подол, вырез горловины, особенно богато украшался плечевой пояс. Орнамент девичьих рубах всегда был растительным. Никогда не присутствовал геометрический орнамент, так как он символизирует плодородие.

     Молодая  девушка на голове носила повязку  в виде ленты. Иногда эта  лента расшивалась растительным узором. В нашем случае она украшена речным жемчугом. Девушка не прикрывала волосы, но косу закрывала цветными лентами от сглаза. 

У детей и подростков рубаха часто являлась единственной одеждой. Рубаха соприкасается с  телом человека, который носит  ее: ворот с шеей, рукава с руками. Поэтому на  Руси к ней было особое отношение. Рубаху берегли как зеницу ока: если доберется до нее злой человек и произнесет вредоносное заклинание, владелец рубахи может заболеть. И наоборот: перед дальней дорогой стоит произнести над ней заклинание-оберег, и все неприятности в пути пройдут стороной. Ворот, рукава и подол рубахи украшали богатой вышивкой. В древности все узоры имели определенное значение: одни оберегали от болезней, другие от сглаза, третьи от неудач и так далее. Позже значение символов забыли, но, по традиции, магические узоры продолжали жить на русской одежде.

     Самая красивая  часть женской рубахи – рукава. Руки крестьянок творили чудеса, поэтому и обрамление у них  должно быть подобающим. Формы  рукавов встречались разнообразные: прямые, суживающиеся или расширяющиеся к кисти, пышные у плеч и другие. Рукава украшали вышивкой, аппликациями, нашивками; манжеты – кружевами.

     Для свадьбы  и праздников шили рубахи-долгорукавки  – с рукавами в два метра  и прорезями для рук. Эти рубахи символизировали праздность их владельца – в такой  одежде не поработаешь. Недаром в известной поговорке говорится: «Работать спустя рукава».

 

Сарафан

Слово «сарафан» пришло в Россию из Персии, где оно значило  «почетная одежда». В русских документах XIV века так назывался мужской кафтан. Женскую одежду именовать сарафаном стали позже.

     В состав  сарафанного комплекса входит  рубаха, сарафан, пояс, передник, душегрея, головной убор – кокошник, украшение и обувь.

     В зажиточных  семьях сарафаны шили из парчи, шелка и бархата. Пояса могли быть плетёные, тканые, ленточные, витые. Подпоясанный человек считался организованным. Важной составной частью была душегрея. Часто для отделки сарафанов использовали бисер, жемчуг, стеклярус, ленты, тесьма, вышивка. Для тепла душегрею подбивали ватой. Следует отметить, что в сарафанном комплексе украшается центр, особенно пышно декорируется верхняя часть костюма, головной убор. В нашем комплексе присутствует ожерелье – это бархатный воротник, богато украшенный стеклярусом, дорогой металлической тесьмой.

 

Понёва

     -Как вы  думаете, женщина, одетая в  этот костюм жила на севере  или на юге?

     -На юге.  Одежда костюмов жителей южных  районов отличалась большой красочностью. Понёвный комплекс состоит из  рубахи, понёвы, передника, кушака, кикообразного головного убора, украшений, обуви. Понёва – это юбка, состоящая из трех сшитых частей между собой, или сшитых частично. Понёвы шились из клетчатой домоткани – черного, синего, реже красного цвета. По подолу и швам понёв часто шла кайма с геометрическим орнаментом. Понёву носили замужние женщины. В свом гардеробе  женщины могли иметь до 10 понёв. Некоторые из них, так были украшены бисером, жемчугом, стеклярусом, лентами, тесьмой, вышивкой, что могли весить 5-6 килограмм. Тогда женщина впрыгивала в такую понёву.

     Кика рогатая  – считалось, что рогатый головной  убор помогал матери и особенно роженицам уберечь себя и ребёнка от нечистой силы и сглаза. Рога кички могли достигать от 15-30 см. – носили молодые женщины в первые годы замужества. После рождения первого ребёнка их обычно меняли на лопатообразную кичку или повойник.

Важной частью костюма  считался головной убор. Мужчины носили овчинные шапки, валяные шляпы из серой, белой или коричневой шерсти, с полями и без них.

     Русские  люди издавна верили, что в  волосах женщин скрыта магическая сила, которой их одарила земля. Поэтому женщины тщательно прятали свои косы. Считалось грехом, если замужняя женщина «засветила волосом», то есть показалась на людях с непокрытой головой, простоволосой. Девушки, в отличие от женщин, не закрывали волосы, они носили повязки, ленты, венки.

     Один из  самых распространенных женских  головных уборов на севере России – кокошник. Северные уборы делались на заказ и нередко стоили дороже коровы. Их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Иногда число жемчужин на кокошнике достигало 200-300, иногда и 1000 штук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Разработка внеклассного занятия. Сказка «Русские красавицы»

(для детей младшего школьного возраста)

 

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. В сказке народ создает вымышленный мир, однако этот мир связан с реальными фактами, с реальной жизнью народа. Вымышленный сказочный мир конструируется с определенней целью: высказать свои воззрения на жизнь, идеалы, выявить свои творческие возможности. Сказка любима и детьми и взрослыми.

Цель внеклассного занятия: познакомить детей младшего школьного возраста с русским  народным костюмом, его символикой, его эстетикой через сказку.

 

Сказка  «Русские красавицы» 

 

     Встретились две девушки, вроде бы ничего особенного…Но я же обещала рассказать вам сказку, а в сказке все бывает. Так вот, встретились две девушки из разных времен – одна современная, а другая - жила давным-давно, во времена наших пра-пра-пра-бабушек. Встретились они и молча друг на друга смотрели. Одна думает: что это она такое странное на себя одела: юбки-то почти нет, а цвета-то какие яркие, аж глаза слепят! С волосами что-то странное, под пятки палочки подставлены, а пальцы на ногах из обуви торчат. Цвет волос разный: и светлые пряди и темные. Кофточка-то, словно кожа вторая к телу прилипла. Откуда эта странная особа?- подумала девушка.

     Вторая  же девушка, разглядывает костюм первой и про себя отмечает: одно платье длинное, с рукавами, а второе на первое одето, только без рукавов и сверху еще одна маленькая одежонка – забавная какая, словно капустные листочки – ткань одна на другой. На голове повязка, а к ней пришиты бусинки, да стеклышки. Тапочки плетеные, к ногам тесьмой привязаны.

После долгого  молчания девушки в раз заговорили:

     - Ты откуда такая взялась?

-  Это ты откуда взялась?

-  А что это ты так вынарядилась?

-  Что же  тебе во мне не нравится?

-  Что это  у тебя ноги совсем открытые, руки, и плечи: все видно. Да и голову ты не прикрыла, - опростоволосилась, у нас так ходить девушкам запрещено.

-  Не знаю как у вас, а у нас так все ходят: мини-юбка, топ, босоножки.

- А почему  у тебя волосы такие толстые?

- Это не волосы  толстые, а косички тонкие. Ты лучше про себя расскажи. - Зовут меня Евдокия. А живу я в Архангельской губернии.

- А где это?

- Раскинулась  наша губерния по берегам Белого  и Баренцева морей. Богат наш  край лесом, льняным волокном.

- А чем вы  занимаетесь в своей губернии?

- Зимой прядем  пряжу, чтобы хорошую летом одежду пошить, стать   умелицей, да богатой невестой прослыть.

- А что на тебе одето?

- На мне рубашка одета из домотканого  льняного холста. А по подолу, манжетам и горловине я вышила узоры: а узоры-то должны быть только веточки да листочки. Они охраняют меня от сглазу и болезней разных.

-   Какая  у тебя лента на голове красивая!

- У нас все  девушки носят ленты или повязки  на голове, многие к ним пришивают  жемчуг, они капли дождя обозначают. Поверх рубахи девушки носят сарафаны. У всех они разные. Каждая сама его расшивает: украшает вышивкой, бусинками, тесьмой или лентами. А вечером, для тепла, девушки надевают душегреи.

Информация о работе Методический комплекс «Русский народный костюм»