Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа
Цель проекта: разработка методического комплекса по теме «Русский народный костюм»
Данная цель проектирования определила постановку следующих задач: 1) изучить народный костюм европейской России и выявить специфику трансформации русского народного костюма в его сценическом воплощении;
2) разработать электронное пособие "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" и методическое сопровождение к нему; 3) разработать цикл внеучебных мероприятий по теме «Русский народный костюм» для учеников младших классов; 4) апробировать цикл мероприятий по теме «Русский народный костюм» в учебной и внеучебной деятельности в работе хореографических коллективов.
Введение……………………………………..….............................................3
Пояснительная записка……………………………………………………6
1.1. Эстетический идеал внешнего и внутреннего облика русского народа
в устном народном творчестве………………………………………….6
1.2. Русский народный костюм как знаковая система народной
художественной культуры………………….…………………………..10
Практическая часть
Методический комплекс по теме «Русский народный костюм»……...17
2.1. Электронное пособие «Русский народный костюм и его сценическое
воплощение»………………………………………………………….…17
2.2. Рекомендации по моделированию русского народного костюма
на куклах ………………………………………………………………………………………..….22
2.3. Рекомендации по созданию сценического
русского народного костюма………………………………………..…23
2.4. Разработка экскурсии по выставке русского костюма . ……………. .28
2.5. Разработка внеклассного занятия. Сказка «Русские красавицы»
для детей младшего школьного возраста)……………………………. .31
2.6. Календарный праздник «Масленица» (Сценарий) ……………….......33
2.7. Приемы и методы организации изучения
русского костюма на уроках народного танца……………………..…42
Заключение…………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………..45
Приложение 1. Электронное методическое пособие по теме "Русский народный костюм и его сценическое воплощение" на CD – диске
Приложение 2. Аудио запись песен праздника «Масленица»
Г. В. Плеханов утверждал, что способность наслаждаться симметрией — это дар природы.
Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропоморфным, геометрическим.
Растительный орнамент составлялся из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и тому подобное. Наиболее часто встречающийся у всех народов мотив «Дерево жизни», который может изображаться и как цветущий куст, и более декоративно-обобщенно.
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Декоративное изображение птиц также относится к этому виду орнамента, или называется орнитоморфным.
Антропоморфный орнамент в качестве мотива использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека
Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестиков, спиралей и др. Один из самых известных орнаментов в русском костюме – ромбический узор или ромбо-точечная композиция: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех квадратов обязательно изображается небольшая точка. Обычно это композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичные, или идут в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, составленный только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря чему всегда воспринимает основной элемент этого узора. Он встречается на свадебных «молодецких» поневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах. Автору исследования «Язычество древних славян» Б.Рыбникову по материалам Брянской области, удалось проследить, что ромбо-точечная композиция вышивалась только на свадебной поневе, которую невеста готовила себе к вену и носила ее в первый год замужества.
На детских или «старушецких» поневах, отличающихся бедной орнаментацией, ромбо-точечная композиция никогда не вышивалась. По отношению к женскитм рубахам Б.Рыбаков увидел точно такое же ограничение: крупные ромбо-точечные узоры украшали предплечья только на рубахах молодых женщин.
Связь ромбо-точечного узора со свадебной обрядностью и бытом молодой замужней женщины заставляет нас обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал проникнут магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: 1) как будущая плодовитость девушки-невесты; 2) как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпанный зерном).
Женщина уподоблялась земле, рождение ребенка уподоблялось рождению нового зерна, колоса. Рождение новых людей и урожайность полей обеспечивают будущее счастье.
Весьма характерна для русского народного орнамента полиморфность, т. е. гибридносгь образов - сочетание в них антропоморфных, зооморфных и орнитоморфных черт, причем чем дальше в глубь времен, тем ярче она проявляется.
По словам В. В. Стасова, "у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии, каждая черточка имеет тут свое значение... это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не предназначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства".
Гениально воплотивший в своем творчестве дух русского народа С. Есенин писал, что "орнамент - это самая первая и главная отрасль нашего искусства с тех пор, как мы себя помним", "эпопея исходу мира и назначению человека". Поэт также справедливо утверждал, что "образность - основа русского духа и глаза».
Известный искусствовед В. М. Василенко подчеркивал, что в свои изображения крестьяне верили, наделяли их особой силой, и в то же время они покоряли их своей декоративной красотой, удивительной силой того, что русский народ окрестил таким удачным словом "узорочье".
"В начале XIX в. создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, — пишет В. И. Чичеров, — жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров". Но во второй половине XIX в. вышивальщицы уже не всегда могли расшифровать бережно сохраняемые ими орнаментальные композиции, сознавая лишь их благотворную силу.
Многостороннюю и глубокую характеристику орнаментики русской народной одежды дал в своих работах академик Б. А. Рыбаков. Он, в частности, обратил внимание на то, что "одетая в свой традиционный костюм крестьянка из южновеликорусских земель представляла как бы модель вселенной: нижний, земной ярус одежды покрыт символами земли, семян и растительности, у верхнего края одежды мы видим тип и олицетворение дождя, а на самом верху все это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звезды, семь фигур, обозначающих созвездия, птицы, солнечные кони и т. д. Как видим, этнографический микрокосм в какой-то мере отражает представление о мироздании".
В древних орнаментах круг, ромб, крест, свастика олицетворяли солнце. Горизонтальная линия обозначала землю, волнообразная ритмическая линия - воду, ломаная - разные силы природы, например, молнию.
Следует отметить, что народный орнамент постоянно обогащался и в художественном, и образном выражении, отражая изменения в жизни крестьянства. Древние орнаментальные мотивы и темы со временем приобретали все более декоративный и сказочно-поэтический смысл, и в традиционную иконографию вводились реалистические, часто бытовые мотивы и образы. Возникали новые материалы, стилистические и технические приемы. Так, распространившийся во второй половине XIX в. тамбурный шов постепенно вытесняет традиционные швы и орнаментальные композиции с их глубоким духовным содержанием и все больше выделяет декоративную сторону орнаментики. Вместе с тем эти изменения не нарушали концепцию традиционно целостного и жизнерадостного восприятия мира, выраженную в костюме.
Космологизм, полисемантичность, синкретизм орнамента, форм и цвета традиционного костюма отражают сложность сознания русского крестьянства, пронизанного религиозным чувством восприятия и понимания мира, одновременно исторического и экологического.
Практичность кроя народной одежды проявилась и в ее "безразмерности: благодаря значительной объемности ее прямых или расклешенных форм она подходила людям самой разной комплекции. При этом согласованность с фигурой достигалась главным образом подпоясыванием. Вместе с тем, по верному замечанию Ф. М. Пармона, "подпоясыванием определялись пропорции костюма, а также выражалась массивность форм, подчеркивалась архитектоника народного костюма.
Исследователи отмечают связь ширины крестьянской домоткани (48—50 см) с мерами человеческой фигуры. Вместе с тем установлено, что "детали кроя народной одежды являются подобными геометрическими фигурами, а линейные размеры различных частей костюма представляют собой кратные величины. Этот факт говорит о том, что эстетическая выразительность достигалась на основе использования эмпирически найденной модульной системы".
По характеру силуэтных изображений русский народный костюм представляется в виде простых геометрических форм (прямоугольник, трапеция, квадрат и др.) или их сочетания. Конструкция и технология изготовления русского народного костюма способствует созданию выразительных и объемных форм. Форма костюма определяется и способом ношения его составных частей (вдевая в рукава или проймы, укрепляя на талии или плечах, надевая накидку на голову или плечи и др.)
При осмыслении теоретического материала нами сделаны следующие выводы:
По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца.
По колористике народной одежды можно было определить возраст се владельцев: самыми скромными по колориту были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными - наряды взрослых девушек и молодых женщин, в чем наглядно проявляется и эротическая функция народного костюма.
Колористика указывала и на место проживания человека.
Цвет был также важным организующим началом всей композиции народного костюма, так как выявлял своеобразную иерархию элементов, выделяя его главные части, подчеркивая ярусное членение формы.
Магически-религиозное идейно-образное содержание и символика крестьянского костюма выражались в искусстве орнаментировки.
Практичность кроя народной одежды проявилась и в ее "безразмерности».
Композицию народного костюма следует анализировать по следующим признакам: симметрии и ассиметрии, композиционному центру (акценту), пропорциональным отношениям (простым и по принципу «золотого сечения»), ритму линий, плоскостей и объемов, графическому построению костюма, цвета и фактуры. Графическое, цветовое и фактурное решение костюма влияет на восприятие его массы.
В русском народном костюме отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры.
Часть П. Практическая часть
Методический комплекс по теме «Русский народный костюм»
2.1. Электронное
пособие «Русский народный кост
В связи с компьютеризацией школ в настоящее время, разработано большое число электронных учебных материалов, в качестве которых выступают электронные учебники, электронные учебные пособия и т.п. Электронного учебника или пособия по русскому народному костюму не существует.
Анализ литературы показал, что ни одно из исследований, посвященное русскому народному костюму по тем или иным причинам в полной мере не отвечает запросам преподавателей, модельеров, руководителей народными коллективами. Отсутствие многоаспектного изучения образно-стилистической структуры народного костюма препятствует формированию стройной системы знаний народной эстетики о русском народном костюме и не дает возможность достоверно воплощать их принципы на сцене.
Нами выявлено преимущество электронного учебника перед бумажными носителями. (См. таблицу 1).
Таблица 1
Преимущество электронного пособия
перед бумажным носителем учебного материала
№ |
Учебник, книга |
Электронное пособие |
1. |
Статичен по форме и воспринимается линейно и последовательно. |
Возможность использовать разнообразные принципы подачи материала, в том числе динамические, звуковые, видео. Высокая наглядность. |
2. 2. |
Предполагает пассивное изучение – усвоение содержащейся информации в том виде, в каком она представлена. |
Обучение основано на целостном восприятии и наглядном объяснении, |
3. 33 |
Ограниченные возможности беглого ознакомления с материалом. |
Возможность краткого знакомства с курсом. |
4. . |
Ограниченные возможности самоконтроля. |
Возможность самоконтроля на разных уровнях |
5. 5. |
Ограниченные возможности приобретения практических навыков в использовании полученных знаний. |
Возможность моделирования изученных процессов, получения практических навыков. |
7. 6. |
Форма и объем жестко заданы форматом книги. Ограниченные возможности углубления в материал и расширения его. |
Открытая, гибкая система, позволяющая корректировать, совершенствовать, дополнять и развивать объем материала. |
7.
7 7 |
Печатный учебник сложнее и дороже тиражировать. |
Высокая доступность. (можно переслать по сети, увеличить тираж). |
8. 888 |
Предназначен для одной дисциплины. |
Многофункционален при использовании в зависимости от целей. |
9. |
Каждый студент выбирает наиболее приемлемый для него способ общения с электронным пособием для более эффективного усвоения материала. Переход по полезным ссылкам к дополнительной литературе. |
Электронное методическое пособие «Русский народный костюм и его сценическое воплощение» позволит
1) познакомиться с подлинным русским народным костюм по регионам;
2) приобрести знания по семантике, форме, крою русской народной одежды;
3) приобрести опыт моделирования русского народного костюма;
4) научиться анализировать комплексы русского народного костюма.
При разработке электронного пособия мы делали акцент на содержательную его часть, которая включает следующие компоненты:
Электронное пособие (ЭП) «Русский национальный костюм и его сценическое воплощение» построено по принципу наибольшей наглядности, с текстовыми описаниями.
Пособие имеет следующую структуру:
Рассмотрим каждый раздел электронного пособия. Введение содержит краткую информацию о том, для кого предназначен этот электронный продукт, его цель и актуальность.
Возникновение замысла (идеи) костюма у художника появляется в результате изучения подлинного русского костюма, поэтому в первом разделе электронного пособия собраны образцы подлинной народной одежды, находящиеся в музеях России. В этот раздел входит статья: «Историко-культурный и социологический анализ народных костюмов». Она посвящена определению эстетической природы и функций национального костюма, анализу его художественных особенностей, стиля и истории социального бытования. А также статья: «Структурный анализ русского народного костюма европейской России XIX вв. – начало ХХ вв.», в которой рассматривается принятая в этнографии классификация крестьянского костюма, по половозрастным, сословным и другим признакам, многоаспектно анализируются основные костюмные комплексы. Особенно подробно освещаются праздничные женские и ритуальные костюмы, так как они наиболее полно воплощают декоративное богатство и самобытность национального русского костюма, символизируют единство духовной жизни личности и коллектива, сопричастность их владелиц какому-либо общезначимому событию.
Информация о работе Методический комплекс «Русский народный костюм»