Костюм 20-х годов ХХ века как творческий источник для дизайна костюма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению темы «Костюм 20-х годов как творческий источник для дизайна костюма». Автором исследуются политическая обстановка, культурно-нравственные изменения, развитие кинематографа и другие факторы, оказывающие влияние на формирование и изменение костюма описываемого периода. Также в работе приведены сведения о деятельности парижских Домов моды, о работе художников – авангардистов, сотрудничавших с ними.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

        20-е годы заслуженно считаются  эпохой реформы женского белья  из-за появления его новых видов.  Также проявилась тенденция к  уподоблению общепринятого женского белья мужскому. Ночная рубашка a la garconne 20-х годов, названная chemisier, доходила до щиколоток, имела длинные рукава с манжетами, застегнутыми на пуговицы из перламутровой пластмассы, отложной воротник, спереди застегивалась на пуговицы. Этот период характерен окончательным прививанием пижамы и появлением различных ее типов: пижама прямого силуэта, подобная трубе, отделанная полосой другого цвета; пижама из ткани в полоску – прототип современной стандартной пижамы; и пижама для сцены фантазийных форм. Модными считались комплекты, называемые chemises-culottes, состоящие из более или менее длинной рубашки и панталон-«мотыльков».50 Шелковое белье a la garconne имело довольно яркие цвета, наиболее модным считался медовый цвет. В качестве отделки служили кружево, аппликации из тюля, часто применяли мережки.     

        Для этих лет были характерны  ансамбли из платья и слегка  расклешенной накидки с подкладкой из той же ткани, что и платье. Популярными были платья, состоящие из мелко плиссированных или уложенных глубокими складками юбок и изготовленной из узорчатой или гладкой ткани  блузки-«казака». Она представляла собой блузку спортивного стиля, длина которой была равна длине руки и подпоясывалась ниже бедер. Летом были популярные белые спортивные платья, дополненные цветными жилетами или жакетами. В 1926 году на пике парижской моды находились модели нарядных рукавов: расклешенных, вытянутых зубцами, как подолы платьев, рукава с оборками из креп-жоржета, рукава, собранные в буфы, начинающиеся выше локтя и сужающиеся к запястью.  В нарядном tea gowne делали рукава в виде крыльев или пелерины, отбрасывающиеся движением рук.

      С течением времени строгие  линии перешли также и в  вечерние туалеты, которые стали  короче, уже и жестче (так называемые  платья-футляры). Их шили из лоснящейся  парчи или черного шелка, часто вышитых блестками и стразами. Такие платья были без рукавов или с длинными  и узкими и даже облегающими рукавами, иногда с расширяющимися манжетами. Было принято спереди делать платья высоко, под шею, закрытыми, а со спины – с глубоким вырезом, часто даже ниже линии талии. Прямое платье, так называемое robe de style, со слегка прилегающим лифом и короткими буфированными рукавами или без них, а также с сильно присобранной юбкой, на которую одевалась другая, более короткая юбка, являлось особо модным в дансингах.51 Оно часто шилось из креп-жоржета жемчужно-серого цвета или цвета розового дерева и отделывалось кружевом того же цвета. Модной отделкой в то время считалась роспись батиком и пастой, имитирующей золотую цепочку, полученную машинной вышивкой. В 1926 году в Париже начался «психоз» вышивок, когда каждое летнее платье или блузка отделывались русской, болгарской, румынской и другими вышивками. Очень модны были вечерние наряды на бретельках. Платья украшались косыми воланами, ассиметричными складками, шлейфами, мягкими поясами-завязками на линии заниженной талии.     

       Несмотря на сближение полов, женская плоть в этот период,  явно выставлялась напоказ, особенно в вечерних туалетах. Обладательницы изящных узких платьев, поддерживаемых тонкими бретельками и бывших последним криком моды, выставляли ноги, руки, бюсты, спины на всеобщее обозрение. Чулки телесного цвета, создающие иллюзию обнаженных ног, стали своеобразным композиционным центром всего костюма. Шелковые чулки были слишком дорогими и непрочными, чтобы удовлетворить потребности массового потребителя, что привело к использованию новых материалов. Распространились чулки из искусственного волокна  - фильдекосовые или фильдеперсовые. Популярными были блестящие чулки песочного цвета, цвета розового дерева, реже – пепельного в соответствии с требованием одноцветности туалета, отделанные по боковым стрелкам. Черные и  темные чулки исчезли окончательно. Одним из капризов мировой моды стали чулки из мастерски сотканной сетки серебряного или золотого цвета, гармонирующие с фактурой парчи бальных туфель. Чулки, сквозь сетку которых пикантно проглядывали загорелые ноги, надевали для визитов и к вечерним туалетам.  

      В период моды a la garconne костюм еще не получил таких выразительных черт, делающих его похожим на мужской костюм, но высокие застегивающиеся на шее воротники блузок, а также маленькие галстуки были явно позаимствованы у мужчин. Одновременно были в обиходе несколько типов костюмов: длинный и прямой костюм tailleur из английской шерсти или фланели песочного и серо-зеленого цвета, либо из тканей в неярко выраженную полоску, клетку или елочку; костюмы спортивные и прогулочные, преимущественно из белой фланели;  летние костюмы из эпонжа или переливающегося трикотажа. Модными были также костюмы, состоящие из жакета из гладкой ткани и юбки из ткани в клетку, полоску или из меланжевой ткани.52 В первые годы описываемого периода жакеты к костюмам имели характер полупальто, с длиной, доходившей до бедер или коленей. Чаще всего жакет застегивался на две или четыре пуговицы, находившиеся на уровне бедер. С течением времени появились более короткие, застегивающиеся по линии талии на одну пуговицу, слегка прилегающие жакеты типа смокингов. Они состояли из привычно темного жакета и более светлой юбки из ткани пье де пуль, чаще всего плиссированной. В 20-е годы получила широкое распространение новаторская застежка-молния.53

      Популярными были также короткие  или длинные жилеты, а также  джемперы и пуловеры. Пуловер, изготовленный из грубой шерсти, смешанной с шелком с треугольным вырезом носили как мужчины, так и женщины во время занятий спортом. Мужчины чаще всего носили пуловеры цвета кофе в спортивных костюмах вместо жилетов, дополняя ими светлые брюки, женщины носили более фантазийные, но неяркие пуловеры с короткими юбками, заложенными глубокими складками. Кроме них были популярны свитеры гольфы, длинные жакеты с большими воротниками, снизу доверху на пуговицах и отделанные цветным кантом.       

      В 1924 году наиболее популярными  считались пальто «три четверти»,  которые открывали подол платья. В последующие годы с укорачиванием одежды, длина пальто сравнялась с длиной платья. Распространились плащи-реглан и пыльники, которые надевали для езды в автомобиле и для железнодорожных путешествий. Кроме того, носили также непромокаемые плащи из импрегнированного габардина, а новинкой был непромокаемый плащ из крепдешина, предназначавшийся для пасмурной погоды поверх легких шелковых платьев и белых костюмов. В конце 20-х годов вернулась мода пелерин простого кроя, чаще всего присобранных у шеи, которые носили в качестве плащей. Очень обогатилась верхняя одежда за счет популяризации и снижения цен на мех, который с давних пор считался роскошью даже для состоятельных женщин. Меховые пальто носили волосом наружу, а у шикарных шуб меховой делали изнаночную сторону. Воротник, манжеты и опушка по низу были часто из меха с более длинным ворсом. Характерным для этих лет был мех кроликов, окрашенный в различные цвета, из узких полос которого мастерски выкладывали мозаики. Наряду с цветным мехом кролика новинкой были крашеные лапки каракуля золотисто-палевого цвета, воротники к шубам делали из окрашенного меха лисицы. Носили также мех тюленя, белки, каракуль, каракульчу, отделанную серебристым пухом шиншиллы, или мех крота, окрашено в бронзовый цвет, с воротником из голубого песца.54 

     4.6. Спортивная и пляжная мода.  Именно в 20-е годы зародилось такое понятие как «культ молодости», что привело к большим переменам в мире спорта. Пышные женские формы остались в прошлом, а в моду пришли женщины с худой андрогинной фигурой. Спорт способствовал поддержанию худобы и дамы страстно увлекались фитнесом, греблей, плаванием, парусным спортом, игрой в гольф, скачками, стрельбой, туризмом. Но на спортивные занятия все еще ходят в красивом костюме, в шляпке и на каблуках.  Увлечение спортом неизбежно привело к возрастанию потребности в специальной удобной спортивной одежде. Знаменитые модельеры и производители одежды быстро уловили новый настрой и взялись за разработку моделей для спорта, часто используя трикотаж.55 В 1921  году знаменитая теннисистка Сюзанна Ленглен появилась перед публикой в короткой плиссированной юбке из белого шелка, белой трикотажной тунике без рукавов и с трикотажной повязкой на голове, созданных специально для нее Жаном Пату.56 В конце 20-х годов чрезвычайно популярными стали спортивные рубашки, придуманные Рене Лакостом, сыном парижского промышленника. В 1917 году он начал играть в теннис и уже 1925 был одним из сильнейших игроков мира. После ухода из большого спорта, он занялся строительством своей империи, открыв фирму совместно с владельцем текстильной фабрики Андре Жилье. Вскоре они наладили выпуск рубашек для тенниса, гольфа и парусного спорта.

      Постепенно элементы спортивной одежды начали проникать в повседневную одежду. Мужчины в неофициальной обстановке стали носить трикотажные кардиганы и пуловеры вместо пиджака. Инициаторами этой моды были студенты престижных английских университетов — Оксфорда и Кембриджа, которые подражали наследнику британского престола принцу Уэльскому, большому любителю спорта. Культ спорта в университетских городках потеснил пиджаки, заменив их трикотажными джемперами, которые носили с рубашкой и галстуком, часто тонкий джемпер надевали и под пиджак. Вместо классических брюк студенты предпочитали укороченные брюки- гольф или широкие «оксфордские штаны» из серой шерстяной фланели. Очень популярными становятся кепи и мягкие шляпы.57

     Интересным явлением в моде  тех лет была тенденция к  введению в спортивную одежду богатых  отделок. Плащи отличались обилием вышивок, аппликаций, пуговиц и клапанов.

      Пляжная мода «сумасшедших двадцатых», подарившая женщинам купальные костюмы с вырезами на груди, а также обнажавшие руки и ноги была своего рода вызовом обществу. Правда, ткани, из которых шились купальники, были еще далеки от совершенства. Но в отличие от пляжной моды начала века, когда женщина приближалась к воде одетой с головы до ног, мода послевоенного десятилетия, невзирая на тяжелый шерстяной и растягивающийся хлопковый трикотаж, дала женщинам возможность ощутить всю прелесть отдыха на воде. И женщины с удовольствием наслаждались новизной ощущений, не обращая внимания на недоуменные и осуждающие взгляды тех, кто новые тенденции категорически не принимал. Дом высокой моды знаменитого кутюрье Жана Пату открывшийся в1919 году и специализировавшийся именно на спортивной одежде и одежде для активного отдыха, в 1924 году стал выпускать купальники в стиле кубизма. Загар, полученный на модных курортах, стал очень популярным и считался неотъемлемой составляющей модного образа того времени. Еще в довоенное время легендарная, а тогда начинающая свой путь Габриэль Шанель, начала ломать сложившийся стереотип, что женщина должна быть бледной и пропагандировать красоту смуглой загорелой кожи. В 1928 году она выпустила специальное масло для загара, но первопроходцем, все же, был Жан Пату, выпустивший подобное средство в 1924 году. А в 1923 году на Лазурном берегу во Франции открылся первый солярий или как тогда его называли, «соляриум».

      Неизменным головным убором на  пляже была феска из шелкового  трикотажа, обрамлявшая лоб широкая лента в цвет отделки костюма или платок, повязанный низко на лоб, над самыми бровями. Для купания надевали цветные резиновые шапочки в форме беретов, ермолок, чепцов и касок, затегивающихся под подбородком. На ногах носили мелкие туфли, завязывающихся вокруг щиколотки.

      4.7. Модные макияж и прически 20-х годов. Если идеалом женского тела в 1920-е годы была фигура мальчика, то модный макияж с лихвой «компенсировал» недостаток женственности – лицо «женщины-вамп» было одной из главных эрогенных зон в костюме «а ля гарсон».  В этот период женщины "нового света" начинают использовать  яркий макияж и прищепки для губ поддерживающих нужную форму. Кино уже стало оказывать на массовую моду определяющее влияние, идеалами красоты были голливудские кинозвезды. Модный грим 20-х годов напоминал киногрим, который из-за низкого качества кинопленки и дальних планов был черным. Брови выщипывались и подрисовывались, и представляли собой черную линию с опущенным концом. Заимствованные прямо с киноэкрана темные тени на веках, черная подводка для глаз и темно-красная помада на тщательно нарисованных губах, считавшиеся в викторианские времена безнравственными, в 20-е годы получают широкое распространение.58 Русские эмигрантки привезли с собой в Париж «тайну» отделки бисером, когда на кончики ресниц насаживалась маленькая «бисерина» из воскообразного вещества.59

     Мода на яркую заметную на лице косметику стимулирует её производство: появляются цветные лаки для ногтей, которые мгновенно становятся модным хитом, губная помада, подводка для глаз, пудра. Самым крупным достижением стала водостойкая тушь для ресниц, созданная Элизабет Арден.  Женщины 20-х годов просто не мыслят своего существования без этих «радостей жизни», хотя косметика еще очень далека от совершенства. В течение 20-х годов, активно развивающиеся косметические фирмы начинают разрабатывать всевозможные новинки, но настоящие открытия появятся лишь в следующих десятилетиях. Две вечные конкурентки Элизабет Арден и Хелена Рубинштейн в своих салонах красоты предлагают, так называемые, комплексные подходы по уходу за лицом. Процветает империя Макса Фактора – эмигранта из России, создающего макияж кинозвездам. Салоны красоты становятся излюбленным местом общения женщин.60

      Первая мировая война внесла свою лепту и в мир красоты. В военное время врачи, спасая раненых, демонстрировали развитие своей профессии. В период между двумя мировыми войнами было разработано большое количество эстетических операций. Новые послевоенные салоны красоты, предлагали своим клиентам не только стрижку, укладку волос и нехитрые косметические манипуляции, но и всевозможные процедуры, продлевающие молодость.61 Также в 20-е годы очень модными были перманентные румяна, вводимые под кожу электрическим аппаратом и обеспечивающие дамам постоянный румянец.

Информация о работе Костюм 20-х годов ХХ века как творческий источник для дизайна костюма