Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:33, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению темы «Костюм 20-х годов как творческий источник для дизайна костюма». Автором исследуются политическая обстановка, культурно-нравственные изменения, развитие кинематографа и другие факторы, оказывающие влияние на формирование и изменение костюма описываемого периода. Также в работе приведены сведения о деятельности парижских Домов моды, о работе художников – авангардистов, сотрудничавших с ними.
Еще одним настоящим русским
домом, начинавшимся как
4. Мода 20-х.
4.1 Десятилетие перемен. 20-е годы являются переломным периодом в истории мировой моды. Первая мировая война, оказавшая огромное влияние на формирование моды последующей эпохи, провела четкую границу, отделив понятия, мода и стиль, свойственные девятнадцатому веку, от века двадцатого.
Десятилетие, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений имело множество эпитетов, подчеркивающих особенность наступившего времени: «ревущие двадцатые», «золотые двадцатые», «сумасшедшие двадцатые». Это был период необыкновенной жизненной энергии, когда многие увлечения принимали гротескные формы: танцевальное сумасшествие и киномания, повальное увлечение созданием нового стильного образа.36 Началась эпоха джаза, царившего вначале в ревю, кабаре, кино и в танцевальной музыке. Все лучшим становилось понимание и чувство танцевального ритма в связи с энтузиазмом по отношению к экзотическим танцам. В 1926 году появляется и понемногу прокрадывается в мюзик-холлы и дансинги чарльстон. Танцевальное сумасшествие, или дансингомания, достигло в то время апогея. Простая форма одежды гармонировала с движениями новых танцев, а введение танцев в повседневную жизнь повлияло на стирание граней между будничной и праздничной одеждой. Понимание ритма в музыке и танце нашло определенное отражение в ритмичности форм женской одежды.37 Погоня за «вечной молодостью» делает актуальными массовые виды спорта: гимнастику, лыжи, теннис, танцы, что делало женщин стройными, подтянутыми, энергичными. В моде воцарилась гибкость, а культура тела стала играть непривычно большую роль. Новая мода, короткие стрижки, обнаженные женские ноги и повсеместное увлечение спортом вызвало бурную полемику в обществе. В прессе публиковались самые разные точки зрения на происходящее, даже самые просвещенные люди порой негодовали и высказывались крайне негативно. Например, президент университета во Флориде гневно заявил, что короткие юбки и платья – порождение дьявола и его приспешников. Многие медицинские журналы авторитетно заявляли, что увлечения спортом, фитнесом, модными танцами могут привести женщин к бесплодию.38
В военное время тяжелая работа на фабриках и заводах, уход за ранеными в госпиталях, рытье траншей, необходимость выполнять функции пожарных, полицейских оказали огромное влияние на женское мировоззрение. Дамская одежда, которую носили до первой мировой войны, была совершенно неприемлема женщин, работающих в тылу. Из обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, платья и юбки короче, замысловатые прически остались в прошлом.39 Одежда, которую шили для военных, приживалась и в повседневной тыловой жизни. Например, плащ тренчкот, который был предложен в качестве обмундирования солдатам британской армии и по сей день является узнаваемой и часто неотъемлемой частью женского гардероба. Согласно инструкции, женщинам на производстве предписывалось носить комбинезоны и ли бриджи. С этого времени брюки постепенно завоевывали место в женском гардеробе, закрепившись в нем как домашняя одежда и одежда для отдыха.
Помимо танцев и ночных развлечений модными увлечениями 1920-х годов были техника и спорт. Технический прогресс тогда казался средством создания мира, тем более что его достижения впечатляющим образом меняли образ жизни. Бытовые электрические приборы, радио, телефон, автомобили, самолеты стали привычными символами современности и требовали от человека способности адаптироваться к новым скоростям и переменам. Культ техники привел к появлению в модной одежде функциональных элементов профессионального костюма авиаторов, шоферов. Представители новой богемы и заядлые модники носили кожаные куртки, автомобильные краги, очки.40
4.2. Эпоха la garconne. Рождение в 1924 году нового женского типа и стиля в одежде было продиктовано новым ритмом послевоенной жизни. Они получили название a la garconne, заимствованное у вышедшего в свет в 1922 году романа La garconne французского писателя Виктора Маргерита. Его героиня становится символом независимой, активной современной женщины. Характерными чертами стиля а – ля гарсон были: мальчишеский силуэт, плоская грудь, короткая стрижка и длинная челка, костюм мужского покроя или маленькое платье – рубашка без рукавов со шляпкой клоше, которую носили глубоко надвинув на лоб.41 Платья – рубашки по покрою были предельно просты. Они отличались прямоугольным силуэтом, а отсутствие нагрудных вытачек и прямая по форме пройма делали грудь еще более плоской. Ярчайшим примером такой конструкции служит платье Мадлен Вионне с большими вшитыми деталями и ассиметричной линией низа. Фалды, ниспадающие по бокам, выкраивались вместе с передним полотнищем и для большей выразительности слегка приподнимались за счет поперечных вытачек, расположенных на уровне линии бедер. Под влиянием кубизма и абстрактной живописи, получивших огромное распространение в этот период, на тканях появились динамичные набивные рисунки с жесткими контурами геометрических мотивов.
Господствуя в моде всего пять
– шесть лет, дерзкий,
Изменение длины юбки и
4.3. Эпоха «флепперов». После войны стал ощущаться дисбаланс между количеством молодых мужчин и женщин, последствием этого стала массовая эмансипация женщин.43 Это был период, полный искушений для женщин; они получили избирательное право, свободу в выборе профессии и определенную свободу в сексуальной жизни – освободились из-под власти мужчин и сравнялись с ними во многих областях жизни. В 1925 году, когда в США начинается эпоха танцзалов и свинга, в Европе начинается эпоха модных домов, последнего оплота высокой моды и персонального подхода к вкусу. Появляется новое течение прожигателей жизни флепперы (flappers), танцующих и веселящихся. По одной из версии происхождение названия ведется от "колыхания" и "трепетания" фалд фрака, а подобный образ жизни становится прототипом стиляг будущего. По более вероятной версии, в 20-х выходит на экраны фильм "The Flapper", то есть, "Птенчик" со знаменитой артисткой Olive Thomas. Название подразумевало прозвище юной героини, принадлежащей послевоенному поколению, не отличавшегося моральной твердостью и пуританскими нравами, в чем в немалой степени способствует кинематограф.
Совершенной считалась фигура тонкая и прямая, с плоской грудью и узкими бедрами. Шнуровки и корсеты, как пережитки прошлого, были окончательно забыты. Для создания впечатления плоской груди использовали бюстгальтеры, в результате чего все женщины, независимо от возраста, начинали напоминать подростков. Объемные нижние юбки уступили место комбинациям, а нижнее белье стало меньше весить, благодаря использованию искусственного шелка. В 20-е годы вес женской одежды составлял приблизительно одну десятую того, что носила на себе женщина викторианской эпохи. Также появились первые сжимающие бандажи для бедер, подбородков и икр. Начали принимать с различными солями для похудения, и даже парафин.
4.4 Мода 20-х и творчество художников. На моду 1920-х годов большое влияние оказало авангардное искусство – от футуризма и кубизма до абстракционизма. Это влияние выразилось, прежде всего, в популярности геометрического орнамента. Современникам казалось, что именно платья с абстрактным декором и ткани с беспредметными рисунками выражали дух нового времени.44 Многие модельеры, сотрудничали с художниками - супрематистами, живописцами-кубофутуристами. Р. Дюфи, начавший разрабатывать рисунки для тканей еще в 1920-е для П. Пуаре, использовал свой опыт живописца, соединяя стилизованные формы и яркие цвета, добиваясь выразительного декоративного эффекта. В Париже в 20-е годы существовал дом моды «Мырбор», который специализировался на оформлении интерьеров и изготовлении моделей с абстрактным декором по эскизам П. Пикассо, Ф. Леже, Ж. Миро.45
Соня Делоне, разрабатывавшая на Западе одежду с абстрактным декором параллельно с итальянскими футуристами, придумывала модели платьев и шелковых шарфов с «симультанными» рисунками. Она пользовалась славой как колорист, создавая выразительные цветовые сочетания для вышивок и декора моделей, в которых чувствовалось влияние украинского народного костюма. Огромный поток заказов побудил Делоне открыть в 1925 году свое ателье мод.
Мода этих лет очень далеко
отошла от всех предыдущих
и послужила вдохновением
Проектированием моделей для
Домов мод на протяжении
4.5.Линия моды 20-х годов. Типы одежды. Главными чертами общей моды была унификация типа «женщины-дощечки» с мальчишеским сложением и не менее стандартным лицом. Мода этого времени порвала с женственностью и не только ликвидировала разницу в возрасте среди женщин, но и помогла стиранию социальных границ. Силуэты женской фигуры описываемого периода, были приближены к прямоугольнику и овалу, выдержанным в тональном решении, в верхней части которых обозначена вытянутая U- образная линия, а в нижней части – ряд поперечных линий.47 Для оживления столь простой конструкции часто использовались фантазийные детали, складки, плиссировки.
Активно развивалось
В 20-е годы повседневную
Мода 20-х годов внесла некоторые
особенности в отношении к
цвету, вследствие чего
Информация о работе Костюм 20-х годов ХХ века как творческий источник для дизайна костюма