Костюм 20-х годов ХХ века как творческий источник для дизайна костюма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению темы «Костюм 20-х годов как творческий источник для дизайна костюма». Автором исследуются политическая обстановка, культурно-нравственные изменения, развитие кинематографа и другие факторы, оказывающие влияние на формирование и изменение костюма описываемого периода. Также в работе приведены сведения о деятельности парижских Домов моды, о работе художников – авангардистов, сотрудничавших с ними.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

      Еще одним настоящим русским  домом, начинавшимся как скромное  дело,  но получившим позднее  огромную известность, был дом  «Итеб». Бетти Бузард, основательница и хозяйка дома не гнушалась самой обыденной работы и обладала значительным опытом в швейном деле. В 1922 году, она переносит свое дело в центр модного Парижа, что привело к молниеносному успеху дома. Париж боготворил «русскую моду», и интерес ко всему кустарному, сделанному руками беженок, был чрезвычайно велик, и каждый год круг светской клиентуры дома расширялся. Следуя примеру других домов, «Итеб» для популяризации своих коллекций приглашал знаменитых актрис позировать в платьях собственного производства. В 1923 году успехи «Итеба» были столь неоспоримыми, что мадам Итеб открыла филиал в Канне. В вычурно-декоративных рекламах тех сезонов, как правило, сообщалось на чем специализируется дом: на платьях, пальто, трикотаже и мехах. К сезону 1924 года в коллекциях стали появляться и спортивные вещи. Начиная с 1925 года стиль «Итеб» резко меняется, отбросив элементы вычурности и экзотики. Подобно Шанель, дом «Итеб» все чаще обращается к теме повседневного женского костюма, как необходимого элемента гардероба  работающих женщин новой эпохи. Вторя общему увлечению короткими платьями с заниженной линией талии, «Итеб» стал выпускать вышитые модные наряды, иногда отделанные жемчужными бусинами.35 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Мода 20-х.

     

4.1 Десятилетие перемен. 20-е годы являются переломным периодом в истории мировой  моды.  Первая мировая война, оказавшая огромное влияние на формирование моды последующей эпохи, провела четкую границу, отделив понятия, мода и стиль, свойственные девятнадцатому веку, от века двадцатого.

     Десятилетие, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений имело множество эпитетов, подчеркивающих особенность наступившего времени:  «ревущие двадцатые», «золотые двадцатые», «сумасшедшие двадцатые». Это был период необыкновенной жизненной энергии, когда многие увлечения принимали гротескные формы: танцевальное сумасшествие и киномания, повальное увлечение созданием нового стильного образа.36 Началась эпоха джаза, царившего вначале в ревю, кабаре, кино и в танцевальной музыке. Все лучшим становилось понимание и чувство танцевального ритма в связи с энтузиазмом по отношению к экзотическим танцам. В 1926 году появляется и понемногу прокрадывается в мюзик-холлы и дансинги чарльстон. Танцевальное сумасшествие, или дансингомания, достигло в то время апогея. Простая форма одежды гармонировала с движениями новых танцев, а введение танцев в повседневную жизнь повлияло на стирание граней между будничной и праздничной одеждой. Понимание ритма в музыке и танце нашло определенное отражение в ритмичности форм женской одежды.37 Погоня за «вечной молодостью» делает  актуальными массовые виды спорта: гимнастику, лыжи, теннис, танцы, что делало женщин стройными, подтянутыми, энергичными. В моде воцарилась гибкость, а культура тела стала играть непривычно большую роль. Новая мода, короткие стрижки, обнаженные женские ноги и повсеместное увлечение спортом вызвало бурную полемику в обществе. В прессе публиковались самые разные точки зрения на происходящее, даже самые просвещенные люди порой негодовали и высказывались крайне негативно. Например, президент университета во Флориде гневно заявил, что короткие юбки и платья – порождение дьявола и его приспешников. Многие медицинские журналы авторитетно заявляли, что увлечения спортом, фитнесом, модными танцами могут привести женщин к бесплодию.38

      В военное время тяжелая работа на фабриках и заводах, уход за ранеными в госпиталях, рытье траншей, необходимость выполнять функции пожарных, полицейских  оказали огромное влияние на женское мировоззрение. Дамская одежда, которую носили до первой мировой войны, была совершенно неприемлема женщин, работающих в тылу. Из обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, платья и юбки короче, замысловатые прически остались в прошлом.39 Одежда, которую шили для военных, приживалась и в повседневной тыловой жизни. Например, плащ тренчкот, который был предложен в качестве обмундирования солдатам британской армии и по сей день является узнаваемой и часто неотъемлемой частью женского гардероба. Согласно инструкции, женщинам на производстве предписывалось носить комбинезоны и ли бриджи. С этого времени брюки постепенно завоевывали место в женском гардеробе, закрепившись в нем как домашняя одежда и одежда для отдыха. 

     Помимо танцев и ночных развлечений модными увлечениями 1920-х годов были техника и спорт. Технический прогресс тогда казался средством создания мира, тем более что его достижения впечатляющим образом меняли образ жизни. Бытовые электрические приборы, радио, телефон, автомобили, самолеты стали привычными символами  современности и требовали от человека способности адаптироваться к новым скоростям и переменам. Культ техники привел к появлению в модной одежде функциональных элементов профессионального костюма авиаторов, шоферов. Представители новой богемы и заядлые модники носили кожаные куртки, автомобильные краги, очки.40 

     4.2. Эпоха la garconne. Рождение в 1924 году нового женского типа и стиля в одежде было продиктовано новым ритмом послевоенной жизни. Они получили название a la garconne, заимствованное у вышедшего в свет в 1922 году романа  La garconne французского писателя Виктора Маргерита. Его героиня становится символом независимой, активной современной женщины. Характерными чертами стиля а – ля гарсон были: мальчишеский силуэт, плоская грудь, короткая стрижка и длинная челка, костюм мужского покроя или маленькое платье – рубашка без рукавов со шляпкой клоше, которую носили глубоко надвинув на лоб.41  Платья – рубашки по покрою были предельно просты. Они отличались прямоугольным силуэтом, а отсутствие нагрудных вытачек и прямая по форме пройма делали грудь еще более плоской. Ярчайшим примером такой конструкции служит платье Мадлен Вионне с большими вшитыми деталями и ассиметричной линией низа. Фалды, ниспадающие по бокам, выкраивались вместе с передним полотнищем и для большей выразительности слегка приподнимались за счет поперечных вытачек, расположенных на уровне линии бедер. Под влиянием кубизма  и абстрактной живописи, получивших огромное распространение в этот период, на тканях появились динамичные набивные рисунки с жесткими контурами геометрических мотивов.                  

      Господствуя в моде всего пять  – шесть лет, дерзкий, узнаваемый  мальчишеский стиль претерпел за этот срок очень интересную эволюцию. В 1921 году, когда юбки несколько удлинились, линия талии впервые была приспущена.  В 1922 году линия талии опустилась еще ниже, а силуэт получил большую выразительность благодаря четким прямым линиям и декоративным деталям. 1924 год – акцент переместился на линию бедер, юбки же укоротились и обрели ассиметричную линию низа. В  1925 году юбки поднялись от пола почти на полметра, даже в вечерних платьях юбки едва прикрывают колени. Наряду с элементарным кроем рубашек использовался и достаточно сложные конструкции. В одной из моделей Мадлен Вионне юбка состояла из семи деталей: короткие, слегка расклешенные спереди, соединяющиеся с расположенными на спинке шестью драпированными пластронами сложной каплеобразной формы, образующими шлейф длиной почти до пола.  В 1926 – 1927 годах колебания длины юбки были минимальны, а в 1929 – м году Жан Пату предложил еще один вариант кроя с ассиметричной линией низа - платья становятся значительно ниже колен, особенно сзади, а линия талии возвращается на естественное место.

      Изменение длины юбки и миграция  линии тили не помешали той  реформе в женской одежде, которая свершилась в 20-е годы. Именно в это время происходит ее подлинная демократизация: платье-рубашка – основа женского гардероба той поры – требовало минимального расхода ткани и было чрезвычайно простым по крою. Появление швейных изделий массового производства, так же как и использование искусственного шелка, сделали одежду более доступной по цене. Лаконизм и простота, став главными законодателями моды, способствовали упразднению в костюме признаков социальных различий.42 Вместе с тем, впервые происходит стирание возрастных  граней. Если довоенные журналы мод были ориентированы на женщин до сорока лет, то в середине двадцатых это был возраст молодости.

    4.3. Эпоха «флепперов».  После войны стал ощущаться дисбаланс между количеством молодых мужчин и женщин, последствием этого стала массовая эмансипация женщин.43 Это был период, полный искушений для женщин; они получили избирательное право, свободу в выборе профессии и определенную свободу в сексуальной жизни – освободились из-под власти мужчин и сравнялись с ними во многих областях жизни. В 1925 году, когда в США начинается эпоха танцзалов и свинга, в Европе начинается эпоха модных домов, последнего оплота высокой моды и персонального подхода к вкусу. Появляется новое течение прожигателей жизни флепперы (flappers), танцующих и веселящихся. По одной из версии происхождение названия ведется от "колыхания" и "трепетания" фалд фрака, а подобный образ жизни становится прототипом стиляг будущего. По более вероятной версии, в 20-х выходит на экраны фильм  "The Flapper", то есть, "Птенчик" со знаменитой артисткой Olive Thomas. Название подразумевало прозвище юной героини, принадлежащей послевоенному поколению, не отличавшегося моральной твердостью и пуританскими нравами, в чем в немалой степени способствует кинематограф.

       Совершенной считалась фигура тонкая и прямая, с плоской грудью и узкими бедрами. Шнуровки и корсеты, как пережитки прошлого, были окончательно забыты. Для создания впечатления плоской груди использовали бюстгальтеры, в результате чего все женщины, независимо от возраста, начинали  напоминать  подростков. Объемные нижние юбки уступили место комбинациям, а нижнее белье стало меньше весить, благодаря использованию искусственного шелка. В 20-е годы вес женской  одежды составлял приблизительно одну десятую того, что носила на себе женщина викторианской эпохи. Также появились первые сжимающие бандажи для бедер, подбородков и икр. Начали принимать с различными солями для похудения, и даже парафин.   

       4.4 Мода 20-х и творчество художников. На моду 1920-х годов большое влияние оказало авангардное искусство – от футуризма и кубизма до абстракционизма. Это влияние выразилось, прежде всего, в популярности геометрического орнамента. Современникам казалось, что именно платья с абстрактным декором и ткани с беспредметными рисунками выражали дух нового времени.44 Многие модельеры, сотрудничали с художниками - супрематистами, живописцами-кубофутуристами. Р. Дюфи, начавший разрабатывать рисунки для тканей еще в 1920-е для П. Пуаре, использовал свой опыт живописца, соединяя стилизованные формы и яркие цвета, добиваясь выразительного декоративного эффекта. В Париже в 20-е годы существовал дом моды «Мырбор», который специализировался на оформлении интерьеров и изготовлении моделей с абстрактным декором по эскизам П. Пикассо, Ф. Леже, Ж. Миро.45

     Соня Делоне, разрабатывавшая на  Западе одежду с абстрактным  декором параллельно с итальянскими футуристами, придумывала модели платьев и шелковых шарфов с «симультанными» рисунками. Она пользовалась славой как колорист, создавая выразительные цветовые сочетания для вышивок и декора моделей, в которых чувствовалось влияние украинского народного костюма. Огромный поток заказов побудил Делоне открыть в 1925 году свое ателье мод.  

     Мода этих лет очень далеко  отошла от всех предыдущих  и послужила вдохновением современным  художникам, которые помогли укрепить  ее характер. Очень хорошо отображают типы женщин и моду 20-х годов ХХ столетия Ван Донгена. «Женщина, не желающая детей», «Голубой Монпарнас»,  - картины, изображающие фигуры женщин в прозрачных платьях, характерных для «нагой моды», которая стала следствием реформы белья. В картине «Почтенная загородная прогулка» показан бесцеремонный способ одевания женщин la garconne на прогулке. А в карикатурах Верте, изображающих бытовые парижские сцены, подчеркнуты характерные для женщин  того периода небрежные позы и стандартный типаж. Довольно частыми были карикатурные изображения внезапно разбогатевших женщин, стремившихся подделаться под модных девушек. В кубистической живописи Леже образы женщин были составлены из геометрических фигур, и прежде всего из овалов и полукругов, в чем заметна взаимосвязь с модной в то время геометризированной линией одежды.46

       Проектированием моделей для  Домов мод на протяжении многих  лет занимался Дриан, считавшийся одним из знаменитейших в то время рисовальщиков моды. Художник Ириб, который был карикатуристом эпохи, предшествующей первой мировой войне, в 20-е годы стал знаменит введением насыщенных цветов при проектировании фантастических рисунков для тканей.

     4.5.Линия моды 20-х годов. Типы одежды. Главными чертами общей моды была унификация типа «женщины-дощечки» с мальчишеским сложением и не менее стандартным лицом. Мода этого времени порвала с женственностью и не только ликвидировала разницу в возрасте среди женщин, но и помогла стиранию социальных границ. Силуэты женской фигуры описываемого периода, были приближены к прямоугольнику и овалу, выдержанным в тональном решении, в верхней части которых обозначена вытянутая U- образная линия, а в нижней части – ряд поперечных линий.47 Для оживления столь простой конструкции часто использовались фантазийные детали, складки, плиссировки.

     Активно развивалось производство  готовой одежды. Крайне популярными  были идеи унификации, стандарта,  связанные с массовым серийным  производством.48 

     В 20-е годы повседневную одежду  стали шить из дешевых материалов, доступных для более широкого круга населения. Однако вечернюю одежду и одежду для визитов продолжали изготавливать из дорогих тканей. Популярными тканями в этот период были полотна, frotte, кретоны, эпонж, узорчатые вуали, суровые шелка и их имитации, гладкие или в полосочку, тюли. Самым модным и распространенным материалом для повседневной одежды был трикотаж. Джемперы и пуловеры из шерсти или шелка, трикотажные   кардиганы, вязаные шапочки и шарфы, носимые как мужчинами,  так и женщинами, превратились в классическую одежду, которая выдержала испытание временем. Для нарядной и летней одежды использовали вискозные ткани, изобретенные еще в 1892 году, а также креп-ромэн, крепдешин, креп-марокен, креп-сатин, которые прекрасно драпировались. Широко распространились импрегнированные материалы для плащей и дождевиков.

      Мода 20-х годов внесла некоторые  особенности в отношении к  цвету, вследствие чего светские  собрания много потеряли как  колористические зрелища. Модным было одноцветное решение всего костюма, когда отдельные его части едва различались по тону.49 В Париже начали входить в моду светло-теневые ткани, называемые en tons degrades. Белый цвет считался в то время подходящим для женщин любого возраста и для одежды любого назначения. Черный трактовался как цвет официальный и визитный, поэтому черное платье с тех пор стало необходимой частью гардероба каждой женщины. С большой скоростью начали появляться новые оттенки и цвета. Очень модными были платья цвета перванш, цикламен, лилового, песочного всех оттенков, вплоть до цвета «горячего золота».    

Информация о работе Костюм 20-х годов ХХ века как творческий источник для дизайна костюма