Костюм 20-х годов ХХ века как творческий источник для дизайна костюма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению темы «Костюм 20-х годов как творческий источник для дизайна костюма». Автором исследуются политическая обстановка, культурно-нравственные изменения, развитие кинематографа и другие факторы, оказывающие влияние на формирование и изменение костюма описываемого периода. Также в работе приведены сведения о деятельности парижских Домов моды, о работе художников – авангардистов, сотрудничавших с ними.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

       Первые признаки частичной стабилизации капитализма проявились в 1924 г. Экономика западноевропейских стран вступила в фазу циклического подъёма, продолжавшегося до конца 20-х годов. Его масштабы были весьма значительными. Промышленный подъем, и значительное увеличение выпуска промышленной продукции  были характерны, прежде всего, для новых отраслей промышленности (автомобильная, электротехническая, химическая, производство синтетических материалов), оборудуемых по последнему слову науки и техники. Во второй половине 20-х годов активно действовали цинковый синдикат и картель искусственно шелка. Именно в этих отраслях наиболее быстро шел процесс технической реконструкции предприятий, увеличения их энерговооруженности, широкой механизации и химизации производственных процессов. Техническое переоборудование промышленности способствовало быстрому росту производительности труда.  В годы стабилизации произошли существенные изменения во французской экономике. Возрос удельный вес тяжелой промышленности, особенно металлургии и машиностроения. Быстро развивались новые отрасли: авиация, кинопромышленность и радиотехника. На крупных предприятиях вводились конвейеры и другие методы рационализации производства.6 

      1.2. Культурно-нравственная и социально-психологическая атмосфера буржуазного общества. Развитие общего кризиса капитализма в 20-е годы вызвало существенные сдвиги в идейно - политической, культурно-нравственной и социально-психологической атмосфере буржуазного общества. В духовной жизни капиталистических стран усугубились противоречия. С одной стороны, росли и крепли элементы демократической культуры, развивались реалистические и, гуманистические тенденции в литературе и искусстве. Их укрепление  нашло свое  выражение в творчестве таких корифеев литературы критического реализма, как Бернард Шоу, Теодор Драйзер, таких выдающихся деятелей искусства, как Чарли Чаплин, Макс Рейнгардт, Ле Корбюзье, а также Диего Ривера, Шон О' Кейси, Эрнест Хемингуэй.7

      С другой стороны, крушение  традиционных буржуазных ценностей  и революционный подъем вызвали настроения пессимизма, тяготению к иррационализму и мистике. В кругах буржуазной интеллигенции стали необычайно популярными  отрицание идеи закономерности исторического процесса, критика «культа разума», пристальное внимание к интуитивным, подсознательным мотивам человеческого поведения. Властителями дум буржуазии были Освальд Шпенглер и Зигмунд Фрейд.

      Значительно  усилились в 20-х годах модернистские течения в литературе и искусстве. Наряду с возникшими еще до войны различными декадентскими направлениями в литературе, кубизмом и абстракционизмом в живописи и скульптуре в послевоенный период распространились новые «авангардистские» школы художественного творчества – экспрессионизм, дадаизм и сюрреализм. Они ввели в практику новые выразительные формы художественного творчества. В произведениях некоторых представителей этих школ зачастую звучал страстный протест против пороков капиталистической действительности. Однако, художники – экспрессионисты не выходили за пределы анархического бунта против хаоса и бессмыслицы, якобы безраздельно царящих в существующем мире. По мнению дадаистов и сюрреалистов, задачей современного искусства должно стать углубление в сферу подсознательных инстинктов, фиксация причудливого течения мысли, болезненных изломов психики, демонстрация произвольных сочетаний форм и  красок. Таким образом, эстетические принципы этих «авангардистских» школ лишали художественное творчество социального содержания, придавая литературе и искусству элитарный характер.8

       Наряду с развитием  модернистских  направлений искусства, быстрое  распространение получила так  называемая массовая культура, как  средство идеологического воздействия на широкие слои народа. Это было сложное и неоднозначное явление. С одной стороны, широкое внедрение кино и радио, массовый выпуск изданий книг, газет и журналов способствовали расширению культурного уровня трудящихся. Но с другой стороны, вся эта «массовая культура» стала в руках буржуазии эффективным средством одурманивания сознания народа. Это было рассчитано на то, чтобы не дать людям задуматься над кричащими социальными контрастами  капиталистического общества, стандартизировать их вкусы и представления, укрепить в массовом сознании стереотипы индивидуализма, потребительства, культа успеха и почтения к «сильным мира сего».9

      Крупные изменения произошли  в 20-х годах в повседневной  жизни широких масс населения, особенно в городах. В ведущих странах Западной Европы и Америки началось внедрение автомобилей. Неслыханно возросла роль средств массовой информации. Вовлечение женщин в производство и растущее применение разнообразных средств бытовой техники увеличило экономическую самостоятельность женщин и повысило их политическую  активность.10 Огромные размеры приобрела «индустрия досуга»: резко увеличилось число посетителей кино, спортивных и развлекательных зрелищ, мюзик-холлов,  дансингов  и других средств «массовой культуры». Всё это существенно трансформировало традиционные стандарты морали, взаимоотношения между членами семьи, формы общения и этику повседневного поведения людей.        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  кинематографа 20-х  годов, его влияние  на моду.
 

       Распространение и укрепление тоталитарных режимов в Европе непосредственно отразились на творчестве режиссеров.11 Определив кино "важнейшим из искусств", руководители государств прежде всего видели в нем мощное средство идеологической пропаганды, то есть - манипуляции массовым сознанием (эту функцию впоследствии еще более эффективно стало выполнять телевидение). Поэтому кинопроцесс был взят под жесткий государственный контроль в СССР, Германии, Италии, Испании и др. Именно государство начало выступать в роли единственного заказчика, продюсера и ценителя экранных произведений, определяя характер конфликтов, типы героев, круг тем, приоритетные жанры и доступные формы.12

       Кино и мода неразлучны уже более ста лет. Многие наряды, появившиеся на киноэкране, были затем растиражированы модной индустрией, и наоборот – актрисы и актеры немого кино всегда демонстрировали безупречный стиль. Особенно заметно влияние кино на моду в эпоху между первой и второй мировыми войнами. Это было легендарное время джаза, кубизма, стиля Ар Деко и немого кино. Немой кинематограф породил плеяду знаменитых актеров и актрис, чьи имена сейчас, к сожалению, забыты. Самым заметным и многозначительным в ту пору было влияние голливудского кинематографа, создававшего и диктовавшего женскую моду. Блеск нарядов киноактрис создал целое направление в моде – голливудский гламур.13

      Влияние кинематографа на сознание человека быстро поняли не только политики, но и предприниматели. Особенно в области производства одежды, косметики и аксессуаров. С 20-х до 50-х годов каждая значимая актриса была прототипом одежды "в стиле". В 20-х практика была проста - костюмеры ехали в Париж и покупали "последний писк моды», которые к моменту выхода фильма уже устаревали. После очередного прокола Сэмюэль Голдвин пригласил Шанель - самого авангардного на тот момент модельера - делать для MGM "моду завтрашнего дня". Но ее аскетичный стиль не смотрелся на экране, и Мадемуазель отказалась от контракта.14

      Олицетворением времени были Клара Боу, Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш, Глория Свенсон, Пола Негри, Луиза Брукс и многие другие кинодивы. Их гриму, прическам, манере одеваться и держаться в обществе стали подражать толпы поклонниц, возводя их в ранг икон стиля. Созданные ими образы полностью перенимались женщинами 20-х годов, уставших от однообразия военного времени.

     

      2.1. Клара Боу. Звезда немого кино и секс-символ 20-х годов XX века Клара Боу родилась 29 июля 1905 года в очень бедной семье, ютящейся в маленькой съемной квартире. В детстве Клара часто становилась свидетельницей припадков матери, больной эпилепсией, а также жестокости своего отца, который морально и физически третировал жену и дочь. Карьера Боу началась с участия в конкурсе «Слава и счастье», главным призом которого была небольшая роль в фильме «Дальше радуги». На Клару обратили внимание после её второго фильма — мелодрамы о китобоях «По морю на кораблях», снятого в 1922 году. Её карьера постепенно пошла в гору, несмотря на то, что она пошла наперекор воле матери. Боу начинает много сниматься и к 1924 году не только завоёвывает любовь зрителей, но и получает престижную награду WAMPAS Baby Stars, как молодая и перспективная актриса. Настоящая же популярность приходит к 19-летней Кларе Боу в 1925 году и с этого момента слава окончательно обрушивается на девушку.15 Она играет на экране роли строптивых, сексуально привлекательных кокеток, наделённых независимым нравом и упрямым характером. Её героини в погоне за богатством с лёгкостью разбивают мужские сердца, но в итоге всегда выбирают любовь, а не деньги. Экранный образ становится частью самой Клары и наполняет её настоящую жизнь романами, скандалами и всевозможными историями, за которыми с нескрываемым интересом наблюдают её поклонники.

       В середине 1920-х рыжеволосая актриса, с накрашенными бантиком губами была признанным секс-символом Голливуда. Не удивительно, что Клара Боу становится одной из икон моды 20-х годов, эталоном стиля "flapper" - "новой породы" молодых женщин, которые носят короткие юбки и стриженые волосы, слушают джаз в ночных клубах, щеголяют своим презрением к тому, что тогда считается приемлемым поведением.16 Девушку-flapper отличал чрезмерный макияж, отказ от ношения корсетов и панталон, свободные сексуальные отношения, открытое курение и употребление крепкого алкоголя, вождение автомобилей и велосипедов, и прочее попрание общепризнанных социальных норм. Женщины, восхищавшиеся талантом Боу и ее популярностью среди мужского населения, подражали её манере красить губы. В 1927-м Клара Боу снялась в военной мелодраме "Крылья", исполнив роль медсестры Красного Креста. Эта картина вошла в историю, став первым фильмом и единственным немым, получившим премию «Оскар». 
      После комедийной мелодрамы "Это" в 1927 году слава актрисы достигла своего пика.17 Благодаря этому фильму, Боу получила прозвище "It-girl" - ЭТА девушка, которое с тех пор стало определением молодой, сексуально притягательной особы, о которой все говорят и которая находится в центре внимания.

      2.2. Луиза Брукс.  Американская танцовщица, модель, актриса немого кино родилась в семье юриста и с детства увлекалась танцем. К десяти годам танцевала профессионально, выступая на ярмарках, в клубах и театрах под музыкальный аккомпанемент матери. В 15 лет уехала в Нью-Йорк и поступила в знаменитую танцевальную школу «Денишон», где училась у основоположников современного американского танца Теда Шона и Рут Сент-Денис. Одна из лучших учениц в школе, она была, тем не менее, исключена за вызывающее поведение и стала выступать в популярном шоу Джорджа Уайта, а затем — в кордебалете «Зигфелд Фоллиз», где начинали многие звезды немого кино.18

       В 1925 успешно прошла кинопробы и получила эпизодическую роль в фильме «Улица забытых людей» (The Street of Forgotten Men), а уже в следующей картине, «Американская Венера» (The American Venus, 1926), ее роль была более значительной. В тот же год вышла замуж за режиссера Эдварда Сазерленда и начала активно сниматься, в основном в комедиях. Сама она, впрочем, никогда не относилась к кино серьезно и говорила, что стала актрисой только ради денег. Ее имя постоянно мелькало в скандальной хронике Голливуда. В 1928 фильм Хауарда Хоукса «Девушка в каждом порту»  с ее участием стал неожиданно популярен в Европе. Лучшей картиной в творчестве актрисы, стал фильм «Ящик Пандоры» 1929 года. Образ героини не имел себе равных в немом кино, как по естественности исполнения, так и по откровенной сексуальности; в нем соединялись фатальная женщина и наивный ребенок. Еще одним шедевром стал «Дневник падшей», снятый Пабстом годом позже.  
      Луиза Брукс перестала сниматься в 1931 и зарабатывала на жизнь, танцуя в ночных клубах.19 В 1936 она попыталась вернуться на экран, но получила лишь эпизодические роли, снимаясь даже в кордебалете. После вестерна с участием еще малоизвестного тогда Джона Уэйна «Грабители дилижансов» (Overland Stage Raiders, 1938) ушла из кино навсегда. Живя в бедности и почти полном уединении, она была удивлена всплеском интереса к себе в 50-е годы, но по приглашению Джеймса Карда, куратора киноархива «Истман Хаус», переехала в городок Рочестер в штате Нью-Йорк, где начала зарабатывать на жизнь кинокритикой. В 1982 она выпустила книгу эссе и воспоминаний «Лулу в Голливуде». Написала также автобиографию с подробным и откровенным рассказом о своих многочисленных романах, но позднее сожгла единственный экземпляр рукописи. Несмотря на то, что лишь два-три фильма в полной мере соответствуют ее таланту, она остается одной из самых ярких звезд немого кино и самой современной из всех.20
 

      2.3. Глория Свенсон.  Американская актриса кино, театра и телевидения Глория Свенсон родилась 27 марта 1899 года в Чикаго, США. Энергичная и целеустремленная по натуре, она уже в 15 лет снялась в своей первой картине. Ее первые роли заключались в незамысловатых комедийных сценках, однако даже в них девушке удалось выразить собственную индивидуальность, и после нескольких удачных съемок она переехала в Голливуд. В конце 1920-х годов, став одной из ведущих звёзд Голливуда, Свенсон основала собственную студию. В эти же годы снялась в фильмах «Сэди Томпсон» (1928) и «Правонарушительница» (1929), за участие в которых была дважды номинирована на «Оскар». Также Глория Свенсон снималась в салонных комедиях-драмах, таких как «Не меняйте мужа» (1919), «В горе и в радости» (1919), «Самцы и самки» (1919); «Зачем менять жену» (1920); «Дело Анатоля» (1921), завоевав положение ведущей звезды коммерческого кино благодаря образам по - современному эгоистичных, расчетливых и «роскошных» женщин, добивающихся своего: почета, денег, славы.  Она была первой, кому удалось создать на экране образ "современной раскованной американки". Ее прическам, манерам и стилю подражали миллионы восторженных женщин. Глория Свенсон - единственная американская актриса, удостоенная премии Дж. Истмена "За выдающийся вклад в искусство кинематографа".21

      Умело организованная актрисой реклама помогла Свенсон стать олицетворением женской притягательности.22 Той же цели служила шумиха вокруг ее личной жизни. И лишь приход звукового кино поколебал уверенность актрисы в собственные силы: переход от немого кино к звуковому представлял собой огромную сложность. Фильмы с ее участием «Сэди Томпсон», «Дождь», «Бульвар Сансет» и другие, навсегда вошли в классику мирового кинематографа.

       2.4. Барбара ла Марр. Американская киноактриса, танцовщица, сценарист, Легенда немого кино, прославившаяся в амплуа женщины-вамп, Барбара ла Марр родилась в 1896 году.  В 1913 году в возрасте шестнадцати лет Рита серьёзно занялась танцами, стала выступать в кабаре. В 1920 году, она отправилась покорять Голливуд в качестве сценариста,  хорошо преуспев на этом поприще. Всего по её сценариям на киностудии Fox Film сняли шесть фильмов — «Роза Нома», «Мать его детей», «Серая мышка», «Страна джаза», «Жёны моих мужей» и «Пламя юности». Заметив красоту Барбары, ей  предложили роль в фильме Джона Форда «Дороги отчаяния», где она предстала в роли леди Лу, которая обольстила чужого мужа и использовала его в своих неприглядных целях. Впоследствии актриса неоднократно играла коварных и расчетливых женщин, прочно утвердившись в столь популярном в 20-х годах амплуа женщины-вамп.

Информация о работе Костюм 20-х годов ХХ века как творческий источник для дизайна костюма