Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:33, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению темы «Костюм 20-х годов как творческий источник для дизайна костюма». Автором исследуются политическая обстановка, культурно-нравственные изменения, развитие кинематографа и другие факторы, оказывающие влияние на формирование и изменение костюма описываемого периода. Также в работе приведены сведения о деятельности парижских Домов моды, о работе художников – авангардистов, сотрудничавших с ними.
Аннотация
Данная курсовая работа посвящена изучению темы «Костюм 20-х годов как творческий источник для дизайна костюма». Автором исследуются политическая обстановка, культурно-нравственные изменения, развитие кинематографа и другие факторы, оказывающие влияние на формирование и изменение костюма описываемого периода. Также в работе приведены сведения о деятельности парижских Домов моды, о работе художников – авангардистов, сотрудничавших с ними.
Выбранная тема является
Работа содержит 52 листов основной части
и 17 листов приложения.
Введение
Мода - это один из наиболее распространенных и наиболее быстро реагирующих на любые изменения в общественно-политической жизни вид искусства. Изучение феномена моды способствует более глубокому пониманию потребностей общества, выявлению интересов и запросов различных слоев населения. В ней отражаются существенные черты своего времени, прослеживается связь с изменениями в стране с процессами в сфере культурной жизни общества. В XX столетии массовость стала неотъемлемой чертой многих социальных процессов, она прослеживается в самых различных областях социально-экономической, политической и культурной жизни. Под влиянием основных идейно-политических и социальных событий XX века разрушались принципы классической морали, что повлекло за собой радикальную смену формы костюма.
Актуальность выбранной темы определяется такой характеристикой моды, как цикличность. Это важнейшая закономерность развития моды, которая дает возможность прогнозирования изменений моды в будущем.1 Очевидно, что необходимость прогнозирования моды вызвана потребностями промышленности: необходимостью планировать объемы производства, учитывать возможность появления новых модных образцов и осваивать новые технологии, разрабатывать новые конструкции и т.п. В моделировании одежды прогнозирование моды также имеет важное значение. Новые коллекции модной одежды демонстрируются не менее чем за полгода, а проектируются — за год до наступления сезона, что диктует необходимость прогнозирования модных тенденций на год и более вперед. Основные тенденции нашего времени - это повторение пройденного в ХХ веке с различными нововведениями и дополнениями. Мода каждого сезона – возвращение и переосмысление разных периодов 20 века. Дизайнеры, вдохновляясь какой-либо эпохой, для начала подвергают ее тщательному изучению, что впоследствии расширяет диапазон их творческой мысли. Традиционными творческими источниками являются: исторический, национальный, классический костюм, ретромода, когда происходило дословное прочтение костюма; использование декора на тех же конструктивных поясах, что и в источнике; разработка только кроя; перенесение традиционных способов отделки на новые материалы; прием стилизации в сторону упрощения при сохранении узнаваемости; «метод цитат» (выхватывание фрагмента из целого и перенесение его в новую форму, в новый комплекс); «метод эклектики» (смешение разных стилей, форм, фрагментов); прием пародии.2 Задачей модельера становится, таким образом, придание современному костюму средствами доступной ему техники и технологии шитья, тканей и отделок некоторых значимых качеств образа воспроизводимой эпохи. Необходимо обладать глубокими познаниями в данной области, чтобы на их основе создать новые и современные модели.
Костюм 20-х годов прошлого столетия представляет собой огромную историческую ценность, так как появление нового современного костюма и принципов его организации связаны с конструктивным стилем 20-х годов. Произошедший перелом в сознании человека после Первой мировой войны предопределил кардинальные изменения приоритетов и бурное развитие женской одежды.
На сегодняшний день проделана огромная работа по изучению костюма 20-х годов ХХ века, и всей эпохи в целом. В частности, написано множество трудов, рассматривающих влияние политической обстановки, культурно-нравственной атмосферы, кинематографа и многих других факторов на развитие европейского костюма в послевоенные годы. Одной из таких книг является «Женская мода ХХ века» автора А.Дзеконьска-Козловской. Книга содержит ценный систематизированный материал по истории женской моды XX в. В ней проанализировано влияние различных социальных процессов, деятельности гигиенистов и врачей на развитие форм костюма, дан анализ образования модных течений. Дан очень четкий расклад по формообразованию костюма 20-х годов, изменению силуэта и пропорций, использованию цветов и тканей, а также следуют описания нижнего белья, верхней одежды, шляп, обуви, причесок, аксессуаров, драгоценностей, которые носили мужчины, женщины и дети. Это позволяет понять взаимосвязь формы костюма и формы человеческого тела, свойства используемых материалом, а также принципы ношения костюма, стилевые особенности искусства рассматриваемой эпохи, и характерные черты эстетического идеала на разных исторических ступенях его развития. За основу взяты модные тенденции, рождающиеся в Париже, и их отзвуки в Польше, а также других странах Европы и Америки. Иллюстрации подтверждают соответствие костюма, всего облика человека общему художественному стилю эпохи, господствовавшей атмосфере и духу изучаемого периода.
В книге «История домов моды» Д. Ю. Ермиловой изложена история моды конца XIX-начала XX в. Акцент сделан на стилях домов высокой моды и фирм, выпускающих коллекции прет-а-порте. Рассмотрено творчество крупнейших модельеров 20-х годов, таких как К.Шанель, М.Вионне, являющихся новаторами своей эпохи и всей женкой одежды в целом. Выявлена связь их творческих концепций с основными проблемами эпохи и изменением образа жизни, с развитием дизайна и современного искусства, появлением новых технологий. Автор рассматривает влияние авангардного искусства на моду 1920-х годов, которое выразилось, прежде всего, в популярности геометрического орнамента. Даны сведения о художниках – кубофутуристах, сотрудничавших с домами мод.
Хорошим и последовательным описанием кумиров десятилетия отличается книга Шарлотты Зеленг «20 век – век модельеров». В ней приведены знаменитые и популярные в то время кинодивы и артистки, чьи образы и манеры копировались многими женщинами 20-х годов.
Особое место среди работ по истории костюма 20-х годов занимает книга «Красота в изгнании», написанная театральным художником и историком моды А. Васильевым. Автор открывает неизвестный пласт жизни русской эмиграции в 20-х—30х годах и одновременно — малоизученную страницу истории моды. История русских домов моды, организованных в Харбине, Берлине, Константинополе и Париже выходцами из самых родовитых семейств России. Эта книга о том времени, когда всемирные столицы моды с их непререкаемыми авторитетами и роскошными дефиле, с кругом избранных и строгим этикетом, узнали еще одного законодателя — Россию. Выдающиеся русские художники и дизайнеры играли не последнюю роль в европейской моде того времени. Автор описывает судьбы светских русских красавиц, ставших знаменитыми манекенщицами. В книге собраны уникальные фотографии из частных архивов и музеев, на которых представлены прекрасные русские лица и самые красивые вещи, созданные талантом и умением русских на чужбине.
Благодаря разнообразию и оригинальности костюма описываемого периода, модельеры не раз обращаются к нему в поисках новых идей. Костюм 20-х годов является неисчерпаемым источником для проектирования современной одежды. Ниже приведены несколько примеров коллекций, вдохновленных эпохой «золотых двадцатых».
Коллекция марки Potis & Verso сезона весна-лето 2007 была выполнена в ретро-стиле 20-х годов. Основной акцент, как в дизайне аксессуаров, так и в выборе цвета, был сделан на женственность. Это были платья с заниженной линией талии, часто в форме трапеции, маленькие жакеты и пальто свободного кроя.
В тенденциях моды лета – 2008 года также присутствовал стиль 20-х годов. Основным силуэтом этого периода было прямое платье – рубашка, облегающее бедра, длинной до середины коленей. Линия талии не подчеркивалась, пояс находился на линии бедер. В прочем современный взгляд на эпоху 20-х годов в 2008 году предполагал отнюдь не полное соответствие «от головы до пят», а большое количество различных комбинаций. Так, например, сочетание искусно расшитых бисером вещей с модными в том сезоне короткими кожаными куртками или броскими аксессуарами добавляли современный штрих стилю 20-х.
В ноябре 2008 появилась долгожданная рождественская коллекция одежды от супермодели Кейт Мосс. Ее основу составляли прекрасно подходящие для выхода в свет романтичные платья из легкого шифона и нежного атласа с вышивкой, с расшитым пайетками подолом платья и с провокационный вырезом на спине в стиле 20-х годов. Также характерными были золотая бахрома и деталей из парчи на жакетах и накидках, блестящие полоски, многослойные кружева и изящные нити из бисера, выложенные в форме загадочных морских ракушек на платьях-мини серебристо–дымчатого цвета.
Возвращение в моду стилей 20-х годов прошедшего столетия происходит и в 2009 году. Снова становятся модными чувственность, силуэты с частями высочайшей сексуальности, ясно апельсиновые и оранжевые палитры посреди расцветок, дамские прически, знакомые как классическое парижское и точное каре. В платьях новой коллекции Badgley Mischka на весну-лето 2009 года в полной мере отображена безупречность голливудского стиля 20-х годов прошлого века: парча и органза, струящиеся силуэты, как в нарядах античных богинь, тонкие кружева, правильные сдержанные цвета. Мужская коллекция дома Louis Vuitton порадовала беззаботной элегантностью 20-х годов в стиле великого актера Чарли Чаплина. Винтажные эклектичные наряды для джентльменов несли на себе печать эпохи джаза: гангстерские жилетки, мешковатые брюки, рубашки с короткими манжетами и мягкие хлопковые пиджаки, богемно подбитые жаккардом, выглядели как дежа-вю нарядов героев немого кино. Цветами коллекции были: бежевый, стальной, графитно-серый, зеленый, клубничный, лавандовый, деним и разнообразные пепельные полутона. Осенне – зимняя 2009-2010 коллекция созданная Альбертой Ферретти несет в себе узнаваемые черты стиля 20-х годов. В показе были представлены изящные вечерние платья расшитые нитями из бисера, прозрачный шифон, и богатая вышивка.
В 2010 году также были заметны обращения к стилю описываемой эпохи. Дизайнеры марки женской одежды Wolford на сезон весна-лето 2010 года создали коллекцию, которую пронизывает мода 20-х годов. Они представили платья и юбки, акцентирующие внимание на талии, игривые рукава-фонарики со сборками, придающие особую женственность моделям, и эластичные ткани максимально подчеркивающие достоинства фигуры. Акценты 20-х в виде ленточек, повязок, бантов и рядов бахромы на голени присутствовали не только в одежде, но и в колготах и носках. Также итальянский дизайнер Анна Молинари выполнила коллекцию в традиционном стиле «изящная дама 20-х годов ХХ века». Поворот к элегантности и женственности просматривается в платьях, расшитые блестящим бисером, серебряных туфлях на каблуке и с перепонкой в стиле 20-х годов.
Модели прет-а-порте,
Задачей данного курсового проекта является
изучение костюма 20-х годов ХХ века как
творческого источника для дизайна костюма.
Также важными аспектами исследования
являются выявление основных характерных
черт послевоенной эпохи, влияние творчества
русских эмигрантов и многих других факторов
на развитие костюма. Рассмотрение принципов
работы ведущих дизайнеров периода, развитие
линии моды, изменение существующих видов
одежды и появление новых, создание
представления о внешнем облике женщины
в данный период, образах и кумирах десятилетия
как основы для проектирования новых форм
костюма. Необходимо проследить взаимосвязь
кинематографа и моды 20-х годов.
1.1 Послевоенные перемены. Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, охватила 38 государств Европы, Азии и Африки. Она велась на обширной территории, которая составляла 4 млн. кв. км и вовлекла более 1,5 млрд. человек, т.е. более 3/4 населения земного шара. Она продемонстрировала кризисное состояние цивилизации. Во всех воюющих странах свертывалась демократия, суживалась сфера рыночных отношений, уступая место жесткому государственному регулированию сферы производства.3
В послевоенный период Европа находилась в состоянии экономической разрухи. Инфляция, расстройство финансовой системы, транспорта мешали функционированию капиталистического хозяйства, подрывали торговлю. Экономический кризис 1920 – 1921 гг. был первым в условиях общего кризиса капитализма. Он оказался значительно более глубоким, чем предыдущие кризисы. Его основными проявлениями стали сокращение производства, особенно в отраслях тяжелой промышленности, общее падение цен. Кризис вызвал новое обострение социальных противоречий.4
Следствием послевоенной политической нестабильности, экономического кризиса, роста классового самосознания был широкий спектр пролетарских движений в Западной Европе и Америке. Внутриполитическая атмосфера во многих странах накалилась до предела. Классовая борьба пролетариата поднялась на новую ступень. Хотя в большинстве стран она не переросла в революции, массовые выступления основательно встряхнули капиталистическую систему. Во всех развитых капиталистических странах активная часть пролетариата выступала с требованиями, которые подрывали в той или иной мере основы буржуазного общества. Среди них были: сокращение рабочего дня, увеличение реальной заработной платы, равноправие женщин, освобождение политических заключенных и др.5
Информация о работе Костюм 20-х годов ХХ века как творческий источник для дизайна костюма