Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:23, реферат
Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века.
В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Современная техника росписи фарфора подглазурным кобальтом очень близка приемам и мотивам росписи полуфаянса 19 века. Роспись, нанесенная до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой в отличие от многоцветия надглазурного декора, постепенно утрачивающего свои краски.
Часто Азарова черпает сюжеты для своих работ в мифологии, народной сказке. Еще одним источником творческих импульсов для художницы становится сама жизнь с ее домашними заботами, отдыхом, праздниками.
Над созданием скульптурных
сосудов интересно работает З.В.Окулова.
Ее первые изделия, посвященные военно-
В 70-е годы коллектив пополнился новыми художниками. С 1974 года в производственном объединении “Гжель” работают А.Н.Федотов, Т.С.Дупалиева и В.Т.Розанов, творчество которых наиболее полно раскрылось в конце 70-х в 80-е годы.
В производстве осваивались
все новые формы бытовых
В этот период появились многочисленные предметы, призванные радовать человека, пользующегося ими и в будни, и в праздники. Гжельские изделия приобрели необычайно широкую известность, а вместе с ней возрос спрос на них. Лучшие уникальные изделия вошли в собрания крупнейших музеев страны. Современный фарфор с подглазурной росписью кобальтом стал предметом коллекционирования. Гжельский “бум” не утихает. С одной стороны, он вызвал интерес ко всем изделиям с сине-белым сочетанием, веру в художественное совершенство и непогрешимость гжельских изделий, а с другой - породил озабоченность не всегда заслуженным успехом, стремление разобраться, в чем же заключается гжельское своеобразие.
Анализ произведений конца 70-х - 80-х годов позволяет уяснить представление об искусстве Гжели этого периода, конкретизировать общие черты и их выражение в индивидуальных почерках и тем самым определить его место в истории развития промысла.
80-е годы стали временем
широкого овладения
В 80-е годы коллектив промысла пополнили новые талантливые художники Ю.Н.Гаранин, В.В.Неплюев, М.В.Подгорная, А.В.Церегородцев, В.Н. и Т.В. Хазовы. Они понимают, что стать художниками промысла можно лишь тогда, когда хорошо усвоишь достижения прошлого. И несмотря на то, что их творческая деятельность началась в обстановке сложившегося традиционного мастерства, перед ними встал вопрос: какой должна быть Гжель? У каждого из них свой ответ, но всех их роднит одно - любовь к искусству Гжели. Стремление к его наиболее полному постижению.
В Гжели не было непрерывности развития традиционного мастерства, передаваемого от одного поколения к другому. И те, кто стоял у истоков нового искусства, сознательно обратились к прошлому.
Традиции майолики XVIII века, полуфаянса XIX века нашли продолжение в гжельском фарфоре с подглазурной росписью кобальтом, хотя между этими видами изделий - фарфором, майоликой и полуфаянсом - существуют огромные различия. Разработанные старыми гжельскими мастерами представления о декоративной росписи, о форме изделий, об ограничном единстве формы с живописными и пластическими решениями были положены в основу современного искусства, в истории которого ясно прослеживаются три периода.
Первый период (1945 - 1955 гг.) связан с возрождением традиционного мастерства, всей местной художественной системы, с поисками своего образного языка и созданием бытовых изделий, отвечающих духу времени.
Возрождение искусства Гжели во многом способствовало глубокое исследование прошлого, содержащееся в трудах А.Б.Салтыкова, а также практическая деятельность технологов художников-профессионалов. Научно-исследовательского института художественной промышленности непосредственно на промысле.
Все начиналось с освоения приемов традиционной гжельской росписи, так как без овладения техническим мастерством не может быть искусства. Вместе с живописной техникой осваивались способы создания художественного образа, постигалось понятие декоративности, которая мыслилась как образное восприятие действительности.
В этот период воспитывался вкус гжельских мастеров. Декоративные возможности синего кобальта и белого фона раскрывались в разнообразных живописных приемах и способах работы кистью. В сознании мастеров закреплялось представление о единстве росписи и формы, и в первый период это единство приобрело ограничность. В изделиях утверждался принцип целесообразности и функциональности. От старых мастеров гжельцы унаследовали умение превращать простые бытовые предметы в художественные изделия. Достижения первого периода складывались в единую стройную систему, положившую начало формированию своеобразного современного искусства Гжели.
Второй период (1955 - 1970 годы) отмечен дальнейшим расширением стилистических границ нового искусства. Осваиваются разнообразные виды традиционных изделий. Единство стилеформирующих элементов утверждается не только в бытовых предметах, но и в наиболее сложной области “сосудоваяния” - в скульптурных сосудах и в изделиях, украшенных скульптурой.
Возрождаются традиционные
приемы пластики малых форм, формируются
искусство гжельской
Все это совпало с глубокими
преобразованиями, коснувшимися всего
декоративно-прикладного
Как прежде, так и теперь, искусство Гжели соотносится с художественными процессами, происходящими в различных областях современного творчества, но, испытывая влияние со стороны, оно крепко стоит на традиционной основе и в своем развитии опирается на опыт народного гончарства, майолики, фаянса и фарфора, а также на культуру изразцов.
Третий период (1970 - 1990-е годы) проходит под знаком усиления декоративности гжельских изделий. Возрастают их выразительность и изобразительность. Эволюция форм в сторону усложнения декоративного образа отвечает духу времени и совпадает с процессами, происходящими во всем декоративно-прикладном искусстве.
Особенность гжельского искусства этого периода заключается в том, что в процесс создания новых декоративных форм, в поиски нового образного решения включались живописцы - исполнители, мастера росписи.
Третий период дал огромное
разнообразие новых форм и видов
изделий. Значительно расширился диапазон
гжельского искусства от ясно выраженного
бытового назначения к декоративности,
преобладающей над
Основой развития искусства Гжели 80 - 90-х годов остаются традиционные художественные принципы, унаследованные от старых мастеров и сформировавшиеся в советское время . “Традиция способна рождать устойчивые эмоциональные структуры - те культурные ценности, которые характеризуют нацию и поднимаются до высоты общечеловеческого, их несет через эпохи, ломку старого к новому - народное искусство. Изменяясь во времени, оно не изменяет розовой сущности и имеет свои законы развития”.
Стилистическое единство гжельского искусства не исключает разнообразия творческих проявлений, а наоборот, складывается из совокупности различных почерков, развивающихся в рамках единой художественной системы.
Для искусства Гжели важное значение имеет цельность объема, который подчеркивается росписью. В последний период тенденция к усилению декоративности привлекла к пластической измельченности и усложненности форм. Изменилась и роспись, а также образное содержание изделий. Искусство создания предмета приобрело сложный, многогранный характер - пространственный, живописный, скульптурный. Если в первый период выполнялись художественные изделия в основном для повседневного пользования, то теперь художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью формы и стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, наделенных сложными ассоциативными связями, способных не только украсить но и преобразить наш быт.
Современное искусство Гжели - живое, развивающее художественное явление, которому свойственны поиски, взлеты и падения. Его оценка не может быть однозначной, и, прогнозируя дальнейшее развитие, можно говорить об успехе лишь тогда, когда обращение к наследию будет носить характер глубокого творческого постижения. “Нужно уметь читать в прошлом, а не подрожать ему”.
Развитие искусства в
Гжели в целом можно
В третьем веке гжельские изделия принимают участие в формировании эстетики быта, они входят в плоть и кровь русской культуры.
В данную работу входит кофейный сервиз на 12-ть персон:
12 чашечек - высота 5,5 см, Ф 4 см.
12 блюдец - Ф 6 см.
1-й чайник - высота 11,5 см, ширина 15 см.
2-ой чайник - высота 8,5 см, ширина 10 см.
сахарница - высота 8 см, ширина 15 см.
Сервиз выполнен из белого фарфора. Своеобразие группы предметов, объединенных в сервизе, состоит в том, что все здесь продиктовано прежде всего конкретным выражением бытового назначения. И в то же время изделия, дополняют друг друга живой переменчивостью форм и росписи, составляют единый ансамбль.
Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, каждый художник создает свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей.
В целом же современные художественно - стилевые особенности росписи представляют собой художественное явление, обладающее ярко выраженным стилистическим единством. Важная особенность в гжельской росписи сине - белого фарфора - живописное начало. Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняющимися тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.
Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора, являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т д. Кистевой "мазок с тенями", ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.
При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.