Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:16, диссертация
Считается, что свой вклад в историю древнего искусства вложила сначала Греция, а уже затем Рим. Одним словом римское искусство считают завершением творчества античного общества. И в этом определенно есть логика: расцвет римского искусства происходил на шесть столетий позже расцвета этрусского. Но, все же, учитывая, что дата основания Рима – 753 г. до н.э., то мы можем отнести начало художественной деятельности людей, населявших тогда этот город в VIII в. до н.э., когда греки не строили храмов, не ваяли скульптуры, а только расписывали стенки керамических сосудов
Кооперативно
Торговый Университет
Молдовы
Европейская
культура и цивилизация
«Римское
искусство»
Преподаватель: Череш Ирина Валентиновна
Группа: 3ba1112
Студентка:
Болгар Екатерина
Молдова, г.Кишинев
2011
г.
1)Говоря об «античном искусстве», следует учитывать тот факт, что искусство древнего Рима, наряду с искусством Греции, развивалось во время рабовладельческого общества, руководимое рамками этого общества.
Считается,
что свой вклад в историю древнего
искусства вложила сначала
Исходя из этого, логично будет утверждать тот факт, что, не смотря на то, что древнеримские мастера только изначально продолжали традиции эллинских, искусство древнего Рима – самостоятельное явление, которое определилось ходом исторических событий, условиями жизни римлян, их своеобразием религиозных воззрений и другими факторами.
2)В эпоху расцвета гражданского общества, когда основной ценностью являлся сам Рим, как родина, римский народ совершенствовал политико-правовую культуру и философию. Пожалуй, ни в одной культуре право не являлось столь важным составляющим её целостности, не пронизывало до такой степени ее повседневную жизнь. Сферы культуры всеми силами стремились выделить римский политический строй над всеми другими, имевшими место в Европе.
Однако, достигнув небывалой власти и величия, Рим начал близиться к упадку. Утрачиваются свободы, растет культ императора, а у римских граждан распространяется чувство отчужденности и страха перед будущим. Жители Рима, ранее руководимые стремлением к лучшему, начали морально разлагаться. Феодальный строй, гладиаторские бои разрушили былые понятия о морали и человечности, а им на смену пришла жажда власти, жажда наживы, что дезорганизовало сплоченный когда-то Рим, и отдало его в руки варварам.
3) На становление культуры Римской республики имела в то время греческая культура, в особенности после захвата ряда колоний на юге Аленнинского полуострова. Рим всегда интересовался достижениями различных народов, которые можно было бы применить в сферах жизнедеятельности, поэтому достижения греков вызвали у граждан Римской республики неподдельный интерес.
Одной
из сфер культуры являлось образование.
Первой ступенью в образовании римлян
являлось семейное воспитание. Детей
учили уважать верования к
обычаям предков. Они обязаны
были целиком и полностью
Следующий шаг образования обеспечивала школа, которая подразделялась на начальную, грамматическую и риторическую, где мальчиков и девочек обучали письму, чтению и математике. Высшей школой считалась риторическая, где молодежь от 16 до 20 лет изучала философию, риторику и право.
4) Некогда находившийся в ходу латинский язык, в процессе римских завоеваний превратился в интернациональный. Он стал костяком многих современных языков: английского, французского, испанского, итальянского. Зачастую он был научным языком, в медицине же, он применяется и поныне. До наших дней дошли так же и крылатые фразы, к примеру, знаменитая фраза: «Пришел. Увидел. Победил».
Касательно художественной литературы, в Риме она возникла в III веке до нашей эры. Одним их первых основателей художественной литературы стал Левой Андроник, благодаря которому «Одиссея» была переведена на латинский язык. Но основным предназначением литературы являлось неявное воспитание гражданина и патриота, и только спустя некоторое время особой популярностью начал пользоваться жанр «комедия». Настоящую славу этот жанр приобрел только после того, как драматические спектакли перекочевали на римские сцены. В 204 году до нашей эры был поставлен первый спектакль, который положил начало римского театра.
5) Наука являлась важной сферой, составляющей Римскую культуру. Ко времени имперского правления, после падения республиканского режима, научное значение уже включало в себя многочисленные сведения от различных областей, как научной, так и практической: в астрономии географии, математике, медицине, механике, сельском хозяйстве, строительстве и т.п.
Своеобразный союз теоретического знания с практической мудростью в богатых традициях компилятивных книжных знаний лежало в основе создания метода, благодаря которому развивалась теоретическая наука римлян.
Энциклопедическое
знание ставило перед собой четкую
задачу – предоставить читателю все,
что было накоплено в той или
иной области знаний. Собрав все
теории и мнения в один труд, автор
мог соглашаться или не соглашаться
с предшественниками, но он не ставил
своей задачей рассмотреть
В труде «Естественная история» Плиний Старший, ее автор, ссылался на свыше двух тысяч книг других авторов, а книга «Вопросы природы» Сенеки были приведены теории свыше сорока тысяч, как греческих, так и римских авторов.
6) С расширением кругозора, с развитием науки и искусства Римляне становились все более цивилизованными. Ведь где цивилизация – там и люди, а где люди – там и творчество. Искусство приобретало славу, талантливые творцы уже на те времена имели огромный достаток, так как искусство ценилось не только бродягами - в Сенате оно так же имело великое значение.
Знаменитым поэтом Римской империи был Публий Вергилий, со своими бессмертными произведениями «Энеида» «Пастушьи песни». В них он воспевает Римскую империю и трудолюбие ее граждан.
Не так известен Публий Овидий Назон, который в произведение «Метаморфозы» рассказывает о превращении всего сущего, включая богов, в «Фастов». Овидий считал, что лучшие времена для Римской империи - золотой век – уже прошел и призывал граждан вернуть их. Квинт Гораций Флакк тоже воспевал «золотой век», но в противовес Овидию, Флакк считал, что лучшие времена настанут в будущем, когда божественный спаситель придет на землю.
Таким образом, у литературы древнего Рима уже тогда были свои почитатели, которые сделали многих литераторов известными ещё при жизни.
7) После падения римского республиканского строя, эпоху правления императора происходил расцвет зодчества. Каждый император считал своим долгом приукрасить города величественными сооружениями: театрами, базиликами, форумами и термами. Император за период своего правления старался перегнать достижения предшествующего, и так далее, что играло только на пользу экономике Рима.
Самыми крупными были термы императора Диоклетина, в них одновременно могло пребывать более 3200 человек. Термы Каракаллы были несколько меньше, их максимум достигал 1800 человек. Помимо бань в термах устанавливали помещения для спорта и отдыха, залы для бесед, залы для дискуссий и выступлений ораторов. Так же здесь находились бассейны, библиотеки и парки.
Римляне прославились строительством дорог. «Все дороги ведут в Рим» - говорит нам крылатая фраза.
За время существования империи было построено 372 дороги общей длинной около 80 тысяч километров. Самой известной являлась дорога из Рима в Капу – «Алиева дорога» - общей продолжительностью в 330 километров.
8) При упоминании слова «мозаика» житель мегаполиса обычно в первую очередь вспоминает особенности процесса создания картины из громадного количества мелких кусочков, далее приходят на ум некоторые отрывки из детства. Многим также припоминается игра, правила которой подразумевают собирание из гвоздиков или бумажных кусочков и создание, таким образом, мозаичной картины.
Роскошные интерьеры дорогих домов уже давно содержат в себе элементы мозаики. Украшение стен дома мозаикой началось еще со времен «древнего мира». Большинство ученых предполагает, что первые рисунки из мозаики получались случайным образом. Создание дома раньше предполагало использование всего материала без остатка, то есть все маленькие кусочки камней также шли в ход, образуя, таким образом, неповторимые образы. Конечно, со временем техника выполнения совершенствовалась и узоры, ранее имевшие произвольную форму, стали приобретать продуманную форму.
«Золотой век» мозаики пришелся на время Древнего Рима. Экономическая и военная мощь в те времена требовала достойного художественного средства выражения. Мастера Рима великолепно справлялись с поставленными заданиями. Именно они и внесли значимый вклад в понимание искусства мозаики современным человеком. Творения римских мастеров позволяют судить об интересах людей, живших в то время, а также о быте эпохи того времени. Археологи по нынешнее время находят мозаики с изображением мифологических образов и гладиаторских боев. Мозаика внесла огромный вклад в общее представление этой эпохи. Изображения древних кораблей и колесниц, людей в одежде того времени отлично сохранились до нашего времени. Римских мастеров отличала одна особенность. Они имели привычку подписывать значимые события и личности, поэтому по мозаике можно достоверно узнать о великих личностях Рима, и не менее великих событиях.
Мастера Древнего Рима создавали мозаичные изображения с помощью кубиков из различных пород камня. Немалое значение имел также связующий материал. Сам процесс создания картины не занимал много времени у творцов, хотя само составление рисунка было процессом трудоемким. В создании одной картины одновременно участвовало несколько мастеров с их помощниками. Обязанности распределялись так: римский мастер акцентировал внимание на основном сюжете, а помощники выкладывали общий фон картины. По мере развития технологий в Древнем Риме в мозаике часто стали использовать такие материалы, как стекло. Менялась и тема мозаичного искусства в зависимости от смещения экономического и политического центра с территории Рима в Древнюю Византию. Византийские мастера в своих произведениях освещали тему Христианства. Однако римская мозаика смогла победить даже время. Дворцы, украшенные римской мозаики, не смогли похвастаться выносливостью по сравнению с ней. Мозаика перенесла не только нашествия варваров, выносивших из богатейших домов все, что только было можно, но и не менее жестокие природные явления.
9) Музей римской цивилизации является одним из крупнейших мировых музеев по истории Древнего Рима. Экспозиции, представленные там, в основном состоят из репродукций утерянных или разрушенных образцов классической скульптуры, а также произведений, ныне существующих в виде отдельных частей и собранных воедино. Таковыми произведениями являются копии надписей, бюстов, статуй, фрагментов и рельефов зданий, выполненные в натуральную величину, макеты архитектурных комплексов, макетов и провинций империи Рима, а также рабочих инструментов, объектов домашнего хозяйства и прочей утвари. Музей разделен на пятьдесят девять секций, которые расположены на территории, общей площадью 13 тыс. кв. м., окруженной стеной, длина которой составляет 3 км., а высота – примерно 10 м.
В первых четырнадцати залах расположен своеобразный исторический синтез генезиса Рима практически до VI столетия. Особо стоит отметить географическую карту, на которой изображены завоевания империи Рима в историческом развитии, а также портреты не только императоров, но других выдающихся людей, включая Брута, Цицерона, Клавдия, Юлия Цезаря, Августа, Помпея, Нерона. Здесь же находятся макеты многочисленных монументов Аврелия, Траяна, Августа, Севера.
Секция,
посвященная христианству, располагает
выставленными копиями
В музейных секциях римская цивилизация была восстановлена в различных ее аспектах: повседневная и общественная жизнь, водоёмы, термы, акведуки, амфитеатры, гимнастические залы и цирки с макетами Колизея, а также римского театра Марцелла. Стоит отметить также и полную коллекцию копий Троянской колонны, на которой в рельефе изображены 2 дакийских военных похода, кроме того и макет Рима, сделанный Итало Джисмонди, который много лет участвовал в раскопках и исследований. Макет, воспроизводя Рим времен правления Константина, позволяет изучить город в сопоставлении с нынешним городом. Примечательно, что конструирование макета началось в 1937 г. для выставки «Величие Древнего Рима», а закончен только в 60-х гг.
10) Развитие Римской культуры, как таковой, началось с V века до нашей эры, когда, расширяя свои владения, Рим проходил через колонии греков в Италии. Мифология греков являлась несколько богаче сухой и прозаической итало-римской религии. Этрусская и греческая мифология оказали большое влияние на верховные божества римлян. Появился так же миф об Энее, повествующий о родстве римлян с греками, так же миф о Геркулесе и другие мифы разов внесли свои коррективы в сознание и мировоззрение римских граждан.