Автор: i*****************@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 14:08, реферат
В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняются быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых немыслимо национальное самосознание. Декабрь 1825 года – явление такого порядка, «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания, и испытываешь смешанные чувства – гордость и грусть: первое сознательное выступление за свободу – первое трагическое поражение.
Введение
В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняются быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых немыслимо национальное самосознание. Декабрь 1825 года – явление такого порядка, «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания, и испытываешь смешанные чувства – гордость и грусть: первое сознательное выступление за свободу – первое трагическое поражение.
Наследие
декабристов всегда привлекало исследователей,
ведь они оставили множество произведений,
среди которых можно найти и работы политико-правового
характера. И содержание этих работ по-прежнему
остается актуальным для России. Так, например,
решение вопроса об административно-
Но эти проекты не возникли на пустом месте. И основными идеями, положенными в основу этих проектов, были идеи, разработанные философами Просвещения, которые, конечно же, трансформировались определенным образом с учетом специфики России.
Таким образом, во-первых, мы рассмотрим Великую Французскую революцию и западноевропейскую философия как источник формирования политико-правовых взглядов декабристов, и, прежде всего, двух значительных политико-правовой мысли декабристов: конституционные проекты Пестеля и Муравьева (“Русская Правда” и ”Конституция”) и покажем то философское основание в соответствии с которым были написаны данные документы, да и на которых строилась декабристская идеология в целом (при этом, конечно, не следует забывать и других источников: деятельность русских просветителей XVIII века, Отечественная война 1812 года и самодержавно-крепостническая действительность России первой четверти XIX века).
Во-вторых,
сравним “Русскую
Правду” и ”Конституцию”, а также проанализируем
те социально-экономические, политико-правовые
преобразования, которые декабристы собирались
провести в сфере государственного устройства,
управления и судоустройства; административно-
1.ВЛИЯНИЕ
ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКИХ
ИДЕЙ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ДЕКАБРИСТОВ
1.1. Французская революция как источник формирования декабристкой идеологии и ее оценка декабристами
Формирование декабристкой идеологии - необходимое условие возникновения и деятельности тайных декабристских организаций, разработки ими программных политических документов, а также революционной практики и планов восстания. Большое влияние на этот процесс формирования оказали передовые западноевропейские идеи.
Процесс воздействие этих идей на декабристов можно разделить на два этапа:
1)
период до Отечественной войны
1812 года, характеризующийся влиянием
идей Просвещения и Великой
Французской революции (с
2)
период Отечественной войны
Общественное движение в России в начале XIX века было связано с общим подъемом освободительного движения в Европе. “Французская революция конца XVIII века сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал всему человечеству цивилизацию и культуру, прошел под знаменем Французской революции,” –вот примерно так писал Ленин1. И поэтому великое общественное движение во Франции конца XVIII века оказало влияние на развертывание революционного движения во всех концах мира, в том числе и в России.
Должен заметить, что декабристы относились к ней неоднозначно. Они в своем большинстве приветствовали начало революции, одобряли ее принципы, провозглашенные в “Декларации прав” 1789 года.
И
все же, несмотря на отрицательные
стороны революции, как представляли
их себе декабристы (“власть
толпы”, якобинский террор, завершившийся
термидором и затем утверждение диктатуры
Наполеона), а также и на реставрацию после
1815 года в Европе абсолютистских режимов,
наиболее проницательные представители
декабристского круга не могли не усмотреть
и конечных положительных последствий
революции. П. И. Пестель, например,
показывал: ”Возвращение
бурбонского дома на
французский престол
и мои соображения о
сем происшествия могу
я назвать эпохою в моих
политических мнениях,
понятиях и образе мыслей,
ибо начал рассуждать,
что большая часть коренных
постановлений, введенных
революциею, были при
монархии сохранены
и за благие вещи признаны,
между тем как все восставали
против революции и
я сам против нее всегда
восставал. От сего суждения
породилась мысль, что
революция, видно, не
так дурна, как говорят,
и что может быть весьма
полезна, в какой мысли
я укреплялся тем другим
еще суждением, что те
государства, в коих
не было революции, продолжали
быть лишенные подобных
преимуществ и учреждений”2. Таким
образом, осуждение “ужасов
французской революции” не мешало видным
идеологам декабризма осознавать, что,
говоря словами М. Ф. Орлова, “эпоха
французской революции
- великая эпоха, что
эпоха человека и разума”3.
Критика “крайностей” французской революции
у декабристов согласовывалась с признанием
положительных, в конечном счете, результатов.
1.2.
Распространение
в России вначале
XIX века идей французских
просветителей
Французская
философия и общественно-
Влияние Французских просветителей, литературы французских и английских публицистов неоспоримо - оно чрезвычайно велико и все декабристы говорят об этом. Судя по ответам, изучение английской конституции и конституции Северо-Американских Штатов оказало большое влияние на формирование мировоззрения декабристов, на политическую ориентацию. При ответах на источники формирования вольнолюбивых взглядов многие декабристы указывают своих учителей и воспитателей. Вот что на следствии говорил А. М. Муравьев: “Уже в детстве внушал мне свободный образ мыслей мой тогда бывший дядька –швейцарец Бидо, который возвратился потом в свою родину”4. А вот, что позднее писал декабрист Роден в воспоминаниях: ”Французская революция 1789 года выгнала к нам тысячи выходцев, между ними людей весьма образованных из высших классов, много умных аббатов и всяких учителей по случаю вперемежку с аббатами заняли места воспитателей, и, сами убежав от революции, посеяли в русском дворянском юношестве первые семена революции”5.
В политических и философских
сочинениях западноевропейских
и русских мыслителей, в изучении
политэкономии, древней и
1.3.
Роль военных походов
в образование в России
революционного движения
Широкому знакомству с идеями французской революции и ее практическими результатами способствовали походы русских войск в Западную Европу и их пребывание за границей. Заграничные походы послужили важным пропагандирующим фактором, воздействующем на всю армию - от генерала до солдата, которые невольно сравнивали увиденные ”порядки” в западноевропейских странах с ”порядками” в России. Отсюда неизбежно возникал вопрос о причинах ”неустройств” в России. ”Войска от генералов до солдат, - писал А. А. Бестужев, -пришедши назад, только и толковали: "Как хорошо в чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?”6
Многие
из будущих декабристов, находясь в
Париже, встречались с передовыми
политическими деятелями Франции, слушали
лекции французских ученых по политическим
вопросам. Ленин отмечал, что передовые
дворянские офицеры ”были
заражены соприкосновением
с демократическими
идеями Европы во время
наполеоновских войн”7.
После окончания войны, когда были созданы
тайные общества и перед ними встала задача
практической подготовки революционного
переворота в России, они внимательно
следили за достижением революционной
мысли в Западной Европе.
1.4
Идеи французских
и английских философов
и их влияние на конституционные
проекты декабристов
В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы были хорошо знакомы. Под “естественными правами” понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также создание представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Эти положения своим острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правового государства. При разработке своих проектов Пестель и Муравьев опирались также на конституционный опыт других государств - Северо-Американских Соединенных Штатов и некоторых других стран Западной Европы.
Вот
так плавно мы переходим к рассмотрению
двух политического характера
2.“РУССКАЯ
ПРАВДА” ПЕСТЕЛЯ
2.1.Форма
государства по
“Русской Правде”
и Временное революционное
правительство в понимании
декабристов
Решение национального вопроса, первые наброски конституционного проекта были сделаны Пестелем, по-видимому, уже в 1821 году. Основные положения этого документа обсуждались на первом съезде в январе 1923 году. Здесь было решено предоставить всем членам организации годичный срок для обдумывания предложений Пестеля. На следующем съезде в январе 1823 года Пестель сделал более обстоятельный доклад о своем проекте, который был обсужден по всем пунктам и принят голосованием. Таким образом, конституционный проект Пестеля хотя и носил авторский индивидуальный характер, но все же являлся программным документом всего Южного общества.
Полное название конституционного проекта Пестеля - "Русская Правда или Заповедная государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временного верховного правления". Как следует из названия, этот документ должен был служить "наказом" Временному революционному правительству. Члены Южного общества- сторонники Пестеля - придавали длительной диктатуре временного правительства решающее значение в деле осуществления революционных преобразования. По мысли Пестеля, объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было состоять в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, "раздав Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в продолжение нескольких лет будут вводить новое образование"8. Пестель указывал, что преобразования не могли быть проведены сразу - необходим был именно этот десятилетний срок переходный период. "Все происшествия в Европе в предыдущем полу столетие случившиеся, -указывал он, -доказывает, что народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшие постепенность в ходе государственного преобразования, впали в ужаснейшие бедствия и беззакония". Но “постепенность" в ходе государственного преобразования понималась Пестелем "не как постепенность ликвидации старого порядка, а как постепенность введения представительных учреждений, которые должны находиться во главе управления Россией"9. Отсюда и необходимость, по мысли Пестеля, на этот переходный период наделения Временного революционного правительства до установления в государстве прочного революционного порядка диктаторскими полномочиями.