Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:09, реферат
Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделала великая цивилизация Древнего Египта. Здесь впервые на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. утвердился новый социальный порядок, возникла государственность. В религиозной сфере осуществился переход от первобытных примитивных форм к развитому пантеону богов, к обожествлению царской власти.
ВВЕДЕНИЕ
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Общая характеристика искусства
Додинастический период
ИСКУССТВО ПЕРИОДА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Архитектура
Скульптура9
ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
Общая характеристика искусства
Скульптура
ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА
Архитектура
Скульптура
Позднее время
Литература
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Другой тип предстает перед нами в статуе царского сына Каапера. Это плотный, даже тучный человек с мягкими округлыми чертами добродушного лица. Он уверенно и неторопливо идет, опираясь на посох, его голова высоко поднята в сознании собственного достоинства. В научный оборот эта статуя вошла под названием «сельский староста». Так назвали ее рабочие-арабы на раскопках, настолько реален и узнаваем был образ человека, жившего 5 тысячелетий назад. А портрет знаменитого зодчего Хемиуна, строителя великой пирамиды фараона Хуфу, представляет нам властного, умного, энергичного и даже жестокого человека, волею которого великий замысел бы воплощен в жизнь.
Большую роль в искусстве Египта играли рельефы и росписи усыпальниц и храмов. И здесь были выработаны свои методы и приемы изображения. Использовался выпуклый барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Росписи делались по сухой поверхности минеральными красителями: охрой, сажей, тертым лазуритом, окисями меди. Иногда роспись создавалась с помощью заполнения специальных углублений цветными пастами. В рельефах и росписях сюжеты обычно располагались в виде фризов по поясам, последовательно рассказывая о том или ином событии. Также последовательно пояс за поясом располагались древние иероглифические тексты, врезанные в камень. Сама письменность служила своеобразным орнаментом, украшавшим поверхность стен. Перед нами последовательно проходят сцены сражений, охот, пиров и увеселений царей и знати. Мы видим и труд простых людей: земледельцев, скотоводов, рыбаков, кузнецов и мореходов. В настенных изображениях действуют те же каноны, выработанные еще в плите Нармера. Изображения фараона и богов имели большие размеры, чем изображения простых смертных, ракурс фигур воссоздает иллюзию объема.
В
то же время в изображении простых
людей допускалось вольное
Многочисленные войны, восстания рабов, внутреннее перенапряжение и ослабление государства привели к кризису и гибели Древнего царства. В XXIII в. до н. э. Египет вновь распался на независимые области.
Только в XXI в. до н. э. фараоны новой династии, выходцы из города Фивы в Верхнем Египте, смогли вновь объединить страну. Новые цари сделали свой родной город столицей государства. В окрестностях Фив начинают возводиться храмовые комплексы и усыпальницы фараонов. Новым словом в развитии египетской архитектуры стала усыпальница — храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н. э.) — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества. Храм представлял собой сочетание окруженных колоннами террас с возвышающейся в центре пирамидой, которая опиралась на скальное основание.На террасы вели широкие пандусы (пологие подъемы). Из долины реки к храму шла дорога длиной в 1200 м и шириной в 32 м. Новым в храмовом строительстве было и создание так называемых пилонов — монументальных трапециевидных башен, расположенных по сторонам главного входа в храм. Перед храмами и дворцами царей стали сооружаться обелиски с иероглифическими текстами. Это были монолитные сужающиеся кверху четырехгранные колонны с пирамидальным завершением.
С укреплением власти фиванских фараонов, как выражение их претензий на наследие древних династий, делаются попытки возобновления строительства пирамид. Планировка пирамид и храмовых комплексов заимствуется со старых образцов. Однако сконцентрировать всю мощь страны для решения таких гигантских задач, как это было во времена Хуфу, фараоны Среднего царства были не в состоянии. Их пирамиды только по форме напоминают усыпальницы Древнего царства. Так, пирамида фараона XII династии Сенусерта I имела высоту всего 61 м. Основным строительным материалом был кирпич-сырец и сама пирамида держалась только благодаря внутреннему каркасу из каменных стен и каменной облицовке. До наших дней дошли только руины этих сооружений.
Тем не менее, в период расцвета Среднего царства создавались и замечательные памятники. Таким был храмовый комплекс Аменемхета III в Хавара (XIX в. до н. э.). Хотя и здесь пирамида построена из кирпича-сырца, удивителен заупокойный храм при пирамиде. Его площадь составляет 72 тыс. кв. м. Храм состоял из многочисленных залов, переходов, молелен, украшенных статуями и рельефами. В античном мире этот храм прославился под названием Лабиринта и «отец истории» Геродот сравнивал его с великими пирамидами. Особенностью храма являлось широкое применение колоннад и перекрытий, вытесанных из цельных каменных монолитов. Храм в Хавара по своему предназначению отличается от сравнительно небольших святилищ Древнего царства. Именно он символизирует теперь власть фараона, равную власти богов. В отличие от прошлого многочисленные статуи царя, наряду со статуями богов, заполняют помещения храма. Более того, близ храма изваяны две колоссальные статуи Аменемхета III из желтого кварцита высотой 18 м. Теперь не только посвященные жрецы в темных погребальных камерах, но и весь народ должен был преклониться перед мощью царя, олицетворенной в этих колоссах.
В начале Среднего царства стремление следовать образцам древности обнаруживается и в скульптуре, особенно в официальных изображениях. Статуи фараона Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште хотя и носят портретный характер, но в то же время образ дается упрощенно, схематично. Чувствуется стремление ваятелей повторить прежний идеализированный образ живого бога.
Однако серьезные потрясения в социальной и политической жизни Египта, когда был нарушен казавшийся незыблемым уклад жизни, не могли не найти своего отражения и в изобразительном искусстве. Утверждались новые династии, личность человека, его воля, талант, смелость играли иногда решающую роль в борьбе за власть.
В период расцвета Среднего царства в пластике Египта формируется новое направление. Мастера начинают уделять больше внимания индивидуальным особенностям личности. С помощью тщательно проработанных деталей они стремятся показать характер человека, его возраст, эмоциональный настрой. Яркими примерами воплощения идей нового стиля могут служить портретные работы фараонов XII династии — Сенусерта III и его сына Аменемхета III (XIX в. до н. э.). Голова Сенусерта III изваяна из черного обсидиана. Резкий контраст света и тени на широких выступающих скулах, сжатых в узкую щель губах, глубоко запавших глазах — все это создает ощущение напряженности. Тщательно проработана мускулатура, костяк, складки кожи лица. Возникает образ реального человека — волевого, властного, ироничного, много повидавшего правителя.
В портретной статуе его наследника Аменемхета III из черного гранита и особенно в статуе в виде сфинкса ощущается продолжение этих новых тенденций. Хотя поза сидящего в парадном убранстве фараона выдержана в каноническом стиле и повторяет позу фараона Хафра, лицо Аменемхета III дает представление о его энергичном, властном и суровом характере.
Новые
веяния коснулись также рельефных
изображений и настенной
Однако
период подъема опять сменяется
кризисами и потрясениями. Вновь
ослабевает центральная власть. Этим
воспользовались азиатские
Борьбу за независимость и объединение страны вновь возглавили правители г. Фивы. В 1560 г. до н. э. кочевники-гиксосы были изгнаны и фараоны XVIII династии снова объединяют Египет в единое целое. Воскресшая и обновленная страна при великих фараонах Яхмосе I и Тутмосе III достигает пика своего могущества. Границы государства на юге включают золотоносную Нубию, а на севере доходят до Евфрата. Непрерывным потоком из завоеванных земель потекли толпы рабов, золото, слоновая кость, драгоценные камни, умножая богатства царей, знати и жреческого сословия. Несметные богатства позволяли правителям Египта украшать страну, и прежде всего столицу — г. Фивы — великолепными храмами, с необычайной пышностью поднять и возвеличить престиж царской власти и культы богов. Особенное значение приобретает культ верховного божества Фив — Амона. Его культ сливается с культом древнего солнечного Ра в единое целое — культ Амона-Ра. Вместе с тем в культуре Египта все более сказывается и внешнее влияние завоеванных стран и земель, с которыми у него установились прочные торговые отношения.
Искусству этой эпохи свойственны не только пышность и богатство, но и стремление к изысканности, изяществу и утонченности.
Основным типом архитектурного сооружения в период Нового царства становится храм. Усыпальницами фараонов служат тайные скальные гробницы расположенные близ Фив в так называемой «Долине царей». В период правления XVIII династии сложился тип храма, представляющий собой в плане вытянутый прямоугольник. От долины Нила к фасаду храма вела аллея сфинксов. Сам фасад оформлялся в виде двух трапециевидных башен-пилонов, перед которыми возвышались иглы обелисков и стояли колоссальные статуи фараонов. Узкий проход между пилонами приводил в. открытый прямоугольный двор, обнесенный колоннадой. Далее следовал по прямой закрытый колонный зал и за ним само святилище. Колоннада центральной части залов возвышалась над боковыми портиками и в помещения проникал естественный свет. Основные залы храмов дополнялись молельнями, подсобными помещениями, складами; все это в целом создавало громадные храмовые комплексы. Залы храмов украшали многочисленные статуи царей и богов. Стены и колонны покрывали монументальные рельефы и росписи, сопровождавшиеся священными иероглифическими текстами.
В столице Египта Фивах были созданы два прославленных храмовых комплекса в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Сооружение Карнакского храма началось в XVI в. до н. э. и до нас дошло имя его первого строителя зодчего Инени. В XV в. до н. э. зодчий Аменхотеп-Младший начал строительство Луксорского храма. На протяжении столетий правители дополняли, достраивали, украшали эти храмы. На их стенах фараоны прославляли свои деяния, так что храмы превратились в своеобразную каменную историческую летопись своей эпохи. Поражает воображение колонный зал Карнакского храма размером 103 на 52 м. Тесно, в шестнадцать рядов, стоят 134 колонны гигантских размеров. Высота колонн центрального ряда достигает 23 м. Игра света и тени в этом колоссальном каменном лесу создавала ощущение таинственности, ничтожности человека в обители царей и богов. Капители колонн Карнакского и Луксорского храмов оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями. Создатели храмов стремились не только продемонстрировать мощь и величие, но отдавали дань изяществу и красоте.
Если усыпальницы фараонов превратились в тайные захоронения, то тем большее значение для прославления царей получило строительство заупокойных храмов. Это были величественные сооружения с пилонами у подножия гор, к которым вели аллеи сфинксов. От громадного храма фараона Аменхотепа III до нас дошли лишь полуразрушенные статуи, ранее стоявшие перед храмом высотой 21м. Впоследствии греки назвали их колоссами Мемнона, сына богини Зари.
Особое место среди заупокойных храмов занимает храм женщины-фараона Хатшепсут (XV в. до н. э.). Он сооружен в той же долине, где в эпоху Среднего царства был построен знаменитый храм Ментухотепа I. Строителем храма был вельможа и советник царицы Сенмут. Зодчий создал грандиозный ансамбль из трех поднимающихся друг над другом террас. Их объединяют широкие пандусы, продолжающие дорогу сфинксов из долины Нила. Фасады террас храма оформлены в виде изящных колоннад и, как бы постепенно вырастая,поднимаются к горам. Сочетание плавного вертикального движения с горизонтальными ритмами белоснежных колонн создает удивительное чувство уравновешенности и гармонии, плавного перехода к вечности. Храм был богато декорирован и украшен с использованием драгоценных материалов. Его помещения украшало более 200 статуй женщины-царя.
Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобразительном искусстве. Если официальные изображения: колоссы, сфинксы еще носят черты обобщенности, схематизма, то более интимная скульптура отличается мягкостью, пластичностью, ярко выраженной индивидуальностью. Так, тронные портреты Хатшепсут изображают женщину-фараона в полном царском уборе и даже с искусственной бородой — таков канон. Но есть и другие изображения царицы, где она предстает во всем обаянии женской мягкости и красоты.