Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:25, реферат
Основой жизни Древнего Египта было земледелие, а его успехи зависели от регулирования ежегодных разливов Нила. Египетское слово «год» тесно связано с земледелием. Для его написания использовали изображение растения, первоначально означавшее «возрождение». В календаре египтян выделялись три четырехмесячных сезона с продолжительностью каждого месяца в 30 дней, по истечении которых прибавлялось пять дополнительных дней, чтобы получился 365-дневный год. Сезоны носили названия: половодье, сев и сбор урожая. День Нового года – первый день первого месяца сезона половодье
Введение
Календарь
Письменность
Литература
Наука
Мумификация
Живопись и скульптура
Рельефы
Скульптура
Искусство Амарны
Архитектура. Жилые дома
Стелы и мастабы
Пирамиды и храмы
Фивы
Список литературы
Содержание
Введение
Список литературы
Техника и искусство Древнего Египта
Основой жизни Древнего Египта было
земледелие, а его успехи зависели
от регулирования ежегодных
По-видимому, зачатки египетской письменности относятся к герзейскому периоду. Письменность развивалась от знаков, обозначающих слова, к фонематическому алфавитному письму. Имеются доказательства того, что определенные иероглифы изначально обозначали отдельные звуки. Однако египетское письмо характеризовалось полным отсутствием слоговых знаков, обозначающих сочетание согласного или нескольких согласных с гласным; египетские иероглифы, напротив, соответствуют только согласным или группе согласных, не включают промежуточные гласные и не предусматривают разделение слова на слоги. В нем имеются немногочисленные чисто алфавитные знаки (например, обозначающие единичный согласный), но преобладают те, которые передают сочетание двух или трех согласных. Сочетания последних с помещенным в конце слова знаком-изображением, обладающим скорее служебной функцией, чем собственным значением, и указывающим на конкретное значение слова (т.н. детерминативом), продолжали употребляться до начала христианской эры, когда эта система уступила место коптскому письму.
Иероглифическое письмо было приспособлено
для нанесения надписей на каменные
памятники. Поскольку камень являлся
основным материалом, употреблявшимся
при возведении храмов, иероглифика
всегда была тесно связана с религией;
сам этот термин по-гречески означал
«священная скульптура». Тексты светского
содержания – деловые бумаги, литературные
произведения, научные сочинения, переписка
и т.д. – выполнены при помощи
модифицированного
Большинство египетских письменных текстов наносилось на папирус – материал, изготовленный из одноименного растения, произраставшего в Дельте (оно было там настолько распространено, что превратилось в символ Нижнего Египта, подобно тому, как символом Верхнего Египта стал лотос). Стебли папируса разрезали на продольные полосы, которые разглаживали и раскладывали вплотную одна к другой на ровной поверхности. Таким образом получался нижний слой листа, второй слой составляли более короткие ленты, положенные сверху поперек полосок первого слоя. Слипшиеся между собой слои прессовали и разглаживали, в результате получалась пригодная для письма поверхность. Несколько листов можно было последовательно склеить, и тогда получался свиток. Инструментом для письма служили тростниковые кисточки.
Поскольку папирус материал недолговечный, в отличие от глиняных табличек, применявшихся вавилонянами и их соседями для нанесения клинописи, большинство египетских документов до нас не дошло. Тысячи иероглифических надписей на камне составляют лишь незначительную часть общего числа некогда существовавших текстов.
Однако и то немногое, что случайно
уцелело, позволяет воссоздать достаточно
полную картину египетской цивилизации
– особенно в сочетании с иероглифическими
надписями, сохранившимися на каменных
памятниках и других найденных при
раскопках предметах
Египетская литературная традиция была исключительно разнообразной, а порой и изысканной. Однако ей не были известны драма (существовала лишь в зачаточной форме в виде составного элемента религиозных празднеств, включая ритуал коронации царя) и эпос (представлен всего одним достаточно примитивным произведением, прославляющим победу Рамсеса II).
Сохранились древнейшие литературные и религиозные памятники эпохи Древнего царства – иероглифические тексты заклинаний и гимнов богам, вырезанные на внутренних стенах пирамид фараонов, – Тексты пирамид. К эпохе Среднего царства относятся магические заклинания, записанные на стенах пирамид и стенках деревянных саркофагов не только фараонов, но и других лиц, – т.н. Тексты саркофагов. Начиная с эпохи Нового царства эти и переработанные заупокойные заклинания записывались на свитках папируса, реже на коже и помещались в гробницы. Собрание всех перечисленных типов заклинаний образует знаменитую Книгу мертвых. Представления о религии в Древнем Египте дополняют немногочисленные сохранившиеся легенды о богах и бесчисленные иероглифические надписи и рельефы на стенах храмов.
Произведения художественной литературы
представлены скудно; они состоят
из рассказов о приключениях и
путешествиях. Поэзия носила в основном
религиозный характер, некоторые
ее памятники сопоставимы с
Исторических сочинений
Греки высоко ценили египетскую науку, но, за исключением медицины, она нашла слабое отражение в дошедших до нас текстах. Сохранилось несколько книг по медицине, содержание которых связано не только с врачеванием, но и с магией. Самым замечательным является трактат по хирургии, или книга о болезнях. В ней описываются способы обследования больного, установления диагноза, лечения различных ран и повреждений, включая травмы головы и других частей тела.
Математические знания ограничивались главным образом арифметикой и геометрией. Тем не менее точность, с которой древние архитекторы проектировали и возводили пирамиды и гораздо более сложные храмы с колоннами, позволяет полагать, что их знания в области математики и инженерного дела намного превосходили самые общие сведения, содержащиеся в сохранившихся текстах.
Самое известное искусство древних
египтян – мумификация или
бальзамирование тела умершего. Примитивные
мумии, обработанные консервирующими
веществами и обернутые несколькими
слоями ткани, найдены в комплексах,
которые относят к началу династического
периода. Ко времени V династии в этой
области уже были достигнуты определенные
успехи. Через разрез на нижней части
тела извлекали внутренние органы человека,
оставляя на месте только сердце, а
образовавшуюся пустоту заполняли
льняной тканью и благовониями. Мумию
укладывали в вытянутом положении.
В эпоху Нового царства этот процесс
был усовершенствован. Через специально
проделанное в черепе покойника
отверстие стали извлекать
Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов – Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).
6.1 Рельефы
Росписи получили широкое распространение еще при изготовлении герзейской керамики, декор которой, имеющей преимущественно светский характер, включает изображения лодок, растений, зверей и птиц и изредка людей. Древнейшие образцы рельефной скульптуры появились немного позже – на сланцевых пластинах, служивших для растирания весьма популярной черной краски для подводки глаз. В дальнейшем росписи и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и храмах времени правления IV, V и VI династий эти искусства достигли высокого уровня развития. Все рельефы эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности еще долгое время выполнялись сравнительно редко.
Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства, как и росписи на керамике предшествующей эпохи, имеют светское содержание, их назначение несомненно связано с религией. На них представлены сцены земледелия (пахота, сев, жатва, молотьба, засыпка зерна в хранилища), скотоводства, охоты и т.д., и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. К эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, и ряд фиванских гробниц украшен живописью по гладкой белой штукатурке, нанесенной на известняковые стены. Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах, которые вырубались в высококачественном известняке – в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов. До эпохи правления Рамессидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и всесторонне отображали повседневную жизнь египтян. Позже произошло вырождение этого вида искусства, превратившегося в обычные «виньетки», заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы.
Наиболее искусные образцы египетской
рельефной скульптуры появляются во
время правления фараона
6.2 Скульптура
Круглая скульптура уходит корнями в глубокую древность, поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений. Возможно, создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи древнейших культур, о чем свидетельствуют женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Из кости, в том числе слоновой, вырезали фигурки птиц и зверей, главным образом для украшения гребней. Их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах. Неизбежный распад тела человека после его смерти, утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика породили древнейшие надгробные статуи. Даже будучи предельно примитивными, они навечно запечатлевали личность погребенного, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем.
Несмотря на совершенствование скульптуры, позы изображенных и стиль, сформировавшийся в начале династического периода, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей истории Древнего Египта. Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия. Особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу; оно всегда имеет бесстрастное, величественное, холодное, спокойное выражение. Тем не менее в некоторых случаях ему придавались в высшей степени индивидуальные черты. Таковы скульптурные изображения вельможи Хемиуну (Пелицеус-музей в Хильдесхайме в Германии) и царевича Анххафа (Музей изящных искусств в Бостоне). Обе скульптуры, относящиеся к эпохе IV династии, поражают своим совершенством. Высочайшее мастерство достигнуто в статуях фараонов XII династии Сенусерта (Сесостриса) III и Аменемхета III. От эпохи XVIII династии остались изображения царицы Хатшепсут и фараона Тутмоса III.