Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:50, курсовая работа
Данная работа посвящена рождению, становлению и развитию, искусства и ремесла, одной из величайших культур человечества, которое в течение нескольких тысячелетий играло важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии – Древнеегипетской [10].
Актуальность данной темы заключается в том, что каждая эпоха в жизни Древнеегипетского общества, оставляет тот или иной след, который находит своё отражение в современном обществе.
Хронологические рамки данной курсовой работы, определяются следующим образом: начало исследования VI – V тысячелетия до н. э, (по первым археологическим раскопкам), конец исследования, примерно VI в до н. э, (так как в это время Древнеегипетская цивилизация, была захвачена Персидским царством)
Введение
Данная работа посвящена рождению, становлению и развитию, искусства и ремесла, одной из величайших культур человечества, которое в течение нескольких тысячелетий играло важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии – Древнеегипетской [10].
Актуальность данной темы заключается в том, что каждая эпоха в жизни Древнеегипетского общества, оставляет тот или иной след, который находит своё отражение в современном обществе.
Хронологические рамки данной курсовой работы, определяются следующим образом: начало исследования VI – V тысячелетия до н. э, (по первым археологическим раскопкам), конец исследования, примерно VI в до н. э, (так как в это время Древнеегипетская цивилизация, была захвачена Персидским царством) [9].
В соответствии с выбранной темой курсовой работы, автор поставил перед собой цель: указать условия и предпосылки, зарождения Древнеегипетского искусства, а так же рассказать о ремесле и технике используемой в Древнем Египте.
Исходя из цели, следует сформулировать основные задачи данной курсовой работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых посвящена решению одной из указанных задач), заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В курсовой работе в качестве источников и исследовательской литературы использовались наиболее важные издания по рассматриваемой теме, такие как (Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока. / Ред. и вст. ст. Брагинского И.- М., 1973. – 324 с [1]; Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности: Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. - М., 2001. – 453 с [2]; Культура древнего Египта // Отв. ред. Кацнельсон И. - М., 1976. – 435 с [3]; История зарубежного искусства. / Под ред. Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л. – М., 1984. – 531 с [4], и др.).
В
данном плане следует отметить, что,
помимо книжных изданий, автором были
также использованы аналитические материалы
с отдельных электронных источников.
Глава 1.
Искусство Древнего
Египта
1.1 Искусство Древнего
Египта
Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии.
Это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла.
Египетское искусство было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем – то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия.
Наконец,
египетское искусство открыло и
утвердило интерес к
Общая медлительность развития египетской культуры была вызвана застойным характером древневосточных обществ. Давящая деспотическая власть фараона, порожденная консервативным древневосточным земледельческим обществом, исключала понятие о свободе личности. Длительное сохранение фантастических религиозных объяснений окружающего мира мешало человеческой мысли выходить за их пределы.
В Египте не произошло и не могло произойти широкого развития материалистических взглядов, и реальные представления о мире никогда не были там основой философского миросозерцания, хотя в некоторые исторические моменты и возникали сомнения в правильности жреческих учений и даже в существовании богов.
Естественно, что в этих условиях в Египте не было почвы для развития реалистического искусства в такой мере, как это было позднее в Греции. Поэтому К. Маркс, говоря, что “предпосылкою греческого искусства является египетская мифология, т. е. природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно – художественным образом народной фантазией”, - добавляет: “не любая мифология, т. е. не любая бессознательно - художественная переработка природы...”. Египетская мифология никогда не могла бы быть почвой, или материнским лоном греческого искусства” [9].
Ещё греки и римляне обратили внимание на одну из самых характерных особенностей египетского искусства: длительное следование принятым в древности образцам. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся вместе со сложением классового рабовладельческого общества, приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства, почти полностью имевших религиозное назначение. Так, как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта, памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели также религиозно – культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.
Поэтому в искусстве рабовладельческого Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к искусству доклассовому и закрепленных затем в образцах ставших каноническими. К таким пережиткам относится изображение предметов, фактически невидимых ни художником, ни зрителем, но присутствие, которых в определенном месте данной сцены известно (например, рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой). Изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (передача листвы деревьев в виде множества условно расположенных листьев, или оперения птиц в виде отдельных перьев), сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены. Или разных частей фигуры (так, птица изображается в профиль, а хвост сверху; в профильных изображениях рогатого скота рога даются в фас; у фигуры человека – голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль) [11].
Пережитком
искусства и религиозных
Необходимость
следовать канонам вызвала
Однако каноны в то же время сковывали творчество художников, а позднее играли уже только консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций [3, с. 276].
Не следует все же думать, что египетское искусство было полностью сковано канонами в течение своего многовекового существования, или, что личность египетского художника не играла никакой роли в развитии искусства. Египетское искусство, как и искусство каждого народа, развивалось и изменялось в зависимости от конкретных изменений исторических условий, отражая и новые требования, выдвигавшиеся в связи с этими изменениями, и борьбу различных социальных слоев, и то значение, которое имели местные художественные школы и отдельные мастера, сумевшие проявить свою творческую силу даже в пределах канонических рамок [5, с. 123].
Памятники сохранили нам много имён творцов египетского искусства. Из автобиографий наиболее выдающихся мастеров видно, что они и сами сознавали свое значение в развитии искусства их страны. Так, в надписи знаменитого зодчего 16 в. до н.э., Инени, высеченной по его приказанию в Карнакском храме, мы читаем: “То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца... Я буду хвалим за мое знание в грядущие годы теми, которые будут следовать тому, что я совершил”.
Хотя
египетское искусство сложилось
в первом в истории человечества
классовом обществе и отражало идеи господствовавшего
класса, в нём постоянно отражалась народная
мифология, созданные народом поэтические
и художественные образы; реалистические
тенденции египетского искусства, выразившиеся
в интересе к живому человеку и к подробному
изображению жизни египетского народа
и определившие жизненно правдивые черты
художественного творчества, имели глубокую
народную основу и в силу этого приносили
особенно значительные плоды в те периоды,
когда усиливалась общественная роль
широких масс [8].
1.2 Живопись
Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Наше представление о египетской живописи основано на крайне неполных данных, поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи храмов не уцелело почти ничего, от дворцов и жилых домов до нас дошло лишь несколько образцов, и только живопись гробниц сохранилась в достаточно большом количестве.
Эта живопись использовала следующие краски: чёрная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), серая (из смеси белой и чёрной), синяя (фритта кальция и силикат меди), зелёная (измельчённый малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра), красная (охра), разовая (смесь белой и красной), жёлтая (охра жёлтая и аурипигмент). Краски разводились на воде с клеем и наносились плоскими мазками с помощью кистей, которые делались из растительных материалов и в небольшом количестве дошли до наших дней. Использовалась техника темперы. Краски накладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем гипса или глины, или же служили для подкрашивания барельефов.
Сюжеты египетской живописи Среднего и Нового царств были весьма разнообразны; среди них встречаются изображения ремесленников, принимавших участие в создании сооружения (изображение краснодеревщиков и ювелиров в гробнице Рехмира). Украшение дворцов и жилых домов при XVIII династии говорит о большом декоративном чувстве; некоторые образцы живописи времён Аменхотепа III и Аменхотепа IV свидетельствуют о влиянии эгейского искусства, что объясняется существовавшей в тот период при египетском дворе тягой к экзотике [7, с. 86].
Потолки усыпальниц обычно декорируются тщательно выполненными геометрическими мотивами и растительными фризами. Основные мотивы, используемые в живописи, - это прямые и ломаные линии; шашечный узор; розетки; сетки; спирали; шнуры; греческий орнамент; элементы растений; иероглифы.
Мотивы эти сформировались, скорее всего, под воздействием других видов искусств: прямые и ломаные линии воспроизводят мотивы тканей и плетёных изделий, розетки повторяют небольшие кожаные диски, украшавшие одежду, орнаментальные сетки имитировали сетки из жемчужных нитей, известные как украшения уже со времён Древнего царства.
Ряд плафонов имел оригинальный декор, так, например, потолок гробницы Неферхотепа в Фивах украшен птицами и бабочками, порхающими среди цветов; потолок усыпальницы Хеви имеет эпиграфический орнамент с именем и титулами усопшего.
В заключение
следует отметить появление живописи
как книжной миниатюры – в «Книге
Мёртвых». Рисунки иллюстрируют текст,
самый известный из них изображает суд
Осириса над умершими, бог взвешивает
душу усопшего на весах; впоследствии
этот сюжет будет часто появляться на
порталах романских и готических соборов
[1, с. 264].
1.3 Скульптура
В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись со гласно канону (греч. “норма”, “правило”) — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.