Особенности искусства Древнего Египта и Древнего Двуречья

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:54, доклад

Описание работы

О грандиозности самой большой из египетских пирамид – пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят её размеры: высота – 146 м, а длина основы каждой из 4
граней – 230 м.

Работа содержит 1 файл

Особенности искусства Древнего Египта и Древнего Двуречья.docx

— 21.03 Кб (Скачать)

                         

 

 

 

Доклад

По культурологии

На тему

Особенности искусства  Древнего Египта и Древнего Двуречья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Особенности искусства Древнего Египта

 

    Египет как древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в IVв. до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: раннее, древнее, среднее и новое царство.

    Ранний Египет  – это время образования рабовладельческого  строя и деспотического государства,  на протяжении которого сформировалась  характерное для древних египтян  религиозные верования: культ  природы и предков, загробный  культ, фетишизм, тотемизм, и магия.  В культовом

строительстве начал широко использоваться камень.

   Древнее и среднее  царства характеризовались как  эпоха строительства, удивляющая  размерами гробниц фараонов, таких  как пирамиды Хеопса, создание  уникальных памятников искусства,  таких как сфинксы фараонов, портретные  рельеф на дереве.

   О грандиозности  самой большой из египетских  пирамид – пирамиды Хеопса, которая  не имеет себе равных среди  каменных сооружений всего мира, говорят её размеры: высота  – 146 м, а длина основы каждой  из 4

граней – 230 м.

   Тем самым, можно сказать, что ещё одной особенностью древнеегипетского стиля является подчеркнутая геометричность форм в архитектуре и скульптуре.

  В период Нового царства особенно расцветала архитектура храмов. Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нифертии, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса – в фас.

   В искусстве Древнего Египта сохранялся ряд условностей: 
- изображение предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой). 
- изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев);  
- сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах. Например, птица изображалась в профиль, а хвост сверху.

   В границах своеобразного  мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая  система древних египтян о  построении мира. Все множество

раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами.

   Открытие иероглифов  как письменности способствовало  развитию таких жанров словесности  как мифы, сказки, байки, молитвы,  гимны, эпитафии, повести, любовная  лирика и даже философские  диалоги и политические трактаты.

   Бурное развитие  искусства в древнеегипетском  обществе привело к

появлению первых в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм.

   Таким образом, можно сделать вывод, что основными чертами искусства Древнего Египта являлись : каноничность, символичность, геометричность, массивность, сочетание стилизации и натуралистичности в одном изображении, устойчивость традиций и др.                                              Древнее царство – создание единой державы, искусство выражало прежде всего мощь государства и непостижимость обожествляемой власти.        Среднее царство – колебание устоев, переоценка ценностей. 
Новое царство – период расцвета, торжество египетской мощи.

   Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.

 

 

 

 

Особенности искусства  Древнего Двуречья

 

   В конце IV тысячелетия до н. э. на юге современного Ирака, там, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты. Ее создателями были шумерийцы. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу  земли — Аккад. Впоследствии эту долину назвали Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками»).

 

   Высокого мастерства достигли в Древнем Двуречье резчики по камню, с виртуозным искусством исполнявшие изображения на небольших цилиндрических печатях. Когда такой цилиндр прокатывали по сырой глиняной табличке, вырезанный на поверхности камня узор или рисунок отпечатывался в зеркальном отражении в виде выпуклого рельефа.

   Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Главной особенностью монументального зодчества было применение искусственно возведенных платформ, что объяснялось необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем желанием сделать здание видимым со всех сторон.

   Другой характерной чертой,  была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод.

   О древнем храмовом зодчестве шумерийских городов дают представление развалины храма, посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. Согласно реконструкции храм стоял на высокой платформе, сложенной из плотно утрамбованной глины. Впервые в украшении здания были применены круглая скульптура и рельеф. Статуи львов по бокам входа были выполнены из дерева.

   Шумерийцами был создан зиккурат — своеобразный тип культовых построек, в течение долгого времени занимавший видное место в архитектуре городов. Зиккурат возводился при храме главного местного божества и представлял высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца; на вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение, венчавшее здание, - так называемое «жилище бога».

   Пластика Древнего Двуречья характеризовалась преобладанием мелкой скульптуры, главным образом культового назначения. Несмотря на довольно значительное разнообразие, которое представляют собой памятники скульптуры различных местных центров Древнего Шумера, можно выделить две основные группы - одну, связанную с югом, другую - с севером страны.

   Для крайнего юга Двуречья характерны приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, с клювообразным носом и большими глазами. Пропорции тела не соблюдены. Скульптурные памятники северной части южного Двуречья отличаются более вытянутыми пропорциями, большей проработкой деталей, стремлением к натуралистически точной передаче внешних особенностей модели, хотя и с сильно преувеличенными глазными впадинами и непомерно большими носами.

   При раскопках захоронений ученые-археологи обнаруживали драгоценности в захоронениях. Предполагалось, что грудь умершей женщины должна быть обвешана ожерельями, сделанными исключительно из натуральных камней. Анализ украшений говорит о высокой технике изготовления, т.е. жители древнего Востока владели хорошей, высокой по уровню техникой обработки камня, металла и фаянса.

   Таким образом, изучение искусства и культуры древнего Двуречья дает нам обширный материал по истории всего Востока и не только в этот период. Это обусловлено тем, что в основном, сохранились памятники этого периода, трактаты о Восточных землях. В связи с этим, культурное наследие является одним из важнейших источников для изучения данного периода.


Информация о работе Особенности искусства Древнего Египта и Древнего Двуречья