Мифология и искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:22, реферат

Описание работы

Египетская цивилизация – одна из самых древних на нашей планете. Она существовала длительное время, и главной причиной тому стало своеобразное месторасположение государства, окруженного пустынями и удаленного от других стран. Протянувшейся на многие километры вдоль плодородной долины Нила, Египет развивался безо всякого иноземного воздействия.

Содержание

Введение 2

Мифология Древнего Египта. 3

Сложение египетского пантеона богов. 4

Миф о рождении Осириса, его сестер и братьев. 7

Миф об Осирисе и Исиде. 9

Заупокойный культ. 11

Искусство Древнего Египта. 14

Архитектура 14

Изобразительное искусство. 18

Письменность 22

Заключение 24

Приложение 25

Список литературы. 27

Работа содержит 1 файл

Мифология и искусство Древнего Египта.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

                                      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Введение

 

      При выборе темы для данного реферата я основывалась на моем интересе к мифологии и искусству Древнего Египта. Это государство несколько раз я посетила лично и, окунувшись в атмосферу древности меня, захватила его история. Самое удивительное, что такая великая цивилизация пребывает в данное время в состоянии упадка. Там постоянно находятся в контрасте нынешний очень низкий уровень жизни населения и великие памятники, невероятные открытия Древнего Египта.

   Египетская  цивилизация – одна из самых древних на нашей планете. Она существовала длительное время, и главной причиной тому стало своеобразное месторасположение государства, окруженного пустынями и удаленного от других стран. Протянувшейся на многие километры вдоль плодородной долины Нила, Египет развивался безо всякого иноземного воздействия.

   Во  время ежегодных разливов воды Нила заполняли долину, а когда уходили, оставляли толстый слой бурого ила, удобряющего землю. Эта земля  приносила жителям страны щедрые урожаи. Люди возносили благодарственные молитвы великой реке, а свою страну называли Кемет – «черная земля». Народом Египта правили цари – фараоны. От многих из них в анналах истории остались только имена (ни упоминаний о законах их правления, ни памятников не сохранилось). Летоисчисление Египта современные исследователи ведут по царским династиям. 
 

 

                     Мифология Древнего Египта.

 

   Важнейшее место в жизни египетского государства занимала религия. Особенно важны были две положения: сложение египетского пантеона богов и заупокойный культ.

   Своими  корнями мифология Древнего Египта уходит в шестое тысячелетие до н. э. В каждом из Египетских номов (областей) формировался собственный пантеон богов, которые воплощались и птицах, животных, камнях, природных явлениях. Божества символизировали и отдельные номы, например богиня Унут, изображаемая в виде зайца, олицетворяла Гермопольский ном. В дальнейшем покровитель каждой области стал демиургом в божественной триаде.1

   Египетская  мифология связана с представлениями  людей о загробной жизни, считавшейся продолжением земного существования. Стремясь сохранить тела умерших для дальнейшего бытия в ином мире, египтяне мумифицировали их. Они строили для своих покойников жилища-гробницы и снабжали их всем необходимым: пищей, посудой и другими предметами быта.

                     Сложение египетского пантеона богов.

 

   Египетский пантеон богов составляют божества олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.).

   Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное  божество, которое в разных номах представлялось в различном облике. В одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой огромный жук, катящий по небу солнечный диск, а иногда солнечный бог представлялся в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны: Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда боги назывались по-разному в разное время суток. Например бога Солнца как утреннее называли Хепри, как солнце в зените Ра, как вечернее Атум. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра.

   Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня-целительница; Тефнут - любимое око Ра, богиня влаги; Хатор - солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви,  веселья, музыки,  пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все богини считались дочерьми Ра, их объединяло изображение: все они изображались в виде женщины с головой львицы.2

   Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии (16-14 вв. до н.э.) он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

   Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона - солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.

   Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался  бурный рост растительности. Эти явления природы  отразились  в  следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота,  которые стали павианами.  Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов.3

   Праздник  возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался  “днем виноградной лозы и полноты Нила”.

   В наиболее знойное время  года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет: когда Ра состарился и “его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури”, люди перестали почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”4. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая, превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, “дабы она, опьянев, уснула....” Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах.

   Борьба  солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.

   Хапи - бог Нила. Его символы - лотос и папирус. Его праздник  соединялся с началом разлива Нила.

   Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте. Кроме того он был душой бога Птаха и бога Ра.

   Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике  человека.

   Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодородия”, ”правительница закромов”. Представала в образе змеи  или  женщины  с  головой змеи. Праздник ,посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы.

   Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

   Онурис - бог охоты и войны.

   Маат  - богиня истины и справедливости,жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.

   Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой  ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря.

   Сиа - богиня мудрости и познания-женщина, соправождавшая бога Тота с правой стороны.5

   Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

           Миф о рождении Осириса, его сестер и братьев.

 

   Эту легенду записал греческий историк  и литератор Плутарх, живший в конце первого -  начале второго века н. э.

   В то время, когда Ра еще был царем Египта, а не солнечным божеством, плавающем по небесному Нилу в своей ладье, Маат, богиня истины и порядка, жена бога Тота, решила создать времена года. Поделив весь год на три равные части, она дала каждой из них особое название: время разлива, время всходов и время урожая. Все три периода богиня в свою очередь разделила на месяцы, по четыре в каждом. В месяцах было по 30 суток, дневное и ночное светила (Солнце и Луна) получили в пользование по половине суток. Таким образом, и солнечный, и лунный год равнялся 12 месяцам, или 360 дням. Такой порядок устроил обоих, а хранительницей его стала Луна. Но вскоре простодушную Луну смог обмануть хитрый Тот, бог мудрости, и установленный Маат порядок был нарушен.6

   Произошло все так. Богиня неба Нут тайно  обручилась с богом земли Гебом, и Ра, узнав об этом, страшно рассердился  и решил сурово наказать ее. Он проклял все 360 дней в году и объявил несчастной Нут, что ни в один из этих дней она не сможет родить ребенка и потому на все времена останется бездетной.

   Нут начала плакать и умолять Ра забрать  назад свое проклятье, но разгневанный бог отвернулся от нее и ушел. Нут поливала слезами землю до тех пор, пока к ней не подошел Тот, который предложил ей свою помощь. Он придумал хитроумный план и, не посвятив в него бедняжку Нут, улетел. Богиня опять зарыдала, и дождь вновь обрушился на головы людей.

   А тот тем временем прилетел к Луне. Любившая приятное общество, она очень  обрадовалась гостю и начала угощать его вкусными лепешками, орехами, фруктами и вином. Затем гостеприимная хозяйка попросила бога сыграть с ней партию в кости. Тот согласился, но предложил в качестве ставки одну семьдесят вторую часть каждого лунного дня. Луна решила, что от такой мизерной доли большого убытка никому не будет, и потому не стала спорить. Ей и в голову не пришло, что в сумме эти минуты, взятые из 360 дней, составят целых пять суток. Конечно же, победителем оказался Тот. Когда Луна поняла, что она натворила, бедняжка пришла в ужас, но было уже поздно. А хитрец Тот взял свой выигрыш и присоединил его к солнечному году. Таким образом, в лунном году осталось всего 355 дней, зато в солнечном их стало 365. Эти неучтенные пять дней никак не затрагивались проклятьем Ра, который знал, что в году всего 360 дней. Конечно, он мог бы произнести дополнительное проклятье и новые пять дней стали такими же, как и 360, но предусмотрительный Тот учел и это. Он посвятил появившиеся пять дней самому Ра, и последнему стало как-то неприятно проклинать то, что посвящено ему. Как ни ругался Ра, он ничего не смог поделать, и вскоре старику пришлось смириться.

   Год подходил к концу, и в последние  пять дней перед наступлением нового года Нут родила пятерых детей. Сначала  на свет появился Осирис. На второй день – Гор Бехдетский, на третий – Сет, бог пустыни, стихийных бедствий и войн. Вместо лица у него была звериная морда, а красные волосы на голове напоминали раскаленный песок пустыни. День, когда родился Сет, египтяне считают несчастливым. В этот день фараоны и вельможи не принимают важных решений и не начинают новых дел. Затем на свет появилась Исида, а вслед за ней Нефтида.

                                  Миф об Осирисе и Исиде.

 

   Миф описывается Плутархом в сочинении "Об Исиде и Осирисе", написанном в I веке н.э.

   Из  пяти божеств, рожденных Нут и Гебом, - братьев и сестер - особенно близкими были Исида и Осирис, полюбившие друг друга еще во чреве матери. Взойдя на престол, Осирис стал заботиться о своем народе. Именно он приобщил народ к культуре, очаровал и подчинил себе людей своей музыкой.

Информация о работе Мифология и искусство Древнего Египта