Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:48, реферат
Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой ,
скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом связано с заупокойным
культом.При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была
т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем
зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого
ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов ,
окружающих 60 - метровую усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной
отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного ком-
плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.Выделение
гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть
“сынов бога”.
Изобразительное искусство
Древнего Египта.
Архитектура.
Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой ,
скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом связано с заупокойным
культом.При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была
т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем
зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого
ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов ,
окружающих 60 - метровую усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной
отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного ком-
плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.Выделение
гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть
“сынов бога”.
Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й
династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и Микерина (греч.вариант их
имен).Их отточенная форма , основанная на пропорциях “золотого сечения” ,
была предельно лаконична и бесконечно вырази - тельна.Два элемента определяли
закономерности формы : основание, квадратное в плане , и схож -
дение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь
сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне.Гениальная в своей
простоте пирамидальная конструкция несла худо - жественное обобщение самой
сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.
Характерной особенностью
пирамид как архитектурных
массы и пространства:
небольшая , а подводили
к ней длинные и узкие
элемент был сведен к минимуму.
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама
пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на
берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел
длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он
подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды
.Ансамбль фараона
Хефрена имел гигантского
“отцом страха”.Считается , что это было изображениеХефрена в львином образе
(голова человека и тело льва).
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип
заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-
Бахари (западный берег Нила).
Первое,бросающееся
в глаза новшество,изменение
скал Ливийского нагорья.
Второе - усложнение композиции заупокойного храма , состоящего из двух
террас,распо- ложенных одна над другой и завершаемых небольшой
пирамидой.
, как бы притормаживается верти кальными портиками , идущими по фасаду и по
бокам храма.
За основным ядром
комплекса шел небольшой
Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения ,
вырубленные в скале.
К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с
двух сто - рон
стенами и соединяющая храмик
с главным заупокойным
Дополнительными элементами этого архитектурного ком плекса были каменные
раскра - шенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад с двумя бассейнами
перед первым гипостильным залом.
От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре
Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный
храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам
долине Деир-эль-Бахари архитекторомСенмутом , рядом с храмом Ментухотепа I.
Самая главная новация - захоронение отдельно от храма.Царская мумия спрятана
где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов ,
что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три
террасы,возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшая
декорировка , широкое использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие
колоннад,деревья и искуственные пруды , размещавшиеся и на террасах.
Идея пространственно
развитого храмового комплекса,
центральной оси,наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях
Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-
Ра (16-15 вв.до н.э.).
Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные
и пространственные компоненты : молельня,коронный зал,открытый двор.Они
выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со
сфинксами.Чередование их акцентиро - валось огромными пилонами - входами ,
представляющие собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над
остальными архитектурными объемами храмового комплекса.Перед пилонами
размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.”иглы
фараона”).
Основным средством архитектурной выразительности была колонна : в
карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта этих колонн -
использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских
папирусов и лотоса.
Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских
архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.В
большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.
Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части.Первая-
вытянутый прямоугольник,юбозначающий первый открытый двор с колоннадой по
центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего
папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор,обнесенный
двухрядной колоннадой
; третья - самая обширная,прямоугольная,
значающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища и
молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть
начинается вестибюлем с 32 колоннами.
Постепенное движение
к молельням через
“заросли”каменного
папируса имело и “световую драматургию”
солнцем двора ,через сумрак колонного зала , куда свет проникал сквозь
верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно
освещенной молельни.Недаром некоторые ученые считали,что египетское храмовое
сооружение является скорее дорогой для процессий ,нежели пространством для
пребывания.
И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта
т.н.Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса
II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия) , которые полностью
высечены из скального массива , включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на
фасаде.
Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового
царства,максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его
каноничность.Офор-
мившиеся характерные особенности изобразительной форм,композиционного
решения становятся обязательными для всех последующих произведений
определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись.При всем
этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию,ибо истинное
художественное творчество не может не реагировать на те изменения кото - рые
происходят в духовной культуре общества.Поэтому мы будем рассматривать весьма
ограни -
ченный круг произведений,связанных
со скульптурными статуями,
росписями,отобрав те образцы,в которых наиболее ярко отразились основные
моменты развития египетского
искусства.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с
выдви- нутой левой ногой и опущенными руками,прижатыми к телу (статуя
Микерина с богинями,статуя Ранофера);сидящая,с руками ,положенными на колени
(статуя Рахотепа и его жены Нофрет ,статуя царскогописца Каи).
Для всех характерны следующие художественные приемы:фигуры построены со
строгим соблюдением
фронтальности и
взгляд устремлен вперед;фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого
высечены , что подчеркивается сохране- нием части этого блока в виде фона ;
статуи раскрашивались:тело мужских фигур - красновато-ко -
ричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.
Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие.К
этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить
небольшой , но очень существенный штрих - портретные черты в передаче
лица.Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и
выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у
переносицы,аккуратными усиками и пухлыми губами ;надменное лицо зодчего Хе-
миуна,чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо
верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.
Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая
обработка тела: молодого
,физически развитого или
жиром , с дряблой кожей и морщинками.
В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной власти в создании
народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам,
стали устанавливать перед храмами и внутри их.Личность фараона
возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых
Информация о работе Изобразительное искусство Древнего Египта