Формирование общетрудовых умений на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности
Объект исследования - формирование общетрудовых умений на уроках технологии.
Предмет исследования - применение методов и приемов обучения школьников общетрудовым умениям на уроках технологии.
Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии будет эффективным если:
- учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.
- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
- труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Формирование общетрудовых умений на уроках технологии.
1.1. Общетрудовые умения на уроках технологии………………..
1.2. Методика обучения технологии учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………………
1.3. Методика обучения учащихся начальных классов работе с бумагой и картоном
ГЛАВА 2.Экспериментальное исследование ………………………………………………………………………………
2.1.Констатирующий эксперимент…………………………………………………
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………………………………....
2.3.Контрольный эксперимент………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по Трудовому обучению.docx

— 30.53 Кб (Скачать)
 

                                                  ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………… 

ГЛАВА 1. Формирование общетрудовых умений на уроках технологии.

1.1. Общетрудовые умения на уроках технологии………………..

1.2. Методика обучения технологии учащихся начальных классов………………………………………………………………………………………………………

1.3. Методика обучения учащихся начальных классов работе с бумагой и картоном

ГЛАВА 2.Экспериментальное исследование ………………………………………………………………………………

2.1.Констатирующий эксперимент…………………………………………………

2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………………………………....

2.3.Контрольный эксперимент………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Трудиться – значит умножать общественное богатство своим  трудом, уважать и охранять результаты общего труда, добровольно и самоотверженно трудиться на общее благо.

Как писал К. Маркс, соединение обучения с производительным трудом и гимнастикой является единственным средством для производства всесторонне  развитых людей.

Труд с самого раннего возраста, детства является важным средством воспитания. В процессе труда формируются трудовые способности  и навыки, потребность трудиться  и интерес к труду, волевые качества, убеждения, необходимые для успешного выполнения трудовых заданий. В процессе труда воспитывается эмоциональная сторона личности школьника, формируется уважение к человеку, к труду, к общественной собственности. Труд воспитывает у школьников такие черты характера, как аккуратность, пунктуальность, точность добросовестность, упорство, на их основе формируется сознательная трудовая дисциплина.

 Вопросами трудового  обучения и воспитания учащихся  школ занимались такие видные  ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко,  А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.

 Трудовое обучение - обязательное условие и составная  часть обучения, воспитания и  развития ребенка на начальной  ступени общеобразовательной школы  реализуется средствами разнообразной  урочной и внеурочной деятельности  учащихся.

Цель трудового  обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности

 Объект исследования -  формирование общетрудовых умений на уроках технологии.

 Предмет исследования - применение методов и приемов обучения школьников общетрудовым умениям на уроках технологии.

 Гипотеза: трудовое  обучение учащихся технологии будет эффективным если:

- учитель будет  владеть современной теорией  и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.

- создана хорошая  материальная база для процесса  трудового обучения.

- труд будет рассматриваться  как средство развития личности учащихся. 

 В соответствии  с целью были намечены следующие  задачи исследования:

 -  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Формирование общетрудовых умений на уроках технологии.

    1. Общетрудовые умения в начальных классах.

В начальной школе  трудовое обучение проводит учитель, преподающий  и другие предметы в этом классе. Программа предусматривает обучение основам работы с бумагой и  картоном, простые виды работы с  тканью и другими текстильными материалами ( шитьё, вышивание ), плетение,  вязание, а так же работа с пластилином, глиной и другими естественными  материалами. Самым массовым видом  трудовой деятельности в процессе воспитания является самообслуживание, в которое  дети вовлекаются ещё в раннем дошкольном возрасте в семье и  детском саду. Все школьники с  первого класса систематически участвуют  в труде по самообслуживанию, содержанием которого, наряду с поддержанием в школе санитарно-гигиенического режима ( уборка и проветривание помещений) является создание силами учащихся наиболее благоприятных условий для учения, труда, других видов деятельности детей. Учащиеся берут на себя заботу о порядке, чистоте, эстетическом оформлении классов и школы, ответственность за бережное отношение к школьному имуществу. Организуя работу школьников младших классов, педагог выбирает такие виды трудовых заданий, которые по своему содержанию и характеру их выполнения приносят детям удовлетворение и радость, позволяют включить в труд элементы игры, что делает интересным для детей напряжение их физических и умственных сил. Формируется отношение быть полезным в школе, семье, трудиться в коллективе, выполнять любую работу в интересах коллектива, школы, общества. В труде учащиеся используют знания, усвоенные на уроке. Воспитательное значение самообслуживания, возрастает там, где оно охватывает все области жизни школы, где организаторами становятся сами учащиеся. Систематическое участие в труде по самообслуживанию приучает ребят на деле чувствовать себя рачительными хозяевами в своей школе, всегда и во всем обходиться без нянечек, прививает им простейшие навыки ручного труда. Необходимо добиваться, чтобы не только в школе, но и дома, в семье учащиеся активно участвовали в бытовом труде, в самообслуживании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Методика обучения  учащихся начальных классов на уроках технологии

Система начального обучения -  трудовая деятельность, является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.

 Именно в начальных  классах закладываются основы  социально активной личности, проявляющей  интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к  людям труда и другие ценные  качества, способствующие усвоению  требований жизни и утверждению  в ней.

 Целью курса  технологии в начальных классах  - развитие творческой, активной  личности, проявляющей интерес к  техническому и художественному  творчеству и желание трудиться.

 Эта цель обуславливает  следующие задачи:

- развитие сенсорных  и умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое и экологическое  воспитание;

- формирование склонностей  и интересов, воспитания поведения  учащихся;

- формирование у  учащихся практических навыков  художественной обработки различных  материалов, конструирования и моделирования,  обращение с простейшими орудиями  труда; развитие творческой самодеятельности, элементов технического мышления;

- целенаправленного  и систематического формирования  умений, навыков планирования трудовых  действий, самостоятельного и взаимного  контроля оценки своего и чужого  труда, самообслуживания и др.

 Программой трудового  обучения в начальной школе  предусмотрено знакомство учащихся  с различными видами труда,  а именно:

- сельскохозяйственными  трудом;

- бытовым трудом;

- основами художественной  обработки различных материалов;

- трудом самообслуживания;

- техническим трудом  и техническим моделированием.

 Деятельностный  подход к построению процесса  обучения технологии (труду) является  основной характерной особенностью  этого учебного предмета. Это  способствует формированию у  младших школьников не только  представлений о взаимодействии  человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности  людей в развитии общества, но  и позволяет сформировать у  них начальные технологические  знания, важнейшие трудовые умения  и навыки.

В процессе обучения технологии в начальной школе  реализуются следующие цели:

 · развитие  сенсорики, мелкой моторики рук,  пространственного воображения,  технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться  в информации разного вида;

 · освоение  знаний о роли трудовой деятельности  человека в преобразовании окружающего  мира, первоначальных представлений  о мире профессий;

 · овладение  начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности  по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

 · воспитание  трудолюбия, уважительного отношения  к людям и результатам их  труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил  сотрудничества в коллективной  деятельности.

Особое место в  содержании курса трудового обучения занимает раздел: «Основы художественной обработки различных материалов», он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами (глина, песок, металл, древесина, природные материалы, кожа, мех и др.), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.

 В процессе  изучения курса технологии у  детей формируется понятие о  технологии, как:

* мастерстве, умении  выполнять интересные творческие  задания;

* процессе превращения  ненужных материалов и сырья  в нужный продукт;

* способах преобразования  человеком того, что дает ему  природа для жизни;

* способах создания  условий для комфортной (удобной)  жизни;

* науке о преобразовании  материалов, сырья и энергии в  необходимый продукт.

В начальных классах  учащиеся знакомятся с технологическими процессами изготовления различных  изделий, учатся находить рациональный и кратчайший путь к решению учебных  и жизненных практических задач. Это дает возможность быстро перейти  от репродуктивного к продуктивному, творческому обучению, а также  сформировать умения и навыки, необходимые  для дальнейшего технологического образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Методика обучения школьников в работе  с бумагой и картоном на уроках технологии.

Большинство уроков труда в начальных классах  посвящены работе с бумагой и  картоном. Бумага и картон сами по себе - кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью  рук, то все можно оживить, дать как  бы вторую жизнь.

 Изготовление  игрушек, поделок из бумаги  и картона - труд кропотливый,  увлекательный и очень приятный. На важность использования бумаги  в деятельности ребенка обращал  внимание А.С. Макаренко. Он  указывал, что материалы (бумага  глина, дерево, и т.д.) «ближе всего  к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке - материал есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

 Изготовление  поделок требует от ребенка  ловких действий, постепенно рука  приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими,  это очень важно.

 Ручной труд  способствует развитию сенсомоторики  - согласованности в работе глаза  и руки, совершенствованию координации  движений, гибкости, точности в выполнении  действий. Труд с бумагой и  картоном оказывает большое внимание  на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются  условия для развития не только  планирующей функции речи, но  и речевой регуляции поведения.

 Труд по изготовлению  поделок из бумаги и картона  способствует развитию личности  учащихся, воспитанию их характера.  Изготовление игрушки требует  определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

 Бумага и картон - самые распространенные и доступнее  в обработке материалы. В процессе  работы с ними учащиеся получают  представление об их производстве, видах, свойствах, об использовании  в быту и технике, о профессиях  людей, связанных с получением  бумаги и картона и их обработкой.

 Формирование  у учащихся практических умений  по обработке данных материалов  осуществляется в процессе изготовления  изделий. С дошкольного периода  детям известны приемы резания  бумаги ножницами, соединения  деталей клеем. В начальной  школе учащиеся расширяют знания  и осваивают умений по разметке  деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с помощью измерительных инструментов, приемы резания картона ножом, различные способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.

Информация о работе Формирование общетрудовых умений на уроках технологии